Тема 14. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА
1. Основные сферы жизни общества. Общая характеристика. 2. Содержание и сущность материального производства. 3. Социальная роль техники и технологии в историческом процессе. Технико-технологические основы становления информационной цивилизации.
Социальная философия исходит из того, что общественная жизнь представляет собой целостное образование. В первом вопросе темы нужно рассмотреть общую структуру общества, взаимоотношение основных сфер жизни (материально-производственная, социальная, политическая, духовная). Каждая основная сфера общественной жизни по отношению к другим сферам обладает качествами либо причины, либо следствия, либо того и другого одновременно. Необходимо выяснить причинно-следственные связи всех основных сфер. Обозначим материально-производственную сферу цифрой 1, социальную – 2, политическую – 3, духовную – 4, стрелка обозначает причинно-следственную зависимость соответствующих сфер. Совокупное изображение цифр и стрелок является формулой причинно-следственных связей. Можно выделить несколько формул и дать их характеристику. А. Полные линейные формулы причинно-следственных связей 1) 1 2, 3, 4. 2) 1, 2 3, 4. 3) 1, 2, 3 4. Б. Парные формулы причинно – следственных связей 4) 1 2. 5) 1 3. 6) 1 4. 7) 2 3. 8) 2 4. 9) 3 4. В. Всеобщая дифференцированная формула причинно – следственных связей сфер общественной жизни. 1 2 3 4
Затем нужно дать определение функциональных связей основных сфер общественной жизни. Итоговая всеобщая дифференцированная формула функциональных связей сфер общественной жизни следующая: 1 2 3 4
И в заключение этого вопроса нужно охарактеризовать тенденции основных сфер общественной жизни. Во втором вопросе нужно раскрыть основные компоненты материального производства, дать определение этому понятию. Материально-производственная сфера включает в себя: 1) труд как социальное явление; 2) способ производства материальных благ; 3) механизм функционирования материально-производственной сферы в целом. Каждый компонент нужно охарактеризовать: дать определение труда, выделить субъект труда, назвать основные элементы труда, охарактеризовать труд как природный процесс, как созидание, описать материальное и идеальное в труде, а также труд как общественное явление. Говоря о способе производства материальных благ, нужно охарактеризовать производительные силы, производственные отношения. Затем нужно дать понятие материально-производственной жизни общества как производственно-регионального комплекса, как материальной инфраструктуры. Под механизмом функционирования материально-производственной сферы понимаются ориентиры, цели материального производства. В этом же вопросе можно остановиться на некоторых особенностях развития экономики в XX веке (изменение роли политики в экономике, сдвиги в механизме рыночной регуляции экономики, изменение отношения частной собственности). При изложении третьего вопроса темы нужно помнить, что в технике и технологии в концентрированном виде выражен смысл преемственности в развитии мировой культуры. Преодоление социальных, национальных и иных границ подтверждает определяющее значение науки, техники и технологии в истории. Нужно показать роль техники и технологии для человека, дать определение технологического способа производства, а также охарактеризовать наиболее принятые разграничения цивилизационных этапов общественного развития в соответствии со способом использования технических средств. Здесь же можно рассмотреть концепции сторонников антропологических и инструменталистских подходов (М. Шелер, А. Гелен, и др.) к анализу техники как атрибута человеческого бытия, представителей техницистско-рациональных объяснений техники и технологии (Г. Башляр, П. Дюкассе, Э. Агасси, Б. Рассел и др.), сторонников самых различных направлений антитехницизма – от революционистских до иррационалистических подходов (Дж. Бернал, А. Бергсон, А. Вебер, Н. Бердяев, О. Шпенглер, К. Ясперс, Э. Фромм и др.). Нужно показать противоречивое взаимоотношение человека с миром техники, а также осознать проблему смены индустриально-технической основы, создания новых технико-технологических условий воспроизводства всей системы общественной жизни на принципах гуманизма. В содержание третьего вопроса темы органически включается характеристика современной антропогенной (информационной) цивилизации, её технико-технологических основ. При изложении этого вопроса обратить внимание на содержание информационной цивилизации, её основу и сущность. Нужно описать идеальную модель общественного мироустройства, данную в 60-70 гг. XX века представителями западного технократического направления в философии. Обратить внимание нужно на противоречивость процессов автоматизации производства, использования информационной технологии.
Контрольные вопросы 1. В каждый период времени данная система производственных отношений: 1) содействует развитию производительных сил; 2) мешает этому развитию; 3) частично содействует развитию производительных сил, а частично мешает. В зависимости от того, истинно это положение или ложно, докажите его или опровергните, основываясь на исторических фактах. 2. Какие проблемы человека технический прогресс может решить, а какие нет? 3. Что является стимулом развития производительных сил? 4. В чём проявляется несоответствие между производительными силами и производственными отношениями? 5. В чём заключается противоречивое взаимоотношение человека с миром техники? 6. Каковы проявления материального и идеального в труде?
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |