Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов



2019-12-29 335 Обсуждений (0)
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребность предприятия в материальных ресурсах осуществляется 2-мя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь связан с дополнительными затратами и улучшением количественных показателей – роста объема материальных ресурсов, соблюдением норм расхода и запасов материальных ресурсов и др. Основной путь – интенсивный – предусматривает более экономное расходование сырья, топлива, энергии и других материальных ресурсов, улучшение их качества.

Основной целью анализа является рациональное использование материальных ресурсов с минимальными затратами.

Результаты определения степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов представлены в таблице 2.

Для заполнения этой таблицы используем данные отчета о прибылях и убытках из приложения № 2. Стоимость материалов в себестоимости продаж заполним, используя данные Приложения № 3 «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»

 

Таблица 2 - Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№ п/п Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение (+,-)

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб. V

7 238 399

8 243 819

+1 005 420

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс.руб. МЗ

4 211 690

4 756 320

+544 630

3

Коэффициент материалоотдачи проданной продукции Кмо

1,7186

1,7332

+0,0146

 

Влияние на объем продаж следующих факторов

Х

Х

Х

4

Изменения стоимости материалов в себестоимости продаж,∆МЗ

Х

Х

936 001,1

5

Изменения материалоотдачи реализованной продукции,∆Кмо

Х

Х

69 419,3

 

Для расчета влияния факторов на объем продаж используем двухфакторную мультипликативную модель: ,

где V – объем продаж (без НДС) (тыс. руб.),

МЗ – стоимость материалов в себестоимости продаж (тыс. руб.) (из ф.№5),

M о – материалоотдача проданной продукции.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.

Для расчета влияния факторов на объем продаж используем двухфакторную мультипликативную модель: ,

где V – объем продаж (без НДС) (тыс. руб.),

МЗ – стоимость материалов в себестоимости продаж (тыс. руб.) (из ф.№5),

M о – материалоотдача проданной продукции.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.

Для расчета влияния факторов на объем продаж используем двухфакторную мультипликативную модель: ,

где V – объем продаж (без НДС) (тыс. руб.),

МЗ – стоимость материалов в себестоимости продаж (тыс. руб.) (из ф.№5),

M о – материалоотдача проданной продукции.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.

Коэффициент материалоотдачи:  

Коэффициент материалоотдачи за прошлый год:  

Коэффициент материалоотдачи за отчетный год:

Проведем анализ влияния факторов на изменение выручки

Расчет исходного отклонения результативного показателя:

 V = V1 – V0 = 8243819 – 7236400 = 1007419 тыс.руб.

Расчет влияния каждого фактора:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Расчет баланса отклонений:

V = V(МЗ) + V(МО) = 935 491,172 + 71 927,828 = 1 007 419 тыс. руб.

Баланс отклонений равен исходному отклонению, что свидетельствует о верности произведенных расчетов.

Анализируя таблицу 2 можно сделать следующие выводы.

Объем продаж в целом вырос на 1007419 тыс. рублей, в том числе за счет изменения: стоимости материалов в себестоимости продаж. Это связано, главным образом, с существенным увеличением экстенсивного фактора стоимости материалов в себестоимости объема продаж (на 544 460 тыс. руб.). Это увеличение привело к увеличению объема продаж на 935 491,172 тыс. руб. Этот факт говорит о том, что затраты на покупку материалов увеличились, что и привело к увеличению себестоимости.

За счет изменения материалоотдачи проданной продукции объем продаж увеличился на 71 927,828 тыс. рублей.

Задание 3

Основные средства, их состояние и эффективное использование непосредственно влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности. Задачами анализа состояния и эффективности использования основных фондов являются: изучение состава, структуры и движения фондов, степени их обновления, выбытия и технического состояния; изучение факторов, влияющих на эффективность использования основных фондов; выявление доли экстенсивных и интенсивных факторов, исследование эффективности использования оборудования во времени и по мощности; определение влияния факторов средств труда на объем выпуска продукции; факторный анализ фондоотдачи и выявление резервов. Источниками информации для анализа основных средств служат:

1. отчет о прибылях и убытках из приложения № 2;

2. приложение к бухгалтерскому балансу из приложения № 3;

3. справка № 1 из приложения № 4.

В состав активной части основных средств включены машины и оборудование, а также транспортные средства. Среднегодовую первоначальную стоимость за прошлый и отчетный год рассчитаем по данным Приложения № 3:

за прошлый год = 1 138 892;

за отчетный год = 1 181 663.

Количество дней в году, в течение которых активная часть находилась в рабочем состоянии, а также коэффициент сменности работы оборудования и среднюю продолжительность смены возьмем из Справки № 1.

 

Таблица 3 - Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

№ п/п Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение (+,-)
1 2 3 4 5

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб. V

7 238 399

8 243 819

1 005 420

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб. ОСпр

1 138 892

1 181 663

42 771

3

Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, дн. Рд

240

245

5,0

4

Коэффициент сменности работы оборудования Ксм

1,3

1,5

0,2

5

Средняя продолжительность смены, час Псм

8,0

7,8

-0,2

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб. Вч

0,0025

0,0024

-0,0001

7

Влияние на изменение объёма продаж следующих факторов:

Х

Х

Х

8

Изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб. ∆ОСпр

Х

Х

249628,35

9

Изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб. ∆Рд

Х

Х

153 616,19

10

Изменение коэффициента сменности, тыс. руб. ∆Ксм

Х

Х

1 158 029,74

11

Изменение средней продолжительности смены, тыс. руб. ∆Псм

Х

Х

-217 130,58

12

Изменения объема продаж, приходящегося на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб. ∆Вч

Х

Х

-338 723,7

 

2. Для оценки состояния действующих основных средств рассчитаем ряд показателей и коэффициентов:

Фондоотдачу по формуле: Фо = V / ОСак;

Фо 0 = V0 / ОСак 0 = 7238399/ 1138892= 6,3557 тыс.руб.;

Фо 1 = V1 / ОСак 1 = 8243819/ 1181663= 6,9765 тыс.руб.

Общая фондоотдача активной части основных средств увеличилась на

6,9765 тыс.руб-6,3557тыс.руб=0,6208 тыс. руб.

Фондоотдача показывает, сколько рублей выручки приходится на 1 рубль основных средств.

Для определения влияния изменения фондоотдачи на изменение объема продаж составим 2-х факторную мультипликативную модель V = ОСак * Фо

V0 = ОСак 0 * Фо 0 = 1138892* 6,3557 = 7238456 тыс.рублей;

V1 = ОСак 1 * Фо 1 = 1181663* 6,9765= 8243872 тыс.рублей;

ΔV= V1 - V0 =8243872-7238456=1 005 416 тыс.руб.

а) изменение объема продаж за счет изменения среднегодовой стоимости активной части ОС (метод абсолютных разниц)

ΔV(ОСак) = ΔОСак * Фо 0 = 42771* 6,3537 = 249628,35тыс.рублей

б) изменение объема продаж за счет изменения фондоотдачи

ΔV(Фо) = ОСак1 *Δ Фо = 1181663*0,6208= 733576,4тыс.рублей

Фондоемкость по формуле: Фе= ОСак/ V

Фе 0 =1138892/7238399= 0,1573 тыс.руб.;

Фе 1 =1181663/8243819= 0,1433 тыс.руб.

Фондемкость показывает сколько рублей стоимости основных средств приходится на 1 рубль продаж. Фондоемкость отчетного года уменьшилась по сравнению с прошлым годом на: 0,1433руб-0,1573руб=-0,0014 тыс.руб.

Рост объема продаж произошел из- за увеличения средней стоимости активной части основных средств на 249628,35 тыс. руб., а также на 733576,4 тыс.руб. из за увеличения фондоотдачи основных средств.

Увеличение фондоотдачи и снижение фондоемкости говорит, о том, что предприятие в отчетном году более эффективно использует основные средства.

3. Рассчитаем объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования (Вч) по формуле:

 

;

 

Прошлый год: (7 238 399/1 138 892*240*1,3*8)= 0,0025;

Отчетный год: (8 243 819/1 181 663*245*1,5*7,8) = 0,0024;

∆Вч= Вч1 – Вчо = 0,0024-0,0025=-0,0001.

Снижение объема продаж, приходящегося на 1 тыс.руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования свидетельствует о снижении интенсивности работы оборудования.

4. Для оценки влияния факторов, характеризующих использование оборудования во времени и по мощности используем 5-ти факторную мультипликативную модель V = ОСак * Рд * Ксм * Псм * Вч

V0 = 1138892*240 *1,3 * 8,0 * 0,0025 = 7 106 686 тыс.рублей;

V1 = 1181663 * 245 *1,5 * 7,8 * 0,0024 = 8112104 тыс.рублей;

∆ V = V1 - V0 =8112104-7106686= 1 005 418 тыс.руб.

Расчет влияния факторов выполним методом абсолютных разниц:

а) Определяем влияние изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных ОС на изменение объема продаж:

∆ Vос=∆ОСак0* Рд0 * Ксм0 * Псм0 * Вч0=42771*240*1,3*8*0,0025= 249628,35 тыс.руб.

б) Определяем влияние изменения количества дней работы, в течение которых активная часть производственных ОС находилась в рабочем состоянии:

∆ Vрд = ОСак 1 *∆ Рд * Ксм 0 * Псм 0 * Вч 0 = 1181663 * 5 * 1,3 * 8,0 * 0,0025 = 153616,19 тыс. рублей

в) Определяем влияние изменения коэффициента сменности работы оборудования на изменение объема продаж:

∆ Vксм = ОСак 1 * Рд 1 * ∆ Ксм * Псм 0 * Вч 0 = 1181663* 245 * 0,2 * 8 * 0,0025 = 1158029,74 тыс. рублей

г) Определяем влияние изменения средней продолжительности смены работы оборудования на изменение объема продаж:

∆Vпсм = ОСак 1 * Рд 1 * Ксм 1 *∆Псм 1 * Вч 0 = 1181663* 245 * 1,5 * (-0,2) * 0,0025 = -217130,58 тыс. рублей

д) Определяем влияние изменения продукции на объем продаж, приходящийся на 1 тыс. рублей стоимости активной части ОС за 1 машино- час работы оборудования:

∆Vвч = ОСак 1 * Рд 1 * Ксм 1 * Псм 1 * ∆Вч = 1181663* 245 * 1,5 * 7,8 * (-0,0001) = -338723,7 тыс. рублей

е) Совокупное влияние факторов (баланс отклонений) составит:

249628,35+153616,19+1158029,74-217130,58-338723,7=1 005 420 тыс. рублей.

Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Агат» по сравнению с предыдущим годом произошел рост объема продаж на 1 005 420 тыс. рублей, на что оказали влияние следующие факторы.

Экстенсивные:

- рост коэффициента сменности в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 0,2 привел к увеличению объема продаж в отчетном году на 1158029,74 тыс. рублей;

- увеличение среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных ОС в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 42771 тыс. рублей позволило увеличить объем продаж на 249628,35 тыс. рублей;

- увеличение количества дней работы, в течение которых активная часть производственных ОС находилась в рабочем состоянии в отчетном году на 5 дней привело к увеличению объема продаж на 153616,19 тыс. рублей.

Интенсивные факторы:

- снижение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей ОС на 0,0001 тыс. рублей привело к снижению объема продаж на 338723,7 тыс. рублей. Данный расчет позволяет выявить резерв повышения объема продаж, за счет выявления и устранения причин снижения производительности оборудования.

- снижение средней продолжительности смены работы оборудования на 0,2 часа привело к снижению объема продаж на 217130,58 тыс.руб., который также позволяет выявить резерв повышения объема продаж.

Задание 4

Как известно, экономический рост организации базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся такие факторы экономического развития, как увеличение числа работников, основных средств, потребляемых материальных ресурсов.

К интенсивным относятся факторы, обеспечивающие повышение эффективности использования ресурсов.

На объем продаж всегда влияют два фактора:

ü  по факторам труда – численность рабочих и выработка;

ü по материалам – материальные затраты и материалоотдача;

ü по фондам – стоимость активной части основных средств и фондоотдача.

На основании данных, полученных в результате экономического анализа, дадим оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации

 

Таблица 4 - Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Темп прироста,%

Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж

Коэфф. влияния на прирост выручки от продаж

Кэкст.i Экстенсивность использования ресурса Интенсивность использования ресурса
  Кэкст.i * 100 100 - Кэкст.i * 100
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Численность рабочих, чел 9 750 10725 10 0,720 72 28
2 Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб. 1 138 892 1 181 663 3,755 0,270 27 73
3 Стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб. 4 211 690 4 756 320 12,931 0,931 93,1 6,9
4 Выручка от продаж, тыс. руб. 7 238 399 8 243 819 13,890 Х Х Х

5

Алгоритм расчета комплексного показателя использования ресурсов

Х

Х

Х

6 Комплексные показатели использования ресурсов Х Х Х 0,640 64,03 35,97

 

Повышение объема производства и продаж товаров достигается за счет экстенсивного и интенсивного развития. Экстенсивное развитие, т.е. количественное увеличение средств производства и трудовых ресурсов, достигается за счет роста основных средств, увеличения потребляемых материальных ресурсов, увеличения численности работающих. Интенсивное развитие, т.е. повышение эффективности использования и экономии средств производства и трудовых ресурсов, достигается за счет снижения фондоотдачи, снижения материалоотдачи, роста производительности труда.

Как видно из таблицы 4 деятельность ООО «Агат» является экстенсивной. При приросте выручки от продаж в 13,890 прирост численности на 1% прироста выручки (коэффициент экстенсивности) составит 0,720 или 72%. Коэффициент интенсивности – 28%. Увеличение численности рабочих обеспечило снижение производительности труда, т.е. интенсивный фактор показывает снижение производительности труда, которое вызвано уменьшением продолжительности смены и среднечасовой выработки одним рабочим.

Кроме того, об экстенсивном характере деятельности организации говорит и тот факт, что на увеличение объема продаж повлияло увеличение стоимости активной части основных средств (экстенсивный фактор). Фондоотдача увеличилась. Это является отрицательным моментом. Необходимо выявить причины значительного увеличения показателя фондоотдачи и принять меры для приостановления негативных тенденций.

На увеличение объема продаж также повлияло увеличение такого экстенсивного фактора, как стоимость материалов в себестоимости продаж. Увеличение стоимости материалов приводит к увеличению потерь, применению менее прогрессивных материалов, уменьшению эффективности использования за счет совершенствования техники и технологии и др.

Как видно из произведенных расчетов, организация неэффективно использует имеющиеся ресурсы. Об этом говорят рассчитанные комплексные показатели экстенсивного и интенсивного использования ресурсов. Комплексный показатель экстенсивного использования ресурсов составил 64,03%, а комплексный показатель интенсивного использования ресурсов 35,97%.

Задание 5

 

Таблица 5 - Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов

№ п/п Показатель Резерв увеличения объема продаж, выявленных в процессе анализа Резерв увеличения объема продаж при комплексном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов
1 2 3 4

1

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

203254

Х

2 Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов - Х

3

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

555 854

Х

4 Итого комплектный ресурс Х -

 

На объем продаж оказывает влияние использование производственных ресурсов, которые можно объединить в три группы:

- факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов;

- факторы, связанные с использованием материальных ресурсов;

- факторы, связанные с использованием основных средств.

Все три группы производственных факторов находятся во взаимной связи, так как отсутствие или недостаточность одного из них нарушают процесс производства продукции.

Рассмотрим структуру резерва увеличения объема продаж каждой из групп факторов, влияющих на него:

а) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов:

Факторами, дающими резерв роста продаж, являются изменение продолжительности смены, и составляет 203 254 тыс. руб., что говорит о снижении простоев.

б) факторы, связанные с использованием материальных ресурсов:

За счет увеличения стоимости материалов в себестоимости продаж и материалоотдачи, объем продаж увеличился. Резерва увеличения выпуска и продажи продукции нет.

в) факторы, связанные с использованием основных средств:

Наиболее нерационально использовалась активная часть основных средств. Сказалось изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей основных средств, а так же изменение средней продолжительности рабочей смены. Если бы величина этих факторов оставалась неизменной в отчетном году, предприятие могло бы получить дополнительный рост объема продаж. Таким образом, резерв роста объема продаж (упущенная выгода) составит 555 854 тыс. руб.

Сумму резерва предприятия нельзя считать комплектной, поскольку у него нет резерва роста выпуска по такому ресурсу, как материалы (сырье). Компания не может увеличить объем выпуска и продаж за счет использования внутренних резервов.

затрата себестоимость продукция продажа



2019-12-29 335 Обсуждений (0)
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)