Описание опросника для родителей на тему «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка». Результаты опроса.
Для достижения цели исследования нами был разработан опросник для родителей на тему «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», результаты которого показывают, как родители применяют методы поощрения и наказания в воспитании детей. Проанализировав ответы родителей, мы получили результаты, которые отражены в гистограммах 1-8. Вопросы опросника представлены в виде названия гистограммы. Гистограмма 1. Гистограмма 2.
Гистограмма 3. Гистограмма 4. Гистограмма 5.
Гистограмма 6. Гистограмма 7.
Гистограмма 8. 3.4 Рисуночный тест "Моя семья" (В.К. Лосевой) Цель теста – выявить применение в семье физических наказаний, вербальную агрессию, направленную на ребёнка. Инструкция: Ребёнку дают стандартный лист бумаги, цветные карандаши (исключая простой карандаш) и просят нарисовать свою семью. Если ребёнок не понял задания и задаёт вопросы типа "А кого это?", "А что это такое?" , это говорит о несформированности у ребёнка понятия "семья" либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. При проведении теста нужно учитывать следующее: · Не следует стоять над ребёнком в момент выполнения задания; · Не в коем случае не обсуждать при ребёнке результаты задания Интерпретация: На рисунке ничего не может быть случайным. Это - выражение эмоций, чувств, а не рисунок с натуры. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то это может означать следующее: 1. Ребёнок испытывает бессознательные негативные чувства к этому человеку, которые всё же воспринимает как запретные. 2. Отсутствие эмоционального контакта с данным человеком. Его нет в эмоциональном мире ребёнка. Если на рисунке отсутствует сам ребёнок, то: 1. Возможно это трудности самовыражения в отношениях с близкими: "Мне трудно найти своё место", "Меня не замечают". 2. Или: "Мне и без них неплохо", "Я не стремлюсь найти здесь своё место". Размер изображённого члена семьи, животного или предмета говорит о субъективной значимости его для ребёнка, какое место в душе ребёнка занимают в данный момент отношения с этим персонажем. Если, например, собака изображена по размерам меньше мамы с папой, то сейчас отношения с родителями стоят для ребёнка на втором плане. Вымышленные персонажи говорят о неудовлетворённости потребностей ребёнка, который он стремится удовлетворить в своих фантазиях, в воображаемых отношениях. Постарайтесь постепенно выяснить, чего же не хватает ребёнку и решить эту проблему. Обратите внимание на расположение предметов и персонажей на листе по высоте. Наиболее высоко как правило дети располагают того, кто по мнению ребёнка, обладает наибольшей властью в семье, хотя он может быть нарисован и маленького линейного размера. Ниже расположен обычно тот, чья власть в семье минимальна. Линейная дистанция или расстояние между персонажами на рисунке связано с дистанцией психологической. Ребёнку психологически ближе тот, кого он нарисовал ближе к себе. Это относится и к другим членам семьи. Кого он воспринимает как близких между собой, того нарисует рядом друг с другом (мама и папа, дедушка и бабушка). Если ребёнок нарисовал себя очень маленьким на листе, то у него в данный момент низкая самооценка. Персонажи, соприкасающиеся друг с другом, например, руками, находятся в таком же тесном психологическом контакте в действительности (мама и бабушка, папа и машина, папа и ребёнок и т.д.) Персонаж или предмет, который вызывает у ребёнка наибольшую тревожность часто изображается усиленным нажимом карандаша, обводится несколько раз или бывает заштрихован. Иногда он наоборот нарисован тонкой дрожащей линией. Глаза в понимании ребёнка даны для того, чтобы плакать. Это способ выражения ребёнком эмоций. Персонажи с большими, расширенными глазами следует рассмотреть как тревожные, беспокойные, желающие помощи. А те, кто изображён с глазами-"точками" или "щёлками", несут в себе запрет на плач, не решаются попросить о помощи. Рот - орган нападения в понимании ребёнка. Персонаж с большим или заштрихованным ртом обычно воспринимается детьми как источник угрозы ( причём, не обязательно через крик). Если рта нет совсем или это маленькая чёрточка, то он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других. Шея у человека символизирует способность к самоконтролю голову над чувствами. У кого она есть, тот способен управлять своими чувствами. Обычно дети изображают взрослых с шеей, а себя - без неё. Руки нужны для того, чтобы цепляться, что-то делать, менять, взаимодействовать с другими людьми. Чем больше пальцев на руках, тем больше ребёнок ощущает способность данного персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать. Если пальцев меньше, то ребёнок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать. Чем значительней персонаж воспринимается ребёнком, тем больше у него изображены руки. Ноги в рисунке служат символом опоры в реальности и свободы передвижения. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности. Левая - в мире близких эмоциональных контактов. "Повисшие в воздухе", по мнению ребёнка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Когда персонажи изображены в один ряд, можно мысленно провести линию по самому краю ног и увидеть, у кого опора твёрже. Солнце на рисунке является символом защиты и тепла, источником энергии. Обычно люди и предметы, изображённые на рисунке между ребёнком и солнцем мешают ощущать себя защищённым в жизни, пользоваться теплом и энергией. Изображение мелких предметов говорит о фиксации на правилах, порядке, склонности к сдерживанию эмоций. Большое количество закрытых деталей (пуговицы, шкафы, окна) символизируют запреты, тайны, до которых ребёнок не допускается. Таким образом, для выявления агрессивности в семье, направленной на ребёнка, при интерпретации рисуночного теста мы, прежде всего, обращали внимание на изображение ребёнком своих родителей и размещение себя на пространстве листа. Особое внимание уделяя прорисованности рук, рта – что может говорить о применении физических наказаний, а так же вербальной агрессии.
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ В ходе исследования нами были выявлены трудновоспитуемые дети в классе (67% учеников 3 «Г» класса). Также нами был изучен характер применяемых методов поощрения и наказания в воспитании детей и выяснено, что большинство родителей используют такой вид поощрения как похвала. В качестве метода наказания большая часть опрошенных родителей (38%) выделяют наказания, связанные с ограничением в правах детей. 38% родителей предпочитают выражать своё недовольство поступками и поведением детей в виде крика, ругани, а иногда прибегая к использованию выражений, унижающих достоинство ребёнка. 81% родителей отметили, что при использовании ими метода поощрения ребёнок стремиться повторить поступок, за который его похвалили. При использовании метода наказания дети в 100% случаев изменяют своё поведение (33% надолго, 67% на некоторое время). Таким образом, можно сделать вывод, что методы поощрения и наказания занимают значительное место в воспитании трудновоспитуемых детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме трудновоспитуемости, нами были разграничены понятия «трудновоспитуемый» и «трудный» ребёнок и изучены мнения различных учённых по вопросу о причинах возникновения трудновоспитуемости у детей. Изучив теоретические подходы к проблеме поощрения и наказания в педагогике, мы классифицировали данные методы, а также выделили основные меры поощрения и наказания в воспитании детей. В ходе психолого-педагогического эксперимента было установлено, что при использовании родителями метода поощрения ребёнок стремиться повторить поступок, за который его похвалили. При использовании метода наказания дети в 100% случаев изменяют своё поведение. На основании анализа литературы известных педагогов и современных учённых, а также результатов психолого-педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что использование методов поощрения и наказания положительно сказывается на воспитании трудновоспитуемых детей, подтвердилась. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акимова М. К. Педагогически запущенные дети. – М., 1991. – 237 с. 2. Аракелов Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка. - М., 1990. – 304 с. 3. Бектенов Х. Поощрение и наказание в школе. Алма-Ата, 1954. – 345с. 4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994. – 172 с. 5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000. – 185 с. 6. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1953. – 397с. 7. Галагузова М. А. Социальная педагогика. - М., 2001. - 416 с. 8. Герцин А. И. Избранные педагогические высказывания. - М., 1951. – 265с. 9. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. – М., 1971. – 237с. 10. Джуринский А. Н. История педагогики. – М., 2000. – 311 с. 11. Дистервег А. Избрание педагогические сочинения. – М., 1956. – 227с. 12. Ефимова А. А. Трудные дети .//Здоровье.2009. - №2. с. 7 13. Каптерев П.Ф. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании. – С.-П., 1975. – 119с. 14. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1999. - 255 с. 15. Кочетов А. И. Личность воспитывает себя. - М., 1983. – 375 с. 16. Кузнецова С. А. Поощрение и наказание.//Начальная школа. 2010. - №18. с. 12. 17. Ломов Б. Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. - М., 1991.- 226с. 18. Любицина М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Ленинград, 1984г. – 314с. 19. Макаренко А. С. О воспитании. – М.,1988. – 413 с. 20. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению. – М., 1996. -174 с. 21. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. – М., 2005. – 269 с. 22. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 1999. - 356 с. 23. Наумов Б. И. Поощрение и наказание в семье. – М.,1962. – 117с. 24. Пискунов А. С. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. – М., 2001.- 447с. 25. Подласый И. П. Педагогика: новый курс. – М., 2006. – 256с. 26. Раттер М. Помощь трудным детям: Монография. – М., 2001. – 120 с. 27. Рыданов И. И. Поощрение и наказание в семье. – М.,1980. – 311 с. 28. Славина Л. С. Трудные дети. – М., 1998. – 447 с. 29. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 2001. – 336с. 30. Ушинский К. Д. Избранные сочинения. В 2-х томах. – М., 1952-1953. – 421с.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |