Сущность, роль и задачи управления финансами в системе управления экономическими отношениями
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра финансов, бюджета и страхования
КУРСОВАЯ РАБОТА Дисциплина Финансы Тема № 5 Название темы Управление финансами в условиях рыночных отношений Выполнил студент _______________________________________________________ (Фамилия, инициалы) Группа №______________________________________________ Студенческий билет №__________________________________ Проверил: _______________________________________________________ (Фамилия, инициалы)
Курск 2010 г. Содержание Введение……………………………………………………………………………3 Понятие управления финансами 1.1. Сущность, роль и задачи управления финансами в системе управления экономическими отношениями…………………………………………………5 1.2. Состав и структура органов общего управления системой финансов……….8 1.3. Базовые функции управления финансовой системой……………………….11 Правовое обеспечение системы управления финансами 2.1. Понятие финансового права и его роль в управлении финансами …………14 2.2. Характеристика основных правовых актов, обеспечивающих правовое поле финансовой системы……………………………………………………………17 2.3. Основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации………………………………………….20 Система органов управления финансами в Российской Федерации 3.1. Характеристика и ключевые функции органов управления финансами на федеральном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов.........................22 3.2. Современные направления совершенствования системы управления финансами бюджетной сферы…………………………………………………31 Заключение………………………………………………………………….…...34 Список использованной литературы………………………………………..37 Приложения
Введение Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики. Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение. Финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста. Следовательно, после того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи: - определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями; - охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой; - рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления; - выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность; - дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы; - отметить основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в РФ; - показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время. Основными информационными источниками при написании данной работы являются труды отечественных ученных Заслуженного деятеля науки РФ, д. э. н., проф., академика РАЕН - Поляка Г.Б., Заслуженного деятеля науки РФ, д. э. н., проф. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В., проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М., проф. Белоглазовой, к.э.н., проф. Нешитой и др.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Сущность, роль и задачи управления финансами в системе управления экономическими отношениями Экономическое развитие общества представляет собой многофакторный и противоречивый процесс, в основе которого заложена эволюция производительных сил и производственных отношений, происходившая, как правило, на основе расширенного воспроизводства. На процесс общественного воспроизводства, с одной стороны, влияет множество факторов: количество и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательские способности субъектов хозяйствования, ускорение научно-технического прогресса, степень развития рыночных отношений и другие факторы. Но с другой стороны, этот процесс представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера, которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода непредвиденных событий, нарушающих условия функционирования и развития экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования, что влияет на финансовые показатели их деятельности и обусловливает необходимости регулирования финансовых отношений между ними. В целях поддержания стабильности финансового положения государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования используются различные инструменты регулирования финансово-хозяйственной деятельности организаций, распределения и перераспределения средств между уровнями бюджетной системы государства. [18, c.64] Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, т.е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. [18, c.64] Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения. В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. Объектами управления (то, что подлежит управлению) выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. [16,с.110] В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организаций. В частности, это бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды, фонд оплаты труда, резервный фонд, уставный фонд и др. [15, с.57] Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. [16, с.110] На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммерческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы. Структура органов управления финансами организации зависит от ее размера (холдинг, среднее, малое предприятие и т.д.), вида деятельности (страховая, инвестиционная, банковская деятельность и др.), а в ряде случаев от организационно-правовой формы (например, бюджетное учреждение, унитарное предприятие).[18,с. 66] Элементы системы управления финансами представлены на рисунке 1. Рис.1. Элементы системы управления финансами
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |