Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III серия эксперимента: Изучение переключаемости внимания



2019-12-29 353 Обсуждений (0)
III серия эксперимента: Изучение переключаемости внимания 0.00 из 5.00 0 оценок




«Треугольники».

Цель: определение переключаемости произвольного внимания.

Описание: по указанию взрослого ребенок рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показ)». Через 2-2,5 строки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показ). Второе задание выполняется также 2-3 строки.

Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.

Нормативы:

1. Ребенок правильно выполняет второе задание, достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже легких признаков инертности – 5 баллов.

2. Ошибки при рисовании первых трех фигур второго задания, затем правильно – слабо выраженные переключаемость, врабатываемость – 4 балла.

3. Исправленные ошибки по ходу выполнения второго задания – нарушение переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии) – 3 балла.

4. Первые три треугольника второго задания выполнены правильно, затем ошибочно (отчетливые нарушения переключаемости внимания) – 2 балла.

5. Отказ от выполнения второго задания, сразу ошибки, выраженные нарушения переключаемости («застревание» на предыдущем действии) – 1 балл.

«Кодирование».

Цель: определение переключаемости произвольного внимания.

Описание: ребенку предлагается просмотреть 5 строчек, на которых в случайном порядке изображены разные геометрические фигуры и вписать знак (–) только в треугольники. Затем задание меняется, ребенок должен вписать знак (–) в треугольники, а знак (+) в ромбы. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.

Оборудование: 2 рисунка с изображением геометрических фигур, простой карандаш.

Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание – рисовать знак (–) в треугольниках». Через 5 строчек предлагается второе задание – продолжать рисовать знак (–) в треугольниках и рисовать знак (+) в ромбах.

Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.

Нормативы:

1. Ребенок правильно выполняет второе задание, достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже легких признаков инертности – 5 баллов.

2. Ошибки при рисовании первых трех фигур второго задания, затем правильно – слабо выраженные переключаемость, врабатываемость – 4 балла.

3. Исправленные ошибки по ходу выполнения второго задания – нарушение переключаемости, единичные случаи «застревания» на предыдущем действии) – 3 балла.

4. Первые три треугольника второго задания выполнены правильно, затем ошибочно (отчетливые нарушения переключаемости внимания) – 2 балла.

5. Отказ от выполнения второго задания, сразу ошибки, выраженные нарушения переключаемости («застревание» на предыдущем действии) -1 балл.

 

Изучение особенностей речевой сферы детей экспериментальной группы

 

Логопедическое обследование речи детей экспериментальной группы позволило выделить 2 подгруппы детей: дети с общим недоразвитием речи III уровня развития (ОНР – III ур.) и дети с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).

Таблица 3

 

Дети с ОНР III ур. – 50%

Дети с ФФН – 50%

 

Для детей с ФФН данной подгруппы характерно неправильное произношение звуков. Сложные по артикуляции звуки дети заменяют более простыми: [Л- В]; [ Р- Й] ( Руслан Г. парта – пайта, сковорода – квайада; Миша Д. лоб – воб, вобик); по специальному требованию звуки произносят правильно, но в речи их смешивают: [С-Ш]; [З-Ж]; [С-З]; [Ш-Ж] ( Оля Ж.вежливый – вешливый, живет- зывет; Настя Щ. трусливый – трушивый, два стула – два штула); наблюдается нестойкое употребление звуков в речи, один и тот же звук произносят по разному [С-Ш]; [С-З] (Катя Б. носок – ношок, сабор –забор); одним и тем же звуком заменяют другие звуки: [Ч-ТЬ]; [Ш-ТЬ] (Руслан Г. чашка-тяшка, шапка- тяпка); у двоих детей наблюдается искаженное произношение звука [Р]- горловое (Миша Д., Катя Б). Неправильное произношение звуков связано с недостаточным их различением, так у детей отмечается неточное воспроизведение слоговых рядов, слов с оппозиционными звуками ( Катя Б. па-ба-па – па-па-па, коза-коса – коса-коса; Настя Щ. са-ша-са – са-са-ша, мишка–миска – миска –мишка). Недостаточность фонематического слуха, восприятия проявляется и при выполнении специальных заданий направленных на выделение звука. Дети ошибаются при выделении заданного звука, слога или слова, в подборе картинок на заданный звук, не могут подобрать слово на определенный звук, выделить и определить место звука в слове. Отмечаются трудности при произнесении многосложных слов и слов со стечением согласных ( Настя Щ. велосипед – весипед,милиционер – мицинер, Миша Д. тряпка – тяпка,тыква – тыва). У детей этой подгруппы отмечается бедность словаря, незначительная задержка в формировании грамматического строя речи (Оля Ж. поезда- поежды), ошибки в употреблении сложных предлогов ( Миша Д. выкатился из-под стула – выкатився из стува).

У детей с ОНР III уровня развития речи отмечается фонетические и фонематические нарушения речи. Дети заменяют одним звуком два и более: ( Дима С. [С-С]; [Ш-С] шуба – сюба, собака – сябака); отмечаются смешения, искажения звуков: ( Лиза Ш.- межзубный сигматизм свистящих и шипящих; Саша Ч. – ротацизм, ламбдацизм; Дима С.– ламбдацизм, ротацизм; Сережа Б.– дефект смягчения; Дима М. – речь нечеткая, смазанная, артикуляция сжатая, наблюдается спастика мышц губ). Недостаточность развития фонематического слуха ведет к сниженной дифференциации звуков на слух, дети не могут правильно повторить слоги с парными согласными, не различают слова паронимы, не могут выделить заданный звук из ряда слогов, слов. Недостаточность сформированности фонематического восприятия отмечается у всех детей; одни затрудняются в выделении конечного согласного (Дима С., Дима М.) другие не могут выделить гласный из середины слова типа «мак» (Сережа Б., Саша Ч.), гласный в конце слова; так же затрудняются в подборе слов, картинок на заданный звук, найти место звука в слове. У детей этой подгруппы отмечаются недостатки словарного запаса. Среди лексических ошибок можно выделить замену названия части предмета названием целого (Дима С.– спинка стула – стув, носик чайника – чайник); замену названий профессий названием действий (Дима М. – летчик – летит на шамолете, строитель – строит дом); взаимозамещение признаков (Лиза Ш. – высокий, широкая, длинный – большой). Дети допускают очень много ошибок в словообразовании уменьшительно-ласкательных существительных (Дима М. – столик- столенок, стульчик – стулик, локоток – локотик); в образовании относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами ( Саша Ч.- клюквенный –клюковый, грибной – грибный, Сережа Б. – томатный – томатовый, сливовое – сливочное, березовые – березкины, стеклянный – стекольный кувшин).

Среди ошибок грамматического оформления у детей отмечаются: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде и числе ( Лиза Ш. увидел красные санки – увидел красный санки, красное спелое яблоко – красная спелая яблоко); неправильное согласование числительных с существительными (Сережа Б. два медведя – два медведь, пять пуговиц – пять пуговицов); отмечаются ошибки в использовании предлогов (Дима М. мальчик взял книгу с полки – мальчик взял книгу у полки, Саша Ч. машина заехала в гараж – машина поехала гараж); у некоторых детей отмечаются ошибки при образовании множественного числа существительных в Р.П. (Саша Ч. мама принесла из магазина много помидоров и яблок – мама принесла с магазина много помидоры и яблоки, на вешалке висело много пальто – на вешалке весело много пальтов). В речи детей отмечаются нарушения слоговой структуры ( Лиза Ш. милиционер – мицилинер, Дима М. сковорода – сквада, велосипед – весипед). В связной речи отмечаются нарушения логико – временных связей, дети пропускают элементы сюжета, бедно передают содержание.

Кроме перечисленных особенностей речевого развития у детей с ФФН и ОНР III уровня развития отмечается недостаточное развитие мелкой и общей моторики, нарушения памяти, конструктивной деятельности.

Вывод: логопедическое обследование экспериментальной группы подтвердило наличие у детей следующих видов речевых нарушений: ОНР III ур. – 50%, ФФН – 50%.



2019-12-29 353 Обсуждений (0)
III серия эксперимента: Изучение переключаемости внимания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III серия эксперимента: Изучение переключаемости внимания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)