Глава 3 Применение информационных технологий в маркетинговой деятельности белорусских компаний
Преодоление экономической и технической отсталости и повышение на этой основе жизненного уровня населения является принципиальным вызовом XXI столетия для Беларуси. Контекст этого вызова заключается в переводе хозяйства страны к новой экономике с учетом зарубежного опыта, т. е. с широким внедрением информационных технологий и интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство в качестве конкурентоспособного и равноправного субъекта международных рыночных отношений. Одним из основных признаков новой экономики является степень доступности новейших информационных технологий для населения. В США удельный вес пользователей Интернета превышает 63% населения страны. В Беларуси постоянными пользователями Интернета в 2006 году являлись 16% населения страны. [http://review.w-europe.org/9/4.html]. Таким образом, в начале XXI века Беларусь столкнулась с необходимостью одновременно продолжать реформирование экономики, а также развивать высокотехнологичные отрасли в целях становления новой экономики. Существуют три возможных сценария развития новой экономики в Беларуси. Модель 1 — национальная. Суть ее состоит в продаже товаров и услуг на внутренний рынок. Внутри этой модели выделяются такие группы, как компьютерная коммерция, софтверный бизнес, ориентированный на белорусских клиентов, и Интернет-компаний в области новых медиа и электронной коммерции в белорусской зоне Интернет. Внутренний рынок Беларуси невелик и не обнаруживает склонности к бурному росту. Сложность с соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности также не способствует росту производства. Поэтому Беларусь вряд ли сможет в обозримом будущем поддерживать большое количество технологических компаний, работающих на внутренний рынок, оборот которого жестко ограничен платежеспособностью бизнеса и населения. Модель 2 — индийская. Бизнес офшорного программирования опирается на потребность в большом количестве нерегулярных, разовых или специальных программных работ и нехватку инженеров в развитых странах. Основными областями, где на их труд сейчас большой спрос, являются IT-услуги по реконструкции устаревших систем и созданию новых, техническая поддержка, вэб-дизайн и программные продукты, в том числе для электронного бизнеса. В Индии эта модель сформировалась в целый сектор экономики с поддерживающей инфраструктурой, специальным госрегулированием, развернутой системой частного и государственного профтехобразования. Преимущества индийской модели для нашей страны очевидны. Потенциальный рынок для компаний, ориентированных на эту модель, в несколько раз превышает внутренний рынок. При организации этого бизнеса можно опираться на опыт других стран. Модель 3 — израильско-скандинавская. Израильско-скандинавская модель — это экспорт готовых продуктов, в т. ч. новых технологий, и решений на внешний международный рынок. Израильская модель дает возможность применять национальный интеллектуальный потенциал наиболее эффективным способом. Новая экономика работает с внешним рынком, экспортная емкость которого на уровне второй модели уже сопоставима с мировым рынком сырьевых товаров и систем вооружений, а на уровне третьей модели — превышает его во много раз. К тому же нельзя не учесть дополнительный эффект от многократного увеличения уровня занятости, повышенной экономической эффективности, экологических выгод и прочих положительных сторон новой экономики в сравнении с традиционной экономикой. Основные мотивы применения технологии Интернет в маркетинговой деятельности белорусских компаний следующие: расширение доли рынка; привлечение внимания; улучшение деловых взаимоотношений; появление новых каналов дистрибьюции; снижение затрат (на привлечение потребителей из других регионов; на рекламу, изготовление печатной продукции, на поддержание имиджа компании, на содержание сервисного центра обслуживания потребителей, на поддержание товарно-материального запаса, на аренду помещения); своевременная поставка товарно-материальных запасов; гибкая ценовая политика. При этом потребитель сталкивается с реальными проблемами, начиная от выбора товаров и оформления заказа и заканчивая оплатой покупки. Причина возникновения этих проблем - низкая маркетинговая культура. Для большинства наших директоров маркетинг на фирме означает, как правило, ничего не значащий аппендикс: На Западе эффективный отдел маркетинга находится в центре всех потоков информации; он координирует многие аспекты работы всех подразделений компании (внутренний маркетинг). Кроме того, он является штабом по связи с рынком, то есть с потребителями (внешний маркетинг). Отдел накапливает маркетинговые знания и принимает решения, от которых зависит будущее компании в жестком конкурентном рынке. Такой отдел можно представить схемой: Необходимо понять, что в рыночной экономике «маркетинг - это весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения его конечного результата, то есть с точки зрения клиента» (Питер Друкер). Даже если у компании будет отличный маркетолог, эффективность его работы будет низкой, если его предложения и его мнение не будет учитываться в компании. Главными недостатками, с которыми магазины сектора сталкиваются при торговле через Интернет, это отсутствие у большинства пользователей опыта работы с предприятиями электронной коммерции, технические проблемы, вызванные сбоями в работе провайдера, и недоверие со стороны пользователей при покупке товаров в онлайновых магазинах. Распределение Интернет-магазинов по методам продвижения сайта таково: контекстная реклама — 75,6%, текстовая реклама — 53,9%, баннерная неконтекстная реклама — 51,1%, PR — 25,6%, вирусный маркетинг — 19,7%, все остальное — 12,9%. Последние три года число активных сайтов растет в среднем на 25-30% в год при удвоении посещаемости каждые полгода. Основными факторами, сдерживающими развитие Интернета в Беларуси: 1) низкий процент пользователей, имеющих выход в Сеть; 2) недостаточно развитая сетевая и информационная инфраструктура; 3) слабая осведомленность о возможностях современных Интернет-технологий; 4) высокая стоимость персональных компьютеров; 5) слабая развитость индустрии предоставления доступа в Интернет с использованием других, более дешевых средств; 6) низкий уровень платежеспособности населения; 7) недостаточная информационная подготовка и информационная культура белорусского бизнеса в целом, что приводит к малой степени интеграции реального бизнеса с электронными системами. Следует отметить, что для Беларуси характерны две формы электронного бизнеса. Успешное развитие межкорпоративного сектора (В2В) в белорусской экономике возможно при наличии следующих факторов: • достаточно большое количество участников и проводимых транзакций; • стандартизированные и легкоформализуемые предлагаемые товары и услуги (компьютеры, комплектующие, книги, мебель, канцелярские товары, рекламные услуги, услуги бизнес-туризма, логистики и т. д.); • невысокие цены за подключение к торговым информационным системам и модулям; • высокая функциональность торговых информационных систем; • возможность торговаться по одному или сразу по нескольким направлениям; • наличие дополнительных услуг (логистические, финансовые, страхования и т. д.); В отношении белорусского потребительского сектора Интернет-рынка (В2С) ключевыми факторами успешной реализации моделей являются: • стратегия офлайн плюс онлайн. В настоящее время реализация такой модели наиболее эффективна для предприятий, имеющих «реальные» магазины; • фокусирование на потребностях платежеспособной Интернет-аудитории; • проведение активного маркетинга; • хорошая скорость загрузки сайтов, высокая скорость обмена данными, удобная навигация, невысокие цены на провайдерские услуги; • развитая система распределения и доставки товара; • создание региональных партнерских альянсов. Однако основными причинами, которые снижают эффективность моделей бизнеса, ориентирующихся на конечного потребителя, аналитики называют: - слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры (в том числе некачественные телефонные линии связи); - неразвитость платежных средств, отсутствие кредитных карт у большинства покупателей; - отсутствие системы экспресс-доставки; - низкий средний уровень доходов. В результате можно сделать вывод о том, что сегодня наилучшие перспективы развития и в Беларуси и в мире имеет торговля через Интернет на уровне межкорпоративного сектора. Причины, снижающие эффективность внедрения моделей интеграции в области потребительского сектора, в меньшей степени влияют на развитие онлайнового межкорпоративного сектора. По оценкам специалистов, основными развивающимися сферами деятельности и наиболее перспективными отраслями Интернет-экономики станут: венчурный капитализм и проектное финансирование, Интернет-реклама, предоставление финансовых услуг, развитие поддерживающих сервисов. Хорошие перспективы будут иметь компании, развивающие инфраструктуру электронного бизнеса, прежде всего технологичные