Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Проблемы и перспективы развития ТЭК в России.




Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьевой 6азы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности.

   Бесперебойная работа ТЭК — один из ключевых факторов национальной экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей России и интеграционных процессов в рамках Содружества независимых государств.

Правящая элита России не смогла уберечь главное достояние экономики страны — ее ТЭК — от медленного разрушения. Начавшееся еще в годы советской власти сокращение добычи нефти, угля и выработки электроэнергии стало быстро нарастать после 1991 г. В меньшей степени это сокращение распространилось и на более устойчивую газовую отрасль. Так, добыча нефти в России, достигнув максимума в 569 млн. т в 1987 г., в 1991 г. снизилась до 462 млн. т и продолжала подать, достигнув в 1998 г. 303 млн. т, сохраняя при этом тенденцию к дальнейшему падению. Добыча газа сократилась с 643 млрд. куб. м в 1991 г. до 591 млрд. куб. м в 1998 г. В целом за 1991-1998 гг. добыча нефти снизилась на 34%, нефтепереработка — на 43%, добыча угля — на 34%, производство электроэнергии — на 23% и добыча газа — на 8%.



   Ухудшилось положение и с экспортом нефти, который снизился за 1991 –1998 гг. на 21%. Экспорт газа за тот же период вырос на 2,3%.

Оценивая перспективы добычи нефти в России, следует учитывать итоги 1998 г, которые показали, что объем добычи нефти в 303 млн. т достиг порога энергетической безопасности, оцениваемой Минэкономики России в 300 млн. т . Снижение добычи после этого предела будет связано либо с серьезным нарушением внутреннего потребления жидкого топлива в стране, либо со снижением экспортных возможностей России, а в более длительной перспективе может поставить Россию перед необходимостью начать импорт нефти. Оценки перспектив в добыче на 1999-2000 гг. были крайне пессимистические. Эксперты утверждали, что при сохранении цен мирового рынка на уровне 1998 г. и сложившихся налоговых, финансовых, правовых и других макроэкономических и институциональных условий добыча нефти будет сокращаться весьма быстрыми темпами. Но обнадеживающе на фоне этих пессимистических оценок звучали выводы Коллегии Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, которые, хотя и оговаривают наличие в добыче тенденции к дальнейшему снижению, тем не менее отмечают, что положение в нефтяной отрасли нельзя считать катастрофически безнадежным — добывные возможности месторождений пока превышают существующий уровень добычи нефти, все еще сохраняется значительный производственный потенциал, а отрасль располагает технологиями, что в целом создает реальные пpeдпоcылки для стабилизации ее работы.

   Одной из главных причин обозрения кризиса в ТЭК России явилась проводимая в течение длительного времени правительственная политика, игнорирующая непосредственные нужды ТЭК. Она была направлена на поддержание высокого курса рубля, что объективно способствовало ухудшению финансового положения экспортеров энергетических ресурсов. К этому нужно добавить, что увлеченность правительства пирамидами внутренних и внешних займов лишала предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики, возможности получения каких-либо инвестиционных кредитов. Инвестиционная политика в этих условиях в значительной степени сводилась к финансовым спекуляциям. Обстановка осложнилась ростом неплатежей и задолженностей. Крах такой политики был неизбежен, что и случилось 17 августа 1998 г.

  Другая причина быстрого нарастания кризиса в ТЭК также была связана с оши6очной политикой правительства России, направленной на поддержание и увеличение масштабов налогового бремени в отношении предприятий ТЭК, в первую очередь нефтяных компании. Размеры налоговых платежей нефтяных компаний, в зависимости от их задолженности, составляли 47– 55% выручки, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. было в 1,25 – 1,5 раза выше, чем в западных странах. Положение усугублялось широким развитием практики неплатежей и бартерных зачетов при доле реальных денег в выручке на внутреннем рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сумма налоговых платежей по отношению к реальной выручке нефтяных компаний при операциях на внутреннем рынке достигала 93–108 % .

   Для уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального поддержания инвестиций компании были вынуждены закладывать значительную часть будущего экспорта нефти.

   И, наконец, третьей причиной столь бедственного положения нефтяной промышленности явилось почти двукратное снижение в 1998 г. экспортных цен на нефть на внешних рынках. Значительным было сокращение цен и на природный газ.

“Результатом разработанной по отношению к российским нефтяным компаниям экономической и особенно налоговой политики, — отмечалось в “Обращении российских нефтяных компаний к Правительству России”, — является их низкий уровень рентабельности. Даже при прежних ценах на нефть рентабельность нефтяных компаний в России была ниже, чем в Норвегии на 70%. По сравнению с США рентабельность нефтяных компаний в России ниже в 2,5 раза, по сравнению с Великобританией в 3 раза”.

  Таким образом, положение в российском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, достигло критического состояния и требует проведения чрезвычайных мер. По этой причине устранение кризиса в российском ТЭК, учитывая его ключевое значение для судеб страны, должно рассматриваться как первоочередная общенациональная задача, как условие поддержания национальной безопасности и обеспечения будущего развития России.

Успех в решении этой стратегической задачи зависит от решения многочисленных проблем общеэкономического порядка, проблем, накопившихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленности, транспорта, о также в финансовой, валютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.

   С не менее важными проблемами сталкивается Россия и в области поддержания экспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная разобщенность отдельных частей ТЭК в результате распада Советского Союза создали для России значительные трудности, особенно с транспортировкой экспортных грузов. Контроль над магистральными экспортными трубопроводами и терминалами начали осуществлять, помимо России, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия. В России остались только три из восьми морских комплексов для экспорта нефти.

   В условиях перехода к новой инвестиционной политике, основанной на принципе самофинансирования развития нефтяной и газовой промышленности, резко возрастает значение правильного выбора приоритетных направлений инвестиционной деятельности. Этой проблеме уделяется значительное внимание во всех основополагающих документах, формирующих энергетическую политику страны —в “Энергетической стратегии России”, в федеральных целевых программах “Топливо и энергия” и “Энергосбережение России на 1998-2005 гг.”, программе “Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”, а также в заявлениях представителей правительства России.

   Обобщая и развивая положения этих документов и заявлений, можно выделить ниже следующий перечень приоритетных направлений инвестирования отечественных и иностранных капиталов в нефтегазовый сектор российского ТЭК на ближайшие 12-15 лет:

  • Комплексная разведка и освоение крупных месторождений газа; подготовка к разработке и освоению нового газодобывающего региона на полуострове Ямал со строительством газопровода Ямал-Европа на территории Белоруссии, Польши и Германии, освоение новых месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, освоение газовых месторождений в новых регионах — Ковыткинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, что может послужить основой для строительства экспортного газопровода для поставок газа в Монголию, Китай и Корею, Средне-Вилюйского газоконденсатного месторождения Республики Сажа (Якутия), нефтегазовых месторождений на Сахалинском шельфе. Ожидается также, но уже за пределами 2010 г., освоение газовых ресурсов на шельфе арктических морей (в частности, Штокмановского), на юге Красноярского края, в Республике Саха (Якутия), на шельфе Дальнего Востока.

• Комплексная разведка и освоение крупных месторождений нефти: в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, ввод в разработку Приобского и Тяньского месторождений, а также реконструкция Самотлорского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе, подготовка к промышленному освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна. Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о. Сахалин.

 • Предотвращение процесса исчерпания разведочного задела прошлых лет путем усиления геологических исследований и геологоразведочных робот, а также повышения темпов подготовки новых месторождений, чтобы покончить с отставанием прироста запасов от объема добычи.

  • Модернизация геологоразведочных работ, внедрение новой техники буровых, геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных районов России, освоение и использование современных методов поиска, разведки и мониторинг запасав углеводородного сырья, повышение уровня его извлечения, создание экономических жизнеспособных нефтепромысловых комплексов, эксплуатация которых позволяет увеличить дебит скважин и увеличить нефтеотдачу пластов.

• Вовлечение в эксплуатацию бездействующего фонда скважин и доведение его до норматива.

• Модернизация и реконструкция системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности.

• Дальнейшее развитие подземных газохранилищ для повышения надежности и маневренности газоснабжения потребителей внутреннего рынка и зарубежных стран.

• Повышение комплексности использования добываемого углеводородного сырья, налаживание утилизации получаемого сопутствующего газа и других компонентов.

• Освоение малых месторождений нефти и, главным образом, газа для решения проблем регионального энергоснабжения.

• Интенсификация добычи нефти из низкопродуктивных пластов, пополнение и наращивание извлекаемых объемов сырья с месторождений со сложным геологическим строением, использование возможностей продуктивного освоения трудно извлекаемых запасов нефти.

• Разработка и внедрение высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки нефти и газа, реконструкция действующей сети магистральных нефтегазопродуктопроводов. Создание новых и реконструкция старых нефтепроводов, перевалочных баз, железнодорожных переходов, портового хозяйства, создание газовозного и содействие увеличению танкерного флотов.

  • Строительство и реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Углубление степени переработки и диверсификации номенклатуры вырабатываемых нефтепродуктов за счет увеличения производства высокооктановых сортов бензина, дизельного топлива с содержанием серы 0,5% (европейский стандарт), высококачественных авиационных видов топлива, широкой гаммы смазочных масел и др.

• Освоение производства, транспортировки и потребления сжиженного природного газа.

• Содействие максимальному замещению природным газом нефтепродуктов в энергетическом балансе страны.

• Участие в реализации государственной целевой программы энергосбережения.

• Реализация программ, предусматривающих снижение отрицательного воздействия нефтегазовой отрасли ТЭК на окружающую среду, разра6отка и внедрение высокоэффективных методов восстановления окружающей среды после аварий, а также после закрытия отслуживших свой срок месторождений.

• Содействие разработке и серийному производству высокоэффективного оборудования и материалов для нефтегазовою сектора ТЭК, особенно на предприятиях ВПК. Налаживание кооперации в совместном производстве эффективного оборудования для нефтегазового комплекса с иностранными компаниями в части использования преимуществ более дешевой организации производства материало- и трудоемких элементов высокотехнологического оборудования в России, для последующей продажи совместной продукции как на российском рынке, так и на зарубежных рынках, особенно на рынках развивающихся стран. Всяческое содействие специализации машиностроения России для участия в международном разделении труда в качестве экспортера машин и оборудования для нефтяной и газовой промышленности.

• Содействие активному внедрению на новые платежеспособные рынки российской нефти, газа и нефтепродуктов. Создание на этих рынках собственной сбытовой и распределительной сети, отдавая предпочтение созданию собственных сбытовых компаний с торговой инфраструктурой, в первую очередь по трассам газонефтепродуктопровода.

• Участие российских компаний, в том числе и через систему совместных предприятий с российским капиталом, в товаропроводящей сети стран ближнего и дальнего зарубежья, создание в этих регионах распределительных газопроводов, а также нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, работающих на импортированном из России сырье.

• Расширение системы трансграничных магистральных трубопроводов, в первую очередь за счет создания второго и третьего экспортных коридоров через Польшу и Балтийское море, строительство “Балтийской трубопроводной системы”, четвертого коридора через Китай в Южную Корею, газопровода по дну Черного моря в Турцию (“Голубой поток”). Реконструкция действующих и строительство новых газопроводов на территории Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии до границы с Турцией. Содействие строительству новых и реконструкции старых систем трубопроводов для транзита нефти и газа из Азербайджана и среднеазиатских стран СНГ, в частности нефтепроводов Баку-Новороссийск и “Каспийскою трубопроводного консорциума” (КТК).

• Организаций за рубежом разведки, добычи, переработки, транспортировки и утилизации углеводородного сырья российскими компаниями, в том числе и совместными компаниями с участием российского капитала.

• Использование невозвращаемых своевременно странами СНГ и развивающимися странами долгов Российской Федерации для приобретения в этих странах концессий на разведку и добычу нефти и газа, рознично-оптовой сбытовой сети, нефтеперерабатывающих заводов, трубопроводов и т.д.

( по данным “Новая энергетическая политика России”, публикации Госкомстата России; ИнфоТЭК. Статистика, документы, факты).

                                  Заключение

 

Подводя итоги, следует отметить, что топливно – энергетический комплекс Российской Федерации представляет собой сложную систему – совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно – энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению.

В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные системы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная) – добывающая подсистема и электроэнергетика. Эти подсистемы тесно связаны тесно связаны с энергетическим машиностроением, электротехникой, атомными отраслями промышленности и со всеми отраслями – потребителями топлива и энергии.

Известно, что нефтегазовый комплекс России обеспечивает около 50% внутреннего энергопотребления, более 40% валютной выручки от экспорта топливно – энергетических ресурсов, около 25% налоговых поступлений. Общая численность работников комплекса составляет 2, 9 млн. человек, в том числе количество промышленно – производственного персонала на конец 1999 г. составило около 2 млн. человек.

В данной работе было отмечено, что ТЭК имеет большое районообразующее значение, он создает предпосылки для развития топливных производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе электроэнергетических, нефтехимических, углехимических, газопромышленных. Около крупных источников энергии формируются промышленные центры, города и поселки, линии коммуникаций, что выравнивает размещение производительных сил по территории страны.

Этот комплекс является стержнем жизнеобеспечения любой страны, но для России ТЭК имеет особое значение, так как наша страна северная ( ⅔ ее территории относится к зоне Севера ) и поэтому значительная часть производимой энергии, обеспечиваемой топливной промышленностью, тратится на отопление, преодоление суровых климатических условий.

Учитывая огромную протяженность России с востока на запад (почти 8 тыс. км), можно прогнозировать проблемы в организации работы транспортного хозяйства, где грузовые и пассажирские перевозки требуют огромных расходов энергии. В связи с этим затрачиваемое количество энергии на душу населения в России в 2 -3 раза больше, чем в странах Европы.

В заключении, следует отметить, что топливная промышленность в России и странах Нового Зарубежья на сегодняшний день столкнулась с рядом проблем. Обладая мощным промышленным потенциалом, Россия и страны СНГ между тем отстают от экономически развитых государств по уровню технологии и информационного обеспечения.

 

 

Старая модель индустриализации, основанная на вовлечении в оборот все большего количества природных, материальных и трудовых ресурсов, ныне оказалась бесперспективной. Решающее значение приобретает не количественный рост производства, а качественные аспекты: научно – технический прогресс и ресурсосбережение, охрана окружающей среды и рациональное природопользование, создание новых форм жизнеобеспече нности   людей. К сожалению, мы можем видеть, что на практике пока еще проводится противоположный курс.

 

 

         Список использованной литературы

1. В. В. Кистанова, Н. В. Капылова «Экономическая география России и стран Ближнего Зарубежья» , Москва, Высшая школа, 2005 г.

2. Е. Б. Завьялова, Н.В. Радищева «Экономическая география в схемах и таблицах», учебное пособие , Проспект, Москва 2005 г.

3. В. И. Видяпин «Экономическая география России», ИНФРА – М , 2005 г.

4. В. Я. Ром, В. П. Дронов «География – население и хозяйство России», Москва, Дрофа, 1999 г.

5. А. И. Алексеев, В. В. Николина «География – население и хозяйство России», Москва, Просвещение, 2000 г.

6. Б. А. Алексеев, Н. Н. Алексеева «Вся Азия – географический справочник», Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова, Географический факультет, изд. Муравей, 2003 г.

7. А. В. Шаронов «Все о странах мира» атлас – справочник, Санкт – Петербург, Кристалл 2005г.

8.  Е. П. Пузакова «Мировая экономика» Ростов – на – Дону, Феникс, 2001г.

9. Е. Халевинская, И. Крозе, «Мировая экономика», Москва, Юрист, 2001 г.

10.  «Новая энергетическая политика России» публикации Госкомстата России; 2003 – 2005г. г.

11.  данные Минэкономразвития России на 2000 – 2005 г. г.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (109)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7