Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины и условия правонарушений и преступности несовершеннолетних.



2019-12-29 529 Обсуждений (0)
Причины и условия правонарушений и преступности несовершеннолетних. 0.00 из 5.00 0 оценок




Причины преступности несовершеннолетних являются составной частью общих причин преступности в стране, при этом надо учитывать, что сама преступность несовершеннолетних активно способствует преступности в целом. Механизм действия этих причин специфичен в силу общевозрастных психологических особенностей, своеобразия специального статуса несовершеннолетних. Для этого возраста характерны неокончательная сформированность собственной системы ценностей, повышенная зависимость поведения от оценок и мнений ближайшего окружения, его эмоциональность, неспособность критически оценивать свои действия и поступки других. Негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на самой не защищённой части населения – детях и подростках. В настоящее время государство не в состоянии выделить необходимые материальные средства на развитие и воспитание подрастающего поколения, охрану его здоровья и организацию досуга, оказание помощи семье. Поэтому возрастает беспризорность и безнадзорность подростков, их заболеваемость. Так по выборочным данным лишь 15% несовершеннолетних могут считаться практически здоровыми. Данное обстоятельство существенно ограничивает их возможности в продолжении образования, выборе профессии, бытовом и трудовом устройстве, приобщении к общественно полезным ценностям и группам, в конечном итоге, приводит многих к противоправному поведению.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личным отношением самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые трудные, педагогически запущенные подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития нравственных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают и сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т.п[6].

Несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных, духовных, потрясений. Поэтому отмечается социальное отчуждение подростков и их готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности,  ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство.

Преступления несовершеннолетних порождены условиями общественной жизни, социальными противоречиями и конфликтами. При этом криминальное влияние на несовершеннолетних проявляется более интенсивно, чем на взрослых. Отсюда и условия для вовлечение «неуравновешенных» несовершеннолетних в преступную деятельность. Угроза быть вовлечённым в совершение преступления, незащищенность от такого вовлечения с криминального влияния приводят к «состоянию готовности» несовершеннолетнего оказаться участником уголовно-наказуемых действий. Вовлечение представляет повышенную опасность, т.к. оказывает развращающее воздействие на психику лиц, не достигших зрелого возраста, нарушает их нормальное духовно-нравственное развитие, прививает им искажённые ценностные ориентации.

Особую практическую значимость приобретают виктимно обусловленные преступления, совершаемые несовершеннолетними в результате их вовлечения в криминал. Общая посылка здесь такая: 65% несовершеннолетних, которые ведут себя виктимно, оказываются вовлечёнными в криминальную деятельность; из тех, не ведёт себя виктимно – только 12 %. Можно сформулировать вывод: виктимное поведение несовершеннолетних является значительным фактором, способствующим их вовлечению в криминал.[7]

Помимо этого особое внимание заслуживают подростки из маргинальной среды - беспризорники, которые, не имея средств к существованию, естественно изыскивают их доступным для себя способом. Это не только поиски пищи на свалках, помойках, собирание бутылок, попрошайничество, но и кражи денег.

При создании общей картины преступности подростков из маргинальной среды были выявлены следующие наиболее характерные правонарушения: бродяжничество, нарушения права владения (частной собственности, т.е. самозахват дач для временного проживания), вандализм, мародёрство, оказание сопротивления при задержании, незаконное употребление наркотиков. А среди преступлений – уличные кражи и кражи небольших магазинов, грабёж, избиение, поджог, убийства[8].

Труднейшие материальные условия, экономический кризис, пьянство или алкоголизм родителей, региональные военные конфликты, сопровождающиеся потоками беженцев и вынужденных переселенцев, все эти причины обусловили рост детской беспризорности в России. Рост числа неблагоприятных семей, выпускники детских домов также пополняют ряды бездомных. По данным некоторых исследований, через год после выхода из детских домов около 30% выпускников становятся бомжами, 20% совершают преступления, 10 % кончают жизнь самоубийством.

В современный период развития нашего общества актуальной задачей стало формирование новой социальной политики, работающей на уменьшение быстро растущей тенденции роста числа несовершеннолетних с девиантным, отклоняющимся поведением[9].ния: бродяжничество, нарушения права владения (частной собственности, т.е. и выявлены следующие наиболее характерные правонаруш

Всё это активно криминализирует подростковую среду, однако затрагивает отнюдь не всех совершеннолетних, а в первую очередь, необеспеченные слои общества. Но и обеспеченные группы не могут считать себя застрахованными от вероятности, что дети и подростки их круга совершат преступление.

