Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Феноменологический подход К. Роджерса



2019-12-29 304 Обсуждений (0)
Феноменологический подход К. Роджерса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вклад Карла Роджерса в Современную персонологию очень велик. Его по праву считают одним из величайших психологов нашего времени. Созданная Роджерсом теория личности не только стала основой для так называемой психологии третьей силы (или гуманистической психологии), Ставшей противовесом, наиболее популярным в середине XX века, психоанализу и бихевиоризму, его идеи имели поразительное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, групповая динамика и образование. Трудно переоценить огромное влияние роджерса и на формирование терапевтических и образовательных стратегий, используемых сегодня профессионалами не только Соединенных штатов.

Поскольку созданная роджерсом теория личности фундаментальна и разнопланова, включает в себя множество разнообразных положений и учений, требующих отдельного внимания, подробно на них всех останавливаться я не буду, а ограничусь описанием только тех ее аспектов, которые соответствуют теме настоящей работы.

 

4.1. Взгляд на природу человека Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась также как у Фрейда, на основе его личного клинического опыта. Основные положения теории личности Роджерса столь разнообразны, что позволило психологам-методологам отнести ее и к феноменологическому [18.], и к организмическому [19.], и к гуманистическому [8.] направлению в персонологии. Несмотря на это, они не противоречат друг другу, поскольку теория роджерса аккумулирует в себе основные идеи этих направлений. Сам же Роджерс писал по этому поводу: “Я ещё не знаю, как мне назвать это направление, но в моих мыслях оно ассоциируется с такими прилагательными, как феноменологический, экзистенциальный, центрированный на человеке; с такими понятиями, как самоактуализация, становление, рост; с такими людьми в нашей стране, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Роллоу Мей”. [8.]

Теория Роджерса, Практически во всех своих положениях, соответствует трем базовым тезисам феноменологии.

1) материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Поэтому только внутренняя система отсчета человека или субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего его поведения.

Этот базовый тезис феноменологии является одним из определяющих положений всей персонологии Роджерса. Здесь он явно выступал против утверждения бихевиористов о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию. По его мнению, скорее следует говорить об интерпретации ситуации и её персональном значении, которое регулирует поведение.

роджерс отвергал, в большей её части, и теорию фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. Поведение, по его убеждению, не определено прошлыми событиями. “Это наша актуальная интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства влияет на наше настоящее поведение”. [8.]

2) люди способны сами определять свою судьбу, и они ответственны за то, что они собой представляют. Роджерс был уверен в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Субъективная свобода - это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. Однако роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. Поэтому, говоря о свободе выбора, Роджерс строго придерживался положения о том, что понятие абсолютной свободы не применимо к объяснению возможностей выбора человека. В то же время, он считал, что люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. “Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам”. [8.] Это утверждение Роджерса полностью совпадает и подтверждает аналогичную позицию Фромма.

3) Люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В результате своих клинических наблюдений, Роджерс пришёл к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперёд к определённым целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Отстаивая эту точку зрения, Роджерс заявлял: “Я не придерживаюсь точки зрения Поллианны на природу человека. Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может и ведёт себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Но, все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас”. [8.]

Наконец, Роджерс не однократно подчеркивал, что личность можно понять только, если обращаться к целостному человеку. Т. о., он поддерживал холистическую точку зрения на личность, согласно которой, человек ведёт себя как интегрированный организм и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности.

приверженность Роджерса холистическому направлению видна практически в каждом аспекте его теоретической системы, что позволяет отнести ее также и к организмическому направлению в теории личности.

итак, Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.

 

4.2. Мотивация Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Этот мотив представляет собой свойственную, согласно убеждению Роджерса, любому организму тенденцию развивать все свои способности, способствующие его сохранению и развитию. Т. о., важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, т. е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. Он был уверен в том, что для понимания активности человека не требуется каких-то особых мотивационных конструктов, т. е. специфических влечений, таких как голод, половое влечение, безопасность и т. п. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живёт. Это положение теории личности Роджерса перекликается с утверждением Фромма о том, что «единственным смыслом жизни может быть сама жизнь”. [17.]

Итак, по мнению Роджерса, мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Аргументируя эту точку зрения, он отмечал, что поскольку все эти мотивы берут начало в физиологических процессах организма, то это биологический факт, а не психологическая тенденция, регулирующая поведение личности.

тенденция к актуализации, в теории Роджерса, не просто нацелена на снижение напряжения: сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя. Она также подразумевает повышение напряжения. В этом положении взгляды Роджерса совпадают и с представлениями о мотивации Франкла, и, как будет показано в следующей главе, с учением Маслоу о мета мотивации.

Из всего выше изложенного следует, что фактически все поведение людей, согласно теории Роджерса, направлено на повышение их компетентности или на их самоактуализацию. для роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, речь о котором пойдет в следующем разделе.

 

4.2.1. Организмический оценочный процесс это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие её, и от которых они испытывают чувство удовлетворения. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации.

