Принципы проведения и задачи коррекционной работы
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В ней дети не только получают новые знания, но и реализуют свои впечатления, основные духовные потребности. До недавнего времени основной акцент важности игры в педагогическом процессе делался только на ее вкладе в обучение и воспитание детей. Между тем, активное включение коррекционно-развивающих технологий в деятельность образовательных учреждений позволяет говорить еще об одном аспекте – месте игры в решении вопросов выявления, предупреждения и преодоления неблагоприятных вариантов детского развития – устранения их проявлений и причин. Поэтому, зная адаптирующие, диагностические, дидактические, воспитательные и коррекционно-развивающие функции игры, ее позитивное влияние на процессы детского развития и коррекцию их недостатков, мы в своей программе использовали адаптированную методику А.А. Осиповой, в которой предложены игры способствующие развитию внимания через одновременное развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, мышления, общей моторики. Занятия проводились фронтально два раза в неделю, в течение трех месяцев воспитателем. Одновременно нами былы подобраны игры для коррекционно-логопедической работы, которая строилась с учетом особенностей речевого развития и развития внимания детей и игры, которые использовались в качестве физкультминуток на всех занятиях в течение всего эксперимента. При проведении программы мы учитывали следующие принципы: Принцип возрастания сложности заключался в том, что каждое задание проходило ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности был доступен каждому ребенку, это позволяло поддерживать интерес в коррекционной работе и возможность испытать радость преодоления. 1. Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа велась через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создавалась позитивная основа для сдвигов в развитии личности ребенка. 2. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Акцентирование внимания на успехах детей позволяло повысить интерес к деятельности. Отрицательная оценка была полностью исключена. 3. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Признание нами факта уникальности и неповторимости каждой личности, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. 4. Принцип комплексности методов коррекционного воздействия. Привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Совместная работа логопеда, воспитателя и родителей. Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, объема) Задачи программы: – развитие сенсорного внимания через одновременное развитие зрительного восприятия; – развитие слухового внимания через одновременное развитие слухового восприятия; – развитие моторно-двигательного внимания; – повышение познавательного интереса. Успешности коррекционно-развивающей программы способствовали: высокая мотивация детей, наличие предметно-развивающей среды и заинтересованность родителей. Попадая в специально организованную развивающую среду, дети с нарушением внимания и речи имели возможность под контролем воспитателя упражнять свои умения, приобретенные на коррекционно развивающих занятиях, и чувствовать поддержку взрослого (что формировало у них веру в успех). Играя со сверстниками (с нормально развитым вниманием и речью), дети учились контролировать полученный результат, развивать познавательный интерес. Игры и материалы были доступны детям, они могли ими пользоваться в любое свободное время: «Шашки», «Квартет», «Танграм», «Волшебный круг», «Мозаика», «Лабиринты», «Домино», «Лото». В процессе занятий у детей наблюдался стойкий интерес ко всем играм, но особую заинтересованность вызывали игры, направленные на развитие сенсорного и моторно-двигательного внимания, во время игр дети проявляли инициативу, уверенность в своих силах. Более низкий интерес к играм, направленным на развитие слухового внимания, нами объясняется тем, что у всех детей снижен интерес к словесной деятельности как наиболее трудной, вызывающей большее напряжение внимания и соответственно большую утомляемость, а у детей с нарушениями речи тем более. Недостаточная сформированность восприятия детей выражается в отвлечении внимания, поэтому постепенное развитие и совершенствование у детей восприятия существенно влияет на организованность, целенаправленность внимания, расширяет его объем. В нашей программе развитие сенсорного внимания тесно связано с развитием зрительного восприятия, развитие слухового внимания с развитием слухового восприятия, а развитие моторно-двигательного внимания с развитием общей и мелкой моторики. Игры проводимые логопедом на индивидуальных занятиях, кроме задач развития внимания, решали задачи автоматизации и дифференциации звуков, задачи развития грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, формирования фонематического восприятия и представлений. Разные по материалу, действиям, правилам, с соблюдением логики последовательного усложнения их содержания, игры каждый раз являлись субъективно новыми, поэтому каждый раз по-новому привлекательными и интересными. Содержание программы развития внимания
