Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы борьбы с инфляцией



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Методы борьбы с инфляцией 0.00 из 5.00 0 оценок




«Инфляция, напомним, относится к ряду тяжелых заболеваний современной экономики. И, судя по практике, от него отнюдь не застрахованы как страны с развитыми рыночными хозяйствами, так и те, где сохраняется экономика государственного социализма. Поэтому противодействием инфляции выступает в виде комплекса мер, направленных на гашение этого негативного процесса, но даже если инфляция малозаметна, государство должно проявлять бдительность, постоянно занимаясь противоинфляционной профилактикой».

Инфляция – это многофакторный процесс, требующий комплексных мер антиинфляционной политики. Этой болезнью переболели многие страны, и накоплен немалый опыт борьбы с нею. «Главное в этом опыте: инфляция не проходит сама собой. Для лечения этой болезни требуется лекарство в виде активного вмешательства административных сил и средств в экономику».

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией.

Отдельное предприятие не может бороться с инфляцией. Подобная борьба возможна только у государства. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту проблему по-своему.

«В экономической политике, направленной против инфляции, различают два подхода: один предусматривает приспособление к инфляции, другой – ликвидацию ее антиинфляционными мерами».

Начнем с адаптационной политики, т.е. с приспособления. К числу адаптационных мер относятся: индексация доходов и контроль за уровнем цен.

 «На частном уровне индексация доходов осуществляется через заключение коллективного договора профсоюза с предпринимателем. Политика индексации доходов в государственном секторе имеет целью не ухудшить положение служащих, студентов, пенсионеров, военных в сравнении с занятыми в частном секторе». Эта политика направлена на смягчение снижения уровня жизни для наименее социально-защищенных групп населения за счет периодической индексации государственных трансфертов, минимальной ставки заработной платы, прожиточного минимума на темп инфляции. Такую политику в экономике называют адаптивной антиинфляционной политикой. Адаптивная антиинфляционная политика – это совокупность мер, направленных на борьбу с негативными социальными последствиями инфляции.

Второй метод (ликвидационный) – активная антиинфляционная политика. Издержки этого пути как экономические, так и социальные очень велики. Но результаты более эффективны, чем в адаптационной политике. Активная антиинфляционная политика – это совокупность мер, направленных на борьбу с причинами инфляции. «В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии активной антиинфляционной политики» - общепринятая (ортодоксальная) и специфическая (гетеродоксальная). Общепринятая антиинфляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно – кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы. Это методы, осуществляемые за счет сдерживающей фискальной политики, ограничительной кредитно-денежной, валютной политики, направленной на ревальвацию валютного курса. К этой политики относятся уменьшение количества денег, рост процентных ставок, сбалансирование дефицита государственного бюджета, стимулирование сбережений. Специфическая антиинфляционная политика - борьба с немонетарными причинами инфляции, связана с позитивными структурными изменениями в экономике и с оптимизацией ожиданий населения. Здесь применимы такие методы, как стимулирование роста предложения, развитие конкуренции, инфраструктуры, уменьшение зависимости от импорта, погашение или снижение инфляционных ожиданий (например, путем заключения трёхсторонних договоров).

В зависимости от вовремя проводимой государством политики, можно добиться значительных результатов по сдерживанию или снижению темпов инфляции. 

Итак, выяснив последствия инфляции и антиинфляционную борьбу, можно сделать следующий вывод: инфляция оказывает пагубное воздействие на все субъекты экономических отношений. Последствия инфляции ощущают и предприятия, и государство, и население.

Инфляция создает ряд настолько отрицательных последствий, что борьба с ней становится наиболее приоритетной задачей в странах, где существует инфляция.


Характеристика инфляционных процессов в России в 21 веке

Бюджетная политика

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем, полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

Главной целью бюджетной политики России является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов. Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

По наращиванию инфляционных процессов способствует и бюджетная политика этого года. Правительство, традиционно скупое на новые бюджетные расходы, в нынешнем году показывает растрату. Одно за другим следуют обещания повысить довольствие военнослужащим, пенсии, заработные платы в бюджетной сфере, поддержать культуру и объекты социальной сферы, начать инвестиции в инфраструктурные проекты. Все обещания предполагается пока выполнить в пределах внеплановых доходов бюджета. Например, объем средств, недавно направленных на покрытие дефицита Пенсионного фонда (74,7 миллиарда рублей), лишь ненамного больше увеличения Стабилизационного фонда за один лишь февраль (70,3 миллиарда рублей).

Однако начавшееся обсуждение бюджета на следующий год четко отразило изменения в экономических приоритетах. Если бюджет 2005 года рассчитывался, исходя из базовой мировой цены на нефть 28 долларов за баррель, то бюджет 2006 года - 34 доллара за баррель. 

Такой подход в регулировании экономики все больше начинает напоминать 70-е годы. Тогда на фоне столь же высоких цен на нефть в стране активно наращивались бюджетные расходы. Результат известен: высокая вероятность последующего экономического кризиса и недоверие к властям как населения, так и хозяйствующих субъектов. Накачивание экономики бюджетными деньгами на фоне замедления темпов промышленного роста является предвестником инфляционной угрозы. Ведь в этом году темпы прироста промышленного производства оказались гораздо ниже прошлогодних: январь-март 2004 года - 7,4 процента, январь-март 2005-го (по оценке) - 5,5 процента. В то же время инфляция за три месяца прошлого года составила 3,5 процента, а в нынешнем году - 5,3 процента.

 




2019-12-29 168 Обсуждений (0)
Методы борьбы с инфляцией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы борьбы с инфляцией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)