Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Встреча с Хаджи Муканом



2019-12-29 218 Обсуждений (0)
Встреча с Хаджи Муканом 0.00 из 5.00 0 оценок




 

О встречах с Хаджи Муканом рассказывает цирковой борец Николай Разин в своих воспоминаниях «Полвека назад». На сабантуе в Уральске Разин бросил ранее непобедимого борца на поясах Исхакова. Для его болельщиков это было таким шоком, что на квартиру к Разину является целая делегация стариков, чтобы выявить – нет ли у него хвоста, не шайтан ли он? А купцы устраивают при за пиром, чествуя Разина. «Похмелье наступило после того, как двухметровый Мухан, весивший килограммов 120, неожиданно вызвал меня на борьбу» - вспоминает Разин (Фомичев).

Но схватка не состоялась, из-за неявки Мукана. Точной даты этого эпизода не приводится. Но по сюжету это 1909 или 1910 год.

Хаджи Мукан упоминается на страницах повести Сакена Сейфуллина «Тернистый путь». Приводится документальный материал-протокол заседания Акмолинского областного Казахского Комитета № 132 о стычке с Омским уездным Казахским Комитетом. Девятнадцатого октября 1917 года Хаджи Мукан с красным флагом в руках, во главе омской казахской бедноты штурмовал штаб алаш-ордынцев

Бывший пастух на своей шкуре испытал гнёт степных феодалов, поэтому всегда был вместе с простым народом.

В сборнике новелл «Воздушные фрегаты» Леонид Мартынов вспоминает о своей встрече с Хаджи Муканом.

Юный гимназист оказался соседом Хаджи Мукана по каюте, на пароходе, следующем из Омска в Семипалатинск. Его поразил масштаб размеров Мунайтпасова. «До того монументальным показался мне этот человек… Громадный человек был так громоздок, что его отражение не уместилось в салонном трюмо, к которому он в задумчивости приблизился вплотную. Видимо, испугавшись этого и сам, он грузно вздрогнул… Гигант…пожал богатырскими плечами». Такая внешность поневоле бросается в глаза! Как тут устоять и не пойти в цирк, чтобы посмотреть как будет бороться этакая громада?

Борьба титанов вызывала огромный интерес публики.

Ещё одним комическим эпизодом Мартынов подчёркивает масштабность Хаджи Мукана. Капитан кричит в рупор: «Господа пассажиры, схлыньте с носа! Пароход сел на мель!» но люди есть люди. Они все-таки пёрли на нос. И я тоже. И, протолкнувшись вперёд, заметил прежде всего гигантского Хаджи Мукана, задумчиво глядевшего на рябь речного переката.

И досада, и тревога всей этой публики вдруг обрушились на этого почтенного артиста. Сами бестолково толпясь на носу, они закричали Хаджи Мукану: «Что вы тут стоите! Из-за вас и сели на мель!» А один из пассажиров так же выкрикнул: «Ссадить его в лодку для облегчения!»

Но борец, взглянув на него с презрением, неторопливо обернулся и медленно зашагал к палубе по направлению к корме. Сделав несколько шагов, он обернулся и молча, но властно махнул рукой, явно приглашая всех остальных последовать за собою.

Вся орава хлынула вслед. И что самое забавное, к тому моменту, как чемпион мира достиг кормы, пароход бешено заработав колёсами, задним ходом снялся с мели».

Но вот самая важная деталь из рассказа гимназиста. «И я, как все присутствующие в салоне, понял, что этот азиат не кто иной, как артист, борец, чемпион мира Хаджи Мукан, чьё имя красовалось на всех афишах города Омска»

Значит в 1919 году Хаджи Мукан боролся под своим именем и афишировался как чемпион мира. Позади осталось амплуа комика, с которого он начинал и пышные экзотические роли: Эмира бухарского, чемпиона Японии, Манчжурии и Кореи - Ямогата Мухануры, реально существовавших турецких борцов и даже казанского татарина.

После революции получает широкую рекламу как герой гражданской войны.

Хаджи Мукан – в прошлом сирота и простой чабан совершил великий прорыв, подняв на небывалую высоту и самосознание казахского народа. Как цирковой артист объездил полмира, повидав столько, что не снилось и многим поколениям степняков.

В афишах огромными буквами величественно утверждалось: «Хаджи Мухан Мунайтпасов – чемпион мира». Великой гордостью наполнялись сердца казахов. Хаджи Мукан стал не просто национальным героем. Для казахов он стал полубогом – к нему испытывают почти религиозное чувство. Для многих нет более дорогого имени и нет более святого символа.