Коррекционно-развивающая программа состоит из 20 занятий, продолжительность занятия от 20 до 30 минут. Занятия проводились воспитателем. Структура занятия: – психогимнастика, – игра на развитие слухового восприятия и внимания, – игра на развитие зрительного восприятия и внимания, – игры на развитие моторно-двигательного внимание и развитие общей и мелкой моторики. Занятие 1. 1. Игра «Ручеек». Цель: создание веселого настроения. 2. Игра «Что слышно?» Цель: развитие слухового внимания. 3. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания. 4. Игра «Кто летает?». Цель: развитие моторно-двигательного внимания. 5. Задание «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук. Занятие 2. 1. Игра «Ручеек». Цель: создание веселого настроения. 2. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие слухового внимания. 3. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания. 4. Игра «Кто летает?». Цель: развитие моторно-двигательного внимания. 5. Задание «Выложи из мозаики». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. Занятие 3. 1. Игра «Ручеек». Цель: создание веселого настроения. 2. Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания. 3. Игра «Узнай по голосу – 1». Цель: развитие слухового внимания. 4. Задание «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки. 5. Игра «По новым местам». Цель: развитие моторно-двигательного внимания. Занятие 4. 1. Игра «Ручеек». Цель: создание веселого настроения. 2. Задание «Выложи из мозаики». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. 3. Игра «Совушка-сова». Цель: развитие произвольного внимания, воспитание выдержки. 4. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания. 5. Игра «По новым местам». Цель: развитие моторно-двигательного внимания. Занятие 5. 1. Игра «Ручеек». Цель: создание веселого настроения. 2. 2.Задание «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки. 3. Игра «Узнай по голосу- 2». Цель: развитие слухового внимания. 4. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания. 5. Игра «По новым местам». Цель: развитие моторно-двигательного внимания. Занятие 6. 1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие активного произвольного внимания. 2. Упражнение «Выложи из мозаики». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. 3. Игра «Совушка – сова». Цель: развитие внимания, воспитание выдержки. 4. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания. 5. Задание «Найди все отличия». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания. 6. Игра «Будь внимателен». Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции. Занятие 7. 1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие активного внимания. 2. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, объема внимания. 3. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания. 4. Игра «Совушка- сова». Цель: развитие внимания, воспитание выдержки. 5. Задание «Выложи из палочек» (по образцу 2-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки. 6. Игра «Четыре стихии». Цель: развитие слухового внимания, координации движений. Задание 8. 1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие активного, произвольного внимания. 2. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключения и распределения внимания. 3. Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие мышления и объема внимания. 4. Упражнение «Выложи из мозаики». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. 5. Игра «Что слышно?». Цель: развитие слухового внимания. 6. Игра «Кого назвали, тот лови!». Цель: развитие внимания, скорости реакции. Занятие 9. 1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие произвольного внимания. 2. Упражнение «Выложи из палочек» (по образцу 2-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки. 3. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие слухового внимания. 4. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключения и распределения внимания. 5. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие зрительного внимания, объема внимания. 6. Игра «Кого назвали, тот и лови!». Цель: развитие внимания, скорости реакции. Занятие 10. 1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие произвольного внимания. 2. Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие мышления и объема внимания. 3. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие зрительного внимания. 4. Игра «Узнай по голосу-2». Цель: развитие слухового внимания. 5. Задание «Выложи из мозаики по образцу». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. 6. Игра «Кого назвали, то и лови!». Цель: развитие внимания и скорости реакции. Занятие 11. 1. Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания. 2. Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие мышления и объема внимания. 3. Задание «Чей это дом?». Цель: развитие наблюдательности, устойчивости внимания. 4. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания. 5. Задание «Сделай бусы по образцу». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. 6. Игра «Воробьи и вороны». Цель: развитие внимания и скорости реакции. Занятие 12. 1. Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания. 2. Задание «Смешанный лес». Цель: развитие наблюдательности, распределения внимания. 3. Игра «Море волнуется». Цель: развитие внимания и скорости реакции. 4. Задание «Сделай бусы по образцу». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. 5. Задание «Срисуй по клеточкам»( 1 уровень сложности). Цель: развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки. 6. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания. Занятие 13. 1.Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания. 2.Задание «Выложи из палочек по образцу». Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики. 3.Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания. 4.Задание «Кто забил гол?». Цель: развитие наблюдательности. 5.Задание «Найди героев передачи». Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания. 6.Игра «Воробьи и вороны». Цель: развитие внимания и скорости реакции. Занятие 14. 1. Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания. 2. Задание «Найди парные носочки». Цель: развитие распределения и объема внимания. 3. Упражнение «Витрина магазина». Цель: развитие объема внимания и наблюдательности. 4. Игра «Море волнуется». Цель: развитие внимания и скорости реакции. 5. Задание «Сделай бусы по образцу». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. 6. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания. Занятие 15. 1. Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания. 2. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие слухового внимания. 3. Упражнение «Кого испугался охотник?». Цель: развитие объема и устойчивости внимания. 4. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания. 5. Задание «Срисуй по клеточкам»(1-й уровень сложности). Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. 6. Игра «По новым местам». Цель: развитие моторно-двигательного внимания. Занятие 16. 1. Игра «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности, памяти, внимания. 2. Задание «Сравни, назови, сосчитай!». Цель: развитие наблюдательности. 3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает». Цель: развитие слухового внимания, мышления, закрепление счета. 4. Игра «Зеваки». Цель: развитие произвольного внимания. 5. Игра «Танграм». Цель: развитие устойчивости внимания. 6. Задание «Найди дорожку». Цель: развитие произвольного внимания. Занятие17. 1. Игра «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. 2. Задание «Корова Маня и ее хозяйка». Цель: развитие устойчивости внимания. 3. Игра «Строители». Цель: развитие концентрации и распределения внимания. 4. Игра «Кто летает?». Цель: развитие слухового внимания. 5. Задание «Срисуй по клеточкам»(2-й уровень сложности). Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки. 6. Игра «Найди игрушку». Цель: развитие устойчивости и объема внимания. Занятие 18. 1. Игра «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания. 2. Задание «Найди двух одинаковых животных». Цель: развитие произвольного внимания. 3. Задание «Срисуй по клеточкам»(2-й уровень сложности). Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторикируки. 4. Задание «Что, где лежит?». Цель: развитие произвольного внимания. 5. Игра «Танграм». Цель: развитие устойчивости внимания, закрепление представлений о геометрических фигурах. 6. Задание «Воспроизведение геометрических фигур». Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления. Занятие 19. 1. Игра «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания. 2. Задание «Найди тень». Цель: развитие наблюдательности. 3. Задание «Найди дорожку». Цель: развитие устойчивости внимания. 4. Задание «Срисуй по клеточкам»(2-й уровень сложности). Цель: развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки. 5. Игра «Разведчики». Цель: развитие моторно –слуховой памяти, координации движений. 6. Задание «Построй дорожку». Цель: развитие устойчивого внимания. 7. Игра «Квартет». Цель: развитие внимания. 8. Игра «Море волнуется». Цель: развитие внимания, скорости реакции. Занятие 20. 1. Игра «Слушай хлопки!». Цель: развитие произвольного внимания. 2. Задание «Нарисуй круг и треугольник». Цель: тренировка распределения внимания. 3. Игра «Танграм». Цель: развитие внимания, закрепление представлений о геометрических фигурах. 4. Задание «Сравни, назови, сосчитай!». Цель: развитие наблюдательности. 5. Игра «Съедобное – несъедобное». Цель: развитие внимания. 6. Задание «Найди тень». Цель: развитие наблюдательности. 7. Задание «Корова Маня и ее хозяйка». Цель: развитие устойчивости внимания. 8. Задание «Быстрее нарисуй!» Цель: развитие переключения внимания. 9. Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур». Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления. Содержание игр и заданий раскрыто в приложении №2. Успешная коррекционная работа может быть только при комплексном подходе к обучению и коррекции нарушений, поэтому в нашей работе были объединены усилия всех специалистов и родителей. Логопедические занятия проводились с детьми индивидуально или с подгруппами с учетом уровня нарушений звукопроизношения (в основном это был II – III уровни, выделенные О.В. Правдиной). Весь лексический материал, наглядный был насыщен изучаемым звуком. Кроме учета речевых нарушений, учитывались психологические особенности ребенка (его темперамент) и особенности развития свойств внимания детей. На подгрупповых занятиях использовался элемент соревнования.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |