Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Раздел 1. Построение учебных занятий на основе личностно – ориентированного подхода




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся:

• Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;

• Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;

• Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

• РАБОТА НА УРОКЕ СО ВСЕМ КЛАССОМ И ОБНОВРЕМЕННО С КАЖДЫМ УЧАЩИМСЯ

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на личностном (субъектном) уровне.

Такая трактовка дифференцированного подхода на личностном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями:

Во-первых, нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый неповторим! У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, когнитивной организации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности, неизменности и неизменяемости. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.



Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.

Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, очень важно его саморазвитие.

Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на личностном (субъектном) уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом) определяет личную «траекторию» своего развития.

Задачей же педагога при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Разрешить поставленную задачу можно только путем проектирования такой технологии обучения, которая предусматривала бы осуществление принципа дифференцированного подхода на личностном (субъектном) уровне.

Одним из вариантов реализации подхода может стать личностно-ориентированная система обучения (в дальнейшем - ЛОО). Она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся. (См. Приложение1)

При разработке данной технологии обучения не фиксируется внимание на критике классно-урочной системы обучения, на дидактических постулатах считая, что в них имеются мощные резервы индивидуально-ориентированного обучения.

Смысл названия личностно-ориентированной технологии обучения:

Во-первых, состоит в том, что она ориентирована на учет своеобразия психики в личности индивида, ее неповторимости. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Поэтому эта технология называется личностно-ориентированной.

Во-вторых, она названа так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д.

В-третьих, она ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.

В-четвертых, она ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности.

В-пятых, она ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей учителя.

ЛОО содержит в себе множество психологических и педагогических закономерностей, принципов, методов и приемов организации процесса обучения, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

ЛОО - это «технология обучения», так как здесь есть наличие алгоритма (процессуального описания) проектирования, организации и проведения учебного процесса в рамках личностно-ориентированной системы обучения.

ЛОО - это «способ обучения», так как имеется основной прием (метод), используемый в данной технологии обучения.

При разработке ЛОО очевидно, что успешность любой методики обучения зависит от того, как ясно и четко в ней прописана технология организации учебного процесса как для учителя, так и для ученика. Чем меньше вопросов возникает у организаторов учебной деятельности, чем конкретнее требования к учащимся, тем эффективнее результаты внедрения любой системы обучения.

Раздел 2. Основа ЛОО

 

Основой технологии обучения является личностно-ориентированный учебный план по предмету. Он составляется по следующей форме:

 

Источники изучения

Контрольные сроки

Необходимо повторить, знать, ументь

Задания на оценку

Индивидуальоне задание

Оценка

Роспись учителя

«3» «4» «5»
1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

• В первой графе указываются номера параграфов, наименование тем или разделов курса;

• Во второй - определяются временные рамки изучения параграфов, тем или разделов;

• В третьей - обозначаются понятия, термины, правила которыми должен оперировать;

• В седьмой - определяются по мере необходимости индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;

• В восьмой и девятой графах отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.

План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создавая условия по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.

План задает четкие и ясные правила деятельности как для учителя, так и для каждого ученика, что делает его доступным для реализации.

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (109)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7