                 

Батыр и писатель

Классик казахской литературы Сабит Муканов рассказал о встречах с Хаджи Муканом в 3-м томе своей эпопеи “Школа жизни”. Впервые он увидел Хаджи Мукана еще подростком, зимой 1918 года в Омске. Впечатление было неизгладимым. Этот великан, восседавший на почетном месте, выделялся среди многих гостей ”как верблюд в табуне коней”. Уж на что хозяин дома был крупный мужчина, но рядом с ним казался верблюжонком. Муканов с удивлением разглядывал его могучее телосложение, массивные черты лица, где непропорционально маленькими казались глаза. К рассказам Хаджи Мукана он отнесся с веселым скепсисом “Больше всех говорил Хаджи Мукан. Мне казалось, он несколько расхвастался. Он утверждал, что уже успел побывать в 56 государствах, 56 раз получал звание чемпиона мира – и в знак этого 56 медалей. Сколько было у него медалей я точно не помню, но их действительно было много и при том из разных стран. Не думаю, чтобы каждая медаль присуждалась ему как чемпиону… Хаджи Мукан продолжал рассказывать, что не встречал борцов, одолевших его. Он бывал побежденным только в тех случаях, когда директор цирка заранее обязывал его падать. Но в Гамбурге, где раз в 3 года собирались сильнейшие борцы мира для честной борьбы, он победил всех. Во время Гамбургских соревнований ему повредили ухо и так разбили губы, что шрамы остались на всю жизнь”.

Но на вечернем представлении Сабит забыл про свой скептицизм, так покорила его удивительная сила батыра. На его плечах по 5 человек с каждой стороны сгибали железные балки, пока они не касались концами пола. Подпоясывался толстым железным прутом и легко разгибал его. Сам приносил на сцену 20-пудовый каменный жернов и разбивал его огромным молотом. А на десерт следовал коронный номер – на борцовском мосту удерживал настил из досок, по которому провозили телеги с тяжелым грузом. Все номера проделывал невозмутимо, без всяких усилий. В этот же вечер выиграл схватку по борьбе.

Ближе он узнал Хаджи Мукана во время их совместной поездки специальным поездом из Оренбурга в Ак-Мечеть в числе делегатов на пятый съезд Советов Казахской республики. Путешествие началось с комического случая. Задиристый акын Иса Байзаков заспорил с Хаджи Муканом и вывел его из себя. Огромный батыр схватил его за грудки и слегка встряхнул. Да вот только сил не рассчитал – привык бороться с такими же великанами. В его руках Иса взлетел как перышко и ударился макушкой в потолок. Далее он лежал без чувств, а может, только притворялся умирающим. Во всяком случае Хаджи Мукан воскресил его из мертвых одним только вопросом: ”Иса? Хочешь арака?”. После реанимации аракой вместо живой воды, Ису разместили в другое купе. Дальше Хаджи Мукан ехал один в четырехместном купе, поскольку не помещался ни на одной полке. Что бы его разместить пришлось соединить две нижние полки скамьей с вокзала.

Веселое получилось путешествие. В пути на каждой станции поезд приветствовали толпы конных и пеших, несли угощение – кумыс в сабах, бесбармак, бараньи головы. Соловей казахских степей Амре Кашаубаев услаждал слушателей хрустальной красоты голосом. А в центре внимания был Хаджи Мукан со своими бесконечными и удивительными историями.

  “Хаджи Мукан любил выпить. Но я не слышал, чтобы он когда-нибудь напивался. Неразговорчивый в обычное время, после горячительного он становился красноречивым. Самые интересные истории мы слышали от него именно в эти часы.

Больше всего пожалуй, Хаджи Мукан любил мясо и кумыс. Кумыс никогда не надоедал ему, впрочем, как и баранина. Ему не составляло труда съесть за один присест раннего и жирного ягненка.

--“ Ау, давайте прежде подзакусим!” – вот его обычное вступление к беседам. Зная эту его слабость, спутники заботились, чтобы в купе борца и мяса было вдоволь и кумыс лился рекой.

А когда прибыли в Ак-Мечеть, еще не переименованную в Кызыл-Орду, то по желанию Хаджи Мукана поселили его вместе с Сабитом Мукановым в отдельном домике. И день и ночь все стремились повидать Хаджи Мукана. Несли ему богатые угощения: кумыс сабами, мясо блюдами. Шли не только послушать об его удивительных похождениях. Многие обращались и с самыми разными просьбами.

Сабит Муканов увековечил и знаменитый рассказ Мукана о его битве со стаей волков. В доказательство Хаджи Мукан показывал фотоснимок, где он удерживал за загривок шесть мертвых волков, по три в каждой руке.

А рассказчик он был талантливый – рассказывал не просто степенно, обстоятельно и занимательно, а с толком с чувством. Завладев внимание слушателей, держал их в напряжении, заставлял всерьез переживать все перипетии. Причем, настолько сильно, что в конце рассказа криками восторга встретили слушатели победу Мукана над волками. Послушать его набивалось не только полное купе народа, но теснились и в коридоре.

А в другой раз, во время тоя на ярмарке в Туркестане, Хаджи Мукан рассказывал несколько по-другому вариант этой же истории – голым кулаком в степи он убил 6 волков. А в свидетели этого случая привел С. Муканова, “Хотя я в самом деле этого не видел, но чтобы не подвести Хаджи Мукана, подтвердил его слова”- вспоминал С Муканов. Отметим, что от этих рассказов прямая польза была для Хаджи Мукана. Каждый слушатель разносил все дальше по степи его истории, постепенно превращавшиеся в народные легенды и мифы. Были тысячи свидетелей случая, когда Хаджи Мукан одной рукой притянул обратно пароход, отходивший от пристани. Среди них было много и тех, кто никогда не был на судоходной реке. Узун-кулак делал свое дело – какая газетная реклама могла с ним сравниться! Тысячи степняков стремились попасть на его гастроли, увидеть своими глазами легендарного батыра. Если не было денег на билет, закладывали и лошадь и сбрую. Популярность была просто фантастическая. Большие сборы делали чемпионаты с его участием. Приходилось даже в печатных изданиях читать, что Хаджи Мукан вместо галстука завязывал на шее… железнодорожный рельс! Стандартный отрезок рельса в то время весил 295 кг. Чтобы только согнуть его на плечах атлета требовался совокупный вес и усилия двух десятков человек. А чем короче рельс, тем труднее его согнуть.

Не надо забывать и про некоторые традиции цирковых борцов. У цирковых артистов в большом почете были веселые розыгрыши. Они скрашивали жизнь и давали новые силы после утомительных репетиций и во время долгих переездов. Большим мастером мистификаций и розыгрышей был Дядя Ваня Лебедев. Поистине артистически могли разыграть и такие атлеты как Сенаторов и Новак. У Григория Ирмовича действительно во время толчка разломился гриф штанги. Само собой, имел место заводской дефект. Но этот великолепный рассказчик так преподносил весь этот эпизод, что ни у кого не возникало сомнений – стальной гриф разлетелся в дребезги от чрезмерной резкости и мощи приложенного усилия. 

И Хаджи Мукан часто развлекался невинными розыгрышами. Вот как, например, он сыграл следующую сцену. “С некоторым сожалением он говорил, что до 40 лет его мышцы были твердыми, словно камни, и весь он был крепок и сухощав. –“А теперь, видишь, начал округлятся. И хотя сам я толстею, вес мой уменьшился.

- “Сколько же вы теперь весите?”

- “Не стоит и говорить. Верьте мне, легче стал”.

-“А все – таки?

-“ Тринадцать пудов пятнадцать фунтов” (219 кг!) – с трудом выговорил Хаджи Мукан и огорчился, как ребенок.

-“Неужели вы, Хаджике, считаете, что этого мало?

-“ Эх, джигит, в полной силе я весил без малого четырнадцать пудов (Это же 229 килограммов!)

 И замолчал, не желая продолжать разговора”.

Видимо невмоготу уже было сдерживаться, чтобы не расхохотаться, во всю мочь.

(Кстати, поскольку речь зашла о параметрах Хаджи Мукана – и на этот счет пишут по разному. По данным профессора З.Коныратбаева при росте 195 см, Хаджи Мукан весил от 130 до 176 килограммов. У другого автора при тех же 130 килограммах рост поменьше – 186 см. А в газете “Воин Казахстана” со слов экскурсовода музея Хаджи Мукана уменьшили чуть ли не вдвое – 174см, 90 кг). Из публикации в журнале «PRO спорт» (2005г. №2) боевой вес Хаджи Мукана 138-145 кг. Рост – якобы со слов В.Г.Яркова – 196 см. Остальные параметры: пояс – 173 см, грудь на 30 см меньше, плечо – 50 см, предплечье – 47 см, бедро – 71, икра – 49 см. Размер обуви – 47-й, головного убора – 65 см.

Николай Анов конечно же большой писатель, но даже Дядю Ваню Лебедева он называет (Присмотритесь повнимательней к тексту повести “ Крылья песни”)…Левидовым. Возможно, так ему слышалось от Хаджи Мукана. Заметив,что Анов настолько несведущ в борьбе, Хаджи Мукан предался искушению прибегнуть к розыгрышу и гиперболам. В любом случае, победы Хаджи Мукана над такими парижскими чемпионами как Лоран Бокеруа и Рауль Буше стали бы великой сенсацией в мире спорта. Но к сожалению должен отметить, что нигде не нашел как ни искал, никаких подтверждений этому. (Более того: Рауль Буше был убит за три года до появления Мунайтпасова на цирковой арене.)

Мне он запомнился таким, каким его видел и описывал его частый спутник и товарищ по путешествиям Сабит Муканов. Огромный великан невероятной толщины, словно Гаргантюа, сошедший со страниц Рабле. Большой жизнелюб и женолюб, веселый чревоугодник, любитель шумных застолий и тоев. Словом, не дурак выпить, закусить и прихвастнуть.

Он только что закончил рассказывать изумленным слушателям невероятную историю, героем которой является сам. Лукаво щурит насмешливые глаза, перед тем, как наполнить огромную чашу кумысом

– “Ау, давайте снова подзакусим!”.

 

Мифы и легенды

Не один Хаджи Мукан был кумиром для своих соотечественников. Тогда своих силачей и борцов почитали повсюду. Тифлисский духанщик Кула Глданели не знал себе равных в национальной борьбе “чидаоба”. Победил и многих, приезжавших на Кавказ цирковых чемпионов, в том числе и Эмиля Фосса первого. Поэтому слава Глданели выросла еще больше. Сказать, что он был знаменитостью для тифлисцев – это значит, ничего не сказать. “Бог на небе, а Кула на земле”- говорили его земляки. И вдруг 7 марта 1903 года рижский атлет В. Моор имел неосторожность победить Кула Глданели. Сейчас трудно сказать, допустил ли Моор нарушение правил или другую бесцеремонность к любимцу Тифлиса. Но пришлось ему спасать свою жизнь от рассвирепевших болельщиков, многосотенной толпой хлынувших на арену. Не найдя надежного убежища на конюшне, Моор укрылся в клетке для хищников (об этом заметка в старом номере “Советского спорта” за 6 марта 1960 года).

А Василия Мазенкова знатоки считают такой легендарной личностью, что ему нигде и никогда не было равных. От природы был наделен огромной силой. Сначала работал кузнецом, затем служил в военном флоте. В 1914 году приобщился к борьбе на атлетической арене Нижнего Новгорода. Там же выступив, в 1917 году под черной маской перешел в профессионалы. А с 1934 года уже не разъезжал с чемпионатами, а вернулся домой, работал такелажником на Сормовском заводе.

Ростом был не выше 180 см и весом не более 100 кг, тем не менее был действительно сильным борцом. И до самой войны не упускал, случая сразиться с гастролирующими ежегодно чемпионатами. Очень сильно тянул публику и поднимал сборы госцирка. Бешеный восторг публики вызывал даже один его колоритный выход на сцену. Во время торжественного парада борцов он босиком, в одних огромных “семейных” трусах перелезал через барьер и горланил: ”Давай бороться!” В 1937 году в крупном Горьковском чемпионате занял второе место, уступив лишь колоссу Поволжья М. Борову.Одержал 17 побед при 2-х поражениях, а состав чемпионата был далеко не слабый. В 5 схватках доказал свое преимущество над 140 – килограммовым гигантом П. Чуркиным, выиграл у Кожемяки, Вердена (Жеребцова), Спуля, немца Майера, чеха Холюпа.

И еще долго не угасала среди земляков его огромная популярность. Спустя сорок лет Александр Мазур снимался на Горьковской киностудии в фильме “Жди меня, Анна” в роли Циклопа. Во время разговора в местной бане неосторожно усомнился в непобедимости Мазенкова. За это его вместе с кинооператором чуть не отдубасили. Подняли большой шум, утверждали, что Мазенков был самый сильный борец, 25 пудов через дом перебрасывал, а трамвай на ходу снимал с рельсов. Кинооператор возразил, указывая на Мазура:-“ Да ведь он чемпион мира!” “Что?! – заорали парильщики – Да из нас любой его на лопатки уложит!”

Там же произошел и другой случай, когда цирковой борьбы уже и в помине не было. Шофер такси высадил на полдороге двух мастеров спорта - легковесов прибывших на соревнования, за то, что не знали Мазенкова: ” Какие вы к ядреной бабушке борцы, если Мазенкова не знаете!”.

  А какая неисчислимая тьма легенд была соткана молвой вокруг знаменитых цирковых богатырей! Александр Мазур встречал генерала, который на полном серьезе поведал ему о тренировке Поддубного. Иван Максимович якобы подлазил под железнодорожную платформу и поднимал ее спиной.

А в мифах особо доставалось всей крупнорогатой живности от добродушного гиганта Миши Борова. Рассвирепевшему быку, шутя, отломал рога. Напавшего на него жеребца убил ударом кулака. Ухватившись за крыло ветряной мельницы, остановил ее. Да что там! Урал переплыл однажды с пулеметом “Максим” на спине.

 

 

В устном народном творчестве выражалось восхищение не только перед действительно огромной физической силой, но и любовь к своим героям, поклонение своим кумирам. 

 



2019-12-29 218 Обсуждений (0)
Встреча с Хаджи Муканом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Встреча с Хаджи Муканом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)