Стандартные и неформальные критерии принятия решений
Сравнение проектов для принятия решения о реализации проектов – это самая главная проблема для планирования и развития. Для оценки эффективности проектов применяют две группы методов – формальные (стандартные) и неформальные. Формальные методы предусматривают использование математического аппарата для расчета показателей эффективности, неформальные – эвристических подходов. После определения критериев необходимо упорядочить проекты по разным показателям эффективности, это поможет сделать оптимальный выбор проекта. Выделяют такие показатели эффективности инвестиционного проекта: Ø Показатели коммерческой эффективности, которые учитывают финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; Ø Показатели экономической эффективности, которые учитывают выгоды и затраты по проекту, включая оценку экологических и социальных последствий и предполагают денежное измерение; Ø Показатели бюджетной эффективности, которые характеризуют финансовые последствия реализации проекта для государственного и местного бюджетов. Для расчета этих показателей могут использоваться одни и те же формулы, но значение этих показателей существенно будет отличаться. Так. лучший проект по критерию NPV может иметь меньший критерий выгоды-затраты, поэтому у аналитика должна быть полная ясность в целях проекта и реальных ограничениях по проекту [7]. В настоящее время выделяют ряд показателей, наиболее часто используемых для оценки эффективности инвестиционных проектов. В частности, это показатели, отнесенные к трем группам по критерию масштабности проекта. Эти показатели являются необходимыми и достаточными для оценки эффективности проекта конкретного масштаба (табл. 1.4.1). Кроме того, они проранжированы по значимости: на первом месте в списке находится наиболее важный показатель, чем последующий. Чаще применяются критерии NPV,IRR и выгоды-затраты. Поскольку все эти показатели представляют различные версии одной концепции, можно ожидать реализации таких математических отношений: Если NPV>0, то В/З>1 и IRR>i; Если NPV<0, то В/З<1 и IRR<i; Если NPV=0, то В/З=1 и IRR = i. Эти критерии помогают проверить согласованность между критериями в проекте, но они не дают возможности провести сравнения по различным проектам или в середине проекта, если отношения между критериями различны. Существуют определенные правила использования альтернативных критериев принятия решений и эффективности [8]. Если в проекте существуют бюджетные ограничения, то необходимо проследить, происходят ли изменения с положительных значений денежных потоков на отрицательные и наоборот более одного раза. Если денежные потоки изменяют знак один раз, то необходимо для ранжирования проектов применить критерии внутренней нормы доходности, коэффициент выгоды-затраты. Если денежные потоки изменяются более одного раза при ограниченности операционных и капитальных затрат, можно использовать показатель коэффициента выгоды-затраты. Устойчивость денежных потоков предусматривает использование таких критериев для ранжирования и отбора как показатели чистого денежного дохода и внутренней нормы доходности. Для неустойчивых денежных потоков необходимо ограничиться только показателем чистого приведенного дохода. При рассмотрении взаимоисключающих проектов можно использовать показатели NPV, а для больших проектов – IRR. В условиях неопределенности и высокой мере неуверенности в будущем критерием отбора лучше послужит срок окупаемости. Таблица 1.4.1 – Ранжирование показателей оценки эффективности инвестиционных проектов по значимости
При точном определении цели и ограничений очевидными для инвестора являются более допустимые и приемлемые критерии. Решения о принятии проекта к реализации принимается в разрезе стратегии планирования развития предприятия, региона, экономики в целом. Часто для выбора варианта проекта для принятия решения о его реализации необходимо использовать неформальные процедуры для учета значений всех факторов и взаимосвязей, это дает возможность сделать вывод о целесообразности реализации проекта. Поэтому при выборе проекта аналитик (инвестор) должен определить свою систему приоритетов [7]. Система приоритетов может включать различные варианты приоритетов, например: 1. Общественная значимость проекта; 2. Влияние на имидж инвестора; 3. Соответствие целям и задачам инвестора; 4. Соответствие финансовым возможностям инвестора; 5. Соответствие организационным возможностям инвестора; 6. Рыночный потенциал создаваемого продукта; 7. Период окупаемости проекта; 8. Прибыль; 9. Уровень риска; 10. Экологичность и безопасность проекта; 11. Соответствие законодательству. При формировании инвестиционных программ критериями, отражающими стратегические задачи и экономическую конъюнктуру, служат: полнота реализации направления мероприятиям, включенными в программу; комплексность; оперативность; уровень наукоёмкости; степень управляемости и надежности; связь со смежными отраслями экономики; поддержание занятости и создание новых рабочих мест; надежность потенциальных инвесторов; возможность последующей диверсификации. Для реализации программ создаются специализированные организационно- институциональные структуры, задачей которых является аккумуляция финансовых ресурсов, создание мотивационной среды для потенциальных участников работ, организация управления работами. В вопросе эффективности принятия инвестиционных решений немаловажное место занимает поведенческий подход, изложенный в работе Д. Норткотта [4]. Какой бы точной или неточной была информация о проекте, какие бы методы и модели ни применялись для исследования проекта, какими бы точными не были полученные результаты анализа – окончательное решение во многом зависит от субъективной оценки человека, принимающего это решение. Поэтому финансовая информация, методы оценки эффективности проектов – это только инструмент, который призван помочь человеку, принимающему решение, добиться своих целей. Отбор инвестиционных проектов может осуществляться на конкурсной основе. Конкурс проектов содержит такие стадии: разработку условий конкурса, создание конкурсных советов и экспертных групп; уточнение системы критериев, систематизацию, пополнение, уточнение базы данных по перспективным проектам; проведение конкурсов; анализ результатов конкурса. Критерии отбора инвестиционных проектов разделяются по группам: целевые, внешние и экологические; научно-технической перспективности; коммерческие; производственные; рыночные; критерии региональных особенностей реализации проектов. Критерии каждой из групп подразделяются на обязательные и оценочные. Невыполнение обязательных критериев влечет отказ от участия в проекте. Критерии каждой группы оцениваются как для всего проекта, так и для отдельных участников. Отбор проектов проводится после выполнения двух обязательных процедур – определения приоритетных направлений и формирования программ реализации приоритетов. При отборе проектов в первую очередь проверяют обязательные критерии. Если они выполняются, то дальнейший анализ проекта является целесообразным. Поскольку процесс принятия инвестиционных решений носит субъективный характер, а специфика объекта исследования заключается в недостатке информации и сложности выявления многих результатов от реализации, то в качестве эффективного метода, на основе которого будет производиться окончательный выбор, можно использовать экспертную оценку вариантов инвестиционных проектов. Сущность экономического обоснования инвестиционного проекта состоит в том, чтобы срок возврата капитала был наименьше нормативного, а внутренняя норма рентабельности превышала процентную ставку банка по долгосрочным кредитам в 1,5-2 раза. Международная практика оценки эффективности инвестиций основана на следующих принципах: оценка эффективности инвестируемого капитала производится путем сопоставления формируемого в процессе реализации денежного потока и исходных инвестиций; инвестируемый капитал, равно как и денежный поток, приводится к настоящему времени или к определенному расчетному году; дисконтирование капитальных вложений и денежных потоков производятся по различным ставкам дисконта, которые определяются в зависимости от особенностей инвестиционных проектов.
Расчетная часть
Продукция концерна пользуется большим спросом и это дает возможность руководству рассматривать проект увеличения производительности концерна за счет выпуска новой продукции. С этой целью необходимо следующее: ● Дополнительные затраты на приобретение линии стоимостью Пс = 168 (тыс. грн.) ● Увеличение оборотного капитала на ∆ОК = 37(тыс. грн.) ● Увеличение эксплуатационных затрат: а) расходы на оплату труда персонала в первый год З1 = 51 (тыс. грн.)., и в дальнейшем будут увеличиваться на 2 тыс. грн. ежегодно ; б) приобретение исходного сырья для дополнительного выпуска См1 = 63 (тыс. грн.), и в дальнейшем они будут увеличиваться на 5 тыс. грн. ежегодно; в) другие дополнительные ежегодные затраты составят 2 тыс. грн. ●Объем реализации новой продукции по 5-ти годам Q1 – Q5 (тыс.шт.) соответственно: 1-й год -62000 тыс. грн. 4-й год -60000 тыс. грн. 2-й год -57000 тыс. грн. 5-й год -59000 тыс. грн 3-й год -65000 тыс. грн. .●Цена реализации продукции в 1-й год 5 грн. за единицу и будет ежегодно увеличиваться на 0,5 грн. ● Амортизация производится равными долями в течение всего срока службы оборудования. Через 5 лет рыночная стоимость оборудования составит 10% от его первоначальной стоимости. ● Затраты на ликвидацию через 5 лет составят 5% от рыночной стоимости оборудования. ● Для приобретения оборудования необходимо взять долгосрочный кредит, равный стоимости оборудования, под 12% годовых сроком на 5 лет. Возврат основной суммы осуществляется равными долями, начиная со второго года (платежи в конце года). ● Налог на прибыль 25% . Стоимость капитала (норма дохода на капитал WACC) составляет 20%.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |