Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОССИЯ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
РОССИЯ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




В середине 90-х гг. доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, то никто этого не заметит». Конечно, это явное преувеличение, попытка выдать желаемое за действительное. Вместе с тем это своего рода отражение положения России в мировой торговле.

С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития.

К середине 90-х гг. порядка 16—18% всех доходов федерального бюджета формировалось за счет различного рода платежей по экспортно-импортным операциям.

 

Процесс эволюции роста российского экспорта сопровождался тем, что к середине 90-х гг. вывоз многих важнейших видов продукции стал заметно менее прибыльным либо вообще убыточным. Это обусловлено рядом факторов, таких как:

• выравнивание внутренних российских и мировых цен. В середине 90-х гг. подавляющая часть товаров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках;

• экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки.

Одновременно со снижением доходности экспорта снижалась и доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования импорта. В середине 90-х гг. средневзвешенная ставка российского импортного тарифа составляла около 15% (в 1992 г. импорт осуществлялся беспошлинно). Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и акцизами. Уменьшению доходности экспорта и импорта способствовали также рост транспортных тарифов и стабильно дорогой кредит.

Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт наносил меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы неплатежей в российской экономике минимизировало риск платежей по поставленной продукции и давало больше возможностей получения за нее реальных финансовых средств. Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате экономического кризиса, в котором оказалась Россия.

Следует подчеркнуть, что экспорт товаров из России освобожден от каких-либо количественных (кроме международных обязательств) или тарифных ограничений. Полностью ликвидирована система внутренних экспортных квот. Отменен экспортный таможенный тариф. Сохраняется лишь небольшая группа специфических товаров, экспорт которых лицензируется.

Выявляя факторы, обусловливающие положительную динамику объемов внешней торговли, следует, прежде всего, назвать повышенную ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Мировые цены на важнейшие товары российского экспорта, поначалу понижавшиеся, к середине 90-х гг. стали в основном повышаться. Так, средние контрактные цены по экспорту увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, имели резко выраженную тенденцию к повышению. Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х гг. превышал подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.

В результате рост внешнеторгового оборота России происходил при увеличении объема экспорта и уменьшении физического объема импорта.

Другим важным фактором, существенно повлиявшим на достаточно устойчивый рост российской внешней торговли до середины 90-х гг., послужило то обстоятельство, что эта отрасль, как отмечалось выше, стала источником «живых» денег, реальных доходов для участников внешнеэкономической деятельности.

Помимо роста официальной внешней торговли в 90-х гг. (особенно в их середине) был отмечен значительный прирост оборота так называемой неорганизованной «челночной» торговли, не попадающей в официальные статистические отчеты. Челночный торговый бизнес не является российским изобретением. Этот вид бизнеса в той или иной степени развивался и ранее в бывших социалистических странах Восточной Европы: Польше, Югославии, СССР (среди студентов-иностранцев). С начала 90-х гг. челночная торговля в России выходит на новые рубежи. По некоторым данным, в 1996 г. общий оборот этой торговли превысил 15 млрд. долл., остальное приходилось на импорт. Основной поток неорганизованного импорта идет из Турции, КНР, Италии, ОАЭ, Польши, Литвы, Украины.

Оборот челночной торговли товарами народного потребления в несколько раз превысил цифры официальной торговли. К примеру, официальный торговый оборот с Турцией составлял в середине 90-х гг. порядка 2,5 млрд. долл., челночный же — вдвое больше. Взаимный челночный оборот между Россией и Китаем оценивается в 8 млрд. долл. В середине 90-х гг. «челноки» обеспечивали более 15% импорта России. В некоторых странах их активная деятельность получает и официальную поддержку, например в Турции, где значительно уменьшено налогообложение товаров, закупаемых российскими гражданами. Для этого в районе Стамбула образован торговый центр с зоной свободной торговли.

Принимая во внимание устойчивый спрос россиян на товары народного потребления, предлагаемые «челноками», этот вид международного торгового бизнеса, продолжает сохранять свои позиции.

В товарной структуре российского экспорта 90-х гг. сохраняется сырьевая направленность с преобладанием в ней энергоносителей.

 

Товарная структура экспорта страны в конце девяностых годов прошлого века характеризовалась следующими данными и практически не изменилась до настоящего времени (%):

 

Минеральное топливо                                               45

Черные и цветные металлы                                       16

Машины, оборудование и транспортные средства 10

Древесина, целлюлозно-бумажные изделия                     3

Прочие                                                                  26

 

Доля сырьевых отраслей в экспорте страны преобладает. Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10— 12 лет, тогда как в машиностроении — 3—5, в электронике — 2, сфере обращения — I—1,5 года.

Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгодна, значит, ее следует поддерживать, одновременно добиваясь повышения глубины и качества переработки первичных ресурсов, тем более что альтернативы нет. Между тем избранная стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыночных реформ (в том числе для выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырья и энергоресурсов чревата превращением страны в ресурсно-сырьевой сегмент мирового рынка. И, чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо учитывать многие факторы.

Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров сырья. Так, у Норвегии доля чистого экспорта сырья в ВВП даже выше, чем у России, — 19,5% против 14,5, а у Новой Зеландии — 14%. У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды, этот показатель значительно меньше — от 7,5 до 6,5%.

Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпуска промышленной продукции. Эта закономерность прослеживается во всех странах мира: чем больше объемы чистого экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в ВВП. В России эта доля пока достаточно высока — 21%, притом, что у США эта доля составляет 21%, у Великобритании — 22, Японии — 27, Германии — 29; у Норвегии и Австрии доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, У Канады и Нидерландов — 18, что ниже, чем у России. Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые богатства, должна идти путем сбалансированного роста вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок.

Экспорт машин и оборудования и транспортных средств в последние годы сокращался.   Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники, главным образом оружия.

Структура импорта формируется под влиянием платежеспособного спроса, а также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают значительный объем импорта продовольствия.

Доля потребления импортного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребления продуктов питания населением России превысила в середине 90-х гг. 50%, что заметно превысило допустимые границы продовольственной безопасности страны.

Не высоки закупки машинно-технической продукции, продукции инвестиционного назначения. Это означает, что замедляется процесс восстановления производственных фондов.

Одна из главных проблем российской внешней торговли — это необходимость стимулирования промышленного экспорта. С 1998 г. прирост экспорта сырья практически стал невозможным, что замедлило рост внешнеторгового оборота. Положительное сальдо торгового баланса стало труднодостижимым.

Федеральная программа поддержки экспорта ориентирована главным образом на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% .

 

 



2019-12-29 236 Обсуждений (0)
РОССИЯ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОССИЯ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)