В криминологии противоправное поведение молодёжи принято рассматривать как следствие проникновения в эту среду криминальной структуры. Надо заметить, что сам по себе феномен субкультуры, конечно же, не может и не должен рассматриваться как нечто заведомо отрицательное. В последние годы молодёжные субкультуры стали важным средством эволюционного обновления общества, выявили своё значение как части механизма культурных инноваций, благодаря которому в перспективе общество может рассматриваться как всё более толерантное к иным ценностям и оценкам, более плюралистичное, более интеллектуальное и раскованное.

Вместе с тем, в системе ценностей определённой части молодёжи произошли весьма серьёзные изменения, которые являются следствием негативных процессов в обществе и во многом связаны с переходом на рыночные отношения. Эти изменения охватывают широкий спектр интересов, ценностей и психологических состояний. В этом смысле обращают на себя внимание эгоцентрическое стремление к получению максимума удовольствий, цинизм и подчёркнутый прагматизм, равнодушие ко всему окружающему и политическая апатия, возросший интерес к религиозному сектантству, размывание критериев морали и нравственности, интериоризация криминальной субкультуры, рост проявлений экстремизма и других форм противоправного поведения[10].

В формировании криминогенной мотивации существенную роль продолжает играть семейно-бытовая среда молодёжи. Длительное общение с дезорганизованной средой (неблагополучная семья или неформальная группа) во многом предопределило одностороннюю ориентацию личности, сделало психику молодых людей трудно восприимчивой к педагогическому воздействию, к социальным ценностям и проблемам общества. Подчиняя общение целям самоутверждения и личного благополучия, потенциально криминализированная молодёжь идёт на контакт, главным образом, с той средой, которая является для неё референтной и с помощью которой будет легче противоправными средствами обеспечить возможность удовлетворения её потребностей.

На фоне социальных и экономических потрясений последних лет значительно возросло влияние идеологических и социально-психологичеких процессов, дезориентирующих значительную часть молодёжи истинными и мнимыми социальными ценностями, способствующих широкому распространению представлений о возможностях и перспективности лёгкого и быстрого обогащения за счёт государства и других людей, о преимуществах, которое даёт агрессивное поведение, применение силы и т.д.

Важную роль в развитии негативных тенденций преступности молодёжи играют и такие процессы общесоциального уровня, как дезорганизация досуга молодёжи, неудовлетворительная работа по повышению её образовательного, культурного и профессионального уровня. Отсюда берут истоки многообразные формы криминального риска, формирование криминальной мотивации в ситуациях, где огромная роль принадлежит широко распространённым в молодёжной среде пьянству и наркомании.

В молодёжной среде всё более заметно распространяется криминальная мотивация поведения, продуцируемая механизмами целенаправленного, а нередко и насильственного приобщения молодых людей к ценностям, идеалам и нормам поведения, принятых в криминальном мире. Вместе с тем вовлечение в преступную деятельность обусловлено, конечно, не только внешним воздействием. Оно во многом предопределено криминогенными тяготениями самой молодёжи, и эта активность нуждается лишь в урегулировании и упорядочении.

Нередко эту функцию успешно выполняют лидеры преступных группировок. В этом смысле велика роль преступных традиций и обычаев, которые зачастую модернизируются в соответствии с модой и образцами поведения молодёжных группировок в зарубежных странах. Телевидение и другие средства информации, в свою очередь дают обильную пищу для переосмысления старых традиций, их переориентации и вестернизации[11].

При этом в условиях объективно ограниченной возможности социально полезной реализации доминирующим мотивом формирования молодёжных группировок является стремление к самовыражению. Именно самовыражение – стартовый стержень мотивации. С возрастом и приобретением криминального опыта эта мотивация становится всё более предметной, всё более утилитарной и прозаичной.

Важной причиной преступности несовершеннолетних стало ухудшение социально-экономического положения беднейших слоёв населения. Нельзя утверждать, что всё население страны обеднело, поскольку это не так. Но заметно увеличился разрыв между бедными и богатыми, положение бедных слоёв населения часто становится безвыходным, что самым негативным образом сказывается на преступности несовершеннолетних. Другое, фактор – негативные процессы в семье. К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает или не умеет оказать подростку необходимую помощь, контролировать его поведение, заботясь о нём, наконец, просто любить его. Фактор материальной обеспеченности в данном случае практически не имеет значения. Ведь известны примеры, когда вполне обеспеченная семья, которая, казалось бы, делает для ребёнка всё: контролирует его поведение и учёбу, удовлетворяет его желания и даже капризы, предоставляет возможность овладения иностранными языками, занятий спортом и т.д., но не обеспечивает главного – любви, эмоционального тепла в отношениях между подростком и родителями. Происходит скрытое отвергание, выталкивание ребёнка из семьи, что кстати, редко осознаётся и им, и семьёй. Бывает и открытое неприятие ребёнка семьёй, когда его подвергают жестокому обращению. Бьют, оскорбляют, выгоняют из дома, не кормят, не проявляют никакой заботы.

Ещё один криминогенный семейный фактор – отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего прочный эмоциональный контакт. При его наличии он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. В случае отсутствия эмоциональной связи подросток не воспринимает от взрослых ни хорошего, ни плохого и начинает искать признания, поддержки и помощи в неформальных малых группах среди сверстников на улице.

Подростки, отвергнутые семьёй, не имеющие семьи, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки, неизбежно объединяются в малые группы. Малые группы – это некий коллективный отец, понимающий, любящий, готовящий оказать поддержку и помощь. Эти малые группы противостоят семье и школе. Чем меньше ребёнку уделяют внимания в семье, тем хуже у него успехи в школе и сильнее привязанность к неформальной группе сверстников, а также общее отчуждение от позитивной среды.

Неформальная группа сверстников становится основной областью его жизнедеятельности.

Недостатки школьного воспитания и обучения также являются криминогенным фактором. Семью и школу неоднократно упрекали в том, что они не обеспечивают надлежащего нравственного формирования личности подростка. Группы сверстников, формирующиеся из числа школьников, состоят, как правило, из тех, кто плохо учится и часто нарушает дисциплину. К ним примыкает и молодёжь, которая и не учится и не работает. Подобные группы постепенно переходят от мелких правонарушений к более серьёзным. Недостатки школьного образования криминологи относят к числу факторов, порождающих не только преступность несовершеннолетних, но и влияющих на преступность в целом.

Исходя из этого, можно выделить факторы преступности несовершеннолетних:

1. Неудовлетворительные условия воспитания детей в семье. Ежегодно около 50 тыс. граждан представляются к лишению родительских прав, выявляется около 150 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, органами внутренних дел берётся на учёт более 100 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Из всех детских травм 70% - семейственного характера. Ежегодно из-за жестокого обращения кончают жизнь самоубийством порядка 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. детей уходят из семьи.

2. Недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности.

3. Низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности.

4. Распад семей, приводящий к тому, что ежегодно остаётся без одного из родителей 500 тыс. детей. Этот процесс усугубляется ростом ранней смертности родителей, влекущим рост сиротства. Криминогенность данных процессов обусловлена тем, что вероятность стать преступником в неполной семье возрастает почти в 3 раза.

5. Безработица, обнищание семей, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой. Бедная семья практически утрачивает способность защищать детей от негативных влияний окружающей среды.

6. Приобретение массового характера уклонения детей от получения образования в начальной и средней школе, ранее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой характер, криминальные черты. Ежегодно бросают учёбу около 60 тыс. детей.

7. В семьях, где подростки работают, содержат родителей, последние, часто утверждают свой авторитет и оказываются неспособными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции.

8. Начавшие раннюю трудовую жизнь дети, обычно оказываются отрезанными от духовной жизни, физической культуры, здорового досуга. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают способность к духовному развитию.

9. Идеологический вакуум после развала советского режима, ликвидации пионерских и комсомольских организаций в значительной мере заполнился криминальной идеологией, культом насилия, индивидуализма, корысти и цинизма.

10. социальное расслоение. Значительный разрыв в материальном обеспечении детей из различных социальных групп.

11. пороки социальной политики государства, деградация системы здравоохранения влекут рост физических и психических заболеваний среди детей, различные психические аномалии, которые можно было бы скорректировать в раннем возрасте, из-за недостатка медицинского обслуживания приобретают устойчивый характер. В последствии они оказывают влияние на мотивацию преступного поведения.

12. Отсутствие достаточно развитой сети государственных организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, коммерциализация в этой области сделали нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпрепровождение на улицах, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Всё это оказывается благотворной почвой для развития наркомании, употребления спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований.

 



2019-12-29 529 Обсуждений (0)
Причины и условия правонарушений и преступности несовершеннолетних. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины и условия правонарушений и преступности несовершеннолетних.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)