Принятие решений по управлению запасами
Под управлением запасами понимают контроль за состоянием запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы. Таким образом, целью управления запасами является обеспечение бесперебойного производства продукции в нужном количестве и в установленные сроки. В практике управления товарно-материальными запасами используются различные методы контроля за состоянием запасов. Среди наиболее распространенных выделяют "метод АВС". Согласно "методу АВС" запасы сырья и материалов делятся на три категории по степени важности отдельных видов материалов в общих материальных запасах. Категория А включает в себя ограниченное количество наиболее дорогостоящих видов ресурсов, которые требуют ежедневного контроля и учета. Эта категория материалов требует расчета оптимального размера заказа. Их можно хранить не более двух суток. Категория В - совокупность товарно-материальных запасов, которые оцениваются и проверяются ежемесячными инвентаризациями. К этой категории также применяют методики определения оптимального размера заказа. Категория С включает в себя широкий ассортимент малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве и хранящихся на складе длительное время. Задачей "метода АВС" является нахождение оптимального соотношения данных категорий ресурсов. Практика использования данного метода в странах рыночной экономики рекомендует следующие пропорции: Оптимальные - 60: 30: 10 Допустимые - 75: 20: 5 Рассмотрим сущность данного метода на исходных данных, представленных в таблице. Для производства одного из видов строительного материала ("кирпич силикатный, желтый, марки М 150) требуется 4 сырья. В нашем случае будем рассматривать расход за пачку кирпича упакованного малым поддоном (400 шт). Исходные данные рассмотрим в таблице:
В полученном списке выделены группы сырья согласно пропорциям 60: 30: 10. Краситель доставляется из города Иваново, ООО "Добрятино", щебень, из которого производится известь, доставляется с Владимирской области, предприятием ООО "Тахтехуглерод". Вода и кварцевый песок добывается в республике Марий Эл. Краситель, относящийся к категории В необходимо проверять ежемесячными инвентаризациями. Для красителя, отнесенного к категории В, необходимо определить оптимальный экономичный размер заказа.
,
где Q - оптимальный размер заказа; O - стоимость выполнения одного заказа; S - величина расхода некоторого вида сырья или материала за некоторый период (с учетом нормы естественной убыли); C - затраты по хранению единицы запасов за тот же период. Количество заказов (n) за определенный период находится как отношение величины расхода (S) к оптимальному размеру заказа (Q).
,
где n - количество заказов за период, раз; В таблице 12 представлена информация о месячном плане расхода сырья и материалов, отнесенных к категории А и В. Временной интервал (Т) между заказами в данном случае находится как отношение количества рабочих дней в месяце к количеству заказов в нем:
Приведенные в таблице расчеты показывают, что для наиболее экономичного управления товароматериальными запасами необходимо осуществлять заказы сырья и материалов категории В - каждые 4 дня.
5. Управление дебиторской задолженностью ЗАО "МЗСК"
Управление дебиторской задолженностью предприятия включает в себя следующие аспекты: Определение политики предоставления кредита и инкассаций (денежных потоков) для различных групп покупателей и видов продукции. В свою очередь, предоставление кредита и инкассаций включает в себя принятие решений по следующим вопросам: Кому предоставить кредит при условии допустимого уровня риска; Контроль за балансом дебиторской и дебиторской задолженностями. Признаком хорошего баланса является примерно равные соотношения приростов; Определение сроков кредита; Величина предоставляемой скидки. Размер скидки не должен превышать запасов финансовой прочности (ЗФП); Уровень допустимых расходов при возникновении просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, а также при возможном использовании факторинга. Если ДЗ = 0 - 30 дней потери выручки составляют 5%; если ДЗ >2 лет потери выручки равны 95%. 1. Анализ и ранжирование способов востребования долгов покупателей. 2. Анализ и ранжирование покупателей, в зависимости от объёмов закупок, историй кредитных отношений и предлагаемых ими условий оплаты; 3. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям; 4. Определение приемов ускорения расчетов с покупателями; 5. Задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; 6. Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов. Рассмотрим приведенные выше приемы управления задолженностью. Для начала рассчитаем ЗФП и дадим объективную оценку управления дебиторской задолженностью. ЗФП = (Вр - Порог рентабельности) /Вр*100%;
Порог рентабельности = ПЗ/Квм, где ПЗ - постоянные затраты (ф. №5 стр.760-стр710) Квм - коэффициент валовой маржи.
Квм = Вм/Вр,
где Вм - валовая маржа, Вр -выручка (ф. №2 стр.010).
Вм = Вр-пер. затр.
Пер. затраты (ф. №5 стр.710). Тогда
Вм=302483-155515=146968 т. р. Квм=146968/302483=0,485872. Порог рентабельности =155515/0,48=323989,6 т. р. ЗФП = (302483-323989,6) /302483*100% = - 7,1%
Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения задолженности. Для того чтобы составить реестр старения счетов дебиторов на конкретную дату, необходимо указать организаций-дебиторов, их организационно-правовую форму, местоположение. На первое место ставится должник с наибольшей суммой долга и далее по убыванию. Общая сумма дебиторской задолженности, стоящая в ячейке по пересечению строки "итого" и столбца "всего" должна совпадать с суммой стр.230 и 240 на конец отчетного периода бухгалтерского баланса (ф. №1). План реестра старения счетов дебиторов на 1.06.2008 год.
Из полученных данных, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимает ОАО "Континент" 3743 тыс. руб., или 41,8% от общей дебиторской задолженности. Далее дебиторы расположены в порядке убывания. Свыше 91 дней дебиторов нет, что благоприятно сказывается на прибыли предприятия. Соотношение удельного веса изобразим на следующей диаграмме:
Определение реального периода оборота дебиторской задолженности. Реальное представление о погашении счетов дебиторами организация может получить после расчета взвешенного старения счетов дебиторов. Допустим, что завод закладывает в типовые условия продажи товаров отсрочку не более чем на 30 дней. Расчет взвешенного старения счетов дебиторов представлен в таблице:
Итак, 60 дней - это средний срок расчета дебиторов в будущем. Сроки ожидаемого расчета в 2 раза превышают льготный период (30 дней), указанный в контракте. Оценка реального состояния дебиторской задолженности. Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить организация от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов по группам дебиторов в зависимости от сроков возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных либо используя накопленную статистику предприятия.
Таким образом, 25% (453,8 тыс. рублей) от общей суммы дебиторской задолженности организация может не получить. С целью недопущения денежных средств в будущем периоде на ЗАО "МЗСК" договоры с клиентами включают в себя гибкие условия сроков и форм оплаты: 1. 100% предоплата; 2. частичная предоплата - это сочетание аванса и продажи в кредит. Выбор стратегии заключения контрактов с покупателями. ЗАО "МЗСК" практикует гибкие условия и форму оплаты и скидок, таких как предоплата, частичная предоплата. При долгосрочном сотрудничестве возможны и другие условия оплаты. Предоплата составляет полную стоимость сделки - 100%, частичная предоплата - заранее оговоренный процент - 60%. ЗАО "МЗСК" является участником следующих каналов распределения продукции: 1). Прямой сбыт (двухзвенный), канал нулевого уровня;
2). Косвенный канал сбыта через посредника, одноуровневый канал, трехзвенный.
3). Косвенный сбыт - двухуровневый канал распределения продукции, многозвенный канал сбыта.
ЗАО "МЗСК" использует стратегию вынуждения, когда продвижения адресуется к конечному потребителю в расчете на то, что его спрос будет достаточно интенсивным, чтобы вынудить посредников включить в ассортимент товар данного производителя.
Определение минимально допустимой величины скидки при оплате поставок материалов, сырья от поставщиков. В условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к уменьшению стоимости реализованной продукции, поэтому встает задача оценки возможности предоставления скидки покупателям при досрочной оплате. Предположим, что организация выбирает такой способ расчета с покупателями, который будет давать возможность иметь меньшие потери при расчете с покупателями. Процедура оценки выгодности вариантов гибких условий оплаты представлена в таблице:
В нашем случае ЗАО "МЗСК" теряет больше (-32,5) при отсрочке на 30 дней, поэтому лучше использовать при реализации продукции предоставление скидки 8%. При нахождении равновесия между дебиторской и кредиторской задолженностью заводу необходимо оценивать условия кредита поставщиков сырья с точки зрения уменьшения издержек или увеличения выгод, получаемых организацией:
По полученным данным таблицы видно, что предоставление скидки в размере 8% при оплате в момент отгрузки сырья более выгодно, чем отсрочка на 30 дней. Таким образом, предоставление скидки в 8% признается организацией как приемлемое, т.к размер скидки в данном случае в 4,1% превышает минимально допустимый. Также определим стоимость предоставления кредита, стоимость характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемый для сопоставления в годовом исчислении:
,
где ПСк - годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит; ЦСн - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию,%; СПк - срок предоставления кредита (кредитный период), дни (в нашем случае три месяца, то есть 90 дней).
= 0,32
В нашем случае годовая процентная ставка за предоставляемый кредит равна 32%, что значительно превышает уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту (15%). Поэтому менеджер нашего предприятия не стимулирует покупателя к реализации продукции в кредит, значит нужно брать краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке. При это, с одной стороны, это может обеспечить приток ликвидных средств в организацию, но, с другой стороны, может негативно сказаться на объемах реализации продукции организации. Таким образом, может оказаться актуальным применение системы дифференцированных по группам покупателей размеров стоимости предоставляемого кредита в зависимости от истории их кредитных взаимоотношений с организацией - продавцом и кредитоспособности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |