Анализ ситуации на рынке труда Саратовской области
Саратовская область последние годы является стабильно развивающимся регионом. На протяжении всего 2008 года экономика области показывала положительную динамику своего развития. По основным показателям складывались темпы роста, опережавшие среднероссийские. Но кризис в стране не мог не затронуть отдельный регион, а значит, наступил спад производства, высвобождения работников, снижение уровня жизни. По Саратовской области с начала 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости, увеличилась на 48,8 %. По темпам прироста численности безработных граждан с начала 2009 года Саратовская область занимает 4 место среди регионов Приволжского федерального округа. С начала 2009 года признано безработными 58358 чел., из них длительно неработающие и впервые ищущие работу – 29%, уволены с предприятий – 71% (рис.5). Наибольший удельный вес, высвобожденных в связи с сокращением штата, составляют безработные в возрасте от 51 до 60 лет. Среди молодежи отсутствие работы в основном связано с увольнением по собственном желанию или с окончанием учебы.
Рис. 5 – Структура причин увольнения по Саратовской области По Саратовской области на ноябрь 2009 года количество вакансий составило 14761 единиц, большинство из них представляют неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. По данным министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, сейчас наиболее востребованы на рынке труда строители, механики, электрики, водители, слесари, сварщики – то есть те, кто были не нужны еще совсем недавно. Гораздо труднее найти работу экономистам, бухгалтерам, финансистам, юристам, товароведам, контролерам, ревизорам (рис. 6). Особое значение приобретает статус диплома, который получит, допустим, будущий юрист. Скажем, специалист, окончивший среднее учебное заведение, имеет куда меньше шансов устроиться на работу, чем выпускник вуза с той же профессией. Рис. 6 - Наиболее востребованные на рынке труда профессии на 2009 год В Саратовской области организована материально-техническая база по подготовки квалифицированных специалистов. Численность студентов и учащихся на 10 тысяч населения в Саратовской области выше, чем в среднем по России и Поволжскому экономическому району.
Рис.7 – Материально-техническая база Саратовской области По направлению службы занятости за счет средств Государственного фонда занятости населения было обучено конкурентоспособным на рынке труда профессиям 8,6 тысячи безработных, 97% окончивших обучение трудоустроены. Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области осуществляет ежеквартальный мониторинг рынка труда, проводит анализ трудоустройства безработных выпускников учреждений профессионального образования. В соответствии с рисунком 8 среди общего числа выпускников преобладают выпускники учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Рис.8 – Динамика численности выпускников учебных заведений Саратовской области В целом же за январь-ноябрь 2009 года в центры службы занятости области обратилось около 4 тысяч выпускников учебных заведений профессионального образования, оставшихся не у дел. В основном это те, кто избрал вроде бы престижные, но менее нужные сегодня профессии. Получается парадоксальная ситуация: стране нужны строители, а мы продолжаем готовить менеджеров и бухгалтеров. Высокий спрос на профессии, скажем, строительного профиля, сочетается с низким размером оплаты труда в этой отрасли. Более 20 % вакансий, находящихся в банке данных министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, предусматривают заработную плату ниже прожиточного минимума. Кроме того, на ряде предприятий области существует задолженность по выплате заработной платы работникам. Для регулирования ситуации на рынке труда при Правительстве Саратовской области создан антикризисный штаб. В министерстве занятости труда и миграции области действует комиссия по осуществлению превентивных мер, направленных на устранение последствий мирового финансового кризиса, разработан и реализуется план мероприятий на случай массового высвобождения работников. Аналогичные планы разработаны центрами занятости городов и районов области. В адрес глав районов направлены методические рекомендации министерства по содействию занятости в условиях массовых высвобождений. Осуществляется ежедневный мониторинг ситуации на региональном рынке труда. Всего на занятость в 2009 году выделено 1,717 млрд. рублей, в 3,7 раза больше чем в 2008 году. На переподготовку средства увеличены фактически более чем в 3 раза. В 2009 году организовано 330 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест. На предприятиях, планирующих высвобождения персонала, создаются выездные консультационные пункты центров занятости, проводятся «Дни службы занятости» на производстве. В 2009 году для 11 тыс. человек организованы общественные работы. Большое значение придается развитию предпринимательства и самозанятости безработных, так как в условиях финансово-экономического кризиса это одно из главных направлений обеспечения занятости населения и создания новых рабочих мест. В 2009 году на данные цели предусмотрено 88,5млн.руб., для сравнения в 2008 году – всего 0,5 млн. руб. И федеральные и областные органы власти сегодня заинтересованы в том, чтобы предприятия успешно работали, чтобы люди получали заработную плату, а в случае потери работы могли рассчитывать на меры государственной поддержки. Служба занятости оказывает информационно-консультационные услуги, организует обучение безработных и граждан, находящихся под риском увольнения, профессиям, способствующим занятию предпринимательством, предоставляет финансовую помощь безработным на открытие собственного дела. Большое внимание уделяется информированию населения. Проводятся сходы граждан, в центрах занятости оформлены стенды, организовано распространение информационных листовок, брошюр, буклетов по предпринимательской деятельности. В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов области и оптимизации системы управления занятостью министерством занятости, труда и миграции Саратовской области разработана областная целевая программа «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области» на 2009-2011 годы. Кроме того, в связи с осложнением ситуации на рынке труда, связанным с мировым финансовым кризисом, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1089 от 31.12.2008 года «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» министерством разработана областная целевая программа «О дополнительных мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год» [32]. Программа предусматривает 4 направления и рассчитана, в первую очередь, на поддержание занятости граждан, находящихся под риском увольнения – они могут принять участие в общественных работах на специально созданных временных рабочих местах, пройти опережающее обучение. Кроме того, программа предусматривает поддержание предпринимательской инициативы безработных, безработных выпускников учебных заведений, адресную поддержку по оплате переезда к новому месту работы. В рамках программы создано 6,9 тыс. временных рабочих мест на 261 предприятии и организации области. Кроме того, в рамках данного направления на предприятиях области организованы стажировки для 400 выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Конечно, нельзя не признать, что реализация данной программы в полной мере не решает проблему. В области и в целом по стране, с увеличением количества высвобождаемых работников, нарастает тенденция уменьшения вакансий на предприятиях. О ситуации на рынке труда в Саратовской области и о ходе реализации мероприятий, предусмотренных разработанной областной целевой программой министр занятости, труда и миграции Саратовской области С.М.Нечаева отметила: «… основной задачей администраций районов в нынешней непростой ситуации является оказание практической поддержки центрам занятости населения и обеспечение контроля за реализацией антикризисных программ в сфере занятости населения. Особое внимание необходимо уделить организации общественных и временных рабочих мест на объектах строительства, в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе» [31]. Одним из первых в России Комитет по занятости населения Саратовской области еще в 2007 году провел мониторинг занятости населения по методике социального картографирования. О целесообразности применения компьютерного картографирования в самых различных сферах (экономика, образование, здравоохранение и др.) сегодня говорят все больше и больше. Применимо оно и на рынке труда — процессы и явления, происходящие в этой сфере, важно отслеживать не только во времени, но и в пространстве. Поэтому в 2007 году служба занятости пришла к выводу, что с целью более углубленного изучения рынка труда необходимо проводить порайонный анализ ситуации с незанятым населением трудоспособного возраста в Саратовской области. Главная цель — получение наглядной интегрированной картины ситуации на рынке труда как по Саратовской области в целом, так и в разрезе конкретного муниципального района для оказания адресных услуг безработным и незанятому населению. На практике все центры занятости населения работали по специально разработанным формам статистического анализа. Проведенный таким образом мониторинг позволили оценить ситуацию на локальных рынках труда и выявить критические зоны. В 2007 году было выделено 113 таких зон, по которым была начата точечная работа. В частности, был увеличен объем информационных услуг и программ временной занятости, на постоянную работу трудоустроено 167 человек, 53 безработных прошли профобучение под конкретное рабочее место и были трудоустроены. В результате по ряду критических зон социальную напряженность на рынке труда удалось смягчить, а по 11 зонам был снижен и уровень безработицы. Опираясь на положительный опыт 2007 года, в 2008 году продолжили работы по социальному картографированию рынка труда. Были составлены атласы социального картографирования по области и по городу Саратову. Выделено 112 критических зон и 180 населенных пунктов, где нет ни одного работодателя. На основании этих данных был разработан 41 пилотный проект для критических зон. В 10 населенных пунктах критическая ситуация была ликвидирована. В 2009 году в период мирового финансового кризиса также проводится порайонный анализ ситуации на рынке труда. Антикризисные программы разрабатываются с учетом данных по социальному картографированию. Применение нового метода позволяет получать более качественный анализ рынка труда, выявлять его наиболее критические зоны и с помощью адресных целевых мероприятий снижать социальную напряженность в них. Не менее важным результатом является и то, что за счет точечного финансирования активной политики занятости на основе результатов картографирования удалось увеличить эффективность расходования бюджетных средств, поэтому работа по социальному картографированию будет продолжена. Имеющееся многообразие производственной специализации региона, его значительный человеческий потенциал, интерес к высоким технологиям, воплощающийся в современной конкурентоспособной продукции, должны стать для него хорошей опорой в противодействии кризису.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |