Реализация системы менеджмента качества в ООО «Новус Л»
Итак, теперь попробуем рассмотреть реализацию перечисленных ранее этапов создания и внедрения СМК в ООО «Новус Л» (стоимость каждого этапа будет рассчитываться исходя из стоимости услуг консультационной организации). Первый этап. Решение руководства Директор ООО «Новус Л» Ломов В.М. принимает решение о внедрении эффективной системы менеджмента качества на предприятии ООО «Новус Л», о чём он должен оповестить всех сотрудников внутренним приказом по организации. В данном приказе должны быть: - четко сформулирована цель внедрения данной системы (эффективный контроль качества производимой продукции, и, как следствие, дальнейшее развитие предприятия); - указаны процессы, являющиеся предпосылками внедрения СМК (снижение качества продукции, большой объем рекламаций и возвратов, большая затратность и одновременно безуспешность мер контроля качества продукции и т.д.); - выделены процессы СМК, которые необходимо контролировать (организация директором ООО «Новус Л» работы в области качества; внутренний аудит; поиск и контроль несоответствий, корректирующие и предупреждающие действия; оценка удовлетворенности заказчиков; управление нормативной документацией и т.д.); -назначен сотрудник, ответственный за качество. Он же является руководителем рабочей группы по разработке и внедрению СМК; - определена группа (команда) по разработке и внедрению СМК. Команда должна состоять из представителей всех структурных подразделений фирмы (административно-хозяйственного отдела, цеха основного производства, бухгалтерии, вспомогательно-обслуживающего подразделения); - указан представитель (представители) сторонней организации, квалифицированные специалисты в области качества, нанятые специально для разработки и внедрения эффективной СМК в ООО «Новус Л»;
Второй этап. Обучение персонала Для дальнейшей успешной работы СМК персонал ООО «Новус Л» должен изучить стандарты ISO серии 9000: 1. Обучение директора ООО «Новус Л» и руководителей структурных подразделений требованиям МС ИСО 9001: 2000. 2. Обучение членов команды по разработке СМК требованиям МС ИСО 9001: 2000 и методологии создания СМК. Обучение проводится консультантами в области качества из сторонней организации. Стоимость данных обучающих семинаров составляет около 8 тысяч рублей.
Третий этап. Комплексный анализ управления качеством Выполнение этапа начинается с анализа сильных и слабых сторон ООО «Новус Л» в области качества. К сильным сторонам данной организации относятся: - для достижения высокого уровня качества выпускаемой питьевой воды, она проходит многоступенчатую очистку на современном оборудовании; - ООО «Новус Л» впервые в России, совместно с институтом Экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина внедрила метод насыщения воды йодом и серебром на ионном уровне; - каждая партия воды проходит экспертизу на пригодность её потребления в пищевых целях, что гарантирует её качество и безопасность. Слабыми сторонами ООО «Новус Л» в области качества являются: - отсутствие СМК продукции на предприятии; - высокая затратность применяемой модели соответствия качества; - снижение уровня качества выпускаемой продукции; - увеличение брака; несоответствующей продукции; - увеличение числа рекламаций. Далее в третьем этапе проводится анализ организационной структуры и используемых методов контроля качества продукции, а также оценка соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии Политике в области качества и требованиям стандарта ИСО 9000 осуществляется по следующим направлениям: - уточнение методов проверки качества поставляемых материалов; - организация контроля качества в процессе производства и окончательного контроля качества готовой продукции (структура ООО «Новус Л» и методы контроля качества их продукции были рассмотрены в предыдущих главах курсовой работы). К проведению анализа привлекаются рабочая группа во главе с руководителем группы и представители сторонней консультационной организации. Для анализа руководство ООО «Новус Л» должно предоставить следующие документы: устав предприятия; утвержденная организационная структура предприятия; положения о подразделениях, должностные инструкции, определяющие распределение ответственности и полномочий на предприятии; операционные карты, методологические, рабочие, контрольные инструкции и т.д. Комплексный анализ сложившейся организации работ по управлению качеством обойдется ООО «Новус Л» в 15 тысяч рублей.
Четвертый этап. Описание и оптимизация бизнес-процессов Данный этап основан на процессном подходе к качеству: необходимо описать те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для СМК. Описание бизнес-процессов ООО «Новус Л» представлено в таблице 3.1. Таблица 3.1 Процессы СМК в ООО «Новус Л»
После определения бизнес-процессов, необходимо разработать их организационно-технологические схемы. Их разработка сопровождается анализом существующей системы управления и внесением, в случае необходимости, изменений в производственный процесс и в организационную структуру в соответствии с требованиями ИСО 9000. Пример организационно-технологической схемы бизнес-процесса представлен на схеме 3.1. (она составлена на основе ключевого бизнес-процесса ООО «Новус Л»). Схема 3.1 Организационно-технологическая схема ключевого бизнес-процесса ООО «Новус Л»
Описание бизнес-процессов и составление организационно-технологических схем обойдется организации в 10 тысяч рублей.
Пятый этап. Разработка нормативной документации СМК На основе «Политики в области качества» (см. Приложение 4), необходимо разработать документ «Руководство по качеству». Данный документ должен содержать разграничение зон ответственности в рамках СМК. Ответственность, полномочия и информированность персонала подробно должны быть изложены в Положениях о подразделениях, должностных инструкциях, стандартах предприятия и инструкциях СМК. В самом руководстве по качеству приводятся ответственность и полномочия руководящего состава, выполняющего ключевые функции при разработке, обеспечении эффективного функционирования и постоянного улучшения СМК (см. таблицу 3.2).
Таблица 3.2 Матрица распределения ответственности в системе менеджмента качества ООО «Новус Л»
Примечание: О – ответственный; У – участник; И – информируется
Общая структура «Руководства по качеству» ООО «Новус Л» представлена в Приложении 5. Кроме того, необходимо разработать План по качеству, определяющий какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции или процессу (по ГОСТ Р ИСО 9000—2001). План по качеству разработки и внедрения СМК в ООО «Новус Л» представлен в Приложении 6. Стоимость разработки нормативной документации СМК «Новус Л» составит около 25 тысяч рублей.
Шестой этап. Тестирование СМК и внутренний аудит Запуск процессов в рамках новой СМК необходимо постепенно: сначала внедрить контроль процесса добычи воды, затем её очистки, бутилирования и т. д. Опытная эксплуатация сопровождается проведением внутреннего аудита, специальных процедур по проверке работы СМК. В начале эксплуатации они проводятся ежедневно, затем раз в неделю, затем реже (один раз в месяц или даже в квартал). В процессе внутреннего аудита обязательно должны вестись учётные записи. По существу, записи содержат информацию о выполненных действиях и результатах в области качества. Они должны вестись четко, быть легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми, чтобы обеспечивать получение заинтересованными лицами достоверной информации о качестве результатов и результативности функционирования системы управления качеством. Ответственность за ведение записей несут ответственные за соответствующий процесс. Тестирование СМК и проведение внутреннего аудита будет стоить предприятию около 20 тысяч рублей.
Седьмой этап. Получение сертификата Для получения сертификата, ООО «Новус Л», необходимо пройти следующие процедуры (см. таблицу 3.3). Таблица 3. 3 Состав и последовательность этапов и работ по сертификации систем менеджмента качества ООО «Новус Л»
Стоимость процесса сертификации СМК составит около 100 тысяч рублей.
3.3 Оценка эффективности разработки системы менеджмента качества в ООО «Новус Л» В стандарте ИСО 9000: 2006 термин "результативность" определяется как степень достижения запланированных результатов, а "эффективность" - как соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. По существу, результативность относится к достижению целей организации, т.е. она отражает степень реализации проекта, а эффективность скорее относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации проекта. Показателями оценки результативности СМК могут быть: ü увеличение объема продаж; ü повышение производительности труда; ü снижение уровня брака; ü получение сертификатов соответствия; ü повышение удовлетворенности потребителей; ü повышение уровня конкурентоспособности продукции; ü снижение числа жалоб от потребителей. Разработка и внедрение системы менеджмента качества на базе стандарта ИСО 9000 относится к организационно-экономическим новшествам. Кроме экономического эффекта от создания и функционирования системы качества возникают структурный и рыночный эффекты, которые чрезвычайно важны, хотя их крайне трудно оценить в денежном выражении. Результаты структурного эффекта в ООО "Новус Л": Ø ясная, четкая стратегия предприятия; Ø четкое распределение ответственности и последовательности действий; Ø управляемость процессами на всех стадиях жизненного цикла продукции. Результаты рыночного эффекта в ООО "Новус Л": Ø создание высокого уровня системы качества; Ø завоевание доверия новых покупателей; Ø юридическая безопасность в случае рекламаций, претензий. Под эффективностью внедрения системы качества понимается соотношение затрат на ее создание и результатов. В данном случае под результатами будем понимать сокращение затрат на качество. Затраты на качество до разработки и внедрения системы менеджмента качества на предприятии составляли 2 002,56 тысяч рублей - это 18,23% от всех материальных затрат. После создания и внедрения системы менеджмента качества в ООО "Новус Л" предполагается, что затраты на качество сократятся и составят 5,47% от выручки - это 1 775,9 тысяч рублей. То есть после внедрения системы менеджмента качества они сократились на 12,76%. Подробно изменение структуры и размера затрат на качество представлено в таблице 3.4. Таблица 3.4 Структура и изменение затрат на качество в ООО «Новус Л» после внедрения СМК
Эффект = Затратыдо - Затратыпсле Эффект = 2 022 560,00 – 1 775 900,00 =246 660 рублей
Посчитаем, как изменилась прибыль ООО «Новус Л» после внедрение системы менеджмента качества. П = В-С Пдо = 32 467 000 – 27 272 280 = 5 194 720 рублей Ппосле = 32 467 000 – 23 863 245 = 8 603 755 рублей Следовательно, после внедрения системы менеджмента качества на предприятии прибыль увеличилась на 3 409 035 рублей. Расчёты на разработку и внедрение СМК в ООО «Новус Л» были представлены в пункте 3.2. третьей главы курсовой работы ( а также в Приложении 6 к курсовой работе), и составили примерно 178 тысяч рублей. Рассчитаем через, сколько окупится проект 3 409 035/178 000 = 19,15, т.е. проект окупится через 20 дней. Таким образом, по представленным расчетам видно, что проект прибыльный, быстро окупаемый, а значит, реален к воплощению в жизнь. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. До конца 1980-х годов в изучении понятия «управления качеством» речь шла в только об «управлении качеством продукции». В современном развитом обществе на смену такому узкому понятию качества пришла концепция всеобщего управления качеством – Total Quality Management ( TQM ). 2. Управление качеством следует осуществлять на базе научно обоснованных принципов: общих, общесистемных и специальных. Для эффективной реализации принципов системного управления качеством необходимо выполнять основные и специальные функции управления. 3. Функционирование системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9000:2000 основывается на процессном подходе, т.е. выполнение каждой работы рассматривается как совокупность взаимосвязанных, непрерывно выполняемых действий, преобразующих входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты. 4. Разработка и внедрение СМК было рассмотрено на примере предприятия ООО «Новус Л». В процессе анализа, были выявлены существенные недостатки в организации контроля качества в данной фирме: отсутствие СМК; большая затратность мер контроля качества; снижение качества выпускаемой продукции; увеличении числа брака и случаев рекламаций, что ставило под угрозу весь процесс производства и развития всего предприятия. 5. Для создания СМК в ООО «Новус Л» были рассмотрены основные этапы разработки и внедрения системы менеджмента качества: решение руководства; обучение персонала; комплексный анализ управления качеством; описание и оптимизация бизнес-процессов; разработка нормативной документации СМК; тестирование СМК и внутренний аудит; получение сертификата. 6. В ходе работы, для ООО «Новус Л» были разработаны следующие документы: Политика в области качества ООО «Новус Л» (Приложение 4); Пример организационно-технологической схемы бизнес-процесса в ООО «Новус Л»; Руководство по качеству (Приложение 5); Матрица распределения ответственности в системе менеджмента качества ООО «Новус Л»; План по качеству разработки и внедрения СМК в ООО«НовусЛ» (Приложение 6) 7. Для каждого этапа была рассчитана примерная затратная стоимость, которая в итоге составила около 178 тысяч рублей. 8. В пункте 3.3. третьей главы курсовой работы, расчетным путем были доказаны выгодность и окупаемость проекта внедрения системы менеджмента качества в ООО «Новус Л». 9. В завершение были сделаны краткие выводы по проделанной работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева, Е. В. Сертификация систем качества на предприятиях пищевой промышленности / Е. В. Алексеева // Пищевая промышленность. 2007. № 3. С. 64. 2. Версан В.Г. Интеграция управления качеством, сертификация. Новые возможности и пути развития.// Сертификация. - 1994.- №3.-с.3. http://audiotag.info/index.php 3. Гиссин, В.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие / В.И. Гиссин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 146 с. 4. Ильенкова, С. Д. Управление качеством: Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, В. С. Мхитарян и др.- М.: ЮНИТИ-ДАМА, 2003.- 334с. 5. ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Издательство стандартов 2001. - 25с. 6. Качество – стратегия ХХI века: Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Томск, 2002. – 164 с. 7. Корнеева, Т. В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством./ Т.В.Корнеева; Под ред. Ю.С.Вениаминова , М.Ф.Юдина. - М. : Рус.яз., 1990. - 464 с. 8. Методы реализации процессного подхода. – М., 2002. – 48 с. 9. Метрология, стандартизация и сертификация / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев - М.: ИНФРА-М, 2008 г. - 422 с. 10. Михеева Е. Н. Управление качеством и безопасностью продукции на предприятиях пищевой промышленности.// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Продовольствие». 2009. № 5. 11. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000.- СПб.: Питер, 2002.- 272 с. ил. 12. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством / В. Ю. Огвоздин.- М.: «Дело и Сервис», 2007.- 160с. 13. Окрепилов, В. В. Управление качеством: Учебник / В. В. Окрепилов.- М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2008.- 639с. 14. Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе: Гармоническая система качества – основа эффективного менеджмента. – М., 2003. – 272 с. 15. Салимова, Т.А. История управления качеством: уч. пособие / Т.А. Салимова, Н.Ж. Витолкина. – М.: Кно Рус, 2005. – 250 с. 16. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ИСО 9000): Разработка, сертификация, внедрение и дальнейшее развитие: Учеб. пособие. – СПб., 2000. – 336 с. 17. Теория системного менеджмента: Учебник /Под ред. П. В. Журавлева, Р. Ф. Седегова, В. Г. Янчевского.- М.: Издательство Экзамен, 2002.- 512с. 18. http://www.rusnauka.com/25_DN_2008/Economics/28689.doc.htm Безруких Ю.А., д.т.н. Левшина В.В.// От управления качеством к менеджменту качества. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Структура управления ООО «Новус Л»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |