Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы организации книжной отрасли



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Принципы организации книжной отрасли 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение. 3

1. Современное книгоиздание в Китае. 5

1.1. Принципы организации книжной отрасли. 5

1.2. Правовое регулирование издательской деятельности. 20

1.3. Издательская продукция: особенности, статистика продаж.. 29

2. Книгораспространение в Китае. 36

2.1. Система книгораспространения в Китае. 36

2.2. Экспортные, импортные операции с книжной продукцией в Китае. 56

Заключение. 65

Список использованных источников. 67

Приложение 1. 70

Приложение 2. 71

Приложение 3. 72

Приложение 4. 73

Приложение 5. 74

Приложение 6. 75

Приложение 7. 76

Приложение 8. 77


Введение

Если сейчас совершить прогулку по книжным магазинам в Китае, то можно заметить, что ассортимент книг становится богаче с каждым днем: это китайские и иностранные книги, древняя и современная литература, научные и детские книги.

До 80 годов прошлого века издательское дело Китая рассматривалось, как важная составная государственной идеологической надстройки общества. В то время газеты, издательства, журналы являлись государственными органами. В их руках находился весь издательский рынок, а все государственные книжные магазины «Синьхуа» монополизировали книжный рынок сбыта, как оптовой, так и розничной торговли. В начале 80 годов, в ходе проведения политики реформ и открытости, в сфере розничной книжной торговли появились небольшие книжные магазины на личных началах. Это и послужило началом развития народного книжного бизнеса в Китае.

В конце 2001 года Китай стал членом ВТО, и народный книжный бизнес встретил свою весну. В целях реализации взятых на себя обязательств Китай заметно ускорил шаги по преобразованию в издательской сфере. Особенно в мае прошлого года, когда началась реализация «Положений управления деятельности предприятий по изданию и сбыту книжной и газетной и другой печатной продукции на иностранном капитале», для иностранных предпринимателей был официально открыт доступ в сферу розничной торговли печатными изданиями, газетами и журналами в Китае.

На данный момент Книгоиздание Китая изучено недостаточно полно. В учебно-практических пособиях по издательскому делу, как правило, не рассматриваются в достаточной мере вопросы книгоиздания в Китае. В основном эти вопросы рассматриваются на уровне статей. Кроме того, практически нет исследований по вопросу книгораспростаранения в Китае. Мало работ проводят сравнение практики книгоиздания в КНР с Российской Федерацией.

Данные обстоятельства определяют актуальность исследования книгоиздания в Китае на современном этапе.

Целью дипломной работы является раскрытие основных вопросов издательской деятельности в Китае на современном этапе.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:

- исследование состояния и перспективы развития рынка печатной продукции в Китае;

- рассмотрение принципов организации книжной отрасли;

- изучение правового регулирования издательской деятельности;

- рассмотрение видов издательской продукции, статистики продаж;

- книгораспространение в Китае, в частности раскрытие системы книгораспростаранения в Китае и экспортные и импортные операции с печатной продукцией.

Предметом дипломного исследования являются практические вопросы, освещающие предпосылки, направления и приемы функционирования книгоиздательской деятельности в Китае.

Объектом исследования являются издательства и сопряженные с ними полиграфические, сбытовые и потребительские сферы выпуска и продажи книжной продукции.

Теоретической и методологической основой дипломного исследования послужили работы в области Китая, а также по проблемам в издательской деятельности как Аленичев В., Кузин Ф., Даньшина И., Дымов А., Майсурадзе Ю.Н., Серебряный А.Я., Телешевская А.М., Фицджеральд С.П. и др.

В качестве источников использовалась информация из периодической печати по вопросам книжного дела Китая, а также статистические данные КНР.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Современное книгоиздание в Китае

Принципы организации книжной отрасли

Китай — мировая цивилизация, богатая историческими и культурными традициями.

1 октября 1949 г. явилось эпохальной вехой в истории Китая. Провозглашение Китайской Народной Республики ознаменовало на национально-государственном уровне новые идеологические подходы к глобальным задачам экономического, социального и культурного возрождения страны. После 30-ти лет почти непрерывных войн китайский народ получил возможность приступить к мирному хозяйственному строительству.

Начало преобразования Китая из отсталой страны в передовое государство было неотделимо от идеологической установки на создание не только мошной экономической базы, но и новой, проникнутой социалистическим духом, культуры. Программным стало заявление Мао Цзэдуна: «Мы хотим уничтожить ту старую культуру китайской нации, которая неотделима от старой политики и старой экономики, и создать новую культуру китайской нации, также неотделимую от новой политики и новой экономики»1.

Создание новой культуры было невозможно без развития книжного дела, формирования книжной культуры. После образования КНР книжное дело в стране развивалось высокими темпами. Создается целый ряд крупных государственных издательств, эффективно осуществляется реорганизация частных издательских предприятий. Уже к концу 1956 г. в Китае насчитывалось 101 издательство (82 государственных и 19 частно-государственных), из которых 54 были центрального подчинения и 47 —местного (в провинциях и автономных районах).

В этот период также существенно укреплялась материально-техническая база полиграфии и книгораспространения. Издательская практика получила всё необходимое для решения намеченных задач.

После создания Китайской Народной Республики правительство сразу приступило к реорганизации частных предприятий, в том числе и частных издательств.

В Шанхае одни частные издательства ликвидировались, другие объединялись в частно-государственную структуру «Шанхайсиньвэньи», («Новая литература и искусство Шанхая»), формирование которой началось в 1952 г. Первоначально в «Шанхайсиньвэньи» входило несколько издательств («Хайиан», «Чуни» и др.). В октябре 1955 г. в эту структуру влились «Пинмин», «"Вэньиляянхэ», «Гуанмин», «Цаофэн» и «Шанхайчубаньгунсы».2

Этот крупный центр по выпуску художественной и искусствоведческой литературы взял на себя задачу организационной перестройки всей издательской деятельности в Шанхае, которая была связана с данной тематикой. Здесь же решались вопросы авторского права на перевод зарубежных книг, в том числе советских авторов.

Основная часть книжной продукции принадлежала частно-государственным издательствам: «Чжонгочиннянь», «Шоняэртон», «Цзо Цзя», «Жэньминьвэньсюй», «Цзянсужэньминь», «Ляонинжэньминь», «Хубэйжэньминь»). 3

Если сейчас совершить прогулку по книжным магазинам в Китае, то можно заметить, что ассортимент книг становится богаче с каждым днем: это китайские и иностранные книги, древняя и современная литература, научные и детские книги. Пекинский Дом книги является крупным оптово-розничным книжным магазином. Каждый день с момента открытия магазина в нем всегда полно посетителей. В море книг они выбирают интересующие их издания и одновременно знакомятся с новинками книжного рынка.

За последние годы объем реализации Пекинского Дома книг сохраняет темпы развития 20% в год. В 2005 году общий оборот по продаже книг составил 440 миллионов юаней (58,7 миллиона долларов).

Динамичное развитие книжной индустрии в настоящее время и ее застой в прошлом образуют резкий контраст. В издательской сфере Китая многие годы наблюдалась государственная монополия и большинство издательств были непроизводственными организациями и учреждениями. Они не ставили цели получения прибыли, поэтому и не заботились о конъюнктуре рынка, немало предоставленных ими печатных произведений не пользовалось большим спросом среди читателей.

Для того чтобы соответствовать требованиям рыночной экономики, с конца прошлого столетия в Китае началась реформа книгоиздания. В связи с этим китайские издательства постепенно трансформируют управленческий механизм, благодаря чему появилось много издательств, конкурентоспособных на рынке печатной продукции. В 2002 году была официально создана Китайская издательская корпорация, это крупнейшее в Китае издательское предприятие, состоящее более чем из 10 издательств.

В 2004 году Китайская издательская корпорация выпустила большую партию книг. Она включала в себя классическую литературу, историю, философию, научно-популярные книги, искусство, справочные пособия, а также иностранные классические произведения на китайском языке. Это крупнейшее в Китае собрание книг. Ныне продукция Китайской издательской корпорации составляет свыше 7% от общего количества выпускаемой в стране литературы.

На протяжении коротких десяти с лишним лет издательское дело Китая осуществило переход от плановой системы к рыночной. После этих преобразований ощутился заметный подъем в работе издательских предприятий. По мере проведения реформ издательское дело Китая будет продолжать динамично развиваться.4

Книжная отрасль Китая существенно изменила свою структуру. В 2003 г. в Пекине открыли книжный рынок, а в 2005 г. — крупные книготорговые пункты в регионах, так называемые «Дома читателей». Сегодня ряд книжных домов формируют собственные корпорации, некоторые из них уже включают более 200 магазинов, а также созданы межрегиональные каналы книгораспространения. В Китае действуют 77 книжных домов. 5

Книжные дома быстро развиваются. Так, на центральной Пешеходной улице (Вайфуцзин) находятся: крупнейший государственный шестиэтажный книжный магазин, частный магазин и магазин издательства иностранной литературы, работающие на современных информационных технологиях, где тщательно все продумано — от планировки торговых залов до выкладки товара, позволяя им оказывать высокий сервис обслуживания. Надо сказать, что китайцы — удивительно трудолюбивый и энергичный народ. Они оперативно перенимают лучшие зарубежные новации и в короткие сроки реализуют их на собственных предприятиях. Экспозиция книжной индустрии продемонстрировала высокий уровень культуры двух народов, столкновение двух эпох — Китая XXI века и Китая советской эпохи, где с прогрессивными идеями граничат жесткая дисциплина и «цивилизованные» взаимоотношения, где продолжают читать В. .Ленина, К. Маркса, Н. Островского.

За время проведения политики реформ и открытости с 1978 года издательское дело в Китае получило бурное развитие. Книги, газеты и журналы, издаваемые в Китае, отличаются богатством тематики и содержания, они освещают самые разнообразные сферы научной и общественной жизни, играя все более важную роль в пропаганде политики партии и государства. Они в полной мере отражают успехи, достигнутые страной в ходе проведения реформ и открытости, знакомят аудиторию с новыми достижениями Китая в экономическом строительстве, распространяют научные и культурные знания. Для внедрения в жизнь курса «наука и техника — первейшая производительная сила» и осуществления стратегии «подъем страны за счет прогресса науки и образования» право на приоритетное развитие получила научная и техническая периодика. Непрерывно растет удельный вес научно-технических журналов и газет в общем объеме периодических изданий страны. В них ежегодно публикуется примерно 260 тыс. статьей, касающихся самых широких научно-технических тематик. По мере неуклонного роста использования информационных данных этих журналов и газет в мировом масштабе, их авторитет возрастает раз от разу.6

Среди периодических изданий — будь то общественно-политических, естественнонаучных или научно-технических — имеется немало солидных, обладающих высокой практической ценностью и ярко выраженной научной направленностью. Среди естественнонаучных журналов являются «Системология и математика», «Аэронавтика», «Охрана окружающей среды», «Компьютерная техника». Наиболее престижными общественно-политическими изданиями считаются журналы «Цюши» («Стремление к истине»), «Общественные науки Китая», «Юридические науки», «Китайская женщина», «Китайская молодежь», «Исторические исследования», «Демократия и законность». А среди литературно-художественных журналов наиболее популярны «Народная литература», «Семья», «Кино для всех», «Новый спорт». Постоянное широкое внедрение достижений современных технологий, в особенности электронной и компьютерной техники, значительно способствует качественному совершенствованию периодических изданий. Целый ряд газет и журналов покорил сердца читателей своим оригинальным стилем и высоким качеством полиграфии. По художественному оформлению и печати многие из этих изданий достигли или приблизились к мировому уровню.

За 50 лет КНР культура и искусство Китая развивались зигзагообразно. В начальный период КНР культура и искусство добились заметных успехов и развивались гладко. После 50 гг., особенно в период десятилетней «культурной революции» культура и искусство Китая подверглись жестокому попранию, творческие силы на ниве культуры и искусства были скованы, на поприще литературы и искусства царила пустота.

В Китае имеется два информационных агентства: «Синьхуа» и «Чжунго».

Агентство «Суньхуа» — государственное информационное агентство, штаб-квартира находится в Пекине. Его главная задача — подготовка и распространение важной информации, касающейся политики, экономики, культуры Китая и всего мира. С 1944 г. агентство «Суньхуа» готовит информацию для за рубежа на английском языке, в 1948 г. оно открыло свое первое отделение за рубежом. С 50-х гг. агентство «Суньхуа» постепенно становится одним из ведущих мировых агентств. Оно имеет отдел информации для зарубежных стран и отдел международной информации, в Европе, АТР, на Среднем Востоке, в Латинской Америке, Африке и т.д. работают региональные отделения, в ОАР Сянган, Аомэне, в 100 с лишним странах и районах мира открыты отделения. В настоящее время агентство «Суньхуа» распространяет информацию для зарубежных стран на китайском, английском, французском, русском, испанском и арабском языках, а также передает фотоматериалы и тематические пресс-релизы. В Сянгане и зарубежных странах агентство «Суньхуа» имеет службы выпуска и распространения своих информационных бюллетеней, в Сянгане, Париже и Лондоне — службы выпуска и распространения фотоматериалов. В Азии, Латинской Америке, на Среднем Востоке, в Африке, Северной Америке, Западной и Восточной Европе учреждены службы телетайпной информации, которые предоставляют местной прессе, радио и телеграфным агентствам информацию на разных языках. Головное учреждение агентства «Суньхуа» и его зарубежные отделения соединены специальной сетью связи; агентство заключило соглашения об обмене информацией и фотоматериалами с зарубежными агентствами и отделами политических новостей более 80 стран мира.

Агентство «Чжунго» — второе крупное агентств Китая, его штаб-квартира находится в Пекине, рассчитано на обслуживание проживающих на границей китайских эмигрантов, китайцев, живущих в ОАР Сянгане, Аомэне и на Тайване. Оно создано в 1952 г., с 1 октября того же года начало официально выдавать и пересылать авиапочтой информацию для других стран мира.

Агентство «Чжунго» открыло в 23 провинциях, городах центрального подчинения, автономных районах, а также в ОАР Сянган, Аомэне свои отделения и корпункты, а в США, Японии, Франции и Австралии — отделения.

Агентство «Чжунго» — комплексное агентство, располагает разными современными методами и средствами передачи информации, диапазон его работы широкий, в его главную задачу входят предоставление зарубежным китаеязычным средствам массовой информации и организациям китайских эмигрантов информации, фотоматериалов, пресс-релизов, видео и аудиопродукции. Как важный канал обмена между обеими сторонами Тайваньского пролива агентство посылает корреспондентов на Тайвань, а также принимает в своих стенах тайваньских коллег.7

В 1950 г. во всей стране насчитывалось 205 названий газет, их годовой тираж в общей сложности составлял чуть более 400 млн. экземпляров. С 80-х гг. издание газет развивается очень быстро, сложилась многоярусная и разносторонняя газетная индустрия, центром которой является партийная печать. Наряду с партийными изданиями и органами общественных организаций, в Китае издаются дневные, вечерние, утренние и еженедельные газеты, газеты для крестьян, рабочих, предприятий и разных специалистов. Некоторые газеты печатают преимущественно экономическую и научно-техническую информацию, другие удовлетворяют культурные нужды народных масс. В настоящее время в число общекитайских газет входят: «Жэньминь жибао» (ежедневная «Народная газета») и ее зарубежные выпуски, «Гуанмин жибао» (ежедневная газета «Свет»), «Цзинцзи жибао» (ежедневная «Экономическая газета»), «Цзефанцзюнь бао» (газета «НОАК»), «Чайна дейли» (ежедневная газета «Китая» и т.д.

8 июня 1998 г. одновременно образованы две газетные корпорации центрального подчинения — группа «Гуанмин жибао» и группа «Цзинци жибао». 25 июля того же года в Шанхае создана объединенная газетная корпорация изданий «Вэньхой бао» и «Синьминь ваньбао». Это крупные шаги в реформе средств массовой информации, они означают вступление отечественной газетной индустрии в новый этап развития.

За время проведения политики реформ и открытости с 1978 г. издательское дело в Китае получило бурное развитие. Книги, газеты и журналы, издаваемые в Китае, отличаются богатством тематики и содержания, они освещают самые разнообразные сферы научной и общественной жизни, играя все более важную роль в пропаганде политики партии и государства. Они в полной мере отражают успехи, достигнутые страной в ходе проведения реформ и открытости, знакомят аудиторию с новыми достижениями Китая в экономическом строительстве, распространяют научные и культурные знания. Для внедрения в жизнь курса «наука и техника — первейшая производительная сила» и осуществления стратегии «подъем страны за счет прогресса науки и образования» право на приоритетное развитие получила научная и техническая периодика. Непрерывно растет удельный вес научно-технических журналов и газет в общем объеме периодических изданий страны. В них ежегодно публикуется примерно 260 тыс. статей, касающихся самых широких научно-технических тематик. По мере неуклонного роста использования информационных данных этих журналов и газет в мировом масштабе, их авторитет возрастает раз от разу.8

Среди периодических изданий — будь то общественно-политических, естественнонаучных или научно-технических — имеется немало солидных, обладающих высокой практической ценностью и ярко выраженной научной направленностью. Назовем лишь некоторые из них. Лучшими среди естественнонаучных журналов являются «Системология и математика», «Аэронавтика», «Охрана окружающей среды», «Компьютерная техника». Наиболее престижными общественно-политическими изданиями считаются журналы «Цюши» («Стремление к истине»), «Общественные науки Китая», «Юридические науки», «Китайская женщина», «Китайская молодежь», «Исторические исследования», «Демократия и законность». А среди литературно-художественных журналов наиболее популярны «Народная литература», «Семья»9, «Кино для всех». Постоянное широкое внедрение достижений современных технологий, в особенности электронной и компьютерной техники, значительно способствует качественному совершенствованию периодических изданий. Целый ряд газет и журналов покорил сердца читателей своим оригинальным стилем и высоким качеством полиграфии. По художественному оформлению и печати многие из этих изданий достигли или приблизились к мировому уровню.

По мере всестороннего развития общества и экономики в стране достигнуты огромные успехи в книгоиздании. Особенно в 90-х гг. поэтапное создание системы социалистической рыночной экономики дает новый импульс издательскому делу, а развитие экономики, науки, техники и культуры обещает огромный рынок издательской продукции. Благодаря постепенному созданию системы макроуправления на всех уровнях, издательское дело как и другие сферы, так же обрело шансы на здоровое развитие.

Так, вышли в свет 1169 книг, вошедших в план по изданию важнейших книг на период восьмой пятилетки, причем положительный и экономический эффект от этого послужил хорошим примером для всей издательской отрасли. В план по выпуску важных книжных изданий на девятую пятилетку, принятый Государственный управлением по делам прессы и печати, входят 1200 наименований издательской продукции. Из них 353 приходится на общественные науки, 299 — на естественные науки и техники, 181 — на литературу и искусство. Этот план впервые предусматривает выпуск общедоступных и научно-популярных изданий, а также различного рода детской литературы. На основе государственного плана и при содействии государства издательскими организациями на местах также разработаны и осуществляются планы по выпуску ряда приоритетных изданий.

Сегодня в стране насчитывается 205 издательств, специализирующихся на выпуске аудио- и видеоизданий, 93 издательства, которые выпускают аудио- и видеокассеты для комплектования своей печатной продукции. Еще более 260 предприятий занимается тиражированием аудио- и видеоматериалов. В Китае индустрия по выпуску аудио-, видео- и электронной издательской продукции оснащена прогрессивной техникой и передовыми технологиями. В перечень продукции этой отрасли входят граммофонные пластинки, аудио- и видеодиски в полном ассортименте. В последние годы научно-технические и просветительские аудио- и видеоматериалы занимают очень важное место в аудио- и видеоиздании Китая. Отмечен значительный прогресс аудио- и видеоизданий как с художественной, так и с идеологической точки зрения. Песенный сборник «Караоке», созданный по инициативе Управления по делам прессы и печати других организаций и состоящий из 1000 китайских и иностранных музыкальных произведений, одновременно издан в виде книги, аудио- и видеокассет и лазерных видеодисков. Такого рода издания оживляют культурную жизнь и досуг народа, способны потеснить на аудио- видеорынке заморскую продукцию.

По мере ускорения информатизации общественной жизни в стране с начала 90-х гг. за короткий срок сформировался рынок электронной издательской продукции, который сегодня уже приобрел известные масштабы с точки зрения спроса и предложения. Ныне в реестре Управления по делам прессы и печати числится 36 издательских организаций, занятых в выпуске электронной продукции. Ими подготовлено в общей сложности более 200 видов электронных изданий. Среди этих изданий уже есть свои бестселлеры. Например, видеодиски «Мир принадлежит народу», «Энциклопедия Китая», «Китайское народное изобразительное искусство», «Искусство Китая всех эпох», «Пещеры Могао в Дуньхуане», Императорский дворец «Гугун», «Фармакопея Китая», «Полное собрание законодательных актов КНР», «Китайская иглотерапия» и др.10

Китайское международное издательское объединение играет важную роль в культурном обмене Китая с заграницей. Эта крупная издательская организация сочетает функции издания, печати и распространения книг и периодических изданий на иностранных языках, включая 7 наименований журналов в 32 региональных изданиях. Это журналы: «Бэйцзин ревью», «Китая сегодня», «Китая», «Народный Китай», «Репортажи из Китая», «Китай и Африка» и «Китайская литература». При данном объединении учреждено 11 издательств (в том числе и известные во всем мире Издательство литературы на иностранных языках и издательство «Синьсин», которые ежегодно выпускают около тысячи различных наименования книг на 20 иностранных языках. Среди них монография «Пятитысячелетие живописи Китая», выпущенная Издательством литературы на иностранных языках в сотрудничестве с издательством Йельского университета США, приковала широкое внимание мировой общественности. Сборники «Китай: факты и мифы», брошюры «Обзор по Китаю», «Потала», «Это — КНР и «Лотос», изданные издательством «Синьсин» в различных региональных вариантах, распространяются более чем в 190 странах и регионах мира, они играют важную роль в содействии международной общественности в понимании Китая. В США, Англии, Японии, Египте, Танзании и Сянгане данное объединение учредило собственные дочерние компании и филиалы с целью интенсификации обмена с зарубежными странами. Китайская компания международной книжной торговли, подчиняющаяся этому объединению, занимается распространением различных книг и периодических изданий в 82 странах и районах мира. Эта компания ежегодно проводит «китайские книжные выставки" в других странах мира.

«Учжоу чуаньбо чжунсинь» (издательский центр «Пяти континентов») является неправительственным международным органом, занимающимся главным образом выпуском и распространением аудио- и видеопродукции, включая кино- и телепрограммы. Его издания, дублированные или напечатанные на многих языках, распространяются более чем в 150 странах и регионах мира. С 1993 г., когда было создано это издательство, оно выпускает кино- и телепрограммы объемом в сотни часов и около 100 наименований книг в среднем в год. Его издания главным образом знакомят зарубежную аудиторию с основными направлениями жизни современного Китая, воспевают богатство китайской культуры, отражают ход реформ и открытости, модернизации Китая, отвечают на вопросы, приковывающие внимание общественности всего мира, а также знакомят с обычаями и нравами народов Китая.11

Информационный центр Китая в сети «Интернет» был открыт 1 января 1997 г. Он располагает богатейшей информацией о Китае. Самая высокая частота вхождения в банк данных центра достигает 100 тыс. раз в сутки. Иностранцы составляют 90 процентов электронных посетителей Информационного центра Китая. К концу апреля 2006 г. принято более 3800 посланий по электронной почте. Как правило, не менее 70 процентов абонентов дают высокую оценку информационным данным и услугам этого центра.

В настоящее время на платформе этого информационного центра открыто 12 рубрик общим объемом в 6020 мегабайт, а именно: «Последние известия», «Дружественные связи», «Хроника главных событий в Китае», «Новости из Китая», «Фокус», «Белые книги китайского правительства», «Пресс-конференции», «Экономика и предприятия Китая», «Краткие сведения о Китае», «Книгоиздание», «Репортажи со всех концов страны», «Экран». Более того, по случаю важных государственных событий на платформе этого информационного центра неизменно открываются специальные рубрики с выпусками соответствующей информации, что с одобрением встречается китайскими и зарубежными пользователями. В 1998 г. Информационный центр Китая в сети «Интернет» открыл специальную справочную платформу, предназначенную для знакомства с вопросом прав человека в Китае и положением в Тибете.

В китайской цивилизации, длящейся несколько тысячелетий, древняя художественная литература является ценным культурным наследием. Наряду с большим количеством сказок, найденных в литературных памятниках, поэтическая антология «Шицзин» («Книга песен», составленная в VI в. до н.э., стала первым в Китае сборником стихотворений. В ней собрано 305 народных песен периода от эпохи Западная Чжоу до периода Весны и Осени, они вместе с «Чуцы» («Чуские строфы», написанные Цюй Юанем в период Воюющих царств, являются бессмертными классическими произведениями в истории эпохи Китая. Вслед за этим проза предциньской эпохи, великолепная рифмованная проза «Ханьфу» и «Стихи из музыкальной палаты» («Юефу») конца Ханьской династии отражают характер художественной литературы тех эпох. Еще более известные всем произведения - «Исторические записки» Сыма Цяна и пятисловные стихи «Павлины летят на юго-восток». Стихи и проза династий Вэй и Цзинь, представленные политиком и литератором Цао Цао и его сыновьями Цао Пи и Цао Чжи, стали знамением прогрессивной литературы последующих поколений, жанр их произведений отличается горячностью и силой. При династии Тан уровень стихосложения и прозы достиг вершины, в то время творили тысячи знаменитых поэтов, а классических шедевров стихотворного искусства более 50 тыс. Поэты тех времен Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюйи - гордость китайского народа. Эпоха династии Сун замечательна выдающимися достижениями нового поэтического жанра «цы». Тогда существовали две школы поэтов по жанру «цы»: первая была представлена Лю Юном и Ли Цинчжао и названа «изящной и сдержанной»; представители же второй школы - школы «дерзкой и вольной» — это Су Ши и Синь Цицзи. В годы правления династии Юань высшим достижением литературы были «цзацзюй» («смешанные пьесы»), произведения «Обида Доу Э» Гуань Ханьцина и пьеса «Западный флигель» драматурга Ван Шифу принадлежат к непревзойденным шедеврам этого жанра. «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна, «Речные заводи» Ши Найаня, «Путешествие на запад» У Чэньэня и «Сон в красном тереме» Цао Сюенциня своим глубоким историческим и литературным значением и оригинальным художественным стилем славятся как в древности, так и сегодня.12

Движение за новую культуру, которое началось с 20-х гг. ХХ в., по своему характеру было антиимпериалистическим и антифеодальным. Прогрессивные писатели, лучшим представителем которых был Лу Синь, положили начало новейшей литературе Китая. Повести «Записки сумасшедшего», «Подлинная история А-Кью» Лу Синя, сборник стихов «Богиня» Го Можо, роман «Перед рассветом» Мао Дуня, трилогия Ба Цзиня «Стремительное течение» («Семья», «Весна» и «Осень»), роман «Рикша» Лао Шэ и пьесы «Гроза» и «Восход солнца» Цао Юя являлись наилучшими произведениями этого периода.

В Китае действуют самые разные библиотеки: публичные, вузовские, библиотеки научно-исследовательских организаций, профсоюзов, государственных учреждений и общественных организаций, военных частей НОАК, начальных и средних школ, а также библиотек волостно-поселковых предприятий и библиотеки (читальные залы) в жилых кварталах. К концу 1997 г. в стране насчитывалось 2600 публичных библиотек уездного уровня и выше. 1100 вузовских библиотек, 8000 библиотек в системе научно-исследовательских организаций, а также множество других библиотек. Китайская государственная библиотека является самой крупной в Азии.

В последние годы значительно увеличились капиталовложения в библиотечное дело станы. В большинстве из них перестроены или построены новые книгохранилища, оснащенные современной техникой, включая компьютеры, аппараты для копирования и чтения микрофильмов, копировальные аппараты, аудиовизуальные устройства. Усиливается роль библиотек в социалистическом строительстве как центра сбора, обработки, хранения и распространения информации. Все библиотеки страны стараются повышать качество обслуживания путем продления времени работы, введения режима «открытых полок», увеличения читательских мест, упрощения процедуры оформления абонентской карточки. Более того, они организуют для читателей такие мероприятия, как выставки, доклады, конкурсы-викторины. В их практику, нацеленную на ускорение оборачиваемости книг, входят телефонные заказы, доставка изданий почтой или рассылка на дом, рекламирование новинок книжного фонда. Для расширения сферы обслуживания многие библиотеки предоставляют своим читателям следующие информационные услуги: обеспечение абонентов персональной и тематической информацией, составление библиографий и информационных бюллетеней, информационные справки, сотрудничество с кругом представителей технологического бизнеса. По мере быстрого развития библиотековедения в Китае увеличивается контингент управленческого и исследовательского персонала библиотек. Вместе с тем значительно расширяются деловые связи китайских библиотек с заграницей.13

Таким образом, в заключение, можно выделить следующие моменты.

Начало преобразования Китая из отсталой страны в передовое государство было неотделимо от идеологической установки на создание не только мошной экономической базы, но и новой, проникнутой социалистическим духом, культуры. Создание новой культуры было невозможно без развития книжного дела, формирования книжной культуры. После образования КНР книжное дело в стране развивалось высокими темпами. За время проведения политики реформ и открытости с 1978 года издательское дело в Китае получило бурное развитие. Книги, газеты и журналы, издаваемые в Китае, отличаются богатством тематики и содержания, они освещают самые разнообразные сферы научной и общественной жизни, играя все более важную роль в пропаганде политики партии и государства. Они в полной мере отражают успехи, достигнутые страной в ходе проведения реформ и открытости, знакомят аудиторию с новыми достижениями Китая в экономическом строительстве, распространяют научные и культурные знания. Для внедрения в жизнь курса «наука и техника — первейшая производительная сила» и осуществления стратегии «подъем страны за счет прогресса науки и образования» право на приоритетное развитие получила научная и техническая периодика. Непрерывно растет удельный вес научно-технических журналов и газет в общем объеме периодических изданий страны. По мере ускорения информатизации общественной жизни в стране с начала 90-х гг. за короткий срок сформировался рынок электронной издательской продукции, который сегодня уже приобрел известные масштабы с точки зрения спроса и предложения. Ныне в реестре Управления по делам прессы и печати числится 36 издательских организаций, занятых в выпуске электронной продукции.



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Принципы организации книжной отрасли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы организации книжной отрасли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)