Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Организация и методы исследования.




История современного этапа социальной психологии в нашей стране сложилась так, что в ее становлении особую роль сыграли исследования взаимоотношений и общения в малых группах и коллективах. Социально-психологические исследования малых (контактных) групп и коллективов, совпадающих с ними по объему, почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию, которая по процедуре представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы (коллектива) для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях.

Важной методологической проблемой социометрических исследований является определение их места в системе социально-психологического изучения внутригрупповых, внутриколлективных процессов. Такое изучение, как показывает анализ соответствующих работ, имеет несколько взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодополняющих уровней, которые в конкретном исследовании выступают как его последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методических подходов.

На первом этапе, который можно назвать собственно социометрическим, осуществляется изучение и описание преимущественно структурно-динамических аспектов взаимоотношений: вскрывается статусная структура группы (коллектива), определяется ряд индивидуальных групповых социально-психологических индексов, исследуются динамические характеристики указанных параметров.



Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики межличностных отношений могут считаться важными диагностическими показателями общего состояния внутригрупповых процессов. Однако для того, чтобы выявляемые в социометрическом исследовании параметры могли служить целям диагностики, нужна еще длительная экспериментальная работа, связанная с установлением их средних оптимальных уровней.

Задачей второго этапа социально-психологического изучения внутригрупповых взаимоотношений является установление закономерных связей выявленных структурно-динамических показателей с содержательными личностными и групповыми характеристиками. В этих целях традиционные социометрические индексы коррелируются с результатами, полученными другими социально-психологическими методами, куда входят специфические опросные методы, тесно связанные с социометрией, а также прямые наблюдения и инструментальные несоциометрические процедуры.

В итоге таких сопоставлений неопределенная информация, содержащаяся в социометрических индексах, обретает собственно психологический смысл.

При этом нельзя допускать ошибку, которая, к сожалению, имеет место особенно при осуществлении прикладных социально-психологических исследований с применением социометрии: проведя социометрический опрос и получив ряд количественных показателей, малоквалифицированный исследователь порой считает, что получил «полную» картину взаимоотношений, которая дает ему право выдавать практические рекомендации и производить дифференцированную диагностику коллектива. На самом же деле серией социометрических спросов социально-психологическое исследование только начинается. Оно может завершаться на определенном временном этапе такой же серией. В этом случае данные заключительного этапа могут диагностировать изменения, которые произошли под влиянием управляющих воздействий, направленную на оптимизацию тех или иных параметров взаимоотношений. Однако выбор целей2 и средств таких воздействий нельзя прямо выводить из социометрических показателей. Они должны быть выбраны в результате сопоставления данных первого и второго этапов социально-психологического исследования.

На третьем этапе в результате проведенных диагностических процедур планируются и осуществляются психокоррекционные действия – деятельность педагога-психолога, учителей и воспитателей по оптимизации межличностных взаимоотношений. Важной особенностью изучения взаимоотношений между детьми является то, что исследователи почти всегда используют не один, а несколько методов. Мы также наряду с социометрией применяли и такие традиционные методы, как наблюдение и беседа.

Спланированное эмпирическое исследование имеет свою цель, задачи и гипотезу. Необходимо их выделить.

 Цель: показать, что в каждом исследуемом классе существует нигде официально не зафиксированная система личных взаимоотношений между учениками, характеризующаяся избирательностью.

Эта цель реализуется через решение следующих задач:

1) дать объективную и точную характеристику положения каждого ученика в системе личных взаимоотношений;

2) изучить динамику личных взаимоотношений между одноклассниками;

3) установить структуру личных взаимоотношений в классе; круги желаемого общения каждого ученика, наличие группировок, их состав и т.д.

4) показать, что использование специальной коррекционной программы возможна положительная динамика межличностных отношений в классе.

Перед проведением экспериментальной работы мы определили гипотезы, которые звучат следующим образом: количество большего числа взаимных выборов влияет на развитие сплоченности коллектива; использование специальной коррекционной программы (тренинга общения) ведет к положительной динамике личных взаимоотношений между учащимися.

В соответствии с задачами исследования были подобраны классы с разным уровнем воспитательной работы и как следствие, с разным уровнем сплоченности. Таким образом, объектом исследования явились учащиеся 4А кл., 4Б кл., 8А и 8Б классов средней школы № 19 г. Салават Республики Башкортостан.

Предметом нашего исследования являются взаимоотношения в классе и качество этих взаимоотношений.

Кратко охарактеризуем классы, которые участвовали в исследовании. Так, в 4А классе, как мы его будем именовать в дальнейшем, в то время работал очень слабый педагог. Эта и другие причины привели к тому, что коллектив, развивавшийся до этого вполне нормально, к моменту проведения экспериментальной работы был слабо организован.

Что касается 4Б класса, то по отзывам администрации школы и нишим наблюдениям он представлял собой весьма организованный, сплоченный коллектив с прочными традициями.

8А класс по отзывам педагогов и администрации, а также по данным наших наблюдений являлся самым неорганизованным классом в школе. После ухода в 7 классе классного руководителя, на личном авторитете которого строилась вся учебно-воспитательная работа, коллектив класса находился на самой низкой ступени организации. Здесь непрерывно сменялись классные руководители, посылаемые для «укрепления» класса, однако это ни к чему не приводило и к моменту проведения экспериментов учебно-воспитательная работа в классе оставалась крайне неудовлетворительной: многие ребята плохо учились, нарушали дисциплину и т.д.

8Б класс – один из лучших в школе. В год проведения экспериментальной работы коллектив класса показал себя самым организованным и дисциплинированным. Этот класс неоднократно являлся победителем различных мероприятий: конкурсов, викторин и т.д.

До начала активной экспериментальной работы и в период ее проведения исследователь тщательно знакомился с жизнью классов, посещал уроки, проводил с учениками беседы и принимал непосредственное участие в общественной жизни коллектива. Таким образом, имелась возможность постоянно сопоставлять экспериментальные данные с результатами личных наблюдений за жизнью изучаемых классов.

О каждом ученике были собраны следующие материалы: данные об успеваемости за все годы пребывания в школе, педагогические характеристики за каждый учебный год, протоколы бесед об учениках с учителями и воспитателями.

Критерии выбора.

Подготовка и проведение экспериментов.

План проведения социометрии:

а) инструктаж о проведении социометрии;

б) подготовка инструментария;

в) проведение диагностики;

г) первичная диагностика;

д) построение социограммы, полный анализ;

е) качественный анализ;

ж) вывод.

Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями (основаниями) выбора. Например: «С кем вы хотите вместе решать задачу?» или «Кого вы пригласите на день рождения?» и т.д. Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов, критериев. Различаются сильные (общие) и слабые (специфические) критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой производится выбор партнера, чем более длительное и тесное общение предполагает она, тем сильнее критерий выбора. Так, для ученика вопрос: «С кем ты хочешь сидеть за одной партой?» несравненно более значим, чем вопрос «С кем ты хочешь пойти сегодня в кино?». Следовательно первый вопрос – это сильный критерий, а второй – слабый.

Наряду с применением положительных критериев, предполагающих объединение для какой-то деятельности, при изучении взаимоотношений применяются и отрицательные критерии. У членов группы спрашивают, например: «С кем бы ты не хотел играть?», «С кем бы ты не хотел жить в одной комнате?» и т.д. однако анализ таких исследований показывает, что эксперимент такого рода следует проводить с большой осторожностью. Можно например, поставить вопрос в более легкой форме: «С кем бы ты хотел играть в последнюю очередь?» и т.д.

Наши психологи в исследованиях используют и положительные и отрицательные критерии. Последние помогают более четко выявить неприязненное отношение детей к некоторым одноклассникам с тем, чтобы попытаться в дальнейшем это отношение изменить.

Число выборов. Планируя проведение опыта, следует решить вопрос не только о качестве критериев, о чем речь шла выше, но и количестве выборов, которые сделает каждый ученик.

Чаще всего число выборов ограничивается. Все ученики должны назвать одинаковое количество одноклассников – партнеров. Мы убедились, что вполне достаточно трех выборов. Опыт с фиксированным числом выборов значительно легче подвергнуть математической обработке: можно избежать применения сложных расчетов, что особенно важно для учителя, который проводит эксперимент в практических целях.

Форма проведения опыта. Можно применять групповые и индивидуальные формы эксперимента. Это зависит прежде всего от возраста испытуемых. Мы выбрали такой вариант, когда в качестве экспериментатора выступает педагог, который работает с этими детьми и которого они хорошо знают. В этом случае опыт проводится как естественное мероприятие, которое воспринимается испытуемыми не как эксперимент над ними, а как практически необходимое дело, имеющее серьезное значение для их общения и совместной деятельности.

Время проведения опыта. Взаимоотношения детей – чрезвычайно динамичное явление, они непрерывно меняются. Поэтому нельзя ограничиваться одним опытом. Обычно эксперименты следуют друг за другом через определенные промежутки времени. Наилучшим вариантом мы выбрали, когда между опытами проходит 6-7 недель. Нор здесь все зависит от конкретных целей исследования. Первый эксперимент мы провели в начале учебного года (в сентябре), а второй – в конце октября.

В течении этих 6-7 недель мы проводили тренинги общения, различные воспитательные мероприятия: конкурсы, викторины, КВН и т.д.

Форма опроса. В практике исследования взаимоотношений нередко во время одного эксперимента используется несколько критериев. В этом случае можно заранее приготовить для каждого ученика карточку, которая имеет следующий вид (можно соответствующую форму заранее написать на доске с тем, чтобы ученики во время опыта ее переписали):

 

Фамилия                          Дата                               Класс                             

1 С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

1-й выбор                    2-й выбор                         3-й выбор    

2.  С кем бы ты больше всего хотел работать на пришкольном участке?

1-й выбор                    2-й выбор                         3-й выбор    

3 Кого из одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения?

1-й выбор                    2-й выбор                         3-й выбор    

Приведенная форма опроса (критерии выбора, конечно, можно дать другие) удобна тем, что учитель сразу получает данные, которые касаются и учения, и труда, и внешкольного досуга учащихся. Эти данные затем сопоставляются. Например, следует выяснить, хочет ли ученик сидеть с теми же одноклассниками, с которыми он стремится работать, выбираются ли для разных занятий одни и те же товарищи или есть какая-то дифференциация, кто из всех одноклассников выбирается по всем критериям и т.д.

Тренинг общения

Общение в отечественной литературе рассматривается как особая междисциплинарная отрасль научных исследований в философии, социологии, кибернетике, лингвистике, психологии и педагогике. Общение как педагогическая категория (А.В. Мудрик) рассматривается в трех взаимосвязанных позициях, соответственно которым может проводиться воспитание общения учащихся:

1) приобщение учащихся к общественной культуре;

2) формирование гуманистической направленности личности;

3) развитие творческой индивидуальности учащихся.

Кроме описательного потенциала этой категории, в возрастной типологии (детский, подростковый, переходный и юношеский возрасты со всеми их особенностями), А.В. Мудрик выводит определяющие составляющие объяснительной части системы подготовки к общению, которые заключаются в следующем:

· В необходимости развития творческого характера мышления дивергентности, нестандартности, флексибильности и т.п.

· В развитии у учащихся свободного владения речью.

· В развитии способностей к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), к играм, общительности в качестве кардинальных факторов развития оптимизации эффективного участия в общении.

· В формировании социальных установок в сфере общения – интерес к процессу общения, а не только к результату, отношение к партнерам как к цели, а не средству общения, отношение к общению как к диалогу, терпимость и т.д.

· В развитии коммуникативных умений:

а) умение переносить приемы общения в новые условия новой коммуникативной ситуации;

б) умение находить решения для новой коммуникативной ситуации из комбинации уже известных идей, знаний, приемов;

в) умение создавать новые приемы для решения конкретной, коммуникативной ситуации;

выработку конкретных путей и способов подготовки учащихся к общению А.В. Мудрик видит в апробации, отборе форм и методов подготовки к общению, разработанных в социальной психологии, театральной педагогике, психотерапии. Далее излагаются наши разработки, основанные на этих положениях и на опыте психотерапевтической работы известного чешского ученого Кратохфилла.

Тренировка общения осуществлялась в тренинговых группах численностью от шести до двадцати учащихся. Иногда мы прибегали к большой численности группы, если это были так называемые «прогулочные группы» или «марафонские сеансы» с выездом на природу и длительным режимом общения с ночлегом в туристических палатках (до 28 часов).

Основными принципами в работе тренинговой группы были:

1) доверительное и откровенное общение;

2) принцип ответственности в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки;

3) принцип соблюдения интимности;

4) руководство группой осуществлялось в соответствии с общим положением социально-психологического тренинга (К. Роджерс, Г.А. Ковалев, П.А. Петровская и др.). Разработанный в медицинской психологии для целей реабилитации «принцип партнерства» (М.М. Кабанов) являлся главенствующим. Характер руководства демократический с допущением некоторых занятий (один раз в шесть занятий) без руководителя по принципу самоуправления.

Начало занятий предполагало разминку: члены группы или молча смотрят друг на друга,, пожимают руки, или кладут руки на плечи друг другу, иногда поют, танцуют. Окончание тренинговых занятий мы старались делать более эмоционально насыщенным, чтобы учащиеся уходили с чувством радости. Такое завершение занятий проводилось после тренировки отраженной (и, как правило, хорошей) речи, музыкальная концовка была насыщена активными метроритмическими акцентуациями, свежей диатоникой.

Вступительная разминка начинается с двигательных психогимнастических упражнений следующим образом:

1 – приемы двигательного характера, психогимнастика (упражнения далее будут разобраны подробно);

2 – групповое пение или танцы;

3 – рецептивная музыка (десятиминутное прослушивание какого-то музыкального произведения);

4 – т.н. «психорисунок» - проективное рисование на заданную тему (например, каков я в будущем)

5 – двигательные игры, например, перемещение со стула на стул по кругу так, чтобы стоящий в центре член группы не мог сесть на свободный стул, либо замена всех сидящих по команде, лишнего, который использует момент для того, чтобы сесть самому, перекидывание друг другу мяча по кругу, сопровождаемое либо словесными репликами, либо, при более сложном задании на воображение, обозначение мяча яблоком, грушей, ребенком и т.п.

6 – бессловесное общение; один другому сообщает информацию жестами, мимикой, разыгрываются приветствия старых приятелей, драка, игры в детский сад, катание на санках и т.д., тематические игры»моя тоска», «прошу о помощи», «успокоение страдающего» и т.д.

7 – словесное общение: по команде все члены группы разбиваются на пары и, сидя или прохаживаясь по комнате, говорят друг другу текст на заданную тему, например рассказ о себе, «есть ли жизнь на Марсе», о хорошей семье. И темы и пары меняются, иногда используется придуманный язык, несуществующая речь;

8 – составление социограммы: члены группы на доске мелом или фломастером на табло рисуют графики взаимоотношений между членами группы и представления го своих лидерских качествах, своем месте в группе и проекции на замещение желаемых мест;

9 – игры.

Кто есть кто. Участники группы записывают на бумаге ответы на несколько вопросов, касающихся причин их психических состояний, их переживаний и поведения, шутливые вопросы (Что бы ты сделал с крупным выигрышем по лотерее? Какие вещи взял бы с собой на необитаемый остров? и т.п.), за каждый правильный ответ, за каждую правильную расшифровку автору ответа начисляется очко.

Интуиция. Игра ориентирована на нового или малознакомого члена группы, который лишь только представился в короткой беседе или монологе. Затем он записывает свои ответы на односложные, однозначные вопросы (У меня есть дети – нет детей, я оптимист – пессимист, люблю легкую музыку – серьезную и т.д.), а члены группы пытаются отгадать его ответы.

Таможня. Каждый член группы пять раз подряд входит в помещение, причем только однажды прячет под одеждой какую-то ценную вещь, остальные же по его поведению и высказываниям пытаются отгадать, в каком из выходов он что-то спрятал.

Шестое чувство. Эта игровая ситуация дает возможность определить, как отдельный член группы настроен на те или иные события или явления, которые связывают группу в единое целое. Для этого каждый должен отгадать, по какой из предложенных возможностей соберется большее количество членов группы (кто выберет названные песни, месяц в году, число, подарок) после предварительного предупреждения.

Кто ты. Все члены группы отвечают на вопрос «Кто Я?», причем каждый ответ пишется на бумаге. Игра происходит без начисления очков, она воздействует как предпосылка для последующего саморазоблачения.

Язык тела. При помощи рук, лица, пантомимики или контактов с выбранным лицом члены группы показывают те или иные эмоциональные состояния. Очки начисляются как за правильный показ эмоций. Так и за правильное, верное исполнение роли наблюдателя.

Атомная катастрофа. Игра моделирует экстремальные ситуации, где требуется мгновенное решение и конфронтация оставшихся в живых между собой с распределением ролевых функций по социальному статусу.

Рондо. Так называется игра по кругу, когда в начале все высказываются по очереди на определенную тему, затем оценивается состояние робких в отношении их принятия другими («рондо обратной связи») и варианты рондо: выражение чувств, думы о соседе справа, карикатурное изображение соседа, «передача эстафеты».

Плюсы и минусы. За активное положение в группе члены получают плюсы, за пассивное – минусы. Составляется таблица лидерства, что способствует симуляции интерперсональных взаимодействий и «пробуждения» активного членства в группе.

За спиной. Слишком разговорчивые наказываются сидением в кресле спиной к группе и молчат, пока не закончится процесс их обсуждения и «проработки».

Стрессовые ситуации. Дается 15 секунд для общения членов группы по кругу. Необходимость что-то сказать за столь краткое время лишает учащихся времени фиксации на своих трудностях говорения: некоторые «выпаливают» первое, что приходит в голову, но тем самым избавляются от страха говорения за счет игрового характера темпераментной игры. Иногда молчание самого педагога заставляет задуматься членов группы и вводит их в стрессорное состояние, которое может стать «целебным», стимулирующим ученика к дисциплинированности в исполнении педагогических указаний.

Бессловесное выражение чувств. В определенных ситуациях бывает полезно предложить членам группы выразить свои чувства к товарищу посредством прикосновения, кивка головы, поднятия рук и т.д.

Двигательная социограмма. При обсуждении отношений между определенными членами группы и всей группой для наглядности все учащиеся свободно размещаются в пространстве. Например, который находится в центре помещения. Мизансцена и дистанция являются достаточно четкими для диагностики отношения группы к испытуемому.

Точно так же и он сам, становясь в центре площадки, посредством жестикуляции приближает к себе тех или иных членов группы, кого-то удаляет. Потребность индивидуальной дистанции между одним испытуемым и всей группой как единым целым, проверяется при помощи «делового круга», который может «останавливаться» при любом расстоянии. При исследовании целостной структуры ситуации в группе каждый ученик расставляет и поворачивает кресло так, как, ему кажется, оно будет находится «ближе к центру группы», либо все члены группы рассаживаются в зависимости от собственных симпатий на различные расстояния и представляют собой живую «социограмму», которую можно дальше корректировать педагогическими средствами.

При разборе социограммы важно учитывать следующие интерперсональные ситуации:

1) доминирующее положение одного из участников группы;

2) кто кому пытается помочь, чьи интересы защищает;

3) симпатии: кто кому пытается доставить радость, кто кому симпатизирует;

4) общительность: на кого направлены валентности общения;

5)  требование внимания: чьего внимания добивается член группы, от кого зависит, кем восхищается;

6) зависимость: с кем советуется, у кого ищет поддержки;

7) подчиненность: с кем неуверен в общении;

8) соревновательные тенденции: оценка превосходства другого, спор, «спортивный азарт» обогащает его в чем-то;

9) недоверие: подозрение кого-то к кому-то из членов группы в злом умысле, нанесении обиды;

10) антиципатия: дистанция и «непереносимость» кого-то из членов группы;

11) агрессия: обвинение и критика, в адрес кого направлена.

Психогимнастические приемы сочетались с ролевыми этюдами. К таким упражнениям относятся, например, проводившиеся нами игры: чередование пантомимических выражений чувств человека, стоящего в круге напротив или в центре круга, пантомимические выражения стремления индивидуума проникнуть внутрь или выйти за пределы круга, расстановка на доминирующих и подчиненных, пародирование ролей отдельных членов группы, игры в королевство, кораблекрушение, жизнь на необитаемом острове. Во время этих игр легко обнаруживаются важные для последующей коррекции психодиагностические особенности учащихся группировки как личностно-индивидуальные, так и групповые: группировки- коалиции, агрессивные тенденции и прочие. Полезен бывает и розыгрыш фантастических этюдов, связанных с пребыванием на другой планете.

«Психорисунок» способствует той же цели проективного диагностирования способностей учеников; для рисования использовались следующие темы: «наша группа в прошлом и теперь», «мои ощущения от товарищей», «место товарищей в группе», какую позицию хотел бы занять я», «как я себя представлял в будущем». От конкретных рисунков можно уже приходить к изображению более абстрактных тем: заикание, напряженность, агрессия, сплоченность и т.п.

проводились также упражнения «диалог руки» - общение только мимикой и пантомимой, жестами, касаниями.

Упражнения «беспомощный» - один партнер изображает расстроенного человека, а другой успокаивает его.

Упражнение «доверие» - один падает назад с закрытыми глазами, и тот всецело подчиняется первому.

- «Ежик» - один сворачивается, другой старается развернуть его.

- «Общение спинами» - два партнера сидят спиной друг к другу. Пластикой выражая какую-то задачу.

- Упражнение на проникновение в круг и попытку вырваться из него.

- Упражнение на передачу чувств по кругу: все сидят, закрыв глаза, и передают дальше (уже с открытыми глазами) полученные впечатления или чувства.

Действительными факторами такой групповой педагогической работы оказались сами чувства членства в группе, в которой обучают доверию и поведению, лишенному прежних патологических поддержек. Кроме того, эмоциональная поддержка оказывается не только на словах, а в эмоциональном контакте, который возникает за счет театрализованных средств воздействия (ролевые факторы, игры, музыкальное сопровождение, рисунок и т.п.).

Принятие в группе происходит «здесь и теперь» со всеми недостатками и достатками учащихся «целиком. Помогает созданию этой атмосферы взаимопомощи. Обратная связь в групповых играх оказывает регулирующий эффект, способствующий тренировке самоконтроля и самореализации.

Теперь обратимся к конкретным результатам исследования и дадим анализ полученных результатов.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (100)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.042 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7