Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Блок 3. Тренинг ведения беседы.



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Блок 3. Тренинг ведения беседы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Время – 12 часов (четыре трехчасовых занятия). Целью этого курса является обучение участ67ников приемам и методам ведения беседы, развитие тех способностей, которые определяют успешность в ситуациях межличностного взаимодействия. Задачи тренинга:

1) обучение методам установления контакта с партнером по общению и выхода из него;

2) усвоение участниками техники активного слушания;

3) изучение теоретических основ трансактного анализа и практическое освоение элементов этого метода;

4) развитие способности к симпатии;

5) приобретение навыков перехватывания и удержания инициатив в беседе;

6) осознание фактов возникновение симпатии и антипатии в общении, создания доброжелательной атмосферы беседы, расположения к себе собеседника;

7) тренировка уверенности в себе;

8) диагностика и коррекция индивидуального стиля поведения в конфликтной ситуации.

Общую логическую схему тренинга можно определить так:

а) установление контакта с собеседником;

б) ведение беседы;

в) выход из контакта.

1. Ролевая игра «Знакомство».

Цель: отработка приемов установления контакта и доверительных отношений.

Время: 1,5 часа.

Материалы: видеотехника.

Ведущий на добровольной основе создает три пары из числа членов группы и инструктирует участников. Один из каждой пары получает такую информацию: «Вы летите на самолете из России в Америку. Вам предстоит долгий путь, но, к сожалению, вы забыли прихватить с собой книгу или журнал. Вы обращаете внимание на своего соседа». Каждому второму участнику игры раздается одна из следующих ролей: пожилой человек в военной форме; молодая привлекательная девушка; человек средних лет, изучающий какие-то бумаги и делающий записи. Каждая пара должна, импровизируя, разыграть ситуацию до того момента, когда оба участника наладят общение друг с другом. После разыгрывания всех трех сценок ведущий организует групповое обсуждение, используя полученные видеоматериалы. Подводятся итоги в следующем ключе: какие приемы установления контакта эффективны, а какие нет.

3. Упражнение «Испорченный телефон».

Цель: демонстрация того, как много зависит от умения слушать, лабилизация участников, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе

Время: 30 минут.

Материалы: подготовленный заранее текст (150-200 слов), магнитофон.

Ведущий дает участникам инструкцию: «Вы будете предавать полученное вами сообщение как эстафетную палочку. Ваша общая задача – донести как можно более полно и без искажений содержание сообщения до последнего в цепочке. При этом запрещается делать записи и разговаривать между собой до окончания упражнения». Последовательно каждая пара (предающий и принимающий) удаляется от группы настолько далеко, чтобы не были слышны произносимые слова. Сообщения записываются на магнитофон. После того как последний участник получил сообщение, обнародуются магнитофонные записи и проводится анализ причин искажения текста.

Ведущий в течении 15 минут читает лекцию на тему «Правила активного слушания», объясняя, что недостаточное внимание к словам собеседника не только мешает восприятию информации, но и препятствует установлению доверительных отношений во время беседы. Проводится следующее упражнение.

4. Упражнение «Активное слушание».

Цель: освоение техники активного слушания, осознание того значения, которое оно имеет во взаимодействии с партнером.

Время: 30 минут.

Материалы: видеотехника.

Сначала ведущий предлагает всем участникам разбиться на пары. Один из партнеров рассказывает второму какую-либо историю из своей жизни или делится с ним своими соображениями по поводу какой-либо значимой для него проблемы. Задача слушающего – использовать приемы активного слушания и «разговорить» своего собеседника. Через пять минут участники меняются ролями.

Когда все участники выполнили инструкцию, ведущий предлагает поднять руки тем, кто доволен проведенной беседой. Из их числа формируются две пары, задачей которых является провести беседу перед группой. Делается видеозапись, которая и обсуждается в завершении упражнения.

Следующие упражнения советуем предлагать группе, предварительно сформировав потребность в приобретении соответствующих навыков.

5. Упражнение «Нападающий и защищающийся».

Цель: осознание конфликтных сторон личности, получение опыта активной борьбы, развитие уверенности в себе, анализ эффективности предложенных ролей в общении.

Время: 45 минут.

Материалы: нет.

Группа разбивается на пары, и участники садятся лицом друг к другу. Определяется, кто будет играть роль нападающего и защищающегося. Инструкция для нападающего: «Ведите диалог. Твердо стойте на своей позиции, старайтесь не сдаваться. Говорите своему партнеру, что и как он должен делать, ругайте его с позиций явного превосходства и уверенности в себе». Инструкция защищающемуся: «Постоянно извиняйтесь и оправдывайтесь. Говорите своему партнеру, как вы хотите угодить ему, и как что-то мешает вам выполнить его требования». Через пять-десять минут партнеры меняются ролями.

Участники группы делятся впечатлениями о проведенной работе, рассказывают о затруднениях, с которыми они встретились при выполнении задания. Ведущий просит каждого сравнить сыгранные роли с привычным стилем поведения, рассказать о чувствах, возникших в ходе работы.

6. Ролевая игра «Симпатия-антипатия».

Цель: анализ и освоение приемов завоевания симпатии собеседника, развитие способности диагностировать появление симпатии и антипатии.

Время: 30 минут.

Материалы: видеотехника.

Ведущий определяет две пары добровольцев, которым предстоит показать два этюда: «Знакомство» и «Презентация». Первый сюжет: обаятельный мужчина пытается добиться взаимной симпатии с очаровательной незнакомкой. Второй – энергичный предприниматель должен вызвать симпатию к своим идеям и добиться их поддержки у богатого бизнесмена. Участникам предлагается импровизировать, разыгрывая ситуации, пока ведущий не сочтет ее логически законченной. Анализ в группе ведется с помощью видеозаписи и ответов участников на вопросы: «Какие чувства вызывали у вас действия партнера?», «Какие приемы вы использовали, чтобы добиться своего?», «Как вы оцените эффективность общения с точки зрения симпатии – антипатии?» и т.п.

7. Ролевая игра «Уверенность – беспокойство».

Цель: тренировка уверенности, анализ жестов и телодвижений, отражающих внутреннее беспокойство и , наоборот, спокойствие.

Время: 30 минут.

Материалы: видеотехника.

Разыгрывается два этюда: «Интервью» и «Следствие». Сюжет первый – начинающий журналист берет интервью у самого влиятельного и вероятного претендента на пост президента страны. Последнее телеинтервью перед выборами. Если журналисту удается сделать яркий репортаж. Задав острые вопросы и сбив налет самоуверенности с собеседника, он прославится. Претендент же не должен поддаваться провокациям и ему следует показать свою силу и характер. В сюжете «Следствие» играет следователь, который расследует запутанное дело, и свидетель, который может в любой момент стать обвиняемым, если скажет что-нибудь не то. На разыгрывание ситуации дается столько времени, сколько требуется для выполнения задания одному из участников. Анализ видеозаписи и наблюдений остальных участников, а также высказываний игроков. Ведется в направлении фиксации наиболее информативных жестов исполнителей, а также удачных и неудачных приемов провокации собеседника.

Блок 4. Заключительное занятие.

Время – 3 часа (одно занятие).

Целью этого занятия является благополучное завершение тренинга, а также получение от участников подробной обратной связи. На всем протяжении курса перед ведущим стоит задача построить занятия так, чтобы тренинг не завершился на конфликтной фазе развития группы. Дело в том, что окончание встреч в период неблагополучного взаимодействия участников друг с другом, а также с самим ведущим, закрепляет у всех членов группы отрицательное и настороженное отношение не только к проведенному курсу, но и к психологии в целом. Создается впечатление, что ради этого и велся тренинг, что участники использовались тренером-манипулятором для своих неизвестных целей, что курс не только не помог в решении проблем общения и сплочения группы, но и окончательно рассорил всех. Для того чтобы этого не произошло, следует по возможности даже увеличить время, отведенное для тренинга. Если не удалось избежать завершения курса на фазе конфликта, заключительное занятие следует посвятить его разрешению. Пусть участники уйдут с опущением незаконченности курса, но дружные и настроенные на дальнейшую работу.

 

 



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Блок 3. Тренинг ведения беседы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Блок 3. Тренинг ведения беседы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)