Современные направления совершенствования системы управления финансами бюджетной сферы
Основные направления совершенствования системы управления финансами бюджетной сферы изложены в проекте Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. В настоящее время сформированы основы современной системы управления государственными и муниципальными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Федерального казначейства, обеспечивающей полный, достоверный и оперативный охват информации о денежных потоках сектора государственного управления. Однако современное состояние общественных финансов предъявляет новые требования к уровню предоставления информации в целях обеспечения единого информационного пространства для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и обеспечения публичности результатов их деятельности. Для этого на базе ресурсов Федерального казначейства предлагается создать Единую интегрированную информационную систему управлениягосударственными финансами, которая: · обеспечит интеграцию информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования и создаст единое информационное пространство, позволяющее на основе обработки и анализа значительных массивов данных повысить качество управления закупками, персоналом, активами и обязательствами публично-правовых образований; · создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, определения плановых результатов бюджетных расходов и мониторинга их достижения; · обеспечит единство процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований («электронный бюджет»), в том числе, позволит обеспечить оптимизацию межведомственного взаимодействия; · позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов государственной и муниципальной собственности, объектов капитальных вложений; · обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; · обеспечит механизмы общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных государственных и муниципальных услуг, в том числе, информацию в разрезе программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении. В рамках создания Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами в частности потребуется создание следующих информационных ресурсов и общероссийских реестров: · реестр организаций государственного сектора; · информационная база по Основным направлениям деятельности Правительства РФ, долгосрочным и ведомственным целевым программам; · информационная база государственных (муниципальных) заданий, оказываемых услуг и деятельности государственных (муниципальных) учреждений; · реестры государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов; реестр государственных (муниципальных) служащих. Для решения поставленных задач планируется реализовать следующие мероприятия: · разработать Концепцию создания и внедрения Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами и план мероприятий по ее реализации; · обеспечить проектирование Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами как комплекса взаимоувязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы: нормативное и методическое обеспечение, программного обеспечение, организационное обеспечение, информационно-технологическое обеспечение; · разработать нормативно-правовые акты и методические материалы для обеспечения создания и централизованного ведения общероссийских реестров и информационных ресурсов, организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия; · обеспечить создание портала «Государственные и муниципальные финансы РФ» для обеспечения публичного доступа к информации. Внедрение интегрированной системы позволит перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами и обеспечит инструментарием для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.[14] Таким образом, автоматизированные системы управления представляют качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.
Заключение Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан. В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат. Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления. Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В то же время эта роль государства в регулировании финансов рыночной экономики принципиально отличается от функций государства в планово-централизованной экономике. Это обусловлено, с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово-централизованной экономики, базирующейся главным образом на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально иной организацией устройства государственной власти гражданского общества, когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной (представительной), исполнительной, судебной. Глубокие экономические и политические преобразования, затронувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых норм способствовали активному развитию финансового права и формированию законодательных основ регулирования финансовых отношений. Система российского финансового права — это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее его строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты. Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. В современном гражданском обществе государственная организация управления финансами оказывается весьма сложной и требует для стабильности общественно-политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе и в части регулирования экономики и ее финансовой сферы. Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это, прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов. Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Министерству финансов РФ подведомственны Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство. Совершенствование организации управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий (автоматизированных систем управления) являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.
Список использованной литературы: 1. Конституция Российской Федерации. – М.: Изд-во Омега-Л, 2010. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации – М.: Юрайт-Издат, 2009. 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2008. 4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 5. Положение «О Министерстве финансов Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329 6. Положение «О Федеральном казначействе», утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №669 7. Положение «О Федеральной налоговой службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506 8. Положение «О Федеральной службе страхового надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 9. Положение «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. №278 10. Положение «О Федеральной службе по финансовому мониторингу», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 №307 11. Положение «О Министерстве экономического развития РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №437 12. Положение «О Федеральной службе по финансовым рынкам», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №317 13. Положение «О Федеральной антимонопольной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331 14. Проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года 15. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – 2-е изд., доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. 16. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 17. Финансы: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮГИТИ-ДАНА, 2008. 18. Финансы: Учебник. / Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной - М.: Финансы и статистика – 2004. 19. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. Проф. М.В, Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006. 20. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004. 21. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 1С, 2008. 22. Официальный сайт Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru/
Приложение 1 Правовая основа управления финансами в Российской Федерации
[1] Положение «О Министерстве финансов Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329 [2] Положение «О Федеральном казначействе», утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №669 [3] Положение «О Федеральной налоговой службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506 [4] Положение «О Федеральной службе страхового надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 [5]Положение «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. №278 [6] Положение «О Федеральной службе по финансовому мониторингу», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 №307 [7] Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №437 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития РФ» [8] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» [9] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |