Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 15. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КУЛЬТУРЫ




 

1. Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей.

2. Классы и их роль в системе социальных связей. Основные концепции социальных дифференциаций современного общества.

3. Социальная дифференциация в информационном обществе.

4. Понятие культуры. Культура и природа. Культура и человек. Культура и общество. Культура и цивилизация.

 

Под социальной структурой понимают строение общества как целостной системы, состоящей из элементов и связей между ними. Здесь же нужно объяснить, в каком смысле употребляется понятие «социальный». Существуют следующие виды социальных общностей: классы (страты), профессиональные общности, отраслевые общности, этнонациональные общности, региональные образования, демографические общности, территориальные общности, расовые группы, производственные коллективы, семья. Нужно показать, что социальная структура общества – понятие историческое, выделить тенденцию развития социальной структуры.

При изложении этого вопроса следует дать характеристику некоторым из видов социальных общностей. Здесь надо описать этнонациональную общность (род, племя, народ, нация): указать формы рода, рассказать о признаках родовых отношений, дать определение племени, показать значение общины как первичной формы социально-экономической организации людей.



Здесь же нужно дать понятие о семье и браке, описать первоначальные формы семьи, а также основные типы семьи в настоящее время (по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье проблема лидерства). Нужно указать на функцию семьи в нынешних условиях, а также тенденции в семейно-брачных отношениях.

В этом же вопросе нужно рассказать об этносах, об условиях, объединяющих людей в народ как целостную социальную общность. Нужно указать особенности этнической общности, дать понятие субэтносов, показать, каким образом складывается основной современный тип этносоциальной общности – нация. Необходимо дать определение нации, иметь представление о национальной культуре, национальных различиях, национальном самосознании, этнокультурном стереотипе, национальном характере, принципах решения национальных проблем.

При изложении второго вопроса темы надо указать на причины и время возникновения классов, изложить марксистскую теорию классов и классовой борьбы. Обобщая марксов подход к анализу классовой структуры общества, социологи стали выделять различные социальные страты. Нужно дать определение страта, объяснить понятие «стратификация», указать на различные варианты стратификации общества, на основания социальной стратификации. Также дать определение социальной мобильности (П.Сорокин). Надо отметить те коррективы, которые вносят в систему критериев определения социального состава классов современные условия. Многообразие элементов, образующих социальную структуру информационного общества, явилось причиной существования в социологии множества её теоретических моделей: классово-статусная модель М. Вебера, дихотомная классовая модель К. Маркса, классовая модель Р. Дарендорфа, классовая модель Э. Гидденса, классовая модель Э. Райта, классовая идентификация Дж. Голдорпа, классовая модель Н. Девиса.

При изложении третьего вопроса темы нужно указать основные тенденции развития социальной структуры информационного общества в XX веке. Частная собственность на средства производства продолжает играть важнейшую роль в общественной жизни, однако её влияние на дифференциацию общества в экономически более развитых странах постепенно ослабевает. В XX веке доминирует коллективный капитал. Растёт численность и влияние социальных групп, представляющих профессиональную элиту в политической, социальной и духовной сферах жизни общества. В этой связи заслуживает внимания положение интеллигенции. Нужно дать определение понятию «интеллигенция», указать на тенденции развития интеллигенции. Нужно дать характеристику основных классов экономически развитых стран мирового сообщества. Также необходимо рассмотреть современную социальную структуру в России.

При изложении четвёртого вопроса темы необходимо отметить, что философский анализ культуры приобретает важнейшее теоретическое и практическое значение. Вне его невозможно осмыслить культуру как определённую социально-экономическую целостность. Задача философского анализа культуры состоит в постижении культуры как универсального способа бытия человека в мире.

Впервые термин «культура» возник в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура». Затем возникает переносный смысл этого термина. Нужно указать историческое формирование этой категории с древности до настоящего времени, изложить современные трактовки культуры (например, определение культуры как совокупности материальных и духовных ценностей), ответить на вопрос о главном источнике, причине и способе существования культуры, изложить деятельностный, ценностный, информационно-семиотический, системный подходы к культуре. Через категории «опредмечивание» и «распредмечивание» надо раскрыть связь человека и созданного им предметно мира, выявить формы развития человека в культуре, показать: (1) единство и различие природы и культуры, (2) взаимосвязь культуры и человека в современном обществе, (3) влияние культуры на общество, (4) сходство и различие понятий «культура» и «цивилизация», (5) функции культуры, (6) материальную, духовную, художественную сферы культуры.

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные типы семьи существуют в настоящее время?

2. Каковы условия, объединяющие людей в народ как целостную социальную общность?

3. Во время буржуазных революций пролетариат выступал вместе с буржуазией. Каким образом можно объяснить совпадение интересов антагонистических классов?

4. Когда и почему возникли классы?

5. Объяснить содержание понятий «социальная стратефикация» и «социальная мобильность».

6. Какова социальная структура современного российского общества?

7. Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?

8. Какова сущность культурной деятельности?

9. Охарактеризуйте различные подходы к культуре.

10. В чём состоит сущность культуры?

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (125)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7