Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Сущность массовой культуры. Важнейшие психологические аспекты



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Глава 1. Сущность массовой культуры. Важнейшие психологические аспекты 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Шоу-бизнес можно рассматривать с различных точек зрения. В данном случае я делаю акцент не на коммерческой стороне, а на социальной и на психологической.

Сегодня шоу-бизнес является движущей силой такого явления, как массовая культура.

Проблематике массовой культуры посвящено множество научных трудов: философских, исторических, психологических. В связи с этим целесообразно сразу внести уточнение: поскольку основная тема данной работы – скрытые механизмы влияния, в центре нашего внимания будут психологические аспекты.

Массовая культура – «культура масс». Что же являют собой эти «массы»? Масса – «совокупность деперсонализированных индивидов, объединенных не участием в той или иной деятельности, а общностью потребляемой продукции – информации, развлечений, моды, имиджей, стереотипов, а также единством картины мира и системы ценностей»

[2]. Массовый человек – конформный субъект с невыраженными личностными чертами, главное отличие которого – конечная нацеленность на самоуслаждение, на позитивные эмоции и при том – фактическое невнимание к тому, что их порождает – реальное или иллюзорное. Человек такого типа стремится к уже сформированным, готовым системам ценностей и избегает самостоятельных, зачастую мучительных и трудных духовных исканий. «Готовые системы ценностей» крайне разнообразны: это может быть как государственная идеология или религия так и мода. Их общие черты в разделение всего мира на две четко сформулированных, простых и доступных для понимания полярности: условных «добра», - то есть того, к чему следует относиться с уважением и благоговением, и «зла», которое следует осуждать и презирать, либо отрицать. Такого рода догмы воспринимаются как абсолютная истина. Важнейшим подтверждением и доказательством «истинности» в данном случае является мнение большинства – что, как правило, не осознается.

Некоторые авторы, в том числе, А. Ульяновский, называют такую «готовую систему ценностей» социальным мифом: «главной составляющей социального мифа является композиция ценностей, фундирующая имманентную синергию мифов данного социального мифа и являющаяся нормативным основанием для живущего в мифе»[3]. Ульяновский в своей концепции мифодизайна рассматривает только современные мифы – социальные (например, государственная идеология) и коммерческие (бренды). Архаических мифов он не касается, но его концепция интересна в первую очередь наличием конкретных советов по разработке мифов. Социальный миф, по Ульяновскому – это «управляющее представление рассудка человека, потенцированное симулякрами имманентного либо трансцендентного единично-личного характера, порожденными социальными отношениями»[4] В гносеологическом аспекте Ульяновский мыслит социальный миф как специфически объективированную, структурную информацию в системе общества, которая уравновешивает социальный хаос, связанный, во-первых, с лавинообразным накоплением научного знания и, во-вторых, с реализацией индивидуальных свобод человека в условиях существенно возросших рисков жизнедеятельности.

Социальный миф состоит из синергии множества мифов разной глубины, проявленности и репрезентированности.

Сам Ульяновский отказывается от рассмотрения «спорной», по его мнению, корреляции бренда и классического мифа. Однако, исходя из утвержденной им синергии мифов, я выдвигаю предположение о том, что архаический миф в социальном, а, следовательно, и коммерческом мифе, может играть роль бессознательной составляющей. Встречаясь с некоей объективацией архаического мифа в реальности, человек ощущает отголоски релевантных данному мифу чувств и эмоций, притом их причина сознательно связывается с самоочевидной логикой объективирующей реальности.

В общем, социальный миф так или иначе предлагает человеку определенный образ жизни – «идеальный» и «единственно правильный» а также – перечень «табу». Говоря крайне упрощенно, в советском союзе уважали пролетариат и его образ жизни и осуждали «акул империализма», христиане[5] почитают жертвенность и бессеребренничество и категорически не приемлют нарушений десяти заповедей… а в современной массовой культуре определенный стиль одежды, определенный дискурс, а главное – определенная система ценностей, воззрений и отношений – это модно и «неимоверно круто», а иное – «скучно».

Однако между официальными доктринами, такими, как идеология либо религия и тем, что несет в себе массовая культура, есть ряд коренных различий.

Во-первых, хотя и идеология, и религия несут в себе значительную долю манипуляций, утверждаемые ими ценности в целом не противоречат общечеловеческой морали, - в отличие от «ценностей» массовой культуры. Во-вторых, их директивность, то есть «навязывание» открыто, в то время, как массовая культура всегда внедряет свои постулаты латентно, прячась за ширмой демократии и принимая личину безобидного развлечения. В-третьих, если религия и идеология изначально не манипулятивны, массовая культура – это манипуляция а априори.




2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Глава 1. Сущность массовой культуры. Важнейшие психологические аспекты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Сущность массовой культуры. Важнейшие психологические аспекты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)