Основные принципы и концепции международной системы финансового учета и финансовой отчетности
Тема 2. Концепция подготовки и представления финансовой Отчетности в соответствии с международными стандартами
Вопросы: 1. Основные принципы и концепции международной системы финансового учета и финансовой отчетности 2. Качественные характеристики учетной информации 3. Элементы финансовой отчетности 4. Признание элементов финансовой отчетности 5. Оценка элементов финансовой отчетности 6. Концепции капитала и поддержания капитала
Основные принципы и концепции международной системы финансового учета и финансовой отчетности
Концептуальные основы международных стандартов финансовой отчетности изложены в «Принципах подготовки и представления финансовой отчетности» (Framework for the preparation and presentation of financial statements), разработанных и опубликованных в 1989 г. Цели Концепции: - помощь при разработке новых МСФО; - помощь вгармонизации учета и отчетности в разных странах; - помощь составителям, аудиторам и пользователям отчетности. Концепция не является стандартом. В этом документе определены: - цели финансовой отчетности; - качественные характеристики, определяющие полезность информации, содержащейся в финансовой отчетности; - установление, признание и измерение элементов, составляющих финансовую отчетность; - понятия капитала и поддержания капитала. Цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Финансовая отчетность также показывает результаты деятельности руководства компании или ответственность руководства за вверенные ресурсы. Пример. В международной отчетности прибылью считается не итоговая строчка отчета о прибылях и убытках (чистая прибыль), а рост чистых активов (капитала компании), не связанный с вкладами акционеров. Отчет о прибылях и убытках в МСФО - это, по сути дела, отчет об эффективности руководства фирмы. Именно на этих постулатах и формируются принципы подготовки отчетности. Предприятие приобрело 01.01.2011 два совершенно одинаковых здания, находящихся по соседству друг с другом, в одном и том же районе города за 100 млн. Первое здание используется для административных и производственных нужд, т. е. является основным средством, и учитывается в соответствии с МСФО 16 «Основные средства». Второе здание приобретено с целью получения инвестиционного дохода в виде роста стоимости здания и (или) получения арендных платежей от сдачи его под офисы, т. е. это «инвестиционная недвижимость», которая учитывается в соответствии с МСФО 40. Оба здания переоцениваются по переоцененной (справедливой) стоимости. На конец года - 31.12.2011 стоимость обоих зданий выросла на 20 млн. К тому, что изменилась стоимость основных средств, менеджеры, по сути, не имеют никакого отношения - переоценка «основного средства» будет показана непосредственно в разделе «Капитал» баланса. А к изменению стоимости инвестиций менеджеры имеют самое непосредственное отношение - ведь именно они принимали решение вкладывать или не вкладывать деньги акционеров во второе здание. В этом случае переоценка инвестиционной собственности будет показана в отчете о прибылях и убытках.
Основополагающими допущениями (underlying assumptions), используемыми при составлении финансовой отчетности по МСФО, являются: 1) учет по методу начисления; 2) непрерывность деятельности. Составление всех форм финансовой отчетности, за исключением отчета о движении денежных средств, базируется на использовании метода начисления ( accrual basis ). Этот метод предполагает, что результаты хозяйственных операций признаются по факту их совершения (независимо от момента поступления или выплаты денежных средств) и отражаются в финансовом учете и финансовой отчетности тех периодов, к которым они относятся. Таким образом, пользователи финансовой отчетности получают информацию не только о прошлых операциях, связанных с поступлением или выплатой денежных средств, но и о будущих обязательствах заплатить деньги, а также о ресурсах, которые поступят в компанию в будущем. С методом начисления тесно связан принцип соответствия доходов и расходов (matching rule), согласно которому доходы должны относиться к тому отчетному периоду, в котором продукция была продана, услуги оказаны и т.п., а расходы — к тому периоду, когда они понесены для получения этих доходов. Примеры: 1. Компания продает продукцию в декабре 20X1 г., а денежные средства поступят от покупателя в январе 20X2 г. Согласно методу начисления выручка должна быть признана в финансовой отчетности, подготовленной за 20X1 г., когда была осуществлена операция по продаже продукции покупателю. В этом же периоде подлежит списанию себестоимость реализованной продукции — расходы, соотносящиеся с доходом от реализации. 2. Начисление заработной платы работникам компании за последний месяц отчетного года производится в конце этого месяца (например, в конце декабря), а выплата - в начале следующего отчетного периода (например, в начале января). Применение метода начисления означает, что расходы по заработной плате должны быть отражены в отчете о прибылях и убытках отчетного периода, несмотря на то, что деньги еще не выплачены. 3. Компания берет в банке кредит. В соответствии с методом начисления расходы по процентам учитываются на протяжении всего времени использования заемных средств. Допущение непрерывности деятельности ( going concern ) означает, что компания нормально действует и будет действовать в обозримом будущем. Под «обозримым будущим» подразумевается 12 месяцев после отчетной даты. Если компания намерена ликвидироваться или существенно сокращает объем своей деятельности, ее финансовая отчетность должна составляться на других принципах. Имущество в этом случае отражается по ликвидационной стоимости, все статьи баланса рассматриваются как краткосрочные. Пример. Отражение в отчетности основных средств в случае продолжающейся и прекращенной деятельности.
Помимо этого делаются начисления, связанные с прерываниями договоров и экономическими санкциями.
В дополнение к основополагающим допущениям существует ряд концепций и принципов, на которых строится система финансового учета в разных странах. Среди них - концепция денежного измерения, концепция самостоятельности предприятия, принцип себестоимости, или исторической стоимости (оценки по фактическим затратам / первоначальной стоимости), концепция отчетного периода. Согласно концепции денежного измерения (the concept of money measure) все хозяйственные операции отражаются в финансовом учете в стоимостном (денежном) измерении (в рублях, евро, долларах и др.). В соответствии с концепцией самостоятельности предприятия (the concept of separate entity) каждая компания для целей финансового учета рассматривается как обособленная единица, отделенная от ее собственников и всех контрагентов. Принцип себестоимости, или исторической стоимости (cost principle/historical cost), предполагает, что все активы учитываются по цене приобретения (себестоимости заготовления), а обязательства и составляющие капитала — в сумме, зафиксированной в момент их возникновения. При ведении финансового учета и составлении финансовой отчетности используется концепция отчетного периода (accounting period), согласно которой учетная информация собирается, обрабатывается и представляется за равные интервалы времени. Под финансовым годом подразумевается отчетный период продолжительностью 12 месяцев, при этом он не всегда совпадает с календарным годом (например, отчетный период, который начинается 1 июля текущего года и заканчивается 30 июня следующего года).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |