Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отраслевые проблемы формирования конкурентных преимуществ ОАО «РУДГОРМАШ»



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
Отраслевые проблемы формирования конкурентных преимуществ ОАО «РУДГОРМАШ» 0.00 из 5.00 0 оценок




В современных условиях развития рыночных отношений, усиления агрессивности конкурентной среды вследствие международной интеграции решение проблем конкурентоспособности промышленных предприятий становится основополагающей проблемой экономики России. На наш взгляд, наиболее остро эта проблема стоит перед отечественным машиностроительным комплексом. Российский рынок машиностроения - это система из мно­гих рынков, отличающихся как по номенклатуре и объему производимой продукции, так и по степени концентрации и конкурентоспособности. Преж­де всего, необходимо отметить, что продукция машиностроительного ком­плекса подразделяется на продукцию потребительского и промышленного назначения и имеет ряд особенностей по сравнению с продукцией повсе­дневного массового спроса. Во-первых, машиностроительная продукция потребительского назначения отличается длительным сроком эксплуатации и как следствие, хаотичным спросом, зависящим от многих факторов. Во-вторых, на рынке продукции промышленного назначения гораздо меньше покупателей и формирование спроса на эту продукцию происходит как следствие роста спроса на продукцию конечного потребления, которая вырабатывается с использованием продукции машиностроительного комплекса. В-третьих, машиностроительная продукция обладает высокой сложностью и многокомплектностью, что значительно повышает требование к сервисному обслуживанию и квалификации персонала машиностроительных предпри­ятий.

Машиностроение - это базовая отрасль экономики, определяющая развитие в масштабах всей страны таких комплексов, как топливноэнергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимиче­ский и ряд других. В экономически развитых странах по данным Минпром­науки доля машиностроительной продукции в общем промышленном выпус­ке составляет 30-50%, в то время как в России в 2002г, она составляла менее 20%.

Наибольший спад производства машиностроительной продукции пришелся на период радикальных рыночных реформ (1992-1995гг.). За это время объем производства машиностроительной продукции сократился более чем на 60%. Общее падение объемов производства отечественной машиностроительной продукции было вызвано как внешними, так и внутренними факторами. К первым относятся разрушение предметной специализа­ции в рамках бывших СССР и СЭВ, а также изменение соотношения цен производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей. Ин­дексы роста цен по сырьевым отраслям превысили соответствующие показа­тели для машиностроения за период 1992 - 1995 гг.: по электроэнергетике — более чем в 2,8 раза, топливной промышленности - в 2,2 раза, черной метал­лургии — более чем в 1,6 раза. Вследствие этого цена факторов производства машиностроительной продукции (за исключением труда) при­близилась к мировой цене. К внутренним факторам снижения объемов про­изводства, прежде всего, относятся более низкая по сравнению с зарубежны­ми аналогами конкурентоспособность продукции и неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживанию техники в сфере эксплуатации. При этом низкая конкурентоспособность ма­шиностроительной продукции напрямую связана с сокращением научно-технической базы отечественного машиностроитель ною комплекса. Так, за 1992-1995 гг., число конструкторских бюро сократилось на 36%, проектно-изыскательских организаций и опытных заводов на 58 и 21% соответственно.

Положительным импульсом к подъему отечественного машиностроительного комплекса стал кризис 1998г., резко изменивший соотношение доллар/рубль. Это повлекло за собой сокращение импорта и высвобождение це­лых ниш на внутреннем рынке для отечественных товаров, которые в силу удешевления сырья, материалов и комплектующих стали более конкуренто­способны по параметру «цена-качество». Вместе с тем, по мере укрепления позиций рубля вследствие высоких мировых цен на сырьевые ресурсы кон­курентоспособность отечественной машиностроительной Продукции снижа­ется. В этих условиях необходимо выявить, поддержать и усилить те факто­ры, которые определят дальнейшее позитивное развитие данного комплекса.

Одной из основных проблем ОАО «РУДГОРМАШ», является высокий моральный и физический износ технологического оборудования. На многих предприятиях оборудование не обновлялось 15-20 и более лет, а количество оборудования, имеющего возраст до 5 лет, состав­ляет менее 5%. Соответственно низка доля конкурентоспособной продукции, что затрудняет выход на мировые рынки и не позволяет сдерживать рост им­порта на внутреннем рынке. Сужение рыночных ниш ведет к недозагрузке мощностей, недостатку оборотных средств, и как следствие, к дефициту ин­вестиционных средств для обновления оборудования.

Машиностроение - комплекс, состоящий из целого ряда отраслей или направлений производства, особенности каждого из которых определяются не только номенклатурой выпускаемой продукции и технологией для их производства, но и видом рынка, на котором сбывается их продукция. В свою очередь, особенность российского промышленного сектора экономики в части базовых отраслей состоит в том» что он представлен крупными предпри­ятиями - естественными монополиями, которые одновременно играют роль и финансовых монополий в части получения твердой валюты в силу сырьевой направленности всего российского экспорта. Вследствие этого получение за­казов от естественных монополий для предприятий отечественного машино­строения является основным условием расширения доли внутреннего рынка, получения дополнительных доходов и, как следствие, обновления фондов и номенклатуры выпускаемой продукции, т.е. условием выживания и развития.

Наряду с этим, рост цен на товары и услуги отечественных монополий заметно снижает конкурентоспособность российских товаров по параметру «цена — качество», где в основном пока ещё имеются конкурентные преиму­щества. В то же время инвестиционный потенциал естественных монополий может быть заметно повышен только при росте инвестиционной составляю­щей в тарифах и иенах, т.е. при определенном росте самих цен и тарифов.

Следующей проблемой, стоящей наиболее остро перед ОАО «РУДГОРМАШ» являются высокие железнодорожные тарифы на грузоперевозки, которые делают продукцию, изготовленную в Европейской части России, совершенно неконкурентоспособной на Дальнем Востоке или в Средней Азии.

Еще одна проблема, которая касается не только машиностроения, но и всего реального сектора экономики, это отсутствие механизмов и каналов для перехода финансовых средств в приоритетные отрасли. Банковский капитал не обладает «длинными» деньгами, т.е. относительно дешевыми ресурса­ми, пригодными для вложения в инвестиционные и инновационные проекты. К. этой же проблеме примыкают вопросы развития лизинга дорогостоящей машинотехнической продукции и поддержка (в т.ч. со стороны государства) экспорта высокотехнологичных и наукоёмких изделий.

Еще одна существенная проблема заключается в том, что отечественный машиностроительный комплекс пока ещё недостаточно структурирован. В нем существуют ассоциации и объединения, способные координировать некоторые действия предприятий, но не способные осуществлять единую техническую политику, осуществлять значительные вложения в НИОКР и т.д. Проблемы укрупнения и укрепления структурных связей особенно обо­стряются в связи с процессами глобализации, идущими в мире, а также в свя­зи с предстоящим вступлением России в ВТО. Крупные транснациональные корпорации, конкурируй с российскими разрозненными производителями (как на мировых, так и на внутреннем рынках) и обладая несомненным фи­нансовым, интеллектуальным и организационным превосходством, легко за­воевывают ниши рынка, принадлежавшие ранее российским предприятиям.

К сожалению, стратегическое мышление руководителей многих отечественных машиностроительных предприятий до сих пор ограничено рамками активов, которыми эти предприятия располагают. В наследство от советских гигантов индустрии достались производственные комплексы, обеспечиваю­щие полный цикл изготовления продукции - от заготовительных, ремонтных, транспортных цехов до сборочного конвейера. Поэтому главной задачей для большинства из них является загрузка производственных мощностей и обес­печение занятости работников. Однако достаточно очевидно, что для успеха в конкурентной борьбе не столь важно, какими активами обладает предпри­ятие в данный момент времени (продукцией, оборудованием, технологиями и т.п.) - важно то, с какой скоростью оно способно создавать необходимые ак­тивы, и развивать их.

В отечественном машиностроении мы часто сталкиваемся с попытками максимально контролировать всю цепочку ценностей (производить все, что только можно, самостоятельно). Там, где стратегия вертикальной интеграции приводит к существенному снижению затрат и рисков негативного влияния поставщиков, это безусловно оправдано. Однако стремление управлять всей цепочкой часто приводит к тому, что предприятие оказывается не а состоянии сконцентрировать достаточные ресурсы на ключевых компетенциях, имеющих исключительную важность для достижения и поддержания лидер­ства в конкурентной борьбе.

Простаивающие мощности заготовительных и вспомогательных цехов являются серьёзным источником генерации убытков, что в условиях высокой открытости рынков делает российских машиностроителей неконкурентоспособными относительно их зарубежных коллег. При ответе на злободневный вопрос, что делать с заготовительными и вспомогательными цехами, рас­сматриваются три основных варианта. Первый вариант связан с закрытием и продажей данных производств, обеспечивая концентрацию всех ресурсов компании на основной деятельности.

При существующим многообразии проблем в ОАО «РУДГОРМАШ» необходимо сосредоточить внимание на тех из них. решение которых приводило бы к формированию или усилению фирменных конкурентах преимуществ, В условиях неопределенности, в которых оказа­лись российские предприятия, эта задача является действительно сложной, так как от правильного выбора приоритетов, в конечном счете, будет зави­сеть, сможет ли предприятие существовать в долгосрочной перспективе или исчезнет, не выдержав конкурентной борьбы в условиях жесткой конкурен­ции,

В этих условиях предприятие всё чаще стремится обратить взгляд вовнутрь себя, стараясь идентифицировать в себе те компетенции и способности, на основе которых могли быть сформи­рованы фирменные конкурентные преимущества.

 



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
Отраслевые проблемы формирования конкурентных преимуществ ОАО «РУДГОРМАШ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отраслевые проблемы формирования конкурентных преимуществ ОАО «РУДГОРМАШ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)