Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития в подростковом возрасте



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Особенности развития в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучение развития психических явлений и возрастной анализ их изменчивости является главной задачей возрастной психологии, которая успешно разрабатывается отечественными и зарубежными психологами. В работах отечественных психологов конца 19 — начала 20 века анализируются сложные механизмы перцептивных, мнестических и интеллектуальных процессов у детей и подростков (Селли, Трошин, Гезелл и др.).Согласно концепциям того периода, психические свойства индивида детерминированы изнутри самой природой человека. Для них характерна биологическая ориентация в объяснении явлений онтогенеза психики, тенденция сводить формирование психической деятельности и этапы ее становления к созреванию материального субстрата психики.

Под онтогенезом в психологии понимается «формирование основных структур психики индивида в течении детства и отрочества» [26; с.9]

Существенное значение в критике биологизаторского подхода к развитию психики человека в тот период имели теоретические положения Л.С.Выготского. Он отмечал, «элементарные функции ребенка» имеют натуральный, природно-наследственный характер. Позднее, опираясь на экспериментальные данные, Л.С.Выготский обосновал зависимость функций, возникающих даже на самых ранних этапах развития ребенка от социальной структуры. Положения Л.С.Выготского, который рассматривал понятие функциональных систем, а не развитие отдельных психических функций, легли в основу системного подхода изучения психики человека в отечественной психологии.

С.Л.Рубинштейн в своих работах обращает внимание на проблему зависимости развития психических процессов у ребенка от особенностей от особенности содержания и структуры его деятельности.

Б.Г.Ананьев в своих работах писал о том, что существенным является целостность индивидуального развития. Автор говорил о том, что в целостной природе человеческого развития не существует изолированных способностей функций и отдельных реакций на внешний стимул. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что реакция даже на отдельный стимул является системным механизмом поведения, зависит от комплекса внутренних условий, обобщенного жизненного опыта, мотивации и других факторов.

В отечественной психологии процесс психического развития индивида рассматривается как многоуровневый и многомерный.

На сегодняшний день существует множество классификаций возрастных периодов развития человека. Подростковый и юношеский период рассматривается в единстве и часто обозначается термином — подростковый возраст. При этом выделяется ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет). В отечественной психологии выделяется подростковый (до 14 лет) и юношеский (до 19 лет) возраст. Подростковый и юношеский возраст выделяется в границах от 11 до 19 лет.

На формирование личности подростка социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические — опосредованное.

Социальными факторами психического развития являются:

ñ переход из начальной в среднюю школу, где занятия ведутся многими учителями-предметниками, что существенно меняет учебную деятельность и общение школьников и учителей;

ñ расширение общественной, социально-полезной деятельности школьника в классе и в школе, расширение круга общения со сверстниками;

ñ происходит изменение положения ребенка в семье, где родители больше начинают доверять ему, поручать выполнение более сложной домашней работы и включать в обсуждение семейных проблем.

Биологическими факторами психического развития являются:

ñ начало полового созревания, влияние новых гормонов на центральную нервную систему;

ñ бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех органов, тканей и систем организма. [2; с. 87]

Юношеское «Я» вначале еще неопределенно, расплывчато и нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, а также потребность в уединении. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости и непохожести на других часто приходит и чувство одиночества. Осознание своей непохожести на других хронологически и логически предшествует пониманию своей внутренней связи и единства с окружающими людьми. [1; с. 57]

Не менее сложным процессом является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени. Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее — «сейчас». У подростков положение меняется и обостренно начинает восприниматься чувство необратимости времени, что часто соседствует с размышлениями на темы смерти. Однако в подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста: реакция отказа, оппозиции и протеста, имитации, компенсации и гиперкомпенсации.

Типичными для данного возраста являются следующие психологические реакции:

ñ Реакция эмансипации - отражает стремление подростка к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях она может лежать в основе побегов из дома и уходов из школы, аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков. При различных асинхрониях созревания, в основном на почве церебральной недостаточности, такие проявления могут быть либо чрезмерными, либо, наоборот, отсутствовать.

ñ Реакция группирования — объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях и при различных неполноценностях нервной системы склонность к этой реакции может в значительной мере определять поведение и быть причиной асоциальных поступков.

ñ Реакция увлечения (хобби-реакция) — отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе, более типичны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения могут наблюдаться у подростков обоих полов. [6; с. 84]

ñ Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, многообразны в своих проявлениях. Половое влечение вначале отличается малой дифференцированностью и развивается с нарастающей силой, что в старшем подростковом возрасте обуславливает гиперсексуальность. В силу этого у подростков легко возникают различные преходящие отклонения. [6; с. 85]

Своеобразие социального развития личности подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки. Причина кроется прежде всего в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании, что оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, интенсификацией квазипотребностей, квазиинтересов, находя, в частности, отражение в тяге подростков к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп, в которых складываются ситуации непонятости подростков во взрослом мире, ситуации «замещения» потребности в установлении новых отношений с обществом. [32; с. 145]

Именно в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают беспокоящие общество моменты в поведении части подростков: агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр. Данное положение четко связано с характерным для подростка активным стремлением к занятию новой социальной позиции, с осознанием им своего «я» и утверждением во взрослом мире. При этом речь идет не о желании подростка подражать взрослым людям, а о приобщении к их делам и отношениям, появлении у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за других на уровне взрослого человека. [32; с. 143]

Самостоятельность в подростковом возрасте начинает проявляться особенно ярко. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. [12; с. 93]

Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни а деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения. Усвоение внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости делает подростка взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень важно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости.

Подростковому возрасту свойственно стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. В становлении взаимоотношении подростка со взрослыми могут возникать противоречия.

Т. В. Драгунова рассматривает три варианта развития противоречия. Для первого варианта характерно углубление противоречия и усугубление конфликта, который может длиться очень долго. Это возникает при условии полного расхождения тенденций взрослого и стремлений подростка, когда взрослые к претензиям подростка на большую самостоятельность, доверие и уважение относятся как к необоснованным, а подросток в свою очередь протестует (в различной форме) против старого стиля отношения к нему взрослых. При такой ситуации негативизм подростка может стать упорным и глобальным, что, в свою очередь, порождает ряд отрицательных последствий в формировании его личности: появление ответных агрессивно-деспотичных тенденций, лживости, ханжества, приспособленчества и др. При такой ситуации «взрослый теряет авторитет и к нему может возникнуть отношение как к «пережитку прошлого», что оправдывает в глазах подростка неприятие им требований, оценок, взглядов взрослого». [2; с. 112]

Второй вариант характеризуется тем, что противоречие проявляется эпизодически в силу непоследовательности поведения взрослых, когда они вынуждены, вопреки своим взглядам, уступать подростку и разрешать то, что не разрешали раньше. В результате конфликтов становится меньше, но возможность их возникновения все время остается. При такой ситуации развитие взрослости подростка зависит от содержания его интересов и стремлений.

Третий вариант развития противоречия характеризуется постепенным исчезновением противоречия и конфликтов. Это бывает в тех случаях, когда взрослые осознают взросление подростка, изменяют к нему свое отношение и не дают разрушаться взаимному доверию, возникшему ранее. [2; с. 115]

Конфликтной ситуации может вообще не быть, если взрослые строят свои взаимоотношения с подростком на основе учета его взросления.

Проблема «кризиса» в подростковом возрасте приковывала внимание и интересовала ученых прежде всего и больше всего. Ее теоретическая разработка началась на рубеже XX века. В это время господствовало представление, что источником «кризиса» и специфических особенностей подростка являются биологические моменты, генетически предопределенные изменения в подростке. Поэтому появление новых психологических особенностей рассматривалось как явление неизбежное и универсальное, т. е. присущее всем подросткам [12; с. 31]

Однако это представление постепенно расшатывалось, так как опровергалось фактами новых исследований и практикой воспитания подростков. Психологи пришли к выводу о зависимости существенных особенностей подростка от социальных условий. Л. С. Выготский полагал, что «кризис» этого возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса». [12; с. 81]

Традиционно главные трудности подросткового возраста принято было связывать с «кризисом 13 лет», когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания и трудновоспитуемости подростка.

Одни исследователи причину этого кризиса ассоциировали только с биологическими влияниями полового созревания, считая кризисные явления мало связанным с особенностями воспитания. Однако большинство психологов основную причину столь бурных поведенческих проявлений усматривают в особенностях социально-психологической ситуации развития подростка: взрослые не перестраивают своего поведения, сохраняя «детские» формы взаимоотношений с подростком в ответ на формирующееся «чувство взрослости» подростка. Подросток стремится быть взрослым и совершать «взрослые поступки», хотя в социально-психологическом плане он к этому еще не готов. [32; с. 105]

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная американским психологом Э. Эриксоном. В его понимании взросление рассматривается как «нормативный кризис идентичности», поворотная точка развития личности. В период такого кризиса в равной мере обостряется как личностная уязвимость, так и возможности для нового витка личностного роста. Личность как бы оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями: одна ведет к позитивному, а другая — к негативному его направлениями. Симптомы кризиса в норме полностью исчезают, но в случае преобладания негативных явлений они закрепляются, став характерологическими особенностями личности. [2; с. 54]

В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом возрасте имеет две стороны — количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает). Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который в свое время находит выражение в стиле мышления.



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Особенности развития в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития в подростковом возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)