Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архитектура Руси и зарубежных стран



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Архитектура Руси и зарубежных стран 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Русская архитектура Зарубежная архитектура
1360 г. ≈ церковь Федора Стратилата в Новгороде. 1367 г. ≈ первый каменный Кремль в Москве. 1370≈1380 гг. ≈ храм Успения на Волотовом поле близ Новгорода. 1374 г. ≈ церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1422 г. ≈ Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. 1475≈1479 гг. ≈ Успенский собор Московского Кремля. Аристотель Фиораванти. 1484≈1485 гг. ≈ церковь Ризположения в Московском Кремле. 1505≈1509 гг. ≈ Архангельский собор Московского Кремля. Алевиз Новый. 1532 г. ≈ церковь Вознесения в селе Коломенском. 1524≈1525 гг. ≈ Смоленский собор в Новодевичьем монастыре. 1555≈1560 гг. ≈ храм Василия Блаженного. XIV≈XV вв. ≈ в большинстве стран Европы продолжал господствовать стиль ╚пламенеющей╩ готики. 1386 г. ≈ начало строительства Миланского собора. 1399≈1404 гг. ≈ мечеть Биби-Ханым в Самарканде. 1502≈1512 гг. ≈ завершено строительство Венстминстерского аббатства. 1546≈1564 гг. ≈ собор Св. Петра в Риме. Микеланджело.

42

Изобразительное искусство Руси и зарубежных стран XIV≈XVI вв.

 

Шедевры русского искусства Шедевры зарубежного искусства
1378 г. ≈ Ф. Грек. Фрески церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1405 г. ≈ Ф. Грек, А. Рублев, Прохор с Городца. Роспись Благовещенского собора в Москве. 1408 г. ≈ Д. Черный, А. Рублев. Роспись Успенского собора во Владимире. Первая четверть XV в. ≈ А. Рублев. ╚Троица╩. Новгородская школа иконописи. Первая пол. XV в. ≈ икона ╚Рождество Христово╩. Новгородская школа. 1500≈1501 гг. ≈ Дионисий. Фрески церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. XVI в. ≈ роспись Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Сер. XVI в. ≈ новые веяния в изобразительном искусстве: сочетание церковной догматики с реальной жизнью. 1551 г. ≈ ╚Выступление в поход князя Владимира Мономаха╩. Рельеф ╚Царского места╩ в Успенском соборе Кремля. 1432 г. ≈ Губерт и Ян ван Эйк. Гентский алтарь. 1438 г. ≈ Беато Анжелико. ╚Благовещение╩. 1446 г. ≈ Л. Б. Альберти. Палаццо Руччелаи во Флоренции. ок. 1455 г. ≈ Р. Ван дер Вейден. ╚Портрет Карла Смелого╩. Ок. 1485 г. ≈ С. Боттичелли. ╚Рождение Венеры╩. 1495≈1497 гг. ≈ Леонардо да Винчи. ╚Тайная вечеря╩. 1498 г. ≈ А. Дюрер. ╚Апокалипсис╩. 1503 г. ≈ Леонардо да Винчи. ╚Джоконда╩. 1501≈1504 гг. ≈ Микеланджело. ╚ДавидА 1515≈1516 гг. ≈ Рафаэль. ╚Сикстинская Мадонна╩. 1523 г. ≈ Ганс Гольбейн-мл. ╚Портрет Эразма Роттердамского╩. 1562 г. ≈ П. Брейгель. ╚Падение ангелов╩, ╚Триумф смерти╩. 1570 г. ≈ Тициан. ╚Святой Себастьян╩. 1586 г. ≈ Эль Греко. ╚Погребение графа Оргаса╩.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

Домострой

╚В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, приветь с любовью и с чистою совестью: и этим милость Бога заслужишь и прощение грехов получишь; также и родителей своих покойных поминай приношением в церковь Божию, и дома поминки устраивай, а нищим раздай милостыню, тогда и сам будешь помянут Богом╩.

Вопрос. О каких идеалах людей средневековой Руси можно говорить на основании этого отрывка из ╚Домостроя╩?

