Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Принятие решений по управлению запасами




 

Под управлением запасами понимают контроль за состоянием запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы.

Таким образом, целью управления запасами является обеспечение бесперебойного производства продукции в нужном количестве и в установленные сроки.

В практике управления товарно-материальными запасами используются различные методы контроля за состоянием запасов. Среди наиболее распространенных выделяют "метод АВС".

Согласно "методу АВС" запасы сырья и материалов делятся на три категории по степени важности отдельных видов материалов в общих материальных запасах.

Категория А включает в себя ограниченное количество наиболее дорогостоящих видов ресурсов, которые требуют ежедневного контроля и учета. Эта категория материалов требует расчета оптимального размера заказа. Их можно хранить не более двух суток.

Категория В - совокупность товарно-материальных запасов, которые оцениваются и проверяются ежемесячными инвентаризациями. К этой категории также применяют методики определения оптимального размера заказа.



Категория С включает в себя широкий ассортимент малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве и хранящихся на складе длительное время.

Задачей "метода АВС" является нахождение оптимального соотношения данных категорий ресурсов.

Практика использования данного метода в странах рыночной экономики рекомендует следующие пропорции:

Оптимальные - 60: 30: 10

Допустимые - 75: 20: 5

Рассмотрим сущность данного метода на исходных данных, представленных в таблице. Для производства одного из видов строительного материала ("кирпич силикатный, желтый, марки М 150) требуется 4 сырья. В нашем случае будем рассматривать расход за пачку кирпича упакованного малым поддоном (400 шт). Исходные данные рассмотрим в таблице:

 

Наименование видов сырья Стоимость сырья, р. Удельный вес,% Совокупный процент,% Категория
1. Кварцевый песок 4586 25,83661972 25,83661972 С
2. Известь 5277 29,72957746 55,56619718 С
3. Краситель 6789 38,24788732 93,81408451 В
4. Вода 1098 6,185915493 100 С
Итого: 17750 100 275,2169014  

 

В полученном списке выделены группы сырья согласно пропорциям 60: 30: 10.

Краситель доставляется из города Иваново, ООО "Добрятино", щебень, из которого производится известь, доставляется с Владимирской области, предприятием ООО "Тахтехуглерод". Вода и кварцевый песок добывается в республике Марий Эл. Краситель, относящийся к категории В необходимо проверять ежемесячными инвентаризациями.

Для красителя, отнесенного к категории В, необходимо определить оптимальный экономичный размер заказа.

 

,

 

где Q - оптимальный размер заказа;

O - стоимость выполнения одного заказа;

S - величина расхода некоторого вида сырья или материала за некоторый период (с учетом нормы естественной убыли);

C - затраты по хранению единицы запасов за тот же период.

Количество заказов (n) за определенный период находится как отношение величины расхода (S) к оптимальному размеру заказа (Q).

 

,

 

где n - количество заказов за период, раз;

В таблице 12 представлена информация о месячном плане расхода сырья и материалов, отнесенных к категории А и В. Временной интервал (Т) между заказами в данном случае находится как отношение количества рабочих дней в месяце к количеству заказов в нем:

 

 

  Краситель
O 710
C 40
S 1020
Q =
n =1020/190,3≈5
интервалы =20/5=4

 

Приведенные в таблице расчеты показывают, что для наиболее экономичного управления товароматериальными запасами необходимо осуществлять заказы сырья и материалов категории В - каждые 4 дня.

 

5. Управление дебиторской задолженностью ЗАО "МЗСК"

 

Управление дебиторской задолженностью предприятия включает в себя следующие аспекты:

Определение политики предоставления кредита и инкассаций (денежных потоков) для различных групп покупателей и видов продукции. В свою очередь, предоставление кредита и инкассаций включает в себя принятие решений по следующим вопросам:

Кому предоставить кредит при условии допустимого уровня риска;

Контроль за балансом дебиторской и дебиторской задолженностями. Признаком хорошего баланса является примерно равные соотношения приростов;

Определение сроков кредита;

Величина предоставляемой скидки. Размер скидки не должен превышать запасов финансовой прочности (ЗФП);

Уровень допустимых расходов при возникновении просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, а также при возможном использовании факторинга. Если ДЗ = 0 - 30 дней потери выручки составляют 5%; если ДЗ >2 лет потери выручки равны 95%.

1. Анализ и ранжирование способов востребования долгов покупателей.

2. Анализ и ранжирование покупателей, в зависимости от объёмов закупок, историй кредитных отношений и предлагаемых ими условий оплаты;

3. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям;

4. Определение приемов ускорения расчетов с покупателями;

5. Задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

6. Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов.

Рассмотрим приведенные выше приемы управления задолженностью.

Для начала рассчитаем ЗФП и дадим объективную оценку управления дебиторской задолженностью.


ЗФП = (Вр - Порог рентабельности) /Вр*100%;

 

Порог рентабельности = ПЗ/Квм,

где ПЗ - постоянные затраты (ф. №5 стр.760-стр710)

Квм - коэффициент валовой маржи.

 

Квм = Вм/Вр,

 

где Вм - валовая маржа,

Вр -выручка (ф. №2 стр.010).

 

Вм = Вр-пер. затр.

 

Пер. затраты (ф. №5 стр.710).

Тогда

 

Вм=302483-155515=146968 т. р.

Квм=146968/302483=0,485872.

Порог рентабельности =155515/0,48=323989,6 т. р.

ЗФП = (302483-323989,6) /302483*100% = - 7,1%

 

Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения задолженности.

Для того чтобы составить реестр старения счетов дебиторов на конкретную дату, необходимо указать организаций-дебиторов, их организационно-правовую форму, местоположение. На первое место ставится должник с наибольшей суммой долга и далее по убыванию. Общая сумма дебиторской задолженности, стоящая в ячейке по пересечению строки "итого" и столбца "всего" должна совпадать с суммой стр.230 и 240 на конец отчетного периода бухгалтерского баланса (ф. №1).

План реестра старения счетов дебиторов на 1.06.2008 год.

Наименование дебитора 0-30 31-60 61-90 Свыше 91 дня Всего Доля,%
1. ОАО "КОНТИНЕНТ", г. Йошкар-Ола 2963 780     3743 41,8
2. ООО "МАРИЙСТРОЙИНВЕСТ", г. Йошкар-Ола   2021     2021 22,6
3. ЗАО "СТРОЙМЕТРЕСУРС", г. Йошкар-Ола     1066 0 1066 11,9
4. ОАО "МАРИГРАЖДАНСТРОЙ", г. Йошкар-Ола     1000   1000 11,2
Прочие дебиторы     1132 0 1132 12,6
Итого 2963 2801 3198 0 8962 100
Доля, % 33,1 31,3 35,7 0,0 100,0  

 

Из полученных данных, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимает ОАО "Континент" 3743 тыс. руб., или 41,8% от общей дебиторской задолженности. Далее дебиторы расположены в порядке убывания. Свыше 91 дней дебиторов нет, что благоприятно сказывается на прибыли предприятия. Соотношение удельного веса изобразим на следующей диаграмме:

 


Определение реального периода оборота дебиторской задолженности.

Реальное представление о погашении счетов дебиторами организация может получить после расчета взвешенного старения счетов дебиторов. Допустим, что завод закладывает в типовые условия продажи товаров отсрочку не более чем на 30 дней. Расчет взвешенного старения счетов дебиторов представлен в таблице:

 

Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности Сумма дебиторской задолженности, тыс. р. Удельный вес, доли к единице Взвешенное старение счетов, дней
0-30 дней 2963 0,33 11
31-60 2801 0,31 25
61-90 3198 0,36 24
Свыше 91 дня 0 0,00 0
Итого 8962 1 60

 

Итак, 60 дней - это средний срок расчета дебиторов в будущем.

Сроки ожидаемого расчета в 2 раза превышают льготный период (30 дней), указанный в контракте.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности.

Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить организация от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов по группам дебиторов в зависимости от сроков возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных либо используя накопленную статистику предприятия.

 

Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности Сумма дебиторской задолженности, тыс. р. Удельный вес, доли к единице Вероятность безнадежных долгов Сумма безнадежных долгов, тыс. р. Реальная величина задолженности, тыс. р.
0-30 дней 2963 0,33 0,025 74,075 2888,925
31-60 2801 0,31 0,05 140,05 2660,95
61-90 3198 0,36 0,075 239,85 2958,15
Свыше 91 дня 0 0,00 0,1 0 0
Итого 8962 1 0,25 453,975 8508,025

 

Таким образом, 25% (453,8 тыс. рублей) от общей суммы дебиторской задолженности организация может не получить.

С целью недопущения денежных средств в будущем периоде на ЗАО "МЗСК" договоры с клиентами включают в себя гибкие условия сроков и форм оплаты:

1. 100% предоплата;

2. частичная предоплата - это сочетание аванса и продажи в кредит.

Выбор стратегии заключения контрактов с покупателями.

ЗАО "МЗСК" практикует гибкие условия и форму оплаты и скидок, таких как предоплата, частичная предоплата. При долгосрочном сотрудничестве возможны и другие условия оплаты.

Предоплата составляет полную стоимость сделки - 100%, частичная предоплата - заранее оговоренный процент - 60%. ЗАО "МЗСК" является участником следующих каналов распределения продукции:

 

1). Прямой сбыт (двухзвенный), канал нулевого уровня;

 

 

 

2). Косвенный канал сбыта через посредника, одноуровневый канал, трехзвенный.

 

3). Косвенный сбыт - двухуровневый канал распределения продукции, многозвенный канал сбыта.


 

ЗАО "МЗСК" использует стратегию вынуждения, когда продвижения адресуется к конечному потребителю в расчете на то, что его спрос будет достаточно интенсивным, чтобы вынудить посредников включить в ассортимент товар данного производителя.

 

 

Определение минимально допустимой величины скидки при оплате поставок материалов, сырья от поставщиков.

В условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к уменьшению стоимости реализованной продукции, поэтому встает задача оценки возможности предоставления скидки покупателям при досрочной оплате. Предположим, что организация выбирает такой способ расчета с покупателями, который будет давать возможность иметь меньшие потери при расчете с покупателями. Процедура оценки выгодности вариантов гибких условий оплаты представлена в таблице:

 

Наименование показателя Скидка Без скидки
1. Условия оплаты (при предоплате - скидка) Размер скидки 8% Отсрочка 30 дней
2. Индекс цен (с учетом инфляции - 2% в месяц) - 1,02
3. Коэффициент падения покупательской способности денег - 1/1,02=0,98
4. Потери от инфляции с каждой 1000р. - 1000-1000*0,98=20р.
5. Потери от предоставления скидки с каждой 1000р. 1000*8%/100=80р. -
6. Оплата процентов банковского кредита сроком на 1 месяц под 15% годовых  (1000*15%) / (12*100%) =12,5р.  (1000*15%) / (12*100%) =12,5р.
7. Доход от альтернативных вложений сроком на 1 месяц при рентабельности не ниже% с учетом инфляции 920*0,08*0,98=72,13р. -
8. Итого: результат от предоставления скидки, потерь от инфляции и выгод от альтернатив вложения с каждой 1000р. 72,13-80-12,5=. - 20,37 -20-12,5=-32,5

 

В нашем случае ЗАО "МЗСК" теряет больше (-32,5) при отсрочке на 30 дней, поэтому лучше использовать при реализации продукции предоставление скидки 8%.

При нахождении равновесия между дебиторской и кредиторской задолженностью заводу необходимо оценивать условия кредита поставщиков сырья с точки зрения уменьшения издержек или увеличения выгод, получаемых организацией:

 

Наименование показателя Скидка Без скидки
1. Момент оплаты При отгрузке сырья Отсрочка на 30 дней
2. Оплата за сырье В случае скидки используют международный опыт: 1). Если сырье не обработано, скидка не превышает 8%: 1000-1000*8%/100%=920 р.2). Если сырье - полуфабрикат или конечный продукт, скидка: 15-30% 1 050р.
3. Оплата процентов по банковскому кредиту на срок 30 дней под 15% годовых  =12 р.  -
4. Итого: расход  1000-12 = 988р.  1050 р.

По полученным данным таблицы видно, что предоставление скидки в размере 8% при оплате в момент отгрузки сырья более выгодно, чем отсрочка на 30 дней.

Таким образом, предоставление скидки в 8% признается организацией как приемлемое, т.к размер скидки в данном случае в 4,1% превышает минимально допустимый.

Также определим стоимость предоставления кредита, стоимость характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемый для сопоставления в годовом исчислении:

 

,

 

где ПСк - годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит; ЦСн - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию,%; СПк - срок предоставления кредита (кредитный период), дни (в нашем случае три месяца, то есть 90 дней).

 

 = 0,32

 

В нашем случае годовая процентная ставка за предоставляемый кредит равна 32%, что значительно превышает уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту (15%). Поэтому менеджер нашего предприятия не стимулирует покупателя к реализации продукции в кредит, значит нужно брать краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке. При это, с одной стороны, это может обеспечить приток ликвидных средств в организацию, но, с другой стороны, может негативно сказаться на объемах реализации продукции организации. Таким образом, может оказаться актуальным применение системы дифференцированных по группам покупателей размеров стоимости предоставляемого кредита в зависимости от истории их кредитных взаимоотношений с организацией - продавцом и кредитоспособности.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (106)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.035 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7