Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ



2019-12-29 195 Обсуждений (0)
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Структурными элементами дипломного проекта являются:

·  титульный лист;

·  задание на дипломное проектирование;

·  аннотация;

·  содержание;

·  введение;

·  основная часть;

·  заключение;

·  список литературы;

·  приложение;

· презентация дипломного проекта.

Титульный лист (приложение 3). Титульный лист является первой страницей дипломного проекта. Бланк и пример заполнения титульного листа приведены в приложении 3.

Задание на дипломное проектирование (приложение 4). Оригинал задания на дипломное проектирование является второй страницей работы.

Аннотация - это краткое точное изложение содержания дипломного проекта, включающее:

• цель работы;

• основные теоретические и экспериментальные результаты;

• область применения результатов.

Содержание. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) основной части, заключение, список литературы и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.

Введение. Во введении обосновывается выбор темы дипломного проекта.

Введение должно содержать оценку современного состояния проблемы, решаемой в дипломном проекте. При раскрытии содержания проблемы, как правило, используются соответствующие концепции социально-экономического развития России.

Затем обосновывается актуальность темы для конкретного объекта исследования и формулируется цель дипломного проекта и комплекс взаимосвязанных задач, подлежащих решению в процессе дипломного проектирования.

Основная часть. Дипломный проект содержит, как правило, три раздела, каждая из которых в свою очередь делится на 3 - 4 подраздела.

Первая глава носит общетеоретический /методологический/ характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается социально-экономическая сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях производства.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается технико-экономическая характеристика предприятия, на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, в первую очередь экономико-математические. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития предприятия, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. Эта глава должна служить технико-экономическим обоснованием последующих разработок. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Третья глава является проектной. В ней студент разрабатывает предложения по улучшению состояния дел на предприятии в рамках темы дипломного проекта. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во 2-й главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт в области экономико-математического моделирования.

На данном этапе работы важно показать, как предлагаемые мероприятия отразятся на общих показателях деятельности производственно-хозяйственной системы. Здесь определяется эффективность их внедрения.

Обязательной для дипломного проекта является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

Заключение. В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они в тезисном виде (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.

На основе использования целостного метода подготовки работы представляется логичным научному руководителю организовать работу студента при подготовке составных частей работы в следующей последовательности. Первоначально автором готовятся: введение; первая глава и приложения к ней; вторая глава и приложения к ней; третья глава и приложения к ней; заключение. После корректировки научным руководителем первоначального варианта работы студентом представляются второй, а при необходимости, и последующие варианты: первой, второй, третьей главы и приложения к ним; введение и заключение; список литературы; перечень принятых сокращений; перечень принятых терминов; содержание; титульный лист. После этого студентом представляется работа в целом и научный руководитель «шлифует» введение и заключение. По завершении данных мероприятий студентом представляется на кафедру законченная работа.

Руководство подготовкой каждой из составных частей работы имеет свои особенности. Рассмотрим деятельность научного руководителя при представлении студентом первых вариантов составных частей работы.

Написание введения во многом зависит от тех результатов, которые получены в основной части работы. Поэтому при представлении научному руководителю для прочтения первого варианта введения не целесообразно уделять значительное внимание его редактированию, достаточно проверить наличие в нем формальных положений (формулировок актуальности темы, цели и задач работы, объекта и предмета исследования, научной новизны и практической значимости, краткого содержания работы) и проанализировать правильность их раскрытия.

При анализе формулировки актуальности темы научному руководителю необходимо обратить внимание на то, что в ее основе должна находится научная проблема, т. е. противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Научная проблема чаще всего появляется в результате открытия новых фактов, которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий.

В работах студенты часто делают ошибку, когда формулируют актуальность темы путем указания необходимости решения какого-либо вопроса. Однако научная проблема имеет существенное отличие от вопроса. Для ответа на вопрос вполне достаточно старого знания. Специфическим признаком проблемы является то, что для нахождения ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Следовательно, для науки вопрос проблемой не является. Поэтому если необходимость подготовки работы вызвана каким-либо возникшим вопросом, то работа по решению такого вопроса не может квалифицироваться как научная.

При изучении введения научному руководителю следует обратить внимание на определение предмета и объекта изучения, поскольку часто суть этих понятий для студента неясна. Объект изучения – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения – это конкретное свойства объекта, которые планируются к исследованию. Указание в работе объекта изучения является обязательным. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо исходя из характера выбранного объекта детализировать, что же конкретно будет исследоваться.

Руководителю следует тщательно проанализировать предложения, выдвигаемые студентом. Во многих работах предложения сводятся к призывам: «надо усилить...», «необходимо совершенствовать...» и т. д. Без разработки соответствующего механизма реализации таких предложений они выглядят голословными. Следует направить работу студента на то, чтобы выдвигаемые предложения были доведены до уровня конкретных методик, рекомендаций, разработки форм документов, программ для ЭВМ, формулировок в нормативно-правовые акты.

Необходимо, чтобы студент, внося предложение, предлагал несколько вариантов решения обозначенной проблемы, анализировал каждый из вариантов, выбирал оптимальный и не только прогнозировал положительные результаты использования выбранного варианта, но и предлагал мероприятия по минимизации рисков негативных последствий.

Руководителем особое внимание обращается на формулировки сделанных в конце каждого параграфа выводов. Выводы должны быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. Практика показывает, что многие студенты, получая важные результаты, часто «забывают» изложить эти результаты в выводах, а затем — и на защите работы. Либо наоборот, формулируют выводы без достаточного их обоснования в тексте.

При анализе выводов следует проверить выполнение некоторых правил. Во-первых, выводы должны быть нетривиальными (вывод: «Товар — это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена», по-видимому, и так очевиден). Во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе (вопросе) конечные результаты, а не промежуточные. В-третьих, при формулировании выводов нецелесообразно приводить те положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы. В-четвертых, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.). В-пятых, выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания параграфа или вопроса рассуждения.

Последнее требование проиллюстрируем следующим примером. Вывод: «Таким образом, в процессе анализа расчетных правоотношений нами сформулированы особенности этих правоотношений» не несет практически никакой смысловой нагрузки. Более предпочтителен вывод: «Таким образом, в настоящее время государственные унитарные предприятия не располагают достаточными денежными средствами для оплаты получаемых товаров, работ и услуг. В связи с этим, контрагенты этих предприятий требуют осуществления предварительной оплаты». Такая формулировка в сжатой форме содержит причину и следствие этой причины, т. е. сам вывод.

При анализе работы на предмет соответствия ее составных частей друг другу научный руководитель обращает внимание на то, чтобы указанные во введении формулировки научной новизны, практической значимости были раскрыты в работе. Научная новизна работы раскрывается чаще всего в первой главе. Практическая значимость работы, как правило, должна раскрываться в третьей (а может быть и в другой) главах работы. Кроме того, раскрытие научной новизны и практической значимости работы должно найти свое отражение в заключении.

Следует также обратить внимание на соответствие указанной информационной базы исследования фактически используемому материалу.

Если при анализе введения выявляется несоответствие введения основной части, то в целях завершений работы в срок, как правило, корректировке подвергается введение.

При анализе заключения научным руководителем обращается внимание на то, чтобы итоговые выводы по решению всех задач, поставленных во введении, нашли отражение в заключении. Совершенно недопустимо указывать в заключении, что какая-либо из задач не решена. Если такая ситуация имела место, то необходимо либо все же эту задачу решить, либо, если задача не влияет на достижение цели исследования, во введении ее не ставить.

Отражение в заключении итоговых результатов по выполнению поставленных задач должно свидетельствовать о выполнении автором целевой установки, сформулированной во введении. Последнее положение должно также найти отражение в заключении.

Формулировки содержащихся во введении актуальности, цели и задач работы, научной новизны и практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащиеся в заключении выводы. На выполнение данных требований научному руководителю необходимо обратить особое внимание, поскольку часто введение и заключение становятся «визитными карточками» работы: именно на основе этих частей складывается мнение о работе в целом у рецензента и членов экзаменационной комиссии.

В ходе подготовки работы научный руководитель выясняет возникшие у студента проблемы и оказывает помощь в их решении, дает конкретные задания и рекомендации на дальнейшую работу. Практика показывает, что научному руководителю в рабочем порядке следует определять студенту время проведения консультаций не реже одного раза в неделю.

 

Список литературы. Список литературы должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении дипломного проекта.

Правила составления и оформления списка приведены в разд. 5.

Приложение. В приложение рекомендуется включать материалы, связанные с выполненным дипломным проектом, которые по каким-либо признакам не могут быть включены в основную часть. Обычно это вспомогательный материал, который не рассчитан или не разработан лично автором, или носит промежуточный характер.

К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистров учета.

Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний и т.д.

Требования к оформлению приложений приведены в разд. 5.

Презентация дипломного проекта. Презентация дипломного проекта является обязательной частью дипломного проекта. Она должна быть органически увязана с содержанием работы и в наглядной форме иллюстрировать основные положения дипломного исследования. Типовыми материалами являются графики динамики основных технико-экономических показателей и их производственных подразделений, диаграммы и таблицы, характеризующие результаты анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, экономико-математические модели, таблицы показателей эффективности предлагаемых мероприятий. Состав и содержание графического материала в каждом конкретном случае определяется руководителем дипломного проекта.

Презентация дипломного проекта должна быть выполнена в формате MS PowerPoint.

Объем дипломного проекта должен быть в пределах 100-120 страниц печатного текста. Примерное соотношение между отдельными частями работы следующее: введение - 3 - 4 страницы, заключение - 2 - 3 страницы, список используемой литературы - 2 - 3 страницы (не менее 40 источников). Большую часть работы занимает основная часть. Здесь следует избегать больших диспропорций между главами.

 



2019-12-29 195 Обсуждений (0)
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)