Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и методики исследования



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В эмпирической части исследования были использованы следующие методы:

1. Психологические опросники.

2. Корреляционный анализ.

3. Сравнительный анализ.

4. Структурная интерпретация.

В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Интегративный тест тревожности (ИТТ). Методика разработана в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева (авторы: Вассерман Л.И., Бизюк А.П., Иовлев Б.В.).

Методика является диагностическим медико-психологическим инструментом для выявления уровня выраженности ситуативной тревоги и тревожности как личностно-типологической характеристики.

Опросник предназначен для субъективного личностного шкалирования или психологической диагностики эмоционально-личностных свойств испытуемых и оценивает их степени выраженности на основе психометрических характеристик. В данной методике представлены две равнозначных шалы, которые получили условное название:

1. СТ-С (ситуативная) — первая,

2. СТ-Л (личностная) — вторая.

С целью дифференцирования и детализации представления о влияниях различных компонентов самооценки испытуемого выделяется пять вспомогательных шкал, а именно:

1. «Эмоциональный дискомфорт» (ЭД) — сниженное настроение, эмоциональная напряженность, ажитация, неудовлетворенность жизненной ситуацией.

2. «Астенический компонент тревожности» (АСТ) — усталость,вялость, пассивность, утомляемость.

3. «Фобический компонент» (ФОБ) — хронические страхи, неуверенность в себе.

4. «Тревожная оценка перспективы» (ОП) — общая озабоченность будущим.

5. «Социальная защита» (СЗ) — социальная тревожность, неуверенность в социальных контактах.

Чтобы оценить степень выраженности ситуативной и личностной тревожности, а также структуру тревожности, показатели разделены на уровни:

ñ 1-3 станайна — низкиу уровень;

ñ 4-6 станайнов — нормальный уровень;

ñ 7-9 станайнов — высокий уровень.

В исследовании нами была использована данная методика для оценки уровня выраженности тревоги как ситуативной переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики испытуемых.

2. Копинг-тест Лазаруса. Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Методика содержит следующие субшкалы:

1. Конфронтационный копинг.

2. Дистанцирование.

3. Самоконтроль.

4. Поиск социальной поддержки.

5. Принятие ответственности.

6. Бегство-избегание.

7. Планирование решения проблемы.

8. Положительная переоценка.

Баллы, полученные в результате можно отнести к одному из трех уровней:

ñ 0-6 — низкий уровень напряженности копинг-механизма (если набранные баллы попадают в этот промежуток, можно говорить об адаптивном варианте копинга);

ñ 7-12 — средний уровень напряженности копинг-механизма (адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии);

ñ 13-18 — высокая напряженность копинга (свидетельствует о выраженной дезадаптации).

Данная методика былаиспользована в исследоваии для выявления способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности испытуемых.

3. Диагностика эмоционального интеллекта Н.Холл. Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1. эмоциональная осведомленность;

2. управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

3. самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями);

4. эмпатия;

5. распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Полученные в результате проведения методики баллы можно отнести к одному из трех уровней (парциальный эмоциональный интеллект):

ñ 7 и менее — низкий уровень;

ñ 8-13 — средний уровень;

ñ 14 и более — высокий уровень.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта оценивается по следующим показателям:

ñ 39 и менее — низкий уровень;

ñ 40-69 — средний уровень;

ñ 70 и более — высокий уровень.

В данном исследовании описанная выше методика была использована для определения уровня эмоционального интеллекта, оценить способность управления эмоциональной сферой обследуемых.

4. Тест руки Вагнера. Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским, Э.Вагнером в 1962 году.

Полученные ответы испытуемых относятся к одной из следующих категорий:

1. Агрессия.

2. Указание.

3. Страх.

4. Привязанность.

5. Коммуникация.

6. Зависимость.

7. Эксгибиционизм.

8. Увечность.

9. Активная безличность.

10.Пассивная безличность.

11.Описание.

Показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле.

Данная методика была использована в исследовании для оценки агрессивности обследуемых.

2.4 Методы математико-статистической обработки данных

В программах «Статистика 6.0» и «Microsoft Excel» проводился подсчет параметров распределения: среднее арифметическое значение и стандартное отклонение.

В программе «Microsoft Excel» были построены графические изображения (диаграммы).

В программе «Статистика 6.0» высчитывался корреляционный анализ и были построены корреляционные связи среди показателей, полученных в основной и контрольной группах.

Глава 3.Анализ результатов исследования и их обсуждение

3.1 Результаты, полученные в основной группе

Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что среднее значение общего показателя ситуативной тревожности в основной группе относится к нормальному уровню. При этом в структуре тревоги наиболее выражен Астенический компонент тревожности.


Рисунок 3.1.Структура ситуативной тревожности в основной группе.

 

Комментарии: на данном графике представлены результаты по методике ИТТ-С(Интегративный Тест Тревожности — Ситуативная), в основной группе. По горизонтали мы видим – название оси «показатели тревоги», по вертикали – «среднее значение». Это означает, что на данном графике отображены результаты по каждому показателю ситуативной тревожности, численно представлены средние значения в основной группе. Синим цветом обозначена основная группа.

Среднее значение общего показателя личностной тревожности в основной группе относится к нормальному уровню. При этом в структуре личностной тревожности выражен Фобический компонент.

 


Рисунок 3.2.Структура ситуативной тревожности в основной группе.

 

Комментарии: на данном графике представлены результаты по методике ИТТ-Л(Интегративный Тест Тревожности — Личностная), в основной группе. По горизонтали мы видим – название оси «показатели тревоги», по вертикали – «среднее значение». Это означает, что на данном графике отображены результаты по каждому показателю ситуативной тревожности, численно представлены средние значения в основной группе. Синим цветом обозначена основная группа.

В основной группе низки уровень напряженности копинг-мханизма Принятие ответственности. Напряженность таких копинг-механизмов как Конфронтационный копинг, Дистанцирование, Самоконтроль, Поиск социальной поддержки, Бегство-избегание, Планирование решения проблемы, Положительная переоценка относятся к среднему уровню


 


Рисунок 3.3.Уровень напряженности копинг-механизмов в основной группе

 

Комментарии: на данном графике представлены результаты по методике Копинг-тест Лазаруса, в основной группе. По горизонтали мы видим – название оси «копинг-механизмы», по вертикали – «среднее значение». Это означает, что на данном графике отображены результаты по каждому показателю методики, численно представлены средние значения в основной группе. Синим цветом обозначена основная группа.

В результате подсчета полученных данных по методике «Диагностика эмоционального интеллекта» можно говорить о низком уровне эмоционального у испытуемых основной группы.


 


Рисунок 3.4.Уровни парциального эмоционального интеллекта

 

Комментарии: на данном графике представлены результаты по методике Кдиагностика Эмоционального Интеллекта (Н.Холл), в основной группе. По горизонтали мы видим – название оси «шкалы», по вертикали – «среднее значение». Это означает, что на данном графике отображены результаты по каждому показателю методики, численно представлены средние значения в основной группе. Синим цветом обозначена основная группа.

По результатам методики «Тест руки» в основной группе обнаруживается агрессивность.

 



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и методики исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)