услуги типа обслуживания платежей по Интернету. Еще одно перспективное направление - системы доставки. Потребность в подобном сервисе очень велика, и следует ожидать радикальных сдвигов в данной сфере в ближайшее время. Заключение В настоящее время существует ряд моделей развития Интернет-экономики в Беларуси. Выбор соответствующей стратегии позволит нашей стране занять достойную нишу на международной арене. Помимо того, одним из преимуществ внедрения Интернет-технологий в деятельность белорусских компаний является тот факт, что возможно использование уже накопленного зарубежного опыта с учетом специфики белорусской действительности. Наряду с этим, имеется и значительный отечественный опыт ведения электронного бизнеса. Об этом свидетельствует подробный анализ не только компаний, работающих в Интернет-среде, но и самих пользователей - действующих и потенциальных клиентов этих компаний. Также стоит отметить успехи работы электронных компаний в рекламной сфере. Здесь наблюдается положительная динамика развития бизнеса, обусловленная, в том числе, спецификой белорусского законодательства. Полученные в настоящей работе результаты позволяют сделать следующие выводы: • предпосылки формирования сети Интернет как средства передачи, хранения и обработки данных, предопределило её трансформацию в новую экономическую среду функционирования агентов рынка. Проведенный анализ кризиса НАСДАК выявил несоответствие спекулятивных ожиданий и реальных результатов функционирования компаний. При этом биржевой кризис в итоге оказал положительное влияние на дальнейшее развитие бизнес процессов, элиминируя спекулятивную составляющую. • Интернет-технологии в маркетинге имеют определенную специфику, связанную с наукоёмкостью технологий, динамичным развитием данной области, увеличением значимости нематериальной составляющей в деятельности компаний, необходимостью индивидуализации проводимых маркетинговых стратегий и т.д. Осуществление маркетинговых программ на основе Интернет-технологий требует одновременной перестройки и адаптации под новую среду организационной структуры компании и бизнес процессов, что обусловлено необходимостью приведения в соответствие внешней и внутренней среды компании. • представляется целесообразным уделять значительное внимание разработке сайта компании как инструмента повышения эффективности маркетинговой стратегии компании. При этом первоначально необходимо определить цели и степень интеграции бизнес процессов компании в Интернет-среду. • в целях успешной реализации маркетинговых программ с использованием Интернет-технологий, является целесообразным использование мирового опыта проведения виртуального маркетинга с учетом особенностей белорусской потребительской аудиторией и экономической среды функционирования самих компаний. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ 1. Беленов О. Н., Стадниченко Л. И. Поведение потребителей. Уч. Пос. Воронеж: Изд. ВГУ. 2001г. - 224 с. 2. Информационные технологии в экономике зарубежных стран: Сборник научных работ / Под ред. Колесова В.П., Касаткиной Е.А. – М.: МАКС Пресс, 2002. – 0,5 п.л. 3. Интернет-технологии как маркетинговый инструмент зарубежных компаний. – М.: МАКС Пресс, 2003. 4. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика" - Москва: Экономика, 1997 г. 5. Гарнаев А. Ю. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах". Санкт Петербург: издательство BHV, 2002 г. - 816 с. 6. Дэниел Эймор Электронный бизнес: эволюция и/или революция". Москва: Издательский дом Вильямс". 2001 г. - 752 с. 7. Тарасова Е.Е., Воронин Я.М. Роль интернет-рекламы в системе маркетинговых коммуникаций // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2008. – №3. 8. Воронин Я.М. Маркетинговые принципы использования виртуальных страниц в сети Интернет // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2007. – №3. 9. Воронин Я.М. Проблемы использования интернет-технологий в маркетинговой деятельности организаций // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2006. – №4. 10. Белобродский А. А. “Влияние онлайновых социально-экономических подсистем на развитие экономики”. Сборник статей международной научно– практической конференции: “Управление изменениями в социально-экономических системах”. Воронеж: Издательство ВоронежскогоГосударственного Университета. 2003 г. – 200 с. 11. Гарнаев А. Ю. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах". Санкт Петербург: издательство BHV, 2002 г. - 816 с.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |