Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология.




Обращение к характеристике личности совершивших преступления несовершеннолетних предполагает определение качеств и свойств, отличающих допустивших нарушение уголовно-правовых норм от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим принципиальное значение имеет вопрос о роли общевозрастных особенностей в правонарушающем поведении несовершеннолетних. Как известно старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость. Зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Рассмотрение возрастных особенностей как собственно криминогенных, способных породить преступное поведение, безосновательно. И не только потому, что соответствующие качества характерны для возрастной группы в целом, а преступления совершает лишь относительно небольшая её часть. Отмеченные характеристики могут выражаться как в правомерных, так и противоправных поступках. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности лишь усиливают значение средовых влияний, поскольку внутренняя сфера личности ещё не сформирована окончательно. Присущие «трудному» возрасту группы. Негативные личностные проявления в подростковом и юношеском возрасте требуют воспитательного и перевоспитывающего действия. При этом они ещё не столь устойчивы, не переросли в личностные установки и легче, чем в более зрелом возрасте, могут быть изменены при соответствующем воспитательном и социализирующем воздействии.



Социально-демографические особенности. Среди совершивших преступления несовершеннолетних устойчиво преобладают лица старшей возрастной группы. Несмотря на отмеченное омоложение преступности несовершеннолетних, доля 16-17-летних составляет около 2/3 от числа совершивших преступления подростков. Однако этот показатель не должен рассматриваться как ориентирующий на сосредоточение предупредительной деятельности именно на старших несовершеннолетних. Недостатки в нравственном, правовом воспитании, профилактике правонарушений детей и младших подростков детерминируют. Наряду с другими факторами, повышенную распространенность нарушений уголовно-правовых норм юношеской группе несовершеннолетних.

Доля лиц женского пола среди совершивших преступления несовершеннолетних сравнительно невысока. Она составляет около 10-15%. Не случайно, поэтому на практике преступность несовершеннолетних традиционно рассматривается как проблема юношеской преступности. Однако выборочные исследования обнаруживают в последние годы увеличение доли девушек, совершивших преступления; в ряде регионов и по отдельным видам преступлений она достигает показателей, близких к доле женской преступности. Причём несовершеннолетние женского пола ныне совершают не только такие «традиционные» для них преступления, как кражи, мошенничество, но и всё чаще становятся участниками хулиганства, тяжких преступлений против личности, грабежей и разбоев, в том числе и в группах, состоящих исключительно из лиц женского пола.

Личностные характеристики правонарушительниц имеют существенную специфику. По сравнению с совершившими преступления юношами, они, как правило более скрытны, замкнуты, серьёзно травмированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще изобретательно лживы, эгоистичны.

Длительное время в качестве специфичной характеристики отмечалось весьма существенное различие в преступной активности среди групп несовершеннолетних, выделенных по ряду занятий. В целом оно сохраняется и в настоящее время: распространенность преступлений среди студентов, школьников, учащихся ПТУ, работающих несовершеннолетних, неработающих и не учащихся остаётся разной, однако отмечается тенденция снижения активности в совершении преступлений всех групп подростков, занятых общественно – полезной деятельностью. Наивысшей преступной активностью характеризуется группа неработающих и не учащихся, темпы роста преступности в этой группе максимально высоки, а её «вклад» в преступность несовершеннолетних уже превысил соответствующий показатель не занятых общественно полезной деятельностью в преступности в целом. При этом высокую преступную активность обнаруживают не только лица, не желающие участвовать в одобряемой обществом деятельности: ежегодно преступления совершают 4000 несовершеннолетних, официально признанных безработными. В целом среди несовершеннолетних, нарушивших уголовный закон, доля социально незанятых доходит до 60 %.

Исследования показывают, что именно не работающие и не учащиеся подростки обычно связаны с криминальной средой, ими совершается значительная часть тяжких, предумышленных преступлений несовершеннолетних, признанные до 18 лет хроническими алкоголиками и наркоманами лица, как правило, нигде не работали и не учились. Сегодня отмечается высокая латентность, существенные дефекты во взаимном обмене информацией по проблеме незанятости молодёжи между субъектами воспитания и профилактики, низкая эффективность мер социальной помощи, контроля и правонарушений среди не учащихся и не работающих подростков.

Особенности нравственно – психологической характеристики позволяют определить типовые направления коррекции личности, содержание мер профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. Подростки, совершившие преступление и сохраняющие связь с учебным или трудовым коллективами, как правило характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учёбе или работе, недобросовестным отношением к ним. Для значительной доли учащихся-правонарушителей характерны прогулы. По выборочным данным хорошо успевали только 10 % из них, примерно четверть были неуспевающими. Однако исследования показывают, что причина обычно не в ограниченных возможностях усвоения учебного материала, а в отсутствии заинтересованности в получении образования или профессиональной подготовки.

Подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-15) является переходным и в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остаётся учёба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детско – школьного. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств – чувство зрелости представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающих будущее положение, которого подросток фактически ещё не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания. Социальное же положение юношества неоднородно. Юность – завершающий этап первичной социализации. В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается к 14-16 годам. Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность (за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и др.) с 14 лет и полную – за все преступления, предусмотренные уголовным законом – с 16 лет[4].

Личность «трудного» подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации и отражает проблемы и недостатки в трёх основных сферах воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».

Под трудновоспитуемостью понимают негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям, которые могут быть обусловлены самыми разнообразными причинами. Из всех переживаемых ребёнком кризисов наиболее трудным является кризис подросткового переходного периода. Самое заметное влияние на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая гормональная буря, вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого – эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, выливающиеся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность.

Также в данной группе правонарушителей в несколько раз чаще, чем в возрастной группе в целом отмечаются отклонения от нормы в психическом развитии. Среди подростков правонарушающего поведения преобладают лица с психопатическими чертами личности, задержкой в умственном развитии, страдающие неврозом, а не с тяжёлыми и стойкими заболеваниями нервной системы. Значительная часть заболеваний связана с неблагоприятными условиями жизни и воспитания, либо существенно усугублена ими. Согласно данным медицинских и криминологических исследований, в целом аномалии психики не предопределяют расположенность к правонарушающим видам поведения. Они скорее являются основной для социально – психологической деформации личности, ускоряют процессы её деградации.

Половое созревание, которое происходит в этом возрасте, обостряет интерес подростка к проблеме взаимоотношения полов, к интимной жизни человека. Там, где приобщение к половой жизни происходит в раннем возрасте и в циничных обстоятельствах, возникает реальная возможность деморализации личности юноши, формирование потребительски – развлекательного отношения к женщине, неспособность управлять своими инстинктами.

В силу специфики условий формирования личности и собственной социальной практики дефекты правового сознания у совершеннолетних, совершивших преступления, более распространенны и глубоки, чем у законопослушных сверстников. Наиболее характерным является расхождение между известными или правовыми установлениями и собственным отношением к требованиям закона, к практике правового поведения.

Типология несовершеннолетних преступников выделяет 4 различных по глубине деформации личности типа:

· Совершающие преступления в результате случайного стеченияобстоятельств, легкомыслия, вопреки общей положительной направленности личности;

· Совершившие преступления в результате попадания в соответствующую ситуацию, что обусловлено неустойчивостью общей направленности личности;

· Совершившие преступление в результате преобладающей отрицательной личностной направленности, не достигшей уровня устойчивой общей антисоциальной направленности личности (ранее совершавшие проступки, правонарушения);

· Совершившие преступления в результате относительно устойчивой антисоциальной направленности (ранее совершавшие преступления).

Сопоставление данных последних лет указывает на увеличение доли лиц, относимых к двум последним типам, и сокращение среди несовершеннолетних «случайных» преступников.

Классификация преступных групп несовершеннолетних осуществляется в целях сведения их в более или менее однородные группы. Это особенно необходимо для дифференциации мер превентивного воздействия на них. Классифицировать можно по различным признакам: количественным (по числу участников группы), качественным (криминальные свойства участников группы, их преступная активность и т.д.), в зависимости от половой принадлежности и т.д. Так выделяются:

· Дворовые группы несовершеннолетних состоят из лиц мужского пола (77%) и женского (11%). Здесь 30% тех кому нет 14 лет; 45% - 14-15 лет; несовершеннолетних старших возрастов (16-17 лет) – 13%, кому 18-20 лет – 12%

· Школьные группы

· Производственные группы

· Уличные группы, являются наиболее общественно опасными

· Группы несовершеннолетних по угону автомобилей

· Группы несовершеннолетних, совершающие преступления на городском транспорте, главным образом на электричках

· Группы несовершеннолетних, сколачиваемые на электричках

 Значимость классификации приобретает именно практический смысл тогда, когда подбираются меры разобщения групп – развести порознь участников группы, оделить их друг от друга, не дать общаться или быть вместе[5].

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2008)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7