Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и методическое обеспечение



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
Организация и методическое обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Целью и ориентиром исследования являлось проверка гипотезы, лежащей в основе всей работы, о широких возможностях использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации детей с ЗПР дошкольного возраста. Именно это определяло и содержание и этапность реализации ключевых моментов экспериментальной работы. Выделяются 3 основных шага в направлении достижения поставленной цели: первичная диагностика; разработка и реализация коррекционной программы; вторичная диагностика, в основе которой лежит сравнительный анализ с результатами первого этапа. Примечателен тот факт, что выявление особенностей адаптации и решение ряда других исследовательских задач осуществлялось не изолированно и однонаправлено, а комплексно и разносторонне, т.е. работа велась не только с детьми с ЗПР, не только с их нормально развивающимися сверстниками, но и с родителями обоих категорий детей, что, в свою очередь, в известной степени определило успешность коррекционного воздействия. Подобный состав выборки не является случайным. Необходимость проведения коррекционной работы именно с таким контингентом испытуемых определяется концепцией Л.С. Выготского о сущности социальной реализации дефекта, о решающем влиянии на судьбу личности, в конечном счете, не дефекта самого по себе, а его социальной реализации. В свою очередь, социальная реализация определяется степенью зрелости общества в плане его отношения к нетипичности и готовности принятия и сотрудничества. Результатом же формирования терпимого отношения к трудностям других у детей массового детского сада и их родителей выступает сглаживание негатива в рамках социальной реализации дефекта детей с ЗПР и оптимизация в целом процесса социальной адаптации данной категории дошкольников.

Более того, работа с данной категорией испытуемых определялась и типом учреждения – детский сад комбинированного вида. В программе образовательного учреждения предусматриваются мероприятия по организации взаимодействия двух категорий детей в рамках совместных игр, развлечений и т.д. Благодаря этому работа с подобной выборкой гармонично влилась в коррекционный процесс, осуществляемый педагогическим коллективом детского сада, и способствовала реализации мероприятий, направленных на интеграцию детей с ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников, предусмотренную программой образовательного учреждения.

Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения Ленинского района г. Барнаула детского сада комбинированного типа № 207, где находятся группы детей с задержкой и с нормой развития. Продолжительность экспериментальной работы составила 7 месяцев с ноября 2005г. по апрель 2006г., причем этап первичной диагностики был реализован в октябре, в течение 5 месяцев реализовывалась коррекционная программа, и апрель стал месяцем подведения итогов в рамках вторичной диагностики. Контингент испытуемых составили 2 группы: дети в возрасте 6-7 лет с заключением ПМПК на момент работы ЗПР; дети с нормой развития в возрасте 6-7 лет. Каждая группа составляла 20 человек. Кроме того, в работу были включены родители обоих категорий детей.

Раскрывая содержание экспериментального исследования необходимо несколько подробнее остановиться на рассмотрении сути каждого из 3-х его этапов.

Этап констатирующего эксперимента бы призван выявить актуальный уровень социального развития детей, и определить те проблемы и перспективы, которые имеют место быть в рамках данного процесса у дошкольников с ЗПР.

В каждой из сравниваемых категорий исследование проводилось с

использованием комплекса методик, в число которых вошли: беседа с детьми; анкетирование, проводимое с родителями; а также методики «День рождения», «Подари открытки», «Два дома».

Основным методом являлась беседа, которая позволяла выявить общий уровень осведомленности детей о себе и семье; характер социальных контактов; сформированность моральных норм и т.д. Беседа включала ряд вопросов анкетного характера и вопросы узкой, конкретной направленности (см. приложение 1). Отличием беседы с детьми массового детского сада являлось включение вопросов, направленное на выявление их знаний и отношений к детям с проблемами в развитии, а также степень готовности помочь и, более того, спрогнозировать собственное и чужое отношение, возможную реакцию на появление в группе подобного ребенка (см. Приложение 2).

Анкета для родителей помимо общих содержала вопросы, нацеленные на установление уровня дефектологических знаний; определение отношения к интегрированному обучению как показателя реального отношения к нетипичности, для конкретизации позиции родителей в данном вопросе и определения готовности к принятию и сотрудничеству; осознание необходимости и реальное ее воплощение в качестве бесед с ребенком о существовании детей с проблемами в развитии и воспитания в ребенке толерантного отношения к ним. Анкетирование проводилось только с родителями детей, посещающих массовый детский сад (см. Приложение 3).

Методика М. Панфиловой «День рождения» [25].

Целью методики является определение потребности у ребенка в общении, и его эмоциональные предпочтения в общении как показатель качества протекания социальной адаптации и залог ее успешности, и значимости социального окружения. Процедура проведения представляет собой беседу с ребенком о дне рождении, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Затем ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который необходимо рассаживать гостей. Можно использовать и заготовку. Ребенку предлагается выбрать стул, за который сядет он и отметить его звездочкой или снежинкой. Далее ребенок садит кого-либо рядом с собой и т.д. Может быть, он захочет убрать лишний или добавить стульчики.

Качественно-количественный анализ результатов осуществляется исходя из следующих параметров в соответствии со средненормативными показателями:

1. Потребность в общении:

- использованы все «стульчики», добавляются новые – желает общаться в широком кругу;

- «стульчики» убираются – желает общаться лишь с близкими людьми;

- выбирает игрушки, предметы – не сформированность потребности в общении;

2. Эмоциональные предпочтения:

- люди располагаются рядом с ребенком – близкие, доверительные, приятные отношения;

3.Значимость социального окружения:

- количественное преобладание людей или предметов – наличие опыта общения с ними;

- отмечается половое преобладание в общении (мальчики, девочки);

- преобладание какой-либо группы (семья, двор), значимость соответствующей среды в общении.

К социометрическим методикам была отнесена техника «Подари открытки» Ленок А. [22].

Целью методики является выявление сплоченности группы. Претензий на лидерство и реальных возможностей их осуществления, авторитетность определенных лиц из окружения.

Процедура проведения. Ребенку прелагается выбрать, кому бы он подарил открытки: первую, вторую, … Данные фиксируются. Экспериментатором опрашивается вся группа и составляется таблица, подсчитывается количество выборов. Затем составляется социограмма. Во внутреннем круге располагаются «лидеры» - дети, получившие наибольшее количество выборов. В следующем круге находятся «предпочитаемые дети». В третьем круге – «принятые». За пределами круга оказываются «отверженные», не получившие ни одного выбора.

Суть следующей методики «Два дома» также была раскрыта А. Ленок [22].

Целью методики является установление симпатий и антипатий ребенка в плане активного межличностного взаимодействия, прямо связанных с размещением ”жильцов по домикам”. Качественно-количественный анализ результатов осуществляется путем подсчета выборов ребенка, учета их характера и места в общей картине социальной ситуации развития ребенка.

Процедура проведения. На листе бумаги рисуются два домика. Один из них красного цвета, другой – черного. Ребенку предлагается пригласить в свой красный домик тех, кого он захочет. А в черный – с кем не хочет играть и разговаривать.

Далее, с учетом полученных результатов, была разработана коррекционная программа, получившая название «Я и мир вокруг меня. Путь к взаимопониманию». Данная программа состояла из 3 разделов, содержание которых отражало основные направления коррекционной работы в рамках социального развития: расширение круга общения, обогащение содержания общения, оптимизация общения со сверстниками и взрослым окружением; формирование позитивного образа «Я» ребенка с выстраиванием адекватной системы положительных личностных оценок. Специфика программы заключалась в понятии «толерантность», которое раскрывалось через воздействие на детей массового детского сада с целью снятия негативного, напряженного, заимствованного от родителей отношения к проблемным детям, расширение знаний об их проблемах и формирование понимания и принятия особенностей других. Параллельно проводилась работа и с родителями по расширению диапазона их дефектологических знаний и изменение стереотипного отношения к нетипичности, оформившегося в современном обществе. Безусловно, что вся означенная работа проводилась с использованием главного средства оптимизации социальной адаптации – игры.

Этап вторичной диагностики был нацелен на выявление достигнутых результатов и определение степени эффективности коррекционного воздействия, что осуществлялось главным образом посредством сравнительного качественно-количественного анализа.

 



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
Организация и методическое обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и методическое обеспечение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)