Максим Грек. Послание о Фортуне

╚Многие свойства и проявления истинной и совершенной любви в Боге ≈ из них не радоваться неправде, а вместе радоваться истине ≈ я считаю наиболее показательным признаком. Тот воистину верный и истиннейший друг, кто от всей души радуется исправлению и преуспеянию друга своего, как своему собственному; и, напротив, скорбит, когда увидит, что он или уклоняется от спасительных апостольских догматов благочестия и отеческих преданий, или впал в какие-нибудь житейские беды; кто, соболезнуя другу своему, старается всяким способом помочь ему и к первоначальному пониманию истины вернуть его╩.

43

Вопрос. Какова была мораль людей XVI в.?

Послание старца псковского Елеазаровского монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу

(написано между 1515 и 1521 гг.)

╚Церковь старого Рима пала из-за неверия Аполлинариевой ереси; двери церквей второго Рима, города Константинополя, внуки Агари секирами рассекли. Теперь же это третьего нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь, которая до края вселенной православной христианской верой по всей земле сильней солнца светится. Пусть знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одно твое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь.

И теперь молю тебя и снова молю, о чем выше писал: помни, ради Господа, что все христианские царства сошлись в твое царство, а после этого ожидаем царства, которому нет конца. Это я писал, любя тебя, взывая, умоляя милостями Божиими, ≈ перемени скупость на щедрость и немилосердие на милость; утешь плачущих и вопиющих день и ночь, избавь обиженных от руки обидчиков.

Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать; твое христианское царство иным не заменится╩.

Вопросы. Что подразумевает монах Филофей в своем послании царю под первым, вторым и третьим Римом? Существует мнение, что высказывание монаха Филофея можно рассматривать как стремление России к мировому господству. Как вы думаете, справедлива ли подобная точка зрения? Аргументируйте свое мнение.

Из письма польского короля Сигизмунда II Августа английской королеве Елизавете

╚Московский царь ежедневно усиливается по мере большого подвоза к Нарве разных предметов, так как ему доставляются не только товары, но и оружие, доселе ему неизвестное, и мастера, и художники: благодаря сему он укрепляется для побеждения всех прочих государей╩.

Вопрос. Как относится Сигизмунд II к усилению притока иностранных товаров и нужных специалистов в Россию через порт в Нарве?

Из записки, поданной германскому рейхстагу в 1570 г.

╚Отовсюду с запада, из Франции, Англии, Шотландии и Нидерландов, несмотря на запрещения, везут в Нарву оружие и съестные припасы... Привозят в Москву много шелка, бархата, полотна... Всего же опаснее то обстоятельство, что многие правительства доставляют московитам опытных кораблестроителей, знающих морское дело, искусных в

44

сооружении гаваней, портов, бастионов и крепостей, затем оружейных мастеров... Все эти сношения Европы с царем придали ему мужества, теперь он стремится стать господином Балтики, достигнуть этого ему будет нетрудно╩.

Вопрос. Что способствовало укреплению Русского государства в XVI в.?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА

Задонщина

╚О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взлети к синим небесам, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу! Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона Великого на берегу.

Звенят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи новгородские у храма Святой Софии и говорят так: ╚Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу?╩ И как только слова эти промолвили, уже как орлы слетелись. Нет, то не орлы слетелись ≈ выехали всадники из Великого Новгорода и с ними семь тысяч войска к великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу, на помощь.

К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: ╚У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровом и Михайловом, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу╩.

И сказал князь великий Дмитрий Иванович: ╚Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую╩.

Сказание о Мамаевом побоище

╚Князь же Владимир Андреевич не мог более терпеть и сказал Дмитрию Волынцу: ╚Беда великая, брат, чему помогает наше стояние, будет оно как посмешище, кому будем помогать?╩ И сказал ему Дмитрий: ╚Великая беда, князь, но еще не пришел наш час: каждый, кто начинает без времени, приносит себе беду. Помолчим и потерпим еще до удобного времени, когда дадим ответный удар нашим врагам╩.

...Тяжко было видеть детям боярским, как убивали людей из их полка, они плакали и непрестанно рвались в бой, как соколы, как гости, приглашенные на свадьбу пить сладкое вино. Волынец же запрещал им, говоря: ╚Подождите немножко, есть еще с кем нам утешиться╩. И пришел час восьмой, и внезапно повеял южный ветер сзади их. Волынец закричал громким голосом: ╚Час пришел, и время приблизилось╩. И опять сказал: ╚Братья мои и друзья, дерзайте╩... И сразу выехали из дубравы, как выдержанные соколы ударяют на стаи гусиные, храбро подняты знамена грозным воеводою. Были же воины, как львы, напавшие на овечьи стада╩.

45

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Н. М. Карамзин об Иване Калите

╚Несмотря на коварство, употребленное Иоанном к погибели опасного совместника, москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собирателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови их в войнах бесполезных, освободив великое княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строго казнил татей и был вообще правосуден. Жители других областей российских, от него независимых, завидовали устройству, тишине Иоанновых будучи волнуемы злодействами малодушных князей или граждан своевольных...

Отмечая набожность, усердие к строению храмов и милосердие к нищим, не менее иных добродетелей помогли Иоанну в снискании любви общей. Он всегда носил с собою мешок или калиту, наполненную деньгами для бедных и нищих: отчего и прозван Калитою╩.

Вопросы. Что сделал Иван Калита на благо Руси? Чем объяснить, что жители других областей завидовали жителям Московского княжества?

С. М. Соловьев о Сергии Радонежском

╚Сам Сергий своими руками построил три или четыре кельи. Сам носил дрова из лесу и колол их, носил воду из колодезя и ставил ведра у каждой кельи. Сам готовил кушанье на всю братию, шил платье и сапоги и, одним словом, служил всем как раб купленый. И это смиренное служение прославило Сергия по всем областям русским и дало ему ту великую нравственную силу, то значение, с каким мы уже встречали его в политических событиях княжения Дмитрия Донского; здесь мы и видели Сергия грозным послом для Нижнего Новгорода, не повинующимся воле московского князя, тихим примирителем последнего с озлобленным Олегом рязанским, твердым увещевателем в битве с полками Мамаевыми. Из монастыря Сергиева, прославленного святостию своего основателя, выведено было много колоний, много других монастырей в разные стороны сподвижниками, учениками учеников Сергиевых╩.

Вопросы. Какие качества Сергия Радонежского вызвали к нему всеобщее уважение и любовь? Что было сделано им для блага Руси?

Н. М. Карамзин о Дмитрии Донском

╚...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?╩

46

Вопрос. Почему Н. М. Карамзин ставит в один ряд с Дмитрием Донским Александра Невского и Владимира Мономаха?

Н. М. Карамзин об Иване III

╚История не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей совершенными. Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехами медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством╩.

Вопросы. Что сделал Иван III для блага России? Можно ли согласиться с

Н. М. Карамзиным, что Иван III как государь стоит ╚на вышней степени величия╩?

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

История российского предпринимательства еще не получила должного освещения в школьном историческом курсе. Формирующийся в наше время класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать лучшие черты, национальные особенности, присущие этому классу в прошлом. В силу своей активности и социальной ответственности предприниматели всегда участвовали в событиях, определявших судьбу России в развитии культуры, искусства.

В этой теме учитель может познакомить школьников с деятельностью богатых вотчинников, промышленников и торговцев Строгановых. Начало их деятельности относится к XV в. В начале XVI в. род распадается на три ветви: тотемских, циренниковских и сольвычегодских Строгановых. Первые две ветви угасли к XVIII в., и лишь сольвычегодская сохранилась до начала XX в.

Аникей Строганов, младший сын Федора, родившийся в 1497 г. и умерший монахом Иосифом в 1570 г., был любопытной фигурой в рядах купечества. Расчетливый делец строил соляные варницы и церкви, другие сооружения. Он обладал инстинктом крупного предпринимателя: умело использовал промахи конкурентов, слабость зависимого от него человека. Природный ум, дальновидность, расчет политика позволяли ему получать содействие Церкви и царской власти в решении своих дел. Историки отмечают в родоначальнике сольвычегодской династии Строгановых деятельность, изворотливость, смелость и способность идти на риск. Свою деятельность он начал в 18 лет. Своих трех сыновей он также рано привлек к делам. Отцовская выучка пошла впрок, заложив основу своего рода империи на Русском Севере со столицей в Сольвычегодске.

Аникей Строганов был человеком своего времени. Образцовый в исполнении церковных обрядов, он, пренебрегая церковными заповедями, жестоко наказывал своих дворовых людей. Скупой ≈ носил кафтаны и шубы своих дедов и в то же время мог заплатить огромную сумму за иконы и книги, которые собирал всю жизнь. В жестокой

47

борьбе Строгановы теснили своих конкурентов, разоряли мелких собственников, скупали дворы и соляные угодья соседей.

В 1558 г. Иван Грозный пожаловал ему владения по рекам Каме и Чусовой в Пермском крае. На предприятиях Строгановых производили соль, которую продавали во всех русских городах. Наряду с солеварением Аникей занимался поисками и выплавкой руд, ковкой и изготовлением железных орудий. Мастерство строгановских кузнецов было очень высоко, а производство металла постоянно совершенствовалось по немецким и английским технологиям, которые Строгановы получали, являясь ╚государственными контролерами╩ над предпринимателями-иноземцами.

В те годы купцы строили отношения с местным населением на неэквивалентном обмене муки, бус, спирта, безделушек за дорогие меха, при широком использовании угрозы физической расправы. Аникей одним из первых попытался строить отношения с аборигенами на добровольных договорах, что дало ему видимую выгоду. Среди коренных народов он вербовал агентов-осведомителей, дворовые люди Строгановых изучали местные языки и обычаи, становились приказчиками, осуществляли закупки мехов и других ценных товаров.

Иван Грозный обращался к Строгановым за приобретением редких товаров. У них же царь требовал себе кредитов. Строгановы оказывали государю и военно-политические услуги. В трудный момент набега на Москву крымских татар Строгановы посылали в Серпухов свой отряд в тысячу казаков. Оказание услуг обеспечивало благоволение царя и поблажки Строгановым во всех сферах деятельности.

Строгановы добились разрешения на содержание собственной армии. В 1581 г. они за свой счет подготовили военный поход казачьего атамана Ермака против сибирского хана Кучума. К этому их подталкивало правительство. Отряд был великолепно организован, хорошо вооружен, дисциплинирован.

ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ СОВРЕМЕННЫМИ ИСТОРИКАМИ

Система мер и весов, деньги в XV≈XVI вв.

╚В Российском централизованном государстве все более определялась система мер длины: верста ≈ сажень ≈ аршин ≈ четверть ≈ вершок. По метрической шкале это соответствовало: 2160 м ≈ 216 см ≈ 72 см ≈ 18 см ≈ 4,5 см. Кроме того, употреблялись разные типы верст ≈ путевая (500 сажен) и межевая (1000 сажен). Последняя использовалась также для измерения расстояний между пунктами.

В XVIII≈начале XIX в. специальные правительственные комиссии занялись упорядочением мер и весов. В результате постепенно изживается межевая верста, остается путевая. На больших дорогах стали ставить столбы ≈ указатели расстояний в верстах.

Длину сажени определили в 213 см (7 английских футов, или 28 дюймов). Сохранились более мелкие деления на четверти и вершки.

Россия, будучи страной по преимуществу сельскохозяйственной, земледельческой, имела свою систему измерения площадей. Вотчины и поместья феодалов, наделы

48

крестьян, межевые работы ≈ все требовало постоянного внимания к определению размеров земельных угодий.

При судебных разбирательствах таких дел редко крестьянам удавалось отстоять свои права. ╚А во се мои послухи (свидетели)╩, ≈ говорили на суде. Или: ╚А во се моя грамота на землю╩. Со временем выражение ╚А во се╩ превратилось в ╚авось╩. Разуверившись в княжеском и царском суде, крестьяне стали это слово употреблять в насмешливо-неуверенном смысле, противоположном первоначальному. В таком понимании слово ╚авось╩ дожило до наших дней.

Переписи населения с указанием размеров земельных владений в целях налогообложения стали регулярными в России XVI≈XVII вв. Распространение трехпольного севооборота отразилось на учете земельных площадей, прежде всего пашни. Если о пахотном поле сказано, что оно занимает 10 четвертей, то тут же добавляли: ╚а в дву потому ж╩ (это два раза по 10), то есть общая площадь составляла 30 четвертей.

Наряду с более определенными мерами вроде четверти или десятины, попадаются в документах ╚переезды╩, ╚полосы╩, ╚гоны╩ и другие наименования, куда менее ясные. Четвертью называлась обычно такая площадь земли, на которой высевалось зерно, вмещавшееся в тару, также называемую четвертью.

Сенокосные угодья измерялись не только десятинами, но и копнами. Позднейшая десятина примерно соответствовала нашему гектару, лишь немного его превосходя.

Во время объединения Руси меняется и денежная система. Исчезают куны и резаны, их заменяют рубль, полтина (полрубля), гривна, алтын, деньга. Чеканили только мелкую монету ≈ деньгу, а рубли, гривны и алтыны употребляли как счетные единицы. В рубле считалось 200 денег, в гривне ≈ 20 денег, в алтыне ≈ 6 денег.

Появилась в XVI в. копейка, названная так по изображению на ней всадника с копьем. В копейке было 2 деньги.

На протяжении XVI≈XVII вв. выпускались монеты все более облегченного веса: серебряная копейка стала легче за это время более чем в 5,5 раза. Казне это принесло большие доходы╩.

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. ≈ М., 1991.

Геральдика и палеография в XV≈XVI вв.

╚Гербоведение (геральдика) находится в арсенале историка. Будучи принадлежностью государства, города или области, знатного рода, герб многое может поведать, если заставить его ╚заговорить╩.

Гербы развивались в тесной связи с другим символическим изображением ≈ печатями. Нередко герб и печать повторяли друг друга или содержали сходные элементы. Поэтому геральдику изучают одновременно со сфрагистикой ≈ наукой о печатях.

Гербы и печати ≈ это отличительные знаки. Прежде чем герб и печать стали тем, как мы их сегодня представляем, прошло много времени. Ученые считают, что родоначальниками гербов и печатей были знаки собственности, метки на предметах, свидетельствующие об их принадлежности тому или иному лицу.

49

Средневековые ремесленники ставили свои клейма на металлических, гончарных и иных изделиях, крестьяне делали зарубки (╚рубежи╩) на деревьях, отмечая границы земельных участков, владельцы скота подчас выжигали на шкурах животных ╚тавро╩, ╚пятно╩. Кстати, отсюда пошло слово ╚запятнать╩.

Княжеские знаки можно встретить на монетах, оружии, поясах дружинников и на воинских знаменах.

Купец, отправляя свой товар за границу, подвешивал к нему свинцовую пломбу, нередко со знаком князя, которому подчинялся.

Жалованные грамоты на вотчины, звания и привилегии правители удостоверяли подвешиванием свинцовых (реже золотых и серебряных) или восковых печатей с соответствующими изображениями.

Прикладные печати стали применяться с конца XIV в. Церковнослужители пользовались печатями, на которых обычно изображалась Богоматерь с младенцем на лицевой стороне и благословляющая рука на оборотной.

Разновидностью печатей являлись личные перстни ≈ печати, весьма распространенные на протяжении нескольких веков.

Многие печати не датированы, являются ╚глухими╩, иные столь загадочны, что порождают противоречивые толкования при попытках расшифровать рисунки и надписи.

При всем этом наблюдается некая закономерность в развитии печатей, скажем, времен становления Российского централизованного государства. Символы борьбы с внешними врагами ≈ изображения вооруженного всадника ≈ перешли от Александра Невского на печать московских князей. И в дальнейшем закрепились в государственных знаках Руси ≈ в печати и гербе. Правда, какое-то время на московских печатях можно было видеть вполне мирного всадника с соколом. Но после Куликовской битвы все более утверждалось изображение в виде воина, восседающего на коне и поражающего копьем змея-дракона.

После захвата Константинополя турками в середине XV в. московские великие князья приняли византийскую гербовую эмблему ≈ двуглавого орла. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что явно повлияло на государственную эмблематику России.

