Система книгораспространения в Китае
Систему книгораспространения в Китае следует провести по следующим пунктам: тенденция развития стационарных книжных магазинов, развитие книжных клубов, развитие почтово-посылочной торговли, развитие Интернет-торговли. 24 Тенденция развития стационарных книжных магазинов В настоящее время через книжные магазины Китая проходит в среднем до 70% всей книжной продукции, реализуемой через розничную торговлю. При этом более половины китайских читателей уходят из книжных магазинов с покупками, что является очень высоким показателем по сравнению с Западом. Посещаемость книжных магазинов в Китае также намного выше, чем на Западе. За последнее десятилетие в Китае наблюдается тенденция превращения многих книжных магазинов в универсальные. Крупные универсальные магазины имеют от 60 до 70% постоянных покупателей, а в небольшие магазины заходит до 90% постоянных покупателей. Среди китайских книжных магазинов можно выделить две группы, отличающиеся друг от друга различной организацией книжной торговли. К первой группе можно отнести большие универсальные книжные магазины со свободным доступам в торговый зал, где основной упор делается на поддержание широкого ассортимента продаваемой литературы. Постоянное пополнение торговых залов как новыми книгами, так и пользующимися среди покупателей высоким спросом, происходит с помощью компьютерного контроля продаваемой литературы. Оборудование, установленное в торговых залах, фиксирует каждую покупку, что позволяет достаточно быстро получать информацию о том, поставки каких книг необходимо увеличить. В магазинах постоянно проводятся маркетинговые исследования поведения и маршрутов движения покупателей, на основе чего меняется расположение торговых секций, выявляются наиболее ходовые издания. Подобным книгам находят место на пересечении покупательских потоков в торговых залах, по громкой связи сотрудники магазина рассказывают о таких изданиях, приглашая посетителей ознакомиться с ними и приобрести. Ко второй группе можно отнести магазины, торгующие «через прилавок», с привычным расположением отделов, не ведущие анализа динамики продаж литературы, формирующие ассортимент без учета пожеланий читателей. Кроме того, существуют различные специализированные книжные магазины, которые в основном можно отнести ко второй группе организации книжной торговли, хотя со временем эта тенденция наверняка изменится в сторону первой группы. В современной практике существуют две основные концепции развития книжных магазинов. Первая предусматривает магазины большой площади с обширным и разнообразным ассортиментом. Вторая ориентируется на интенсивные контакты с покупателями на базе меньшего, но тематически глубокого ассортимента. Главным средством финансовой поддержки универсальных книжных магазинов является продажа бестселлеров. Выросла целая популяция людей, покупающих только бестселлеры. Их абсолютно не интересуют книги, о которых не говорят, но зато для них чрезвычайно важно быть в курсе всего того, о чем говорят, независимо от содержания самого чтения. Этих людей легко обслуживать: достаточно иметь в наличии штабеля бестселлеров и хорошенько «раззвонить» о них по округе. Почти ничего не нужно объяснять, потому что никто не хочет ничего знать о самой книге. Бестселлеры способствуют развитию товародвижения в магазине, притоку денег, быстрому обновлению ассортимента, что благоприятствует созданию запасов других, менее подвижных категорий книг. К сожалению, любители бестселлеров приобретают книги там, где это удобнее и дешевле. Принцип удобства уводит их от традиционных независимых книжных магазинов и прельщает местами, где книги продаются вместе с другими товарами, но по более низким ценам, а также магазинами уцененных изделий. Это заставляет независимые книжные магазины работать над индивидуальным подходом к покупателю, тщательно подбирать ассортимент реализуемых изданий, реагировать на малейшие изменения спроса. Все большее значение для распространения коммерческой книги в Китае приобретают книжные магазины в университетах. Многие учебные заведения, даже малые, имеют перворазрядные магазины, обслуживающие несколько прилегающих населенных районов. В крупных универсальных книжных магазинах в Китае установлен свободный доступ к книгам, а для удобства посетителей создана возможность находиться в магазине часами — есть специальные зоны для чтения и отдыха, в некоторых магазинах действуют кафе, безалкогольные бары, и даже рестораны. Магазины оснащены самым современным книготорговым оборудованием. Профессиональные консультанты из оснащенного компьютерами справочного бюро могут проинформировать покупателей о наличии интересующих их книг, о любом издании, вышедшем недавно или несколько лет назад. Книжные клубы В Китае на долю книжных клубов приходится достаточно большой процент от всей розничной книжной торговли. Это, в частности, связано со стабильностью транспортно-посылочной службы и инфраструктуры в целом. Книжные клубы предлагают книги с огромными скидками, что привлекает к ним большое количество покупателей. Все клубы можно разделить на несколько видов: литературные, специализированные (нетрадиционная медицина, садоводство, экология и так далее), профессиональные, религиозные и детские. Большинство книжных клубов (а самые крупные — все без исключения) действуют как независимые филиалы фирм-издателей книг или журналов. В Китае клубы обычно приобретают книгу задолго до ее фактического выхода в свет (примерно за полгода), знакомясь с ней еще в рукописи. Издатель продает права на книгу непосредственно клубу, при этом возможны клубные аукционы за наиболее удачные издания.25 В зависимости от масштабов деятельности клуба и количества экземпляров книги, которое клуб хотел бы иметь в наличии, клубное издание может быть изготовлено тремя путями: клуб может издать книгу самостоятельно, дозаказать основной тираж или приобрести готовое издание со склада издателя. Крупные клубы считают наиболее экономичным выпуск собственных изданий. При этом по контракту издатель обязан безвозмездно передать клубу пленки с текстом, иллюстрации и оригинал суперобложки. Клубы поменьше, наоборот, предпочитают присоединиться к основному издательскому тиражу в тот момент, когда тираж уже отпечатан, и закупают необходимое количество экземпляров готовой книги со склада издательства по так называемой «поэкземплярной» цене, включающей стоимость печати, переплета и бумаги, а наборные процессы всегда полностью оплачивает издатель. Книжные клубы, таким образом, экономят средства, и неважно при этом, какой из трех способов подготовки издания будет ими выбран. За счет экономии клуб может в известной степени компенсировать затраты в любой иной области своей деятельности — выпуске бюллетеней, улучшении работы с членами клуба и так далее. Клубы обычно опираются при отборе на уже устоявшиеся критерии. Например, охотно приобретают книги авторов, произведения которых положительно уже оценивались клубменами; стремятся покупать права на издания по проблематике, близкой его членам. Большое значение в принятии решения приобрести книгу имеет информация отом, что издание привлекло внимание репринтеров, или зарубежных издателей, или известной кинокомпании. Тем не менее, книжные клубы довольно часто приобретают то, чего приобретать не следовало, и, наоборот, нередко упускают книгу, которая имела бы бесспорный успех у членов клуба. Основное активное читательское ядро книжных клубов составляют читатели, которые полностью доверяют редакторам в отборе книг и считают более удобным для себя получать книги по почте, а не ходить за ними в магазин (естественно, при условии основного преимущества членства клуба — высоких скидок на книги). Почтово-посылочная торговля Организация книжной торговли по почтовым каталогам в Китае имеет как преимущества так и недостатки. С одной стороны, это гарантия для издателя, которому обеспечен сбыт, особенно при предоплате, и гарантия читателю, получающему заказанную им книгу без необходимости искать ее по городам. Но, с другой стороны, работа по почтовым каталогам слишком неоперативна. Поскольку каталоги выходят с периодичностью два раза в год, а срок подачи издательством информации о книге заканчивается в среднем за полгода до выхода каталога, то быстрая реакция книготорговца на изменение конъюнктуры рынка в данном случае вряд ли возможна. Решение вышеозначенной проблемы является задачей, прежде всего, самого почтового ведомства, которому необходимо не только сохранять уже имеющиеся наработки, но и развивать и укреплять уникальную почтовую связь с отдаленными от центра регионами Китая. Следует учитывать и положительный опыт книгораспространения в Китае, как, например, использование системы директ-мейл. В Китае к адресной рассылке почтовой рекламы (директ-мейл) прибегают компании, которые выработали свою «Формулу успеха», продвигая специфическую книгу на соответствующих ей рынках.26 Книгораспространение по почте — прекрасный вариант для реализации издательствами своих книг, причем в любом ассортименте и объеме тиража. Всеохватность книжного рынка Китая при использовании почтовой связи предоставляет издателям и книготорговцам прекрасную возможность распространения информации с целью ее дальнейшего использования потенциальными читателями обо всех ежегодно выпускаемых книгах. Интерактивная продажа книгоизданий Книги и журналы являются идеальным товаром для торговли через Интернет, так как представляют собой информацию в чистом виде. Дело в том, что структура книги (резюме, оглавление, главы, разделы) подобна структуре информационных ресурсов компьютера (директории, каталоги, подкаталоги). Поэтому конкретная книга может быть хорошо и логически полно представлена потенциальному покупателю на страницах Web-сайта. К тому же процедура поиска нужной книги по заглавию, автору или ключевым словам, характеризующим ее содержание соответствует процедуре поиска в базе данных. 27 На сегодняшний день в рунете существуют универсальные и специализированные книжные магазины (последние делятся на сайты определенной направленности и на сайты издательств, открывших виртуальный магазин). Книжные Интернет-магазины предлагают большое количество разделов каталога, расположенных в алфавитном порядке. Разделы также могут иметь собственную рубрикацию. В отличие от своих соседей, КНР подошла к Интернету сравнительно недавно. Буквально 3-4 года назад, когда во всем мире, в том числе и в России, уже «гуляли» сети ФИДО, «Спринт» и другие, многие, совсем не посторонние люди в Китае совершенно искренне не имели ни малейшего представления о том, что такое модем. Китайское правительство подвела к необходимости «прорыва» в этой области сама логика экономических и социальных реформ. Не углубляясь в историю постановлений Госсовета КНР, инструкций ЦК КПК и других направляющих документов «партии и правительства» можно кратко сказать: с самого начала Китай пошел своим путем. Начав в 90-91 годах практически с нуля, а именно, с внутренней всекитайской системы «Chinapac», китайцы сумели успешно внедрить имеющиеся, большей частью устаревшие технологии и системы передачи данных в новые, более передовые и универсальные. Первое e-mail подсоединение к Интернету было произведено 13 лет назад в Институте физики высоких энергий Академии наук Китая. Там же в апреле 1994 года было установлено постоянное соединение через 64 Кбит/с. спутниковую линию. Оно позволило «запитать» первых провайдеров Интернета, которыми стали научные учреждения. В том же году в Китае полным ходом шла работа по созданию по меньшей мере трех крупномасштабных сетей с возможностью выхода в Интернет: Golden Bridge, SICNet (State Informational Center Network) и CERNet (China Education Research Network). К концу 1995 - началу 1996 года Китай, сделав мощнейший по материальным затратам и беспрецедентный по масштабам скачок в развитии средств телекоммуникаций и компьютеризации, вплотную подошел к необходимости обозначить свою политику по отношению к Интернету. В начале 1996 года был принят целый ряд постановлений, с одной стороны, — открывающих Интернет для широкой общественности и мира бизнеса (до этого доступ к Интернету имели, в основном, только ученые), а с другой, — жестко регламентирующих порядок и правила предоставления услуг, процесс регистрации пользователей, условия пользования электронной почтой и IP- соединениями. Регламентация диктовалась, прежде всего, политическими причинами: китайские власти пытались таким образом избежать «тлетворного» влияния Запада и блокировать поступление крамольной информации по сетям извне Китая. И, надо сказать, властям это сполна удалось и удается вплоть до сегодняшнего времени. И дело тут не только в системах аппаратного, программного или административного контроля. «Китайский Интернет» создавался и функционирует, согласно установкам властей, для развития обмена научно-технической, образовательной, коммерческой информацией внутри Китая. Соответственно, обмен этот идет на китайском языке. Развитие китаеязычных, внутренних технологий и программ всемерно поощряется правительством. По существу, речь идет о становлении среди 1/5 части населения планеты своей собственной иероглифической сетевой среды. Интеграция этой среды в мировую, англоязычную, — не является «задачей номер один» для Китая. Иероглифический софт имеет лишь один существенный недостаток: невозможность понимания для не носителей языка. Во всем остальном для всех остальных (носителей) нет никаких неудобств. Существует лишь технически вполне разрешимая проблема выхода на англоязычные и другие ресурсы. 28 Таким образом, создавая совершенно полноценную, современную сеть, Китай изначально, в силу специфики языка и письменности, определенным образом ограничивает обратные связи своего Интернета с мировым. Административные ограничения, накладываясь на эту специфику, дают властям еще и дополнительные гарантии того, что доступ к Интернету не станет инструментом в руках оппозиционных элементов. Практически все пользователи в Китае поставлены в такие условия, что любое нарушение инструкций и запретов несет за собой самые суровые санкции в виде или лишения лицензии на провайдерскую деятельность, или отказа в регистрации. Самое интересное, что доступ к мировым ресурсам физически не ограничивается вообще. С пользователей, в крайнем случае, берется «подписка о неразглашении» (работники СМИ). Правда, для регистрации пользователя требуется справка о благонадежности из полиции. Основная же ответственность за «чистоту» сети ложится на провайдеров. Для них повсеместно определен круг рекомендуемых для подписки и постинга конференций и списков рассылки, обязателен мониторинг входящей/исходящей почты пользователей, жестко регламентируется содержание домашних страниц. Безусловно, при наличии желания и умения, китаец может выйти на мировые ресурсы и взять там ту самую «крамолу» в виде порнографии, речей Далай-ламы или talk'ов китайских диссидентов. Но, делая это, он уже точно знает, чем рискует. И, к тому же, после подавления студенческих волнений у молодежи, традиционно наиболее активной в Сети, резко поостыл интерес к политике. Оппозиционная информация не представляет особой ценности в среде, в которой рядовые пользователи вращаются Для коммерсантов в центральных городах Китая под опекой правительственных институтов начинают работать специализированные фирмы электронной коммерции. Данное направление имеет пока статус экспериментального и широко не афишируется. Выход на внешний рынок осуществляется, в основном, через вышеупомянутые «рекомендуемые» конференции и постинг на лояльных серверах Сингапура, Австралии и других стран. Очень активно в последнее время начал развиваться и Web-бизнес. Для последнего очерчен круг предпочтительных отраслей: СМИ, туризм, бизнес-консалтинг, транспортные услуги. То есть те, которые предполагают размещение на страницах более-менее статичной, не часто редактируемой информации и не требуют онлайн-постинга (во избежание все той же крамолы). Кстати, касаясь онлайн-услуг, надо отметить, что в силу этих самых страхов перед оппозицией, предоставление свободного постинга и даже простой feedback на коммерческих и правительственных серверах не в большом почете. Интернет стал той самой палочкой-выручалочкой для китайских реформаторов, которые, кроме всех экономических, политических, социальных и демографических программ, поставили своей негласной задачей в рекордно короткие сроки вытянуть китайский техно-культурный менталитет на уровень передовых международных стандартов. На службу этой сверхзадачи китайской «интеллектуальной революции», сами того не ведая, поставлены сейчас через иероглифические и английские браузеры серверы Тайваня, Сингапура, вновь обретенного Сянгана, Австралии, США, Канады и других стран. Уже «подтянутые» до нужного уровня массивы информации на китайском и английском языках обогащают континентальных китайцев знаниями в самых различных отраслях и, одновременно, прививают им так необходимые навыки и культуру общения с внешним миром. Электронные бюллетени «китайского Интернета» доносят сообщения: открыт виртуальный магазин китайской книги, открыт доступ в базу данных китайского законодательства, создана страничка гуанчжоуской ярмарки - крупнейшей в Китае. 29 Однако все тот же иероглифический строй языка мешает и самим китайцам. Более или менее наполненный «вэб» приходится делать на двух языках — китайском и английском. Это сказывается, во-первых, на объеме, так как китайская кодировка довольно емкая, и, во-вторых, на «удобоваримости» его содержания. Посещая, например, страницу Информационного центра минэлектроники Китая, пользователь, не имеющий кодировки, с трудом сориентируется в том, что ему предпринимать. Параллельное размещение китайских и английских символов создает невообразимый беспорядок. Внутри КНР уже примерно 7 лет действует изощренная сеть компьютерной коммерции, охватывающая практически все, даже самые удаленные и наименее развитые, районы страны. Сеть базируется на развитой инфраструктуре корпунктов государственных СМИ. Она пока недоступна через Интернет на английском. И, вероятно, даже в ближайшие 2-3 года не следует ожидать от Китая открытия публичных онлайновых трейдинговых серверов. Free Posting — основа основ любой электронной коммерции — пока не входит в планы «модераторов» китайского Интернета. Ведь, если сложить воедино темпы компьютеризации и телефонизации населения, тенденции роста популярности Сети и интенсивность агрессивных talk'ов китайских диссидентов — то можно смело утверждать, что для властей любое подобие Free Speech On-Line равнозначно подпольной типографии где-нибудь в центре Пекина. Покупки через интернет, общение через интернет, интернет-литература — все эти проявления сетевой культуры стремительно меняют нашу жизнь, образ мышления и способы творчества. Является ли интернет угрозой или дополнением к традиционной литературе? Этот вопрос широко обсуждается в среде культуроведов. Размещение в сети литературных произведений расширяет читательскую аудиторию, увеличивает влияние литературы в обществе, помогает сохранять и расширять ряды творческой интеллигенции. Заместитель председателя Шанхайского союза писателей, директор издательства журнала «Шанхайская литература» Чжао Лихун сказал, что легкость и удобство чтения и размещения литературных произведений в сети могут пробудить интерес к литературе у многих равнодушных к ней людей, привлечь больше людей к процессу литературного творчества. Для литературы интернет — это благо; он не только расширил каналы распространения литературы, но и способствует ее развитию. Проблема достоинств и недостатков интернет-литературы вызывает интерес у многих писателей. Делегат всекитайского съезда Китайского союза писателей из государственного учреждения центрального подчинения, писатель Сюй Цзяншань, специализирующийся в сфере очерковой литературы, считает, что влияние интернета на формирование ценностных представлений молодого поколения постоянно растет и что здоровая интернет-литература чрезвычайно важна для воспитания молодежи. Вместе с тем, сама интернет-литература должна быть нравственной.30 К концу 2006 г. в стране работали 2767 публичных библиотек, книжные фонды насчитывают более 500 млн. экземпляров. Среди вузовских библиотек по объемам книгохранилищ лидируют библиотеки Пекинского и Уханьского университетов. Библиотечная сеть страны охватывает библиотеки научно-исследовательской системы, профсоюзов, учреждений и общественных организаций, армии, а также библиотеки средних и начальных школ, поселков, предприятий и уличных кварталов. В Национальной библиотеке Китая — самой крупной в Азии — собрано 25 млн. экз. книг, книжный фонд на китайском языке — самый богатый в мире. Национальная библиотека — величественный архитектурный ансамбль, расположенный рядом с живописным парком Цзычжуюань (парк пурпурного бамбука) в Пекине. Здесь хранятся более 3500 образцов «цзягувэнь» (архаические надписи на панцирях черепах и костях животных — древнейшие дошедшие до наших дней образцы китайской письменности), 1,6 млн. древних книг, свыше 1 тыс. свитков дуньхуанских фресок. Здесь собрано 12 млн. книг на иностранных языках и созданы десятки постоянно обновляемых компьютерных банков данных. С 1916 г. библиотека является официальным государственным книгохранилищем. С 1987 г. она принимает на хранение отечественные электронные издания. При библиотеке функционируют Национальный центр Международной стандартной нумерации книг (ISBN) Китая и Информационный центр компьютерных сетей. В настоящее время Национальная библиотека вместе с другими 90 библиотеками страны входит в союз библиотек цифровых изданий, способствуя развитию услуг в сфере цифровых масс-медиа в Китае. В конце 2004 г. началось строительство нового комплекса Национальной библиотеки, включая электронную библиотеку, которую планируется открыть в 2007 г. Расширенное книгохранилище будет отвечать самым современным требованиям, по крайней мере, в течение ближайших 30 лет. Благодаря созданию электронной библиотеки Национальная библиотека станет крупнейшим в мире центром хранения документов и цифровой информации на китайском языке, самой передовой базой сетевой службы в стране.31 Известная в стране и за рубежом Шанхайская библиотека — одна из крупнейших в Китае. Ее самое ценное и уникальное достояние — богатое древнее литературное наследие. Общий книжный фонд превышает 1,7 млн. книг. Наиболее ценными являются раритеты, многие из которых сохранились в единственном экземпляре. Самой древней книге около 1500 лет. Китайская международная издательская корпорация крупнейшая среди корпораций этой категории, ее главная задача — издание и распространение литературы на иностранных языках. Она играет особую роль во внешних обменах и сотрудничестве в области издательского дела. Корпорация издает четыре журнала на английском, французском, испанском, арабском, корейском, японском, русском и китайском языках — «Пекин ревью», «Китай сегодня», ежемесячники «Китай» и «Народный Китай», а также ежегодник «Китай». Корпорация открыла веб-сайты на нескольких языках. Ей подчинены 7 издательств, включая Издательство литературы на иностранных языках и издательство «Новый мир». Ежегодно издаются более 20 видов печатной продукции на иностранных языках, охватывающих более тысячи тем. Книги распространяются более чем в 190 странах и районах мира. Это играет важную роль в более близком знакомстве мира с Китаем. В корпорацию также входит Китайская компания международной книжной торговли, которая распространяет продукцию более чем в 80 странах и районах мира и регулярно участвует в крупных международных книжных ярмарках.32 Пекинская книжная ярмарка, проходившая в 2006 году стала ярким праздником Книги. Уже с открытия российские стенды были заполнены китайской публикой старшего поколения, которая помнит прежние временам сотрудничества, и молодежью, изучающей русскую культуру и язык. Особое внимание они уделяли плакатной продукции исторической тематики, художественным произведениям русских классиков, учебной литературе, миниатюрным изданиям. Экспозиция книжной индустрии продемонстрировала высокий уровень культуры двух народов, столкновение двух эпох — Китая XXI века и Китая советской эпохи, где с прогрессивными идеями граничат жесткая дисциплина и цивилизованные взаимоотношения, где продолжают читать В. .Ленина, К. Маркса, Н. Островского. 33 Российские издатели представили достаточно широкий спектр различной печатной продукции, среди них выделялись: «Белый город», «Большая российская энциклопедия», «Вагриус», «Златоуст», «Издательские программы Правительства Москвы», «Терра», Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, на котором представили уникальную коллекцию серии «Классический университетский учебник» и др. К российской книге сохранился большой интерес. В то же время и для России будут полезны издания китайских авторов. Эта ниша не заполнена и представляет большие перспективы для развития международных издательских и книготорговых отношений. Участие ТД «Библио Глобус» и Союза «Гильдия книжников» в ярмарке было направлено, в первую очередь, на поддержание статуса России как одной из ведущих книгоиздательских держав, способной предложить китайскому рынку высококачественную, малотиражную техническую книгу и литературу современных российских писателей. На стенде была представлена книжная продукция организаций, входящих в состав Гильдии книжников, — «БХВ-Петербург», «Азбука Максимум», Гуманитарный издательский центр «Владос», «Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», «Русский шахматный дом», Русская книжная компания «Библион», «Торговый Дом «Питер». По результатам встреч с представителями китайских издательств достигнуто соглашение о поставке изданий на отечественный рынок. Договорились об информационном обмене и организации на постоянной основе информационной площадки, где будет представлена печатная продукция стран. В рамках программы «Россия. Перелистывая страницы» состоялся ряд встреч на высоком уровне представителей бизнеса и государственных органов, регулирующих книжное и библиотечное дело России и Китая. Особенно полезными и интересными явились встречи в рамках «круглых столов» и семинаров, в частности «Семинар российских и китайских издателей и книгораспространителей», организованный начальником управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ и начальником Отдела книжных выставок и пропаганды чтения. Здесь происходил обмен опытом между китайской и