Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание опросника для родителей на тему «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка». Результаты опроса.



2019-12-29 443 Обсуждений (0)
Описание опросника для родителей на тему «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка». Результаты опроса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для достижения цели исследования нами был разработан опросник для родителей на тему «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», результаты которого показывают, как родители применяют методы поощрения и наказания в      воспитании детей.

Проанализировав ответы родителей, мы получили результаты, которые отражены в гистограммах 1-8. Вопросы опросника представлены в виде названия гистограммы.

Гистограмма 1.

 Гистограмма 2.

 

Гистограмма 3.      

  Гистограмма 4.

Гистограмма 5.

Гистограмма 6.

Гистограмма 7.

 

 

Гистограмма 8.

3.4 Рисуночный тест "Моя семья" (В.К. Лосевой)

Цель теста – выявить применение в семье физических наказаний, вербальную агрессию, направленную на ребёнка.

Инструкция: Ребёнку дают стандартный лист бумаги, цветные карандаши (исключая простой карандаш) и просят нарисовать свою семью. Если ребёнок не понял задания и задаёт вопросы типа "А кого это?", "А что это такое?" , это говорит о несформированности у ребёнка понятия "семья" либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями.

При проведении теста нужно учитывать следующее:

· Не следует стоять над ребёнком в момент выполнения задания;

· Не в коем случае не обсуждать при ребёнке результаты задания

Интерпретация:

На рисунке ничего не может быть случайным. Это - выражение эмоций, чувств, а не рисунок с натуры. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то это может означать следующее:

1. Ребёнок испытывает бессознательные негативные чувства к этому человеку, которые всё же воспринимает как запретные.

2. Отсутствие эмоционального контакта с данным человеком. Его нет в эмоциональном мире ребёнка.

Если на рисунке отсутствует сам ребёнок, то:

1. Возможно это трудности самовыражения в отношениях с близкими: "Мне трудно найти своё место", "Меня не замечают".

2. Или: "Мне и без них неплохо", "Я не стремлюсь найти здесь своё место".

Размер изображённого члена семьи, животного или предмета говорит о субъективной значимости его для ребёнка, какое место в душе ребёнка занимают в данный момент отношения с этим персонажем. Если, например, собака изображена по размерам меньше мамы с папой, то сейчас отношения с родителями стоят для ребёнка на втором плане.

 Вымышленные персонажи говорят о неудовлетворённости потребностей ребёнка, который он стремится удовлетворить в своих фантазиях, в воображаемых отношениях. Постарайтесь постепенно выяснить, чего же не хватает ребёнку и решить эту проблему.

Обратите внимание на расположение предметов и персонажей на листе по высоте. Наиболее высоко как правило дети располагают того, кто по мнению ребёнка, обладает наибольшей властью в семье, хотя он может быть нарисован и маленького линейного размера. Ниже расположен обычно тот, чья власть в семье минимальна.

Линейная дистанция или расстояние между персонажами на рисунке связано с дистанцией психологической. Ребёнку психологически ближе тот, кого он нарисовал ближе к себе. Это относится и к другим членам семьи. Кого он воспринимает как близких между собой, того нарисует рядом друг с другом (мама и папа, дедушка и бабушка).

Если ребёнок нарисовал себя очень маленьким на листе, то у него в данный момент низкая самооценка.

Персонажи, соприкасающиеся друг с другом, например, руками, находятся в таком же тесном психологическом контакте в действительности (мама и бабушка, папа и машина, папа и ребёнок и т.д.)

Персонаж или предмет, который вызывает у ребёнка наибольшую тревожность часто изображается усиленным нажимом карандаша, обводится несколько раз или бывает заштрихован. Иногда он наоборот нарисован тонкой дрожащей линией.

Глаза в понимании ребёнка даны для того, чтобы плакать. Это способ выражения ребёнком эмоций. Персонажи с большими, расширенными глазами следует рассмотреть как тревожные, беспокойные, желающие помощи. А те, кто изображён с глазами-"точками" или "щёлками", несут в себе запрет на плач, не решаются попросить о помощи.

 Рот - орган нападения в понимании ребёнка. Персонаж с большим или заштрихованным ртом обычно воспринимается детьми как источник угрозы ( причём, не обязательно через крик). Если рта нет совсем или это маленькая чёрточка, то он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

 Шея у человека символизирует способность к самоконтролю голову над чувствами. У кого она есть, тот способен управлять своими чувствами. Обычно дети изображают взрослых с шеей, а себя - без неё.

Руки нужны для того, чтобы цепляться, что-то делать, менять, взаимодействовать с другими людьми. Чем больше пальцев на руках, тем больше ребёнок ощущает способность данного персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать. Если пальцев меньше, то ребёнок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать. Чем значительней персонаж воспринимается ребёнком, тем больше у него изображены руки.

Ноги в рисунке служат символом опоры в реальности и свободы передвижения. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности. Левая - в мире близких эмоциональных контактов. "Повисшие в воздухе", по мнению ребёнка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Когда персонажи изображены в один ряд, можно мысленно провести линию по самому краю ног и увидеть, у кого опора твёрже.

Солнце на рисунке является символом защиты и тепла, источником энергии. Обычно люди и предметы, изображённые на рисунке между ребёнком и солнцем мешают ощущать себя защищённым в жизни, пользоваться теплом и энергией.

Изображение мелких предметов говорит о фиксации на правилах, порядке, склонности к сдерживанию эмоций. Большое количество закрытых деталей (пуговицы, шкафы, окна) символизируют запреты, тайны, до которых ребёнок не допускается.

Таким образом, для выявления агрессивности в семье, направленной на ребёнка, при интерпретации рисуночного теста мы, прежде всего, обращали внимание на изображение ребёнком своих родителей и размещение себя на пространстве листа. Особое внимание уделяя прорисованности рук, рта – что может говорить о применении физических наказаний, а так же вербальной агрессии.

 

ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ

В ходе исследования нами были выявлены трудновоспитуемые дети в классе (67% учеников 3 «Г» класса). Также нами был изучен характер применяемых методов поощрения и наказания в воспитании детей и выяснено, что большинство родителей используют такой вид поощрения как похвала. В качестве метода наказания большая часть опрошенных родителей (38%) выделяют наказания, связанные с ограничением в правах детей. 38% родителей предпочитают выражать своё недовольство поступками и поведением детей в виде крика, ругани, а иногда прибегая к использованию выражений, унижающих достоинство ребёнка.

81% родителей отметили, что при использовании ими метода поощрения ребёнок стремиться повторить поступок, за который его похвалили. При использовании метода наказания дети в 100% случаев изменяют своё поведение (33% надолго, 67% на некоторое время). Таким образом, можно сделать вывод, что методы поощрения и наказания занимают значительное место в воспитании трудновоспитуемых детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме трудновоспитуемости, нами были разграничены понятия «трудновоспитуемый» и «трудный» ребёнок и изучены мнения различных учённых по вопросу о причинах возникновения трудновоспитуемости у детей.

Изучив теоретические подходы к проблеме поощрения и наказания в педагогике, мы классифицировали данные методы, а также выделили основные меры поощрения и наказания в воспитании детей.

В ходе психолого-педагогического эксперимента было установлено, что при использовании родителями метода поощрения ребёнок стремиться повторить поступок, за который его похвалили. При использовании метода наказания дети в 100% случаев изменяют своё поведение.

На основании анализа литературы известных педагогов и современных учённых, а также результатов психолого-педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что использование методов поощрения и наказания положительно сказывается на воспитании трудновоспитуемых детей, подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М. К. Педагогически запущенные дети. – М., 1991. – 237 с.

2. Аракелов Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка. - М., 1990. – 304 с.

3. Бектенов Х. Поощрение и наказание в школе. Алма-Ата, 1954. – 345с.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994. – 172 с.

5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000. – 185 с.

6. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1953. – 397с.

7. Галагузова М. А. Социальная педагогика. - М., 2001. - 416 с.

8. Герцин А. И. Избранные педагогические высказывания. - М., 1951. – 265с.

9. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. – М., 1971. – 237с.

10. Джуринский А. Н. История педагогики. – М., 2000. – 311 с.

11. Дистервег А. Избрание педагогические сочинения. – М., 1956. – 227с.

12. Ефимова А. А. Трудные дети .//Здоровье.2009. - №2. с. 7

13. Каптерев П.Ф. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании. – С.-П., 1975. – 119с.

14.  Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1999. - 255 с.

15.  Кочетов А. И.  Личность воспитывает себя. - М., 1983. – 375 с.

16. Кузнецова С. А. Поощрение и наказание.//Начальная школа. 2010. - №18. с. 12.

17.   Ломов Б. Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. - М., 1991.- 226с.

18.   Любицина М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Ленинград, 1984г. – 314с.

19.   Макаренко А. С. О воспитании. – М.,1988. – 413 с.

20.  Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению. – М., 1996. -174 с.

21.   Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. – М., 2005. – 269 с.

22.   Мудрик А.В. Социальная педагогика. -  М., 1999. - 356 с.

23.   Наумов Б. И. Поощрение и наказание в семье. – М.,1962. – 117с.

24.   Пискунов А. С. История педагогики и образования от зарождения воспитания в   первобытном обществе до конца XX века. – М., 2001.- 447с.

25.  Подласый И. П. Педагогика: новый курс. – М., 2006. – 256с.

26.   Раттер М. Помощь трудным детям: Монография. – М., 2001. – 120 с.

27.    Рыданов И. И. Поощрение и наказание в семье. – М.,1980. – 311 с.

28.   Славина Л. С. Трудные дети. – М., 1998. – 447 с.

29.  Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 2001. – 336с.

30.   Ушинский К. Д. Избранные сочинения. В 2-х томах. – М., 1952-1953. – 421с.

 



2019-12-29 443 Обсуждений (0)
Описание опросника для родителей на тему «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка». Результаты опроса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание опросника для родителей на тему «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка». Результаты опроса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)