 

4.2.2. Тенденция самоактуализации По мнению Роджерса, наиболее необходимым аспектом тенденции к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации.

в контексте теории Роджерса, тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живёт экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней.

 

4 .3. Полноценно функционирующий человек как и большинство персонологов, роджерс высказывал определённые идеи о конкретных личностных характеристиках, которые определяют хорошую жизнь. полноценно функционирующий это термин, используемый роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний.

Поскольку полноценно функционирующая личность Роджерса во многом соответствует и здоровой личности Фромма, подробно описанной в первой главе настоящей работы, и самоактуализировавшейся личности Маслоу, речь о которой пойдет в следующей главе, подробно анализировать ее я здесь не буду, а приведу только основные ее характеристики, предложенные Роджерсом.

1) открытость к переживанию. Это способность слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. По мнению Роджерса, открытость к переживанию является основной характеристикой полноценно функционирующей личности.

2) экзистенциальный образ жизни. Это тенденции жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее.

3) организмическое доверие. Это способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.

4) эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что каждый человек, по природе своей, свободен и ответствен за свою судьбу. Эмпирическая свобода относится к внутреннему чувству, которое неразрывно связано с чувством ответственности.

5) креативность. В теории Роджерса – это стремление человека жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. [8.]

Приобретя, в процессе развития, все эти качества, человек становится полноценно функционирующей личностью. Однако, для этого необходимо наличие некоторых условий, описанию которых Роджерс уделяет много внимания в рамках своей теории Я-концепции.

 

4 . 4 . УСЛОВИЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Изучению Я-концепции Роджерс придавал огромное значение. Фактически конструкт самости является столь неотъемлемой частью его теории личности, что некоторые психологи определяют её как теорию “Я”. Я-концепция, или самость (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) – это “организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств “Я”, или “меня” и восприятий взаимоотношений “Я”, или “меня” с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый”. [8.]

Из этого определения Я-концепции явствует, что это довольно сложная структура, требующая отдельного анализа. Поэтому здесь я не буду останавливаться на описании всех ее положений, а ограничусь лишь представлением некоторых, наиболее важных с позиции теории Роджерса, факторов, влияющих на формирование и развитие Я-концепции.

в отличие от Эриксона, роджерс не создавал специальную схему критических стадий, через которые проходят люди в процессе формирования я-концепции. он сосредоточивался на том, как оценка индивида другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя. Роджерс выдвинул теорию, СОГЛАСНО КОТОРОЙ, ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ “я” вначале регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Впоследствии структура “я” формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими.

Следовательно, формирование, развитие и содержание я-концепции, в значительной степени, является продуктом процесса социализации. Отсюда вытекают условия, важные для развития я-концепции.

 

4.4.1. Потребность в позитивном внимании Известно, что для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Это явление Роджерс назвал потребностью в позитивном внимании, которая “универсальна, развивается как осознание возникновения “Я”, она всепроникающа и устойчива”. [8.] Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражается в удовлетворении человека, когда его одобряют другие и ФРУСТРАЦИИ, когда им недовольны. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания.

роджерс также предположил, что человеку важно не только позитивное внимание других, но и самому ему необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе - это приобретённая потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или не удовлетворением потребности к позитивному вниманию.

Рассматривая позитивное внимание как определяющий дальнейшее развитие Я-концепции фактор, Роджерс различал две его формы: обусловленное и безусловное позитивное внимание.

 

4.4.2. Обусловленное позитивное внимание обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которое от них ожидают значимые другие, особенно родители. Это приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других нет. Поэтому это положение Роджерс называл также “условия ценности”.

Он утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок, в этом случае, пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, чем он хочет быть и добиваться этого. Это приводит к тому, что Я-концепция находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности.

 

4.4.3. Безусловное позитивное внимание По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию к актуализации ребенка это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что его любят, принимают и уважают без критики и оговорок таким, какой он есть.

роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, “тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать”. [8.] А это, в свою очередь, раскрывает естественную тенденцию самоактуализации.

 

4 .5. Личность и общество в персонологии Роджерса Поскольку Роджерс, в рамках феноменологического подхода, основной акцент делает на субъективном мире сознательных переживаний человека и его отношений к окружающим, он не углублялся в исследования проблем взаимоотношения личности и общества в целом. Поэтому он не предлагал, подобно Фромму или Маслоу, определенных моделей возможного общества или общественных отношений. Однако, полемизируя со Скиннером, Роджерс говорил о создании открытого общества в противовес закрытому скиннеровскому, в котором людям будет дана возможность развивать ценности ответственности, счастья, безопасности, продуктивности и креативности.

Более того, он утверждал, что персонологические исследования должны в конечном итоге обращаться к вопросам, относящимся к хорошей жизни, и к тому, как её достичь как можно большему числу людей.

Глава 5.



2019-12-29 304 Обсуждений (0)
Феноменологический подход К. Роджерса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Феноменологический подход К. Роджерса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)