российской сторонами в области книжного дела. Другим важным событием по информационному обеспечению российских и китайских издателей и книгораспространителей явился семинар «Культурное взаимодействие через книгу», проведенный заместителем директора библиотеки по естественным наукам РАН и начальником отдела комплектования ВГБИЛ, с посещением Национальной библиотеки Китая. В результате этого семинара участники пришли к пониманию необходимости дальнейших российско-китайских взаимоотношений и проведению семинаров и встреч на разных уровнях, созданию на регулярной основе книгообмена, формированию более благоприятных условий для издателей и книгораспространителей по перемещению печатной продукции в наши государства. В заключение стоит подчеркнуть высокую организацию столь масштабного мероприятия, способствующего развитию международных деловых взаимоотношений. Рассматривая китайскую систему книгораспространения в целом, можно сделать следующие выводы. Книжная торговля в Китае превратилась в самостоятельную область хозяйствования и предпринимательства, требующую от ее участников соответствующего уровня компетентности и профессионализма. В то же время, у различных форм книжной торговли огромные перспективы, поскольку для построения региональной инфраструктуры книготорговли остается широкое поле деятельности. И в этом направлении больших успехов могут добиться как государственные, так и частные фирмы.34 Следует заметить, что сотрудничество в любой сфере предпринимательской деятельности начинается с заключения договора. Для предпринимательской деятельности предприятий книжного бизнеса характерны следующие виды договоров: договор поставки товаров, договор складского хранения продукции и её предпродажной подготовки, договор аренды нежилых помещений. К числу основных договоров следует отнести договора поставки и складского хранения. Договор поставки является особой разновидность договора купли-продажи, характерной для предпринимательской деятельности. Поставщик (продавец) обязуется передать получателю (покупателю) в установленный срок производимые им или закупаемые товары. От договора купли-продажи договор поставки в первую очередь отличается статусом сторон этого договора — ими являются предприниматели, и целями, в которых приобретается товар (для использования в предпринимательской деятельности и иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним использованием). Существенным условием договора поставки является условие о передаче товара в обусловленные сроки или в срок, что предполагает возможность единовременной продажи товаров или продажу отдельными партиями в течение длительного периода. Момент заключения договора поставки и его исполнения, как правило, не совпадает. Срок поставки может быть определён как путём указания конкретной даты, так и периодов поставки в течение определённого срока. Поставка товаров осуществляется поставщиком путём отгрузки (передачи) товаров покупателю (стороне по договору) или третьему лицу, указанному покупателем в качестве получателя в самом договоре или в отгрузочной разнорядке. Это позволяет организациям, осуществляющим посредническую деятельность в области оптовой торговли, снабжения и сбыта, направлять закупленные товары непосредственно конечному покупателю. Наличие указания об отгрузке является обязательным условием исполнения договора поставщиком, в противном случае он вправе отказаться от исполнения договора. Покупатель (получатель) обязан принять поставленный товар и проверить его по количеству и качеству в порядке и в сроки, установленные договором, законом или обычаями делового оборота. При поставке товаров ненадлежащего качества поставщик обязан без промедления заменить их. В противном случае, покупатель (получатель) вправе потребовать от поставщика соразмерного уменьшения цены; или безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; или возмещения своих расходов по устранению недостатков товара за свой счёт. Типичным для книготоргового бизнеса является также договор складского хранения товаров — разновидность договора хранения, по которому товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему владельцем товаров (поклажедателем) и возвратить эти товары ему в сохранности. Заключается в письменной форме в виде складских документов, к которым относятся двойное складское свидетельство, складская квитанция. Информационные технологии, применяемые для организации технологических процессов в рабочей среде фирмы, дают предпринимателю возможность перехода к «бизнесу со скоростью мысли», основанному на информации о предлагаемых книгах. Возможны два оперативных коммерческих процесса между поставщиком и получателем: - по схеме предложение, заказ, поставки; - реализация, автодозаказ, повторная поставка. Первая схема состоит из следующих действий: - поставщик формирует предложение в виде электронного прайс-листа согласованного формата; - поставщик высылает предложение по электронной почте (возможны и другие варианты электронного обмена данными); - менеджер розничной фирмы анализирует предложение; - менеджер розничной фирмы производит отбор и утверждает заказ, назначает стандарты поставки, по установленному алгоритму назначается розничная цена; - заказанные наименования поступают в электронную базу данных книготорговой фирмы; - поставщик получает заказ наименований для поставки; - заказ поступает в базу данных поставщика; - поставщик формирует и поставляет заказ. Вторая схема: - менеджер (администратор) получателя обращается к базе данных и формирует дозаказ в соответствии с величиной остатков, расходимостью и стандартами поставки; - дозаказ пересылается по электронной почте поставщику; - поставщик получает дозаказ; - менеджер поставщика анализирует дозаказ в соответствии с остатками на его складе; - менеджер поставщика фиксирует дозаказ в базе данных; - менеджер получателя получает утверждённый дозаказ; - дозаказ фиксируется в базе данных менеджера получателя; - поставщик осуществляет поставку дозаказа. Преимущества автозаказа и автодозаказа: - минимизация объёма складских операций получателя в связи с переходом поставки в торговый зал; - оперативное реагирование на спрос; - динамическое регулирование объёма поставок в соответствии со спросом; - минимизация товарных запасов торгового зала; - ускорение оборачиваемости товарных запасов и расчётов за проданные товары. Для информационного обеспечения внутрифирменных процессов организуется локальная компьютерная сеть, состоящая из первичных регистраторов (сканеров) операций по приёму, перемещению и продаже книжных товаров; компьютеров, подготовляющих и формирующих приходно-расходные документы (накладные, счета-фактуры, спецификации, ценники); специализированных компьютеров (серверов), накапливающих информацию о проведённых коммерческих операциях и предоставляющих доступ к ней для анализа и обобщения. Источником для регистрации коммерческих операций является нанесённый типографским образом на каждую поступающую книгу шрихкод, в котором в виде комбинации линий и промежутков между ними закодирован индивидуальный идентификатор издания — ISBN. Другим источником регистрации служит приходная электронная накладная, поступающая на дискете вместе с товаром и содержащая в согласованном формате накладную на пришедшую партию книг. Приёмка товара, данные о котором уже поступили в электронном виде, производится с помощью сканера, считывающего шрихкод и подсоединённого к компьютеру. Все данные о поступившем товаре (наименование, количество, цена) сопоставляются с данными электронной накладной, которая в свою очередь сравнивается с заказом, хранящемся на сервере.35 Вся информация о принятом товаре переносится на сервер «товарная база», составляется его библиографическое описание, которое поступает в базу данных «библиография». Расчёт количества книг, необходимых в торговом зале, производится посредством специальной программы исходя из заданного стандарта и порога наличия и остатков конкретной книги в зале. Перед поступлением в торговый зал товар проходит предпродажную подготовку на складе либо у поставщика. Предпродажная подготовка на складе перед отправкой книги в торговый зал по запросу сервера на специализированном принтере штрихкодирования производится выдача на печать этикетки (ценника) с штрихкодом и розничной ценой на книгу. Последняя рассчитывается автоматически при формировании заказа менеджером на компьютере. После принятия по количеству и номенклатуре товарная партия, пришедшая со склада, в сопровождении внутренней электронной накладной доставляется в торговый зал. Расстановка в зале осуществляется в соответствии с кодом рубрики классификатора, присваиваемой при составлении библиографического описания. Код задаёт зону продажи книги (стеллаж, полка). Покупатель, выбравший книгу д
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |