Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономико – географическая характеристика отраслей топливной промышленности.



2019-12-29 540 Обсуждений (0)
Экономико – географическая характеристика отраслей топливной промышленности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Структура отрасли.

 

 

Топливная промышленность – совокупность отраслей горнодобывающей промышленности, занятых добычей и переработкой различных видов топливно-энергетического сырья.

Топливная промышленность входит в состав топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

Данная отрасль включает в себя: нефтедобывающую, газовую, угольную, торфяную, сланцевую, уранодобывающую.

Топливо – группа ресурсов, используемых в основном для получения тепловой, механической и электрической энергии.

Топливо классифицируется:

I. По физическому состоянию:

a) газообразное;

b) твёрдое;

c) жидкое.

II. По способу получения:

a) естественное, добываемое непосредственно из земли (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф, дрова, уран);

b) искусственное, получаемое в результате переработки природного топлива и других веществ (кокс, мазут, бензин, коксовый газ, доменный газ и др.).

Угольная промышленность относится к числу важнейших отраслей народного хозяйства. Велико значение угля в топливном балансе страны. Угли можно использовать для получения горючих газов и т.д. Большое количество специальных сортов углей идёт на производство кокса, необходимого для металлургической промышленности.

Среди прочих полезных ископаемых нефть и газ занимают особое положение, определяемое рядом причин.

Во-первых, нефть и газ представляют собой сырьё, даже частичная замена которого на альтернативное – потребует существенной перестройки структуры промышленного производства и значительных капитальных вложений.

Во-вторых, нефть и газ потребляются в огромных масштабах и при современных темпах потребления нефть имеет резкую тенденцию к истощению. Переход же к освоению качественно худших по природным характеристикам ресурсов нефти и газа вызывает стремительный рост затрат на эти цели.

 (по 1, 3, 6)

 

 

В-третьих, являясь уникальным сырьём, нефть и газ требуют значительных затрат труда на их выявление, добычу, транспортировку и переработку.

 

 

1.2. Особенности топливной промышленности.

 

1. Её продукция в дальнейших стадиях производства трансформируется в тепловую энергию.

2. Повсеместная потребность в продукции топливной промышленности.

3. Топливо перевозится только до места сжигания, и в весовом составе новой продукции материально не участвует.

4. Все виды топлива (за исключением газа) имеют огромную массу и перевозка их требует больших издержек.

Практически все виды топлива применяются во всех отраслях народного хозяйства. Основным потребителем всех видов топливно-энергетических ресурсов (кроме моторного топлива) является промышленность. Индустрия потребляет более половины суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве, около трёх четвертей котельно-печного топлива, почти две трети электроэнергии и 80% тепловой энергии, производимой централизованно на ТЭЦ[2] и в крупных котельных.

 

1.3. Основные показатели работы топливной                                                                                                                                      промышленности.

 

Россия располагает огромными топливными ресурсами и полностью обеспечивает себя ими. Опора на собственные топливно-энергетические ресурсы являются серьёзным преимуществом нашей экономики. Россия считается крупным экспортёром топлива среди стран мира. Топливная промышленность имеет большое районообразующее значение, она создаёт предпосылки для развития топливоёмких производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе нефтехимических, углехимических, газо-промышленных.

1.4. Развитие топливной промышленности России в 21 веке.

Доля топливной промышленности в общем объеме производства в 2004 г. составила 17,1%, из них 12,1% пришлось на нефтедобывающую, 2,1% - на нефтеперерабатывающую, 1,5% - на газовую, 1,3% - на угольную промышленность. (по 1,2)

 

Рисунок N 2. Доля отраслей топливной промышленности в общем производстве продукции России (%).

 

 

(по данным Федеральной службы государственной статистики).

 

Объем промышленного производства топливной промышленности в 2004 г. вырос по сравнению с 2000 г. в 2,5 раза (с 835036.7млн. руб. до 2107922 млн. руб.)(рис. N 3).

Рисунок N3. Динамика производства в топливной промышленности России в 2000 – 2004 г.г.

(по данным Федеральной службы государственной статистики).

 

 

В январе-октябре 2005 года в России добыто 390,2 млн. тонн нефти с газовым конденсатом. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года добыча нефтяного сырья возросла на 9,2 млн. тонн.

На нефтеперерабатывающих заводах России за десять месяцев 2005 г. первичная переработка нефтяного сырья составила 170,7 млн. тонн, что на 10,6 млн. тонн больше по сравнению с аналогичным показателем января-октября 2004 года. На российских НПЗ в январе-октябре 2005 года произведено 26,4 млн. тонн автомобильных бензинов. Выработка увеличились на 1,5 млн. тонн по сравнению с показателями десяти месяцев 2004 года. Производство дизельного топлива составило за отчетный период 49,2 млн. тонн, на 3,8 млн. тонн больше уровня января-октября 2004 года. Выпуск топочного мазута за десять месяцев увеличился на 2,6 млн. тонн до 46,2 млн. тонн. Производство авиакеросина в январе-октябре составило 6,9 млн. тонн.

В январе-октябре 2005 года в России добыто 524,4 млрд. кубометров газа, добыча возросла на 4,3 млрд. кубометров по сравнению с десятью месяцами прошлого года. Российским потребителям за этот период поставлено 304 млрд. кубометров газа. Поставки на внутренний рынок возросли на 1,9 млрд. кубометров по сравнению с показателями января-октября 2004 года.

В январе-октябре 2005 года в России добыто 239,3 млн. тонн угля, на 10,2 млн. тонн больше по сравнению с показателями десяти месяцев 2004 года. Угледобывающие предприятия поставили на внутренний рынок 156 млн. тонн угольной продукции, что на 5,8 млн. тонн больше уровня соответствующего периода прошлого года. В том числе для обеспечения электростанций — 71 млн. тонн, на 1,2 млн. тонн больше уровня января-октября 2004 года; на нужды коксования — 32,4 млн. тонн, снизив поставки на 2,1 млн. тонн.

 2. Территориальная организация топливной промышленности   РФ.

 

Факторами размещения топливной промышленности принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, групп объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и территориально-производственного комплекса.

Всё многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы:

· природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;

· экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и её рациональному природопользованию; (по 1,2,8)

 

· демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

При размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов следует выделить отрасли, тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли топливной промышленности: нефтяная, угольная, газовая и др.

При размещении отраслей топливной промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т.д.).

Вместе с тем для размещения отраслей топливной промышленности важен транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т.п. Учитываются при этом и условия для строительства отдельных видов транспорта, пропускная способность, например железных дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или же судов для водных перевозок, их грузоподъёмность, а так же стоимость перевозок добытого сырья до его потребителя.

Важным фактором для развития и рационального размещения топливной промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Не маловажным фактором в топливной промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией.

Таким образом, анализируя особенности размещения отраслей топливной промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе.

Большое влияние на рациональное размещение предприятий топливной промышленности оказывают демографические факторы. При размещении предприятий необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а так же и прирост самого производства. При размещении строительства новых объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда. (по 2,8,3)

Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение топливной промышленности, следует выделить транспортный фактор.

При размещении всех отраслей топливной промышленности этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок.

Транспорт обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье. Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении производительных сил ещё велики встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов.

Одним из важнейших экономических факторов размещения производства топливной промышленности является научно-технический прогресс. «Он представляет непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства». Одним из направлений научно-технического прогресса является использование новых технологических решений при освоении природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем даёт возможность вести комплексную переработку сырья, заменять их традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин позволило сэкономить денежные ресурсы на устройстве каждой скважины.

Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило удвоить механическую скорость проходки скважин. Применение новых технологий помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.

Технический прогресс, сокращающий потребности в трудовых ресурсах за счёт роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдельных и труднодоступных районов.

Технико-экономические расчёты и обоснования строительства обеспечивают правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.

Особенно важную роль в развитии и размещении топливной промышленности играет такой экономический фактор, как объём капитальных вложений (таблица N 1). (по 4,5)

Таблица N 1.

Капиталовложения в топливную промышленность

 (млн. тонн условного топлива).

 

 

(по "Экономическая география в схемах и таблицах"1998 г.).

 

От капитальных вложений больше, чем от какого-либо другого фактора, зависит развитие топливной промышленности. Капиталовложения влияют на объём добываемого сырья и на объём промышленной продукции.

За последние годы наблюдается снижение капиталовложений, что весьма нежелательно.

В размещении производительных сил, в том числе и топливной промышленности, велика роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учётом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.

 

 

Экономико – географическая характеристика отраслей топливной промышленности.

 

 

3.1 Нефтяная промышленность.

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива. (по 1, 9, 4,5)

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

Цель нефтеразведки - выявление, геолого - экономическая оценка и подготовка к работе промышленных залежей. Нефтеразведка производиться с помощью с помощью геологических, геофизических, геохимических и буровых работ. Процесс геологоразведочных работ подразделяется на два этапа: поисковый и разведочный. Первый включает три стадии: региональные геолого-геофизические работы, подготовка площадей к глубокому поисковому бурению и поиски месторождений. Второй завершается подготовкой месторождения к разработке.

По степени изученности месторождения делятся на четыре группы:

А) Детально разведанные месторождения.

В) Предварительно разведанные месторождения.

С1) Слабо разведанные месторождения.

С2) Границы месторождений не определены.

Категории А, В и C1 относятся к промышленным запасам.

По разведанным запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире вслед за Саудовской Аравией, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов. Запасы бывшего СССР на 1991 год составляли 23,5 млрд. тонн. Из них запасы России - 20,2 млрд. т.

Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и еще большую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов нефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность России нефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной.

Глубокий экономический кризис, охвативший Россию, не обошел и отрасли топливно-энергетического комплекса, особенно нефтяную промышленность.          Это выразилось прежде всего в ускоряющемся сокращении объемов добычи нефти начиная с 1989 года. При этом только на месторождениях Тюменской области - основного нефтедобывающего региона - добыча нефти снизилась с 394 млн. тонн в 1988 году до 307 млн. тонн в 1991 году.

Нефтяные базы России

На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печерская.

Основная из них – Западно-Сибирская. Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км. Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров. Нефть Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким (по 11, 6)

 

содержанием серы (до 1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое (40-60%), повышенное количество летучих веществ.

Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти. Так, в 1993 году добыча нефти без газового конденсата составила 231.397,192 тонны, из которых фонтанным способом - 26.512,060 тонн, а насосным 193.130,104тонны. Из данных следует, что добыча насосным способом превышает фонтанную на порядок. Это заставляет задуматься над важной проблемой топливной промышленности — старением месторождений. Вывод подтверждается и данными по стране в целом. В 1993 году в Российской Федерации из старых скважин добывалось 318.272,101 тонна нефти (без газового конденсата), в том числе из скважин, перешедших с прошлого года — 303.872,124 тонны, в то время как из новых скважин нефтедобыча составила лишь 12.511,827 тонн.

В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений.     Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой).  Большая часть из них расположена в Тюменской области – своеобразном ядре района.

Тюменская область, занимающая площадь 1435,2 тысячи квадратных километров, относится к наиболее крупным (после Якутии и Красноярского края) административным образованьям России и включает Ямало-Ненецкий и Ханты - Мансийский автономные округа. В республиканском разделении труда она выделяется как главная база России по снабжению ее народнохозяйственного комплекса нефтью и природным газом. Область обеспечивает 70,8 процента российской добычи нефти, а общие запасы нефти и газа составляют 3/4 геологических запасов СНГ. В Тюмени добывается 219.818,161 тонна нефти без годового конденсата, что составляет более 90% всей добычи Западной Сибири. Анализируя данную информацию, нельзя не сделать следующий вывод: нефтедобывающей промышленности Российской Федерации свойственна чрезвычайно высокая концентрация в ведущем районе.

Теперь коснемся структур, занимающихся нефтедобычей в Тюмени. На сегодняшний день почти 80 процентов добычи в области обеспечивается пятью управлениями (в порядке убывания веса - Юганскнефтегаз, Сургутнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Когалымнефтегаз). Однако в недалеком времени абсолютные объемы добычи сократятся в Нижневартовске на 60%, в Юганске на 44%, что выведет первое за пределы ведущей пятерки управлений. Тогда (по объемам добычи) первая пятерка будет включать (в порядке убывания) Сургут, Когалым, Юганск, Ноябрьск и Лангепас (вместе - около 70% объемов добычи области).

Вторая по значению нефтяная база - Волго-Уральская.  Она расположена в восточной части Европейской территории Российской Федерации, в пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Волгоградской Кировской и Ульяновской областей. (по 6, 12)

Нефтяные залежи находятся на глубине от 1600 до 3000 м, т.е. ближе к поверхности по сравнению с Западной Сибирью, что несколько снижает затраты на бурение. Волго -Уральский район дает 24% нефтедобычи страны.

Подавляющую часть нефти и попутного газа (более 4/5) области дают Татария, Башкирия, Самарская область. Значительная часть нефти, добываемая на промыслах Волго-Уральской нефтегазоносной области, поступает по нефтепроводам на местные нефтеперерабатывающие заводы, расположенные главным образом в Башкирии и Самарской области, а также в других областях (Пермской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской).

Нефть Восточной Сибири отличается большим разнообразием свойств и состав вследствие многопластовой структуры месторождений. Но в целом она хуже нефти Западной Сибири, т.к. характеризуется большим содержанием парафина и серы, которая приводит к повышенной амортизации оборудования. Если коснуться особенностей в качестве, то следует выделить республику Коми, где ведется добыча тяжелой нефти шахтным способом, а также нефть Дагестана, Чечни и Ингушетии с крупным содержанием смол, но незначительным серы. В ставропольской нефти много легких фракций, чем она ценна, хорошая нефть и на Дальнем Востоке.

Третья нефтяная база - Тимано-Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано-Печерская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации. Добыча нефти ведется на месторождениях Усинское, Верхнегруьеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие. Тимано-Печорский район, как Волгоградская и Саратовская области, считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти.

 



2019-12-29 540 Обсуждений (0)
Экономико – географическая характеристика отраслей топливной промышленности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономико – географическая характеристика отраслей топливной промышленности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)