Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 14. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Тема 14. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Основные сферы жизни общества. Общая характеристика.

2. Содержание и сущность материального производства.

3. Социальная роль техники и технологии в историческом процессе. Технико-технологические основы становления информационной цивилизации.

 

Социальная философия исходит из того, что общественная жизнь представляет собой целостное образование. В первом вопросе темы нужно рассмотреть общую структуру общества, взаимоотношение основных сфер жизни (материально-производственная, социальная, политическая, духовная).

Каждая основная сфера общественной жизни по отношению к другим сферам обладает качествами либо причины, либо следствия, либо того и другого одновременно. Необходимо выяснить причинно-следственные связи всех основных сфер.

Обозначим материально-производственную сферу цифрой 1, социальную – 2, политическую – 3, духовную – 4, стрелка обозначает причинно-следственную зависимость соответствующих сфер. Совокупное изображение цифр и стрелок является формулой причинно-следственных связей. Можно выделить несколько формул и дать их характеристику.

А. Полные линейные формулы причинно-следственных связей

 1) 1  2, 3, 4.

 2) 1, 2  3, 4.

 3) 1, 2, 3  4.

Б. Парные формулы причинно – следственных связей

 4) 1  2.

 5) 1  3.

 6) 1  4.

 7) 2  3.

 8) 2  4.

 9) 3  4.

В. Всеобщая дифференцированная формула причинно – следственных связей сфер общественной жизни.

1  2  3  4

 

 

Затем нужно дать определение функциональных связей основных сфер общественной жизни.

Итоговая всеобщая дифференцированная формула функциональных связей сфер общественной жизни следующая:

1   2   3   4

 

 

И в заключение этого вопроса нужно охарактеризовать тенденции основных сфер общественной жизни.

Во втором вопросе нужно раскрыть основные компоненты материального производства, дать определение этому понятию.

Материально-производственная сфера включает в себя: 1) труд как социальное явление; 2) способ производства материальных благ; 3) механизм функционирования материально-производственной сферы в целом.

Каждый компонент нужно охарактеризовать: дать определение труда, выделить субъект труда, назвать основные элементы труда, охарактеризовать труд как природный процесс, как созидание, описать материальное и идеальное в труде, а также труд как общественное явление.

Говоря о способе производства материальных благ, нужно охарактеризовать производительные силы, производственные отношения. Затем нужно дать понятие материально-производственной жизни общества как производственно-регионального комплекса, как материальной инфраструктуры. Под механизмом функционирования материально-производственной сферы понимаются ориентиры, цели материального производства.

В этом же вопросе можно остановиться на некоторых особенностях развития экономики в XX веке (изменение роли политики в экономике, сдвиги в механизме рыночной регуляции экономики, изменение отношения частной собственности).

При изложении третьего вопроса темы нужно помнить, что в технике и технологии в концентрированном виде выражен смысл преемственности в развитии мировой культуры. Преодоление социальных, национальных и иных границ подтверждает определяющее значение науки, техники и технологии в истории. Нужно показать роль техники и технологии для человека, дать определение технологического способа производства, а также охарактеризовать наиболее принятые разграничения цивилизационных этапов общественного развития в соответствии со способом использования технических средств.

Здесь же можно рассмотреть концепции сторонников антропологических и инструменталистских подходов (М. Шелер, А. Гелен, и др.) к анализу техники как атрибута человеческого бытия, представителей техницистско-рациональных объяснений техники и технологии (Г. Башляр, П. Дюкассе, Э. Агасси, Б. Рассел и др.), сторонников самых различных направлений антитехницизма – от революционистских до иррационалистических подходов (Дж. Бернал, А. Бергсон, А. Вебер, Н. Бердяев, О. Шпенглер, К. Ясперс, Э. Фромм и др.). Нужно показать противоречивое взаимоотношение человека с миром техники, а также осознать проблему смены индустриально-технической основы, создания новых технико-технологических условий воспроизводства всей системы общественной жизни на принципах гуманизма. В содержание третьего вопроса темы органически включается характеристика современной антропогенной (информационной) цивилизации, её технико-технологических основ. При изложении этого вопроса обратить внимание на содержание информационной цивилизации, её основу и сущность. Нужно описать идеальную модель общественного мироустройства, данную в 60-70 гг. XX века представителями западного технократического направления в философии. Обратить внимание нужно на противоречивость процессов автоматизации производства, использования информационной технологии.

 

Контрольные вопросы

1. В каждый период времени данная система производственных отношений:

1) содействует развитию производительных сил;

2) мешает этому развитию;

3) частично содействует развитию производительных сил, а частично мешает.

В зависимости от того, истинно это положение или ложно, докажите его или опровергните, основываясь на исторических фактах.

2. Какие проблемы человека технический прогресс может решить, а какие нет?

3. Что является стимулом развития производительных сил?

4. В чём проявляется несоответствие между производительными силами и производственными отношениями?

5. В чём заключается противоречивое взаимоотношение человека с миром техники?

6. Каковы проявления материального и идеального в труде?

 



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Тема 14. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 14. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)