Для того чтобы провести SWOT- анализ приведем таблицу сравнения конкурентов по нескольким параметрам. Для этого используем данные таблицы (табл. 1.5.1).
Таблица 1.5.1. Сравнительная характеристика ОАО «Савушкин продукт» с конкурентами
Характеристики
| ОАО «Савушкин продукт»
| ОАО «Молочная страна»
| ОАО “Молочный гостинец”
|
ОАО «Здравушка»
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
Опыт работы на рынке
| большой
| большой
| большой
| большой
|
Квалификация сотрудников
| высокая
| высокая
| высокая
| средняя
|
Известность торговой марки
| +
| +
| +
| +
|
Организация коллектива
| сплоченность коллектива
| сплоченность коллектива
| сплоченность коллектива
| сплоченность коллектива
|
Продолжение табл. 1.5.1.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
Наличие специализированных магазинов
| присутствуют не во всех регионах
| отсутствуют
| отсутствуют
| отсутствуют
|
Сбытовая сеть
| отлажена
| отлажена
| отлажена
| отлажена
|
Использование новейших технологий при производстве
| +
| +
| +
| +
|
Использование консервантов, красителей
| +
| +
| -
| -
|
Ассортимент
| широкий
| широкий
| недостаточно широкий
| недостаточно широкий
|
Качество сырья
| высокое
| высокое
| достаточно высокое
| среднее
|
Надежность поставщиков
| высокая
| высокая
| высокая
| высокая
|
Государственная поддержка
| работа предприятия при гос. поддержке
| гос. ное предприятие
| гос. предприятие
| гос.
предприятие
|
Финансовая устойчивость
| высокая
| высокая
| высокая
| высокая
|
Себестоимость продукции
| высокая
| средняя
| средняя
| средняя
|
Наличие колхозов
| +
| -
| -
| +
|
Приобретаемое оборудование
| большая стоимость
| большая стоимость
| большая стоимость
| большая стоимость
|
Частота внедрения новинок на рынок
| 1 раза в год
| 1 раз в 1,5 года
| 1 раз в 1,5 года
| 1 раз в год
|
Наличие рекламы
| наличие качественной рекламы
| есть, преимущественно качественная
| есть, недостаточно качественная
| есть, но не качественная
|
Цена на выпускаемую продукцию
| высокая
| высокая
| невысокая
| невысокая
|
Качество товара
| высокое
| высокое
| высокое
| среднее
|
1. Определим сильные и слабые стороны компании на основании таблицы (1.5.2)
Таблица 1.5.2. Определение сильных и слабых сторон ОАО «Савушкин продукт»
Параметры оценки
| Сильные стороны
| Слабые стороны
|
1. Организация
| -большой опыт работы на рынке;
-высокий уровень квалификации сотрудников;
-наличие взаимодействия между предприятиями;
-сплочённость коллектива;
-внедрение современного оборудования при производстве товаров;
-отлаженность сбытовой сети;
-наличие известного бренда;
| -наличие специализированных магазинов не во всех регионах;
|
2. Производство
| -использование новейших технологий при производстве продукции;
-широкий ассортимент;
-использование высококачественного сырья;
-качество товара;
-высокая надёжность каналов поставки сырья;
-имеют в своей собственности колхозы;
| -использование консервантов, красителей;
- большая стоимость сырья;
|
3. Финансы
|
- высокая финансовая устойчивость предприятия;
-высокий уровень прибыльности бизнеса;
-доступность капитала;
-государственная поддержка;
| - высокая себестоимость продукции;
|
4. Инновации
| -использование в производстве продукции новейших технических разработок;
-низкие сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок;
| -большая стоимость нового оборудования;
-низкая частота внедрения новинок на рынок;
|
5. Маркетинг
| - высокое качество товаров (с точки зрения потребителей);
- широкий ассортимент предлагаемых дополнительных услуг;
- высокий уровень сервиса;
-известность торговой марки;
-наличие качественной рекламы;
| - высокий уровень конкуренции;
|
2. Определение рыночных возможностей и угроз.
Таблица 1.5.3. Определение рыночных возможностей и угроз ОАО «Савушкин продукт»
Параметры оценки
| Возможности
| Угрозы
|
1. Спрос
| -увеличение доли рынка при постоянном росте его ёмкости;
-создание товаров, аналогов которым нет;
| - наличие большого количества конкурентов на рынке;
|
2. Конкуренция
| - расширить ассортимент продукции;
- освоение новых рынков;
-чаще вводить товары-новинки на рынок;
| -значительное количество основных конкурентов на рынке;
-наличие на рынке товаров-заменителей;
-низкие барьеры входа на рынок и выхода из него;
|
3. Сбыт
| - с ростом доходов населения увеличиваются объёмы потребления;
-увеличить количество сетей распределения;
-увеличивать количество рынков сбыта за счет проникновения на новые заграничные и отечественные рынки;
| - высокий уровень издержек производства;
|
4. Экономические факторы
| - рост уровня доходов;
| - влияние недавнего мирового кризиса;
-нестабильность курса доллара;
|
3. Сопоставление сильных и слабых сторон компании с ее возможностями и угрозами рынка.
Для того, чтобы определить основные направления компании и выявить ее основные проблемы необходимо составить матрицу SWOT-анализа.
Таблица 1.5.4. Матрица SWOT-анализа реализации продукции ОАО «Савушкин продукт»
| ВОЗМОЖНОСТИ
1. создавать товары, аналогов которым нет;
2. расширить ассортимент продукции;
3. освоение новых рынков
4. чаще вводить товары-новинки на рынок
5. увеличить количество каналов сбыта;
| УГРОЗЫ
1. наличие огромного количества конкурентов на рынке;
2. наличие на рынке товаров-заменителей;
3.нестабильность курса доллара и евро по отношению к белорусскому рублю;
4.высокий уровень издержек производства;
|
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
1. высокий уровень квалификации сотрудников;
2.использование современного оборудования;
3. высокое качество выпускаемого товара;
4. использование в производстве продукции новых технических разработок;
5. гибкая ценовая политика
6.отлаженность сбытовой сети
7. низкие сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок;
8. использование высококачественного сырья
9. высокая финансовая устойчивость
10. государственная поддержка
| 1. Как воспользоваться возможностями?
- квалификация сотрудников и современное оборудование позволят создать новую качественную продукцию, не имеющую аналогов, а также расширить ассортимент продукции;
- гибкая ценовая политика позволит пробиться на новые рынки, а высокое качество - закрепить свои позиции;
- за счёт низких сроков окупаемости средств есть возможность чаще вводить товары-новинки на рынок;
- отлаженность сбытовой сети позволит увеличить количество каналов сбыта;
| 2. За счет чего можно снизить угрозы?
- привлечение и удержание потребителей за счет улучшения качества товаров;
-использование высококачественного сырья, а также использование в производстве продукции новых технических разработок помогут избежать возникновения товаров-заменителей на рынке молочной продукции;
- снизить уровень издержек производства за счёт использования новых технических разработок, современного автоматизированного оборудования, высокого уровня квалификации сотрудников; -высокая финансовая устойчивость компании и государственная поддержка помогут в ситуации нестабильности курса доллара и евро по отношению к белорусскому рублю;
|
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1. 1. высокая себестоимость продукции;
2. наличие не во всех регионах специализированных магазинов;
3. высокая стоимость нового оборудования;
4. высокая стоимость сырья;
5. высокая конкуренция;
| 3. Что может помешать воспользоваться возможностями?
- высокая себестоимость выпускаемой продукции и высокая стоимость нового оборудования препятствуют созданию новых видов продукции и внедрению их на рынок;
- высокая конкуренция тормозит освоение новых рынков;
- за счёт высокой стоимости сырья возрастает риск разработки нового товара и ввод его на рынок;
| 4. Самые большие опасности для фирмы?
- наличие большого количества аналогичных и более дешёвых товаров на рынке;
- сложно снизить издержки производства из-за высокой стоимости нового оборудования и высокой стоимости сырья;
|
Анализ данных, полученных из матрицы SWOT-анализа позволяет сделать следующие выводы о том, что компания «Савушкин продукт» имеет огромный потенциал к дальнейшему развитию, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Об этом говорят такие сильные стороны предприятия, как: высокий уровень квалификации работников, использование новейших технических разработок при производстве продукции, качественный выпускаемый товар, отлаженность сбытовой сети, использование высококачественного сырья, высокое качество выпускаемых товаров, финансовая устойчивость предприятия и т.д.
Но существует и ряд недостатков, которые необходимо устранить для более успешной деятельности компании «Савушкин продукт». Особое внимание следует уделить таким недостаткам, как: высокие показатели себестоимости на единицу продукции за счет дорогостоящего оборудования и высокой стоимости сырья; высокая конкуренция на рынке молочной продукции, из-за чего возникает постоянная необходимость расширять ассортимент и выпускать товары аналогов которым нет.
Матрица SWOT-анализа позволяет с помощью сильных сторон компании и ее возможностей устранить имеющиеся недостатки и нейтрализовать существующие угрозы.