Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные причины появления трудновоспитуемых детей



2019-12-29 581 Обсуждений (0)
Основные причины появления трудновоспитуемых детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Многие педагоги, такие как Г. Г.Аракелов, В. Г. Степанов, М. А. Галагузова, к причинам трудновоспитуемости относят особенности семейного окружения, работы школы, влияние улицы, неформальных сообществ. Однако разнообразные нарушения поведения подростка обусловлены многими факторами. Наиболее типичными, по мнению В. А. Сухомлинского, являются следующие:

а) Наследственные: ребенок наследует от своих родителей психофизиологические особенности своего организма, влияющие на его развитие, способствующие формированию особенностей характера, отклонений, которые не всегда быстро обнаруживаются родителями и педагогами. Однако современные психологи отрицают решающее влияние на поведение трудных детей наследственного фактора, генетической отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. [18; 40]  

 б) Приобретенные с рождения: недоношенность, слабость организма, особенности развития и функционирования органов и многие другие, существенно влияющие на последующее развитие ребёнка, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности; [18; 40]  

 в) Приобретенные в раннем возрасте вследствие многообразия факторов, обусловливающих уход за ребёнком:

— передача болезни от кормящей матери;

— бытовые условия;

— болезни и особенности их протекания;

—недостаточность питания;

— ушибы головы, травмы и многое другое.

В некоторых случаях причины обнаруживается не сразу, а постепенно накапливаются, что впоследствии влияет на психику ребенка и ход его индивидуального развития; [18; 40]  

г) неумение родителей видеть проблемы ребенка, нуждающегося в особом                     воспитании. К таким детям относятся:

— гиперактивные

— гипоактивные;

— одаренные, оказавшиеся в среде отчуждения;

— с замедленным умственным развитием, в воспитании которых в  дошкольные годы допущены ошибки;

— оказавшиеся в состоянии дезадаптации;

д) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка:

—  нежеланный ребенок, негативное отношение к нему;

— отсутствие отца;

— агрессивность семейного быта, способствующая формированию

у ребенка напряженности, переходящей в страх;

— самоустранение родителей от воспитания ребенка;

— отсутствие единства требований, согласованности действий в

процессе воспитания. [18; 41]  

е) улица в широком смысле слова:

— отрицательные примеры старших;

— круг новых знакомых. [18; 41]  

Сорока-Росинский считал, что природа отклонения у каждого ребенка своя. По совокупности она может быть обусловлена влиянием:

а) внешнего фактора - Сорока-Росинский называл это экзогенным (от греч. ехо — снаружи, вне и genos — происхождение) фактором. Своеобразие детей этой группы объясняется главным образом внешними условиями среды и воспитания;

б) внутреннего фактора — результата какой-либо органической особенности нервной системы ребенка. Такая категория определялась эндогенным (от греч. endos — внутри и genos — происхождение) фактором. Дети этой группы характеризуются внутренними отклонениями в развитии, сказывающимися на их отношениях и поведении. В этом случае внешние факторы способны ослаблять влияние внутренних или, наоборот, усиливать их негативное проявление. [25; 79]  

Л. С. Славина на основе исследования трудновоспитуемых детей выделяет 2 основные группы учеников, различающихся тем, какой именно причиной вызывается их поведение. [28; 27]  

·  В первую группу входят те ученики, причиной негативного поведения которых являются неправильно развившиеся мотивы поведения, неправильно сформировавшиеся отношения или наличие сильных эмоциональных переживаний, аффектов, т. е. в эту группу вошли такие ученики, трудновоспитуемость которых связана с мотивационно-аффективной стороной их личности. Однако внутри эта группа неоднородна и подразделяется на подгруппы:

1)  В данную группу вошли ученики, у которых аффект возник из-за неправильно сложившихся отношений с окружающими их людьми (учителями, учениками), из-за неправильно сложившихся взаимоотношений. Общим для всех учеников, относящихся к данной группе, является зависимость их поведения от переживаний, аффектов, тех или иных взаимоотношений с людьми. Своим поведением они пытаются противопоставить себя коллективу, отдельным товарищам, учителям или родителям;

2) К этой же группе относят учеников, трудновоспитуемость которых связана с неправильно сформировавшимся отношением к школе и учению, в результате чего их основной интерес оказался сосредоточен на посторонних школе делах, а школьная жизнь и учение начали занимать второстепенное место. В целом такое восприятие влияет на поведение и вызывает частные нарушения дисциплины;

3) К первой группе относятся также и те ученики, которые стремятся завоевать среди товарищей авторитет, вызвать к себе уважение, привлечь внимание не своими заслугами, успехами в учении, личными достоинствами, а какими – либо действиями, нарушением дисциплины. Главное в работе с таким поведением ученика создать в классе правильное восприятие и понимание причин подобного поведения, объяснить детям необходимость меньше обращать внимание на таких одноклассников;

4) И, наконец, к этой же группе Л. С. Славина относит тех школьников, которые в результате неправильного воспитания до школы пришли в школу привыкшими вести себя так, как их хочется, не умеющими и не желающими считаться с общественным мнением. [28; 53]  

· Ко второй группе относятся ученики, не умеющие подчинять своё поведение нормам и правилам, из-за незнания этих правил, или неумения организовывать себя. То есть это школьники, у которых нарушена или отсутствует произвольность, связанная с пребыванием в школе. В данную группу вошли следующие подгруппы:

1) Первую подгруппу составляют те ученики, трудновоспитуемость которых возникла из-за плохой организации их поведения или деятельности, в результате чего они не могут вести себя хорошо, потому что либо не знают правил, либо не имели в своём опыте упражнения в соответственном поведении;

2) Во вторую подгруппу относятся дети, в основе поведения которых лежит двигательная расторможенность, импульсивность, двигательное беспокойство. [28; 54]  

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами негативного поведения по мнению А.В. Мудрика, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие формирование трудновоспитуемости.К таким группам факторов и их составляющих следует отнести :

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый возраст (11—13, 14—16 лет) —переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Подростки — как правило, школьники — находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала выхода из него. Биологически — это период завершения физического созревания. [22; 74]  

По нашему мнению, одним из главных факторов семейного воспитания, обуславливающих трудновоспитуемость детей, является низкий уровень культуры родителей. Л. В. Мардахаева приводит следующую классификацию семьей трудных детей с точки зрения негативного влияния родителей на поведение собственных детей. Он выделяет три группы неблагополучных семей:

· Семьи с остроконфликтными взаимоотношениями и низкой социально значимой направленностью как в сфере труда, так и в сфере организации досуга. Для этой группы типичны благопристойность внутренних отношений и довольно высокая деловая активность родителей. Вместе с тем их повседневная семейная жизнь часто бывает, неупорядочена или из-за постоянной занятости или из-за взаимного безразличия супругов друг к другу. Семейные отношения поддерживаются либо убеждённостью родителей в необходимости сохранить семью "ради детей", либо из-за боязни испортить репутацию. Дети испытывают в этих семьях острый дефицит любви, ласки и внимания.

· Вторая группа неблагополучных семей характеризуется низкой общественной ориентацией супругов при положительных отношениях между собой. Родители безразличны к социальным сферам жизнедеятельности ребёнка, прежде всего к тому, как он проводит своё свободное время. Нередко в таких семьях растут дети, мораль и поведение которых пронизаны меркантилизмом, "деловыми" (не по возрасту) интересами.

· Типичной педагогической ошибкой третьей группы является авторитарный подход родителей к воспитанию детей, когда поведение ребёнка, подростка становиться в полную зависимость от воли и требований взрослых. Детей в таких семьях сдавливает кольцо правил, запретов, угроз. Ребёнок не может остаться самим собой. Его преследует недоверия взрослых. Жизнь в представлении таких детей зачастую теряет всякий смысл, что может привести к драматической развязке. Результаты исследования Л. В. Мардахаева показывают, что трудновоспитуемые дети  часто страдают нервно-психическими расстройствами. [21; 97]  

Дети с нарушениями поведения, по мнению Л. В. Мордахаева, часто происходят из семей, имеющих четырёх или более детей. Причины этого пока недостаточно ясны. Вероятно, этот риск обусловлен усложнением проблем воспитания сразу нескольких детей и в какой-то степени большей вероятностью разногласия в большой семье. К этому можно добавить, что, как показано в целом ряде исследований, большие семьи чаще всего живут в плохих условиях, в тесных домах и сталкиваются с финансовыми трудностями. Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекватный образец мужского поведения для идентификации, им не хватает обеспечиваемого отцом опыта мужских форм взаимоотношения. [21; 97]  

В семьях со слабой дисциплиной у детей не образуется последовательной системы ценностной ориентации. В результате эти дети довольно рано начинают проявлять склонность к антиобщественному поведению, причём типы этого поведения разнообразны и не всегда сводятся только к деструктивным или агрессивным формам активности. Стремление к уклонению под любым предлогом от совершения неприятных дел или различные формы воровства составляют основную часть антиобщественных поступков. [21; 41]  

Изложенные причины показывают, как много факторов могут способствовать формированию трудновоспитуемости ребенка. Причины трудновоспитуемости многоаспектны и многоуровневы. Они взаимодействуют и взаимообусловлены. Одни возникают вследствие своеобразия развития ребенка, другие — результат негативного воспитания, влияния среды, третьи — следствие нарушения в развитии и недостатков воспитания.

С точки зрения Х. Бектенова, у детей, которым с момента рождения не уделялось должного внимания, недостаточно сформировано внимание и наблюдательность, послушание и исполнительность, круг нравственных представлений и чувств, уважение к окружающим. Вследствие этого, их учебная деятельность затрудняется, он избегает активной мыслительной работы, компенсируя ее механическим запоминанием учебного материала. Такой способ заучивания, являясь трудоемким процессом, создает у ребенка субъективное представление о своей старательности, уверенность в том, что он «хорошо учит уроки», и, поэтому, причины своей неудовлетворительной успеваемости ему непонятны. [3; 60]  

Оценка знаний ученика является критерием общественного мнения о нем (особенно в младших классах), поэтому положение такого школьника в системе межличностных отношений в коллективе класса начинает ухудшаться. Отсутствие необходимых нравственных представлений и навыков мешает ему правильно ориентироваться в общении со сверстниками, ведет к возникновению конфликтов, отчуждению. Ребенок становится «трудным» и для сверстников, и для воспитателей. Так возникает трудновоспитуемость на основе педагогической запущенности. [3; 61]  

В то же время, ученик, не являясь педагогически запущенным, может оказать стойкое сопротивление педагогическим воздействиям в силу других причин как неумелый подход воспитателя, влияние неблагоприятно сложившейся ситуации, особенности личности подростка и т.п. Ученик может считать, что требования, предъявляемые учителем, несправедливы, что это произвол учителя. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства перестают действовать, а иногда дают результаты, противоположные ожидаемым. В условиях конфликтных отношений такого ученика с учителем, часто возникает сознательное неприятие ребенком тех норм и ценностей, которые исходят от воспитателя, и, вследствие этого, ученик становится педагогически запущенным. [3; 63]  

Трудновоспитуемость и педагогическая запущенность диалектически взаимосвязаны. Поэтому здесь можно говорить о множественности причин и следствий. Иными словами, трудновоспитуемость может выступать причиной педагогической запущенности (т.е. причина и следствие здесь могут меняться местами). В то же время, далеко не всегда трудный для учителя ребенок педагогически запущен и не всегда педагогически запущенный ребенок оказывает активное сопротивление педагогическим воздействиям. Следовательно, низкий уровень развития нравственных представлений подростка не является жесткой причиной конфликтных отношений с учителем. Педагогическая запущенность возникает вследствие отсутствия целенаправленного педагогического воздействия, что приводит к недостаточной сформированности морального сознания подростка. Трудновоспитуемость (сопротивляемость педагогическим воздействиям) препятствует процессу формирования морального сознания подростка. [3; 64]  

Педагогической наукой установлено, что ни одна отдельно взятая причина не может привести к сложным отрицательным изменениям в психике. Трудновоспитуемым ребёнок становится лишь под действием совокупности неблагоприятных обстоятельств. Следовательно, система перевоспитания обязана быть ориентирована на то, чтоб не дать способности отрицательным влияниям и неблагоприятным условиям соединиться, действовать в комплексе. В этом случае отдельные личностные недочеты вступают в более легкой форме и при активном участии трудовых, учебных коллективов, самого воспитуемого удачно устраняются.[2; 63]  



2019-12-29 581 Обсуждений (0)
Основные причины появления трудновоспитуемых детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные причины появления трудновоспитуемых детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)