С тех пор официально признанным изображением на гербе и печати Руси стало сочетание двуглавого орла и всадника-копьеносца...

Чтобы стать квалифицированным специалистом в области палеографии, нужно владеть не только умением читать почерки разных эпох. Требуется также знать материал, на котором писали. Он тоже может многое сказать.

Бумага на Руси стала использоваться лишь с XIV в., а до этого писали на особо выделанной коже ≈ пергаменте.

Так, беря в руки старинную рукопись, можно до ее прочтения сказать, к какому примерно времени она относится, то есть датировать ее ╚не позже такого-то века╩.

50

Когда же бумага стала главным писчим материалом, ученые и тут нашли подходы к определению времени составления документов, уточнения дат. В старину каждая бумажная фабрика на своей продукции ставила особый знак (его называли водяным). Если взять листы рукописи и посмотреть их на свет, видны различные изображения: кувшинчик, голова шута, городская башня и т. д.

Время выпуска партии писчей бумаги с определенным водяным знаком обычно известно с той или иной степенью приближения. Проследили специалисты и за изменениями водяных знаков одной и той же фабрики. Составив таблицы ≈ изображения водяных знаков, можно установить или проверить хронологию рукописей. В распоряжении ученых есть альбомы водяных знаков (филиграней)...

Немало и других проблем встает перед исследователями. Приходится, сличая почерки, определять авторство анонимных сочинений. Работая над средневековыми рукописями, историки настолько с ними познакомились, что смогли выявить долго действовавшие книгописные мастерские ≈ светские и церковные. Некоторые писцы того времени стали как бы ╚личными знакомыми╩ ученых.

Ученые изучают и формат писчей бумаги, и украшавший рукописи орнамент, и чернила давних времен. С помощью новейших средств удается читать угасшие или стертые тексты.

Результативным является фотометод, дающий возможность прочесть невидимый для невооруженного глаза (или вооруженного только увеличительными стеклами) текст. К этой работе подключаются электронно-оптические средства, радиография╩.

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. ≈ М., 1991.

Формирование национального самосознания русского народа

╚Источники Средневековья донесли до нас атмосферу времен Куликовской битвы, тот накал народной ненависти к притеснителям Руси, который обеспечил высокий моральный дух русских ратников на поле боя. Горячее стремление скинуть вековой гнет, освободить Родину, не пожалеть во имя этого жизни ≈ такие настроения царили тогда в городах и селах во всей земле Русской. Решительного противоборства с вековым врагом ожидали задолго до Куликовской битвы. Она явилась ответом на чаяния и надежды русских людей. По словам ╚Сказания о Мамаевом побоище╩, князь Дмитрий Иванович перед началом сражения говорил, что этого подвига ╚на Руси жадали за многа дни╩.

Излагая монолог-молитву Дмитрия Донского перед сражением, ╚Сказание╩ упоминает Ярослава Мудрого и Александра Невского. Причем образ ╚прадеда╩, князя Александра, неоднократно встречается в этом памятнике. При решении о переправе русского войска через Дон для сражения с Мамаем некоторые военачальники напомнили Дмитрию Ивановичу о Невском: ╚Александр Неву реку перешед, короля победи╩. И так ╚Сказание╩ осеняет именем Александра Невского рать князя Дмитрия, вступающую в стремительный бой с заклятым врагом Руси.

Но вот одержана победа над полчищами Мамая на Куликовом поле. Князья и воеводы, разыскав раненого Дмитрия Ивановича, обращаются к нему со словами: ╚Радуйся, о вседрагии наш княже, вторый Александр и Ярослав новый, победитель врагом нашим╩.

51

В одном иллюстрированном экземпляре ╚Сказания╩ эти слова переданы так: ╚Радуйся, княже наш, первый еси Ярослав, новый Александр, победитель врагом╩.

Есть еще один эпизод в этом источнике, опять-таки связанный с именем Александра Невского. После разгрома рати Мамая, согласно обычаю, Дмитрий Донской благодарит небесные силы за победу и при этом упоминает Александра Невского, который нанес поражение ╚хвалящемуся римскому королю Магнушу╩.

Между прочим, в многочисленных русских летописях встречается весьма интересный документ под названием ╚Рукописание Магнуша, короля Свейскаго╩ (то есть шведского). Это как бы завещание потомкам, и завещание знаменательное. Магнус Эриксон (лицо реальное) вспоминает о неоднократных попытках шведских правителей вторгнуться в русские пределы. Все эти войны завершались печально для шведской стороны. Князь Александр Ярославич разбил Биргера на Неве и Ижоре, его сын, Андрей Александрович, также нанес поражение шведам, а сам Магнус был побит новгородцами. В начале и в заключение документа Магнус пишет о том, чтобы шведы никогда больше не дерзали наступать на Русскую землю, ╚а хто наступит, на того огнь и вода╩.

Вряд ли есть основания относить данное ╚рукописание╩ к подлинным документам шведского короля. Но это литературное произведение в качестве самостоятельного имело широкое хождение в тогдашнем обществе, будучи отражением реальных исторических событий. Его появление связывают с Новгородом, который наряду с Псковом стоял на страже северных и северо-западных пределов Руси. ╚Рукописание╩ вошло также в состав многочисленных списков ╚Хронографов╩ ≈ своеобразных руководств по всеобщей истории.

Рассказывая об эпохе Куликовской битвы, упомянем об одном немаловажном факте церковной истории, прямо относящемся к нашей теме.

Церковные власти в 1380≈1381 гг. объявили мощи Александра Невского во Владимире, то есть произвели князя в святые. Приобщение князя-победителя к лику святых, как видим, совпало по времени с Куликовской битвой. Такое совпадение трудно считать простой случайностью. Для людей той эпохи было знаменательно и то, что Куликовская битва произошла в день праздника Рождества Богородицы.

╚Житие╩ Александра Невского стало одним из самых читаемых произведений русской литературы Средневековья. Этот интерес пережил века. В науке есть мнение, что первоначально возникло жизнеописание Александра Невского в светских кругах общества, где подробно рассказывалось о подвигах князя и его товарищах по оружию на Неве и на льду Чудского озера. И лишь потом это сказание было переработано в духе церковного ╚жития╩, из него исключили многие гражданские мотивы, добавили материал религиозного характера, причем со временем последний усиливается в ╚Житии╩ Александра Невского.

Религиозная идеология эпохи наложила свой отпечаток и на трактовку личности Дмитрия Донского. А недавно в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси Православная церковь провозгласила Дмитрия Донского святым.

В княжеской среде издавна было популярно имя Дмитрий ≈ в честь Дмитрия Солунского, согласно церковной истории, причисленного к лику хорошо известных на Руси святых. Поэтому вполне закономерен тот факт, что именно в 1380 г. икона Дмитрия Солунского была перенесена из Владимира в Москву. Духовный стих о Дмитрии

52

Солунском рассказывает о победе над Мамаем, приписывая исход битвы неземным силам. В дальнейшем, после Куликовской битвы, имя Дмитрий приобретает еще большее значение в московском великокняжеском (позже царском) доме. Оно обычно присваивалось первенцу.

Во многих списках распространилось произведение под названием ╚Слово о житии и преставлении╩ Дмитрия Донского.

Автор ╚Задонщины╩, произведения, возникшего вскоре после великого сражения, обращаясь к своим читателям, пишет проникнутые трепетной любовью к Родине строки: ╚Сойдемся, братия и друзья, сыновья русские, составим слово к слову и возвеличим землю Русскую╩.

Память о павших в сражениях на Веже и на Куликовом поле отражали синодики (помянники), которые известны с конца XIV в. К сожалению, время не донесло до нас синодиков рядовых церквей, где, без сомнения, были записаны сотни и тысячи оставшихся безымянными героев.

В честь бойцов Куликова поля были построены церкви в Москве, Новгороде и других местах.

Углубленное изучение источников открывает перед нами некоторые новые грани Куликовской битвы, ее отражения в сознании современников и последующих поколений русских людей.

В 1792 г. был издан один из первых путеводителей по Москве, подготовленный Львом Максимовичем. Эту редкую книгу напечатала типография Московского университета. В первой части книги описаны достопримечательности Кремля, во второй ≈ Китай-города, в третьей ≈ Белого города. Последняя часть посвящена Земляному городу.

Чем интересна эта книга для нашего рассказа? Прежде всего тем, что в ней воспроизведены разнообразные надписи, которые находились на стенах зданий, гробницах, пушках, колоколах, сосудах, книгах.

Знакомство с некоторыми надписями, воспроизведенными в первой части путеводителя, открывает немало интересного и даже неожиданного.

В данном случае хотелось бы привлечь внимание к тем старинным текстам, которые восходят к концу XIV ≈ первой трети XV в. и связаны с памятью о Куликовской битве.

В путеводителе при описании собора Михаила Архангела (Архангельского) в Кремле приводятся надписи на гробницах лиц великокняжеского рода. В этом соборе покоится прах великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского ≈ предводителя русской рати в битве на Куликовом поле с полчищами Мамая в 1380 г. Текст на усыпальнице называет Дмитрия Ивановича Донским. Здесь все ясно. Однако мало кто знает, что современники Куликовской битвы и их ближайшие потомки дали прозвание Донской не только одному Дмитрию Ивановичу.

Сподвижник Дмитрия, его двоюродный брат, серпуховской князь Владимир Андреевич, тот самый, который вместе с Дмитрием Боброком возглавил засадный русский полк в решающий час битвы, тоже носил почетное прозвание Донского. Еще историк С. М. Соловьев (1820≈1879) в своем огромном труде ╚История России╩ упомянул

53

Владимира Андреевича Донского. Но в последующей исторической литературе это как-то не отразилось. Ссылки на источник Соловьев не дал. А вот надпись, опубликованная в путеводителе: ╚В лето 6918 (1410) августа во 12 день преставись (то есть умер) благоверный князь Владимир Андреевич Донской╩.

Итак, Дмитрия Ивановича и Владимира Андреевича объединяет общее прозвание. С точки зрения не только людей той эпохи, но и нынешних историков, это не противоречит признанию заслуг обоих князей, разделивших славу Куликовской победы. Серпуховской князь, переживший своего двоюродного брата на 21 год, в последующей историографии получил прозвание Храброго. Для истории остался Донским только Дмитрий Иванович. И в этом нет ничего удивительного. Ведь прозвания по сути своей индивидуальны. Не умаляя заслуг предков, время, история произвели своего рода отбор и в прозваниях князей. Более жизнестойкой оказалась летописная традиция, а точнее, память народа. Именно в ней запечатлен Дмитрий Донской.

Возвысилась роль Москвы в качестве признанного центра объединения русских земель, что ускорило процесс формирования Русского централизованного государства. Пройдя сквозь четвертьвековой период междоусобной феодальной войны середины XV в., Русь не пала духом и была готова к продолжению борьбы за освобождение от ордынского господства.

Воздействие Куликовской битвы на культурное развитие и общественную мысль Руси было огромно. Весь XV в. прошел под знаком этого великого события, приблизив час окончательной ликвидации зависимости от Орды. Гений Андрея Рублева, творения Епифания Премудрого выросли на этой основе ≈ основе духовного подъема на Руси. Ученые подметили чрезвычайно характерное явление той эпохи ≈ энергичную и плодотворную работу по обновлению русской письменной традиции. Невиданный до того размах получает деятельность переписчиков, переводчиков, писателей.

О чувствах людей того времени к Родине можно судить по запискам тверского купца Афанасия Никитина о путешествии в 1466≈1472 гг. ╚за три моря╩ в сказочную Индию. Находясь далеко от родных мест, Никитин посвящает Отчизне проникновенные слова: ╚А Русскую землю Бог да сохранит!.. На этом свете нет страны, подобной ей╩. Но автора терзает мысль о княжеских неурядицах на Руси, причиняющих зло стране и ее народу. ╚Но почему, ≈ страстно вопрошает Никитин, ≈ князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости╩. Здесь запечатлены мысли и чаяния наших предков о безопасности и процветании Отечества, желание видеть его государством справедливости.

Память о великой битве на поле Кулико<



2019-12-29 265 Обсуждений (0)
Архитектура Руси и зарубежных стран 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архитектура Руси и зарубежных стран

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)