Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов констатирующего эксперимента



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Анализ результатов констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Имеющийся у ребенка запас знаний и представлений об окружающей действительности определяет его кругозор, и в известной мере социальную адаптацию, на которой, кроме всего прочего, сказывается и общая активность ребенка в установлении социальных контактов, и сформированность потребности в общении, и характер взаимоотношений со сверстниками, и, что немаловажно, открытость самого социального окружения для принятия ребенка.

Именно эти и ряд других показателей успешности адаптации выявлялись с помощью описанных в предыдущем параграфе методик.

Беседа показала, что старшие дошкольники с ЗПР плохо осведомлены в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать в повседневной жизни. Они не могут правильно рассказать о составе своей семьи, трудовой деятельности ее взрослых членов. Дети часто не в состоянии ответить на вопросы, касающиеся их самих (адрес, возраст, дата рождения…). Круг представлений о трудовой деятельности взрослых у детей с ЗПР беден, знания о профессиях поверхностны, а в отдельных случаях даже ошибочны.

Как видно из таблицы, количество ответов точных и полных у детей с ЗПР составляет 20%, а у детей с нормой развития 75%, которые могли назвать профессию родителей, рассказать о том, в чем состоит их труд, стремились выделить наиболее существенные обязанности; давали исчерпывающий ответ о составе семьи и о себе, что вызывало затруднения у детей с ЗПР, а в 10% случаев и вовсе невозможность ответа. Наибольшую часть ответов детей с ЗПР составляли относительно верные ответы – неопределенные ответы с сообщением второстепенных, несущественных сведений, порой не имеющих отношения к заданному вопросу. У 50% детей с ЗПР даже такие понятия, как собственное имя и фамилия, оказались недостаточно дифференцированными, воспринимались как единое целое. Яркое проявление неточных и неверных ответов имело место при назывании собственного адреса: вместо названия города указывали улицу, на которой живут; часто называли ближайшую к дому остановку пассажирского транспорта.

Вторым исследуемым параметром в ходе беседы было количество и характер социальных контактов (вопросы касались всех аспектов похода в гости и приема гостей). Данный блок вопросов позволил выявить явное преобладание узкого круга общения детей с ЗПР – т.е. общение ребенка ограничивается лишь самыми близкими членами его семьи (общение в детском саду целенаправленно было исключено, т.к. широко рассматривалось с помощью другой методики). Дети говорили о том, что в гости ходить любят, но стесняются, при всем при этом, в гости они не ходят и не принимают гостей; почему так происходит, ответить затруднялись. Надо полагать, что подобное положение вещей связано с убеждениями родителей. Следует отметить тот факт, что почти половина семей являются неполными (ребенок воспитывается мамой). Незначительное количество детей с ЗПР отмечает, что бывает в гостях лишь у родственников и исключительно по необходимости («мама ушла на работу», «нам надо было с сестрой посидеть» и т.д.). В то время как у детей с нормой развития в 5 раз чаще регистрируется широкий круг общения, представленный и взрослыми (знакомые родителей), и сверстниками (двор, соседи). Примечательна особенность – критерии, обуславливающие интерес детей обеих категорий к походу и приему гостей, идентичны – подарки, угощения, возможность совместной игры.

В III блоке вопросов выяснялось количество друзей ребенка, обусловленность выбора лучшего друга, рассказ о нем. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что лишь 10% детей массового детского сада выбирают лучшего друга осознанно, т.е. мотивируют свой выбор с указанием на моральные качества друга: «вежливый», «добрый», «воспитанный» … Парадоксален тот факт, что у подавляющего большинства детей обеих категорий отмечается ситуативная обусловленность называния друга: «мы вместе играем». С одной стороны, игровая деятельность является ведущей, а значит, и такое объяснение вполне приемлемо. Но, с другой стороны, возраст детей (6 – 7 лет) достаточен для оперирования элементарными нравственными категориями в гораздо большем объеме, чем показало исследование (особенно касаемо детей с нормой развития).

Следующим рассматриваемым параметром стало стремление к лидерству. В данном случае подтвердилось предположение о завышенной самооценке и явно выраженном стремлении к лидерству у детей с ЗПР, дети не сомневались в том, что другим с ними играть очень интересно, а в 60% случаев говорили, что любят и всегда бывают главными в игре. У детей же с нормой развития отмечалось преобладание умеренной выраженности стремления к лидерству: многие дети отмечали, что не очень любят быть главными, а «иногда лучше вообще играть без главного».

Пятый блок вопросов был обозначен как прогнозирование будущего социального статуса и непосредственно связывался с выбором профессии, что, безусловно, не является случайным, т.к. от того, насколько ребенок адекватно оценивает себя, свои способности и их реализацию в будущем через профессию, зависит успешность, безболезненность его адаптации и приобретение желаемого социального статуса, также обусловленного предполагаемой профессией. В результате: подавляющее большинство детей обеих категорий склоняются к прогнозированию высокого уровня благополучия, имея четкие критерии, обуславливающие их выбор. Однако и здесь имеется своя специфика: дети из массового детского сада ориентированы на привнесение в общество позитивного характера, оказание помощи и максимальную реализацию своей полезности («буду полицейским – защищать людей», «врачом хочу стать – всех спасать буду» и т.д.). В то время как дети с ЗПР абсолютно не учитывают критерий полезности, а выбирают профессию, «примеряя» ее на себя без осознания всех возможных ее проявлений и взаимосвязей с окружающей действительностью, тем не менее, предполагая свою успешность в ней.

Немаловажным являются знание и интерес детей к сказочным сюжетам. Выяснилось, что у 70% детей с ЗПР отмечается низкий уровень заинтересованности, крайне суженный объем известных сказочных сюжетов, ограничивающийся простейшими сказками («Колобок», «Репка»). Отмечается формальное запоминание названий сказок и невозможность пересказа сюжета, отсутствие любимого героя, несмотря на то, что сказки детям читаются регулярно. Однако, подобная ситуация для детей с задержкой психического развития является допустимой, чего нельзя сказать о детях с нормой развития. 50% детей данной категории имеют всего лишь ограниченные представления обо всем многообразии сказочных сюжетов и, что гораздо плачевнее, отмечается крайне низкий интерес к сказкам, вопреки уверениям родителей о регулярности и эффективности чтения сказок детям.

Подобное положение вещей вызывает крайнюю настороженность, т.к. именно через сказки ребенок первоначально формирует свои представления и отношения по всем сторонам действительности. Через сказки, благодаря им, дети получают и закрепляют понятия о нравственных категориях добра и зла, вежливости и невежества, любви и ненависти, уважения и терпения и т.д. В случае ограниченности роли сказки в жизни ребенка формирование нравственных категорий просто не происходит, ребенок лишается права выбора, права собственного самостоятельного пути к осознанию определенных ценностей и псевдоценностей; все это подается ребенку уже в готовом виде от взрослых и он просто вынужден усваивать моральные нормы не в их первородной форме, а в искаженном, зачастую в крайне негативную сторону, виде. Более того, выбирая любимого героя сказки, ребенок идентифицирует себя с ним, проживает его жизнь как свою, а значит, «примеряет» определенную социальную роль и приобретает своего рода социальный опыт. Нет любимого героя – нет идентификации – нет «волшебного», «сказочного» социального опыта – ограниченность предпосылок эффективности, снижение успешности будущей реальной социальной адаптации.

Таким образом, важность сказки для адаптации ребенка очевидна, как очевидно и отсутствие осознания этого факта родителями.

В плане мотивационной готовности к школьному обучению отмечается вполне предполагаемый колоссальный разрыв: 70% детей с нормой развития имеют средний уровень готовности, 80% детей с ЗПР характеризуются низким уровнем готовности или вообще ее отсутствием. Об этом говорят ответы детей, в которых предпочтение отдается детскому саду, а не школе: в школу дети идти не хотят, а если и выражают желание, то лишь по причине «на перемене побегать», «мне много нового купят» и т.д.

Последний общий для обеих категорий блок вопросов был нацелен на выявление оценки детьми собственных возможностей в будущей самостоятельной жизни. Дети из массового детского сада осознают, что неизбежны будут трудности и помочь им смогут их родные (75%), в то время как дети с ЗПР исключают возможность возникновения какого-либо препятствия и говорят, что со всем справятся сами (80%), не прибегая к помощи родных, что лишний раз подтверждает наличие завышенной самооценки у этих детей и нарушение критичности по отношению к себе и своим возможностям. Все выводы, сделанные на основе беседы, имеют неподдельную значимость для дальнейшей работы, а выявленные особенности представляют собой неотъемлемую часть специфики адаптации детей с ЗПР и подтверждаются результатами применения других методик.

Таблица 1

Результаты беседы с детьми с ЗПР и их нормально развивающимися сверстниками

Исследуемый параметр

Ответы разного характера (в % от общего числа / количества детей)

Категория детей

Осведомленность о себе и семье

Точные и полные

Относительно верные

Неверные

Отсутствие ответа

Дети с нормой развития Дети с ЗПР

75% 15 20% 4

25% 5 60% 10

- 20% 4

- 10% 2

Количество и характер социальных контактов

Широкий круг общения

Ограниченный

Узкий круг общения

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

55% 11 10% 4

25% 5 10% 2

20% 4 80% 16

Критерии избирательности и предпочтений в установлении социальных контактов

Четкие, обоснованные, нравственные

Ситуативная обусловленность

Отсутствие обоснования

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

10% 2 -

70% 14 80% 16

20% 4 20% 4

Стремление к лидерству

Явно выражено

Умеренно

Отсутствует

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

10% 2 60% 12

50% 10 30% 6

40% 8 10% 2

Прогнозирование будущего социального статуса

Благополучное

Относительно успешное

Отсутствие предположений

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

80% 16 60% 12

20% 4 20% 4

- 20% 4

Интерес и знание сказочных сюжетов

Высокий интерес, большой объем знаний

Заинтересованность, ограниченный объем знаний

Отсутствие интереса, низкий уровень знаний

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

20% 4 -

55% 11 30% 6

25% 5 70% 14

Мотивационная готовность к школьному обучению

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий / отсутствует

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

30% 6 -

70% 14 20% 4

- 80% 18

Оценка собственных возможностей

Адекватная

Завышенная

Заниженная

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

75% 15 20% 4

25% 5 80% 16

- -

                 

 

Касаемо среды ребенка с ЗПР наиболее актуальным и адекватным является рассмотрение степени готовности этого самого окружения принять ребенка. Потому как мы готовим ребенка к вхождению в общество, «доводим» его до нормы, но, вполне вероятно, что общество еще не готово принять ребенка с ЗПР. А значит, не только ребенка с проблемами необходимо «доводить» до определенного уровня, но и социальное окружение не менее остро нуждается в «доведении» его до ребенка, «доведении» чувства толерантности до такого качества, чтобы адаптация ребенка с ЗПР стала максимально успешной. Одним словом, речь идет о социальном отношении к нетипичности и его влиянии на адаптацию детей с проблемами развития. В рамках данной работы представляется целесообразным рассмотрение и анализ отношения нормально развивающихся сверстников и их родителей к детям с особенностями в развитии, выявляемые путем беседы с детьми и анкетирования родителей.

В ходе беседы с детьми было отмечено следующее: осведомленность о детях с проблемами развития находится на среднем уровне у 60% детей, т.е. они просто наблюдали таких детей на улице, в больнице и т.д., не обсуждая подобное явление с родителями; лишь 10% - обсуждали, а вот 30% вообще не знают о существовании детей, отличающихся от них. Представления детей о том, обижают ли их сверстников с особенностями в развитии, кто и почему это делает, оказались в 20% неадекватными – твердая уверенность, что их не обижают. Количество развернутых и адекватных представлений оказалось примерно равным (по 405). Дети говорили о том, что таких детей «никто не будет обижать, они же знают, что им и так тяжелее» - т.е. ребенок верит в доброту и отзывчивость в сердцах других. Более того, все дети осознают и готовы оказать помощь таким детям: «платить деньги на лекарства», «заботиться», «не обижать». Настолько понимающее отношение характерно всем детям, несмотря на то, что 90% из них не имели опыта реального взаимодействия с детьми с проблемами в развитии. Ровно столько же детей говорят о готовности сотрудничества, т.е. игры с таким ребенком. Однако, почти одинаковое количество детей с равным успехом предполагает позитивное и негативное отношение своих друзей к появлению такого ребенка в группе.

Таким образом, мы видим крайнюю неустойчивость взглядов детей на кардинальные расхождения в оценках по всем параметрам от положительных до отрицательных величин. Все это связано с отсутствием реальной, практической базы взаимодействия, опыта общения, что приводит к значительной оторванности от действительного положения вещей.

 

Таблица 2

Результаты беседы с детьми массового детского сада

Исследуемый параметр

Ответы разного характера (в % от общего числа ответов / количество человек)

Уровень осведомленности о детях с проблемами развития

Высокий

Средний

Отсутствие представления
 10% (2)

60% (12)

30% (6)

Характер представлений о детях с проблемами развития

Развернутое представление, адекватное

Ограниченное представление, относительно адекватное

Неадекватное
40% (80)

40% (8)

20% (4)

Уровень осознания необходимой помощи, готовность оказать ее

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий / отсутствует
 60% (12)

40% (8)

20% (4)

Опыт реального взаимодействия с детьми с проблемами в развитии

Наличие

Отсутствует

 10% (2)

90% (18)

Готовность к сотрудничеству (игре)

Наличие

Отсутствует

90% (18)

10% (2)

Прогноз отношения других детей к появлению ребенка с проблемами в развитии в группе

Позитивное

Негативное

 60% (12)

40% (8)

         

 

Применение методики под названием «День рождения» позволило получить интересные данные о потребности в общении, об эмоциональных предпочтениях и значимости социального окружения для детей с ЗПР. Все это, безусловно, оказывает непосредственное воздействие на ход и характер социальной адаптации детей. Анализ результатов показал, что у детей с ЗПР (50%) отмечается средний уровень потребности в общении, а в 20% случаев имеет место несформированность потребности как таковой. В пользу первого факта говорит величина «стола» и «стульев» (большие), количество «приглашенных гостей» (стулья добавляются), что также говорит о желании общаться в широком кругу: факт несформированности потребности в общении подтверждает присутствие за «столом» животных. Однако, показатели среди детей массового детского сада являются несколько неожиданными: у 40% отмечается низкий уровень сформированности потребности в общении: и «столы», и «стулья» маленькие, их количество ограниченно, т.е. дети предпочитают общаться только с близкими людьми, в узком кругу.

Факт несформированности половой идентификации имеет место у 20% детей с ЗПР, среди нормально развивающихся сверстников таковых нет. Об этом позволяет сделать вывод несоответствие условного обозначения себя «за столом» определенным символом (мальчик – звездочка, девочка – снежинка).

Кроме того, имеется еще одна крайне важная особенность, о которой можно судить, исходя из расположения «стульчика за столом» самого ребенка. Для детей с нормой развития практически абсолютное преобладание расположения «своего стула» вверху или справа. Это свидетельствует о том, что ребенка не устраивает положение, которое он занимает сейчас, в настоящий момент жизни, он явно хочет чего-то большего и велика вероятность, он этого добьется. Размещение «стула» справа является признаком человека-действия, т.к. правая рука – всегда есть орудие действия, а значит, ребенку присуща целеустремленность, без чего успешная социальная адаптация состояться не сможет.

В случае детей с ЗПР мы наблюдаем все то же с точностью до наоборот: «свой стульчик» дети располагают либо слева, либо внизу. Первое иллюстрирует ситуацию, когда ребенок не осуществил свои планы и мысли, такое размещение есть проявление внутренней жизни человека при внешне пассивном поведении; левая рука – средство защиты внутренней жизни от посягательства извне. Не есть ли это проявление врожденной отгороженности от социального мира, реализация генетически заложенной информации об опасности и жестокости внешнего мира?! Расположение внизу листа – желание спрятаться, ощущая собственные недостатки; как правило, отсутствует или слабо выраженная тенденция к самоутверждению. Все это еще больше усугубляет, усложняет процесс социальной адаптации, обрекает его на большую вероятность неудачи, причем эта тенденция проявляется у детей с завидной стойкостью, складывается впечатление, что они родились с такой установкой.

Характер эмоциональных предпочтений сравниваемых категорий детей также обнаруживает яркие различия. Дети с нормой развития отдают предпочтение доверительным, близким отношениям (70%), а дети с ЗПР в 80% случаев выбирают дистантность отношений (об этом свидетельствует взаиморасположение стульев – близко / далеко друг от друга). Знаковым является и показатель значимость социального окружения, ведущей роли какой-либо социальной группы или отдельного человека. Дети с нормой развития (50%) считают значимой семью и, в отличие от детей с ЗПР, 10% из них отмечают важность взрослых (т.е. их присутствие за столом), что говорит о наличии опыта общения с ними. В то время как дети с ЗПР в силу ограниченности социальных контактов не имеют достаточного опыта общения с взрослыми (за исключением родителей и ближайших родственников) и потому отдают предпочтение детскому саду (60%). В свете данного факта становится неудивительным авторитет воспитателя у детей с ЗПР, гораздо ярче проявляющийся по сравнению с положением воспитателя в массовом детском саду.

 


 

Таблица 3

Результаты применения методики «День рождения»

Сравниваемый показатель

Ответы разного характера (в % (число детей) к общему числу ответов)

Испытуемые

Потребность в общении

Высокий Средний Низкий Не сформирована

Нормально развивающиеся дети

30% (6) 30% (6) 40% (8) -
20% (4) 50% (10) 10% (2) 20% (4) Дети с ЗПР

Эмоциональные предпочтения

Доверительные отношения

Дистантные отношения

Нормально развивающиеся дети

70% (14)

30% (6)

20% (4)

80% (16)

Дети с ЗПР

Значимость социального окружения

Взрослые Семья Дет. сад Двор, соседи

Нормально развивающиеся дети

10% (2) 50% (10) 30% (6) 10% (2)
- 30% (6) 60% (12) 10% (2) Дети с ЗПР

 

Кроме уже описанных методик использовалась также методика «Два дома», позволяющая выявить симпатии и антипатии ребенка относительно его окружения. В результате явного превосходства «жителей» в каком-либо из домиков выявлено не было. Тем не менее, существенная отличительная особенность все-таки наличествует: у 50% детей с ЗПР в «черном доме», т.е. среди тех, с которыми нет желания играть и разговаривать, оказывались родители и могли попасть, но значительно реже, братья или сестры. Объясняется это тем психологическим климатом, который царит в семьях детей с ЗПР. Тип родительских отношений, наиболее часто встречающийся в таких семьях – это авторитарная гиперсоциализация – восприятие ребенка как маленького неудачника. В общих чертах он выражается в приписывании ребенку личностной и социальной несостоятельности, усиливается чувствами досады и раздражения. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. В контексте социальной адаптации подобный стиль отношений почти исключает целенаправленный интерес к социальным достижениям ребенка, что приводит к формированию конформных позиций по отношению к авторитарным взрослым, а также попытке компенсации своей несостоятельности усилением агрессии в отношениях со сверстниками. Таковы далеко не все причины, а одновременно и последствия неправильного воспитания, раскрывающиеся через анализ включения членов семьи в состав «отверженных» для ребенка.

Не менее показательным явилось и использование методики «Подари открытки», с целью рассмотрения уровня сплоченности группы и позиций лидерства в ней. Результаты свидетельствуют о различиях в плане авторитета воспитателя среди детей – у детей с ЗПР он гораздо выше, а у нормально развивающихся детей не имеет яркой выраженности. Более того, 80% детей группы массового детского сада входит в круг предпочитаемых, а 20% - принятые дети. В группе детей с ЗПР нет такого перевеса, количество предпочитаемых и принятых детей практически равное. Отверженных детей нет. А вот в сфере лидерства имеются серьезные расхождения: среди детей массового детского сада четко выделяется один лидер, а вот среди детей с ЗПР – отсутствует явный лидер, быть может, его возможное преимущество перекрывается авторитетом воспитателя, а может, именно этот факт способствует большей сплоченности группы по сравнению с массовым детским садом. Особенности проявляются достаточно ярко и, безусловно, могут служить основой для повышения эффективности всех направлений работы с детьми.

Данное описание всех методик, их применение, анализ результатов и последующая интерпретация могут в полной мере свидетельствовать лишь о тех особенностях социальной адаптации детей с ЗПР, которые непосредственно обусловлены самим нарушением и являются внутренним фактором, направляющим в лучшую или худшую сторону ход адаптации. При всем при этом, нельзя забывать, что процесс адаптации является двусторонним, т.е. не только ребенок приспосабливается к среде, но и сама среда должна в определенной мере видоизменяться, приспосабливаться к ребенку, равно в той мере, в какой он адаптируется к ней.

Однако не стоит забывать, что на представлениях и отношениях детей сказывается не только их личный опыт, но и просто заимствованные отношения и оценки родителей. Именно родительские убеждения и раскрывались с помощью анкеты. Сами за себя говорят цифры – 40% родителей не обладают никакими дефектологическими знаниями; 50% – негативно относятся к интегрированному обучению, а 40% – крайне равнодушны к этой проблеме; 80% – не обсуждают с детьми существование детей с проблемами в развитии; но считают все 100%, что такие беседы необходимы. 70% родителей безразлично относятся к возможности появления «проблемного» ребенка в группе; 60% не видят необходимости беседы с детьми на подобные темы. Выводы становятся очевидными: откуда у ребенка возьмутся знания и твердая уверенность в своей позиции, если его родители зачастую просто игнорируют определенные проблемы и ограничивают максимальную насыщенность детских представлений об окружающем в силу своего незнания или равнодушия.

Парадоксален тот факт, что 70% родителей в случае, если бы их ребенок имел проблемы в развитии, предпочли бы его обучение в специальном учреждении. Так говорят родители теоретически, заполняя графы анкеты. Но когда такой вопрос возникает в реальности, и практика это подтверждает, даже если у ребенка незначительное речевое нарушение и ему предлагается обучаться в специальном саду, родитель с формулировкой «Мой ребенок не дурак!» готовы вообще отказаться от всяческой помощи и взять ответственность за дальнейшее развитие на себя. Педагогическая практика знает тому массу подтверждений.

Приходим к выводу, что родители во многом лукавят. Однако, неизменным и объективным остается факт незнания, по большому счету, такого явления жизни как дети с проблемами в развитии. Тем не менее, незнание не освобождает их от ответственности, ответственности перед своими детьми за нежелание воспитывать в них толерантность, а если это желание и есть, то до практической своей реализации оно почти никогда не доходит. Кроме того, ответственности перед детьми из специальных детских садов, которые в процессе адаптации будут неизбежно сталкиваться с непониманием и негативизмом со стороны тех, кому вовремя не рассказали, как многообразен мир.

 

Таблица 4

Результаты анкетирования родителей детей массового детского сада

Исследуемый параметр

Ответы разного характера (в % от общего числа ответов / количество человек)

Наличие дефектологических знаний

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Отсутствие знаний
-

40% 8

20% 4

40% 8

Отношение к интегрированному обучению

Позитивное

Негативное

Безразличное

10% 2

50% 10

40% 8

Выбор для обучения своего ребенка в случае дефекта

Затрудняюсь ответить

Специальный детский сад

Массовый детский сад

20% 4

70% 14

10% 2

Отношение к появлению в группе ребенка с проблемами в развитии

Позитивное

Негативное

Безразличное

10% 2

20% 4

70% 14

Осознание необходимости беседы с детьми о существовании детей с проблемами в развитии

Есть осознание

Нет осознания

40% 8

60% 12

Место беседы

Детский сад

Семья

Везде

 

 

100%

Обсуждение с ребенком проблемы существования детей с нарушениями в развитии

Обсуждали

Не обсуждали

20% 4

80% 16

               

 

Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о наличии неоспоримой специфики процесса адаптации детей с ЗПР, как то: низкий уровень осведомленности о семье и себе; крайней ограниченности и однонаправленности социальных контактов; отсутствие критериев избирательности в установлении социальных контактов. Более того, ярко выраженное стремление к лидерству; завышенная оценка своих возможностей; низкая мотивация школьной готовности и, что крайне важно, ограниченный интерес и знания сказочных сюжетов. Кроме этого, отмечаются большие трудности семейной социализации и неотложные проявления негативных последствий данных проблем. В качестве основных факторов, усложняющих и задающих специфический вектор процессу социальной адаптации, можно также выделить эмоциональное предпочтение дистантного характера общения; четко выраженную защищающуюся позицию в общении, во взаимодействии; в ряде случаев несформированность половой идентификации и потребности в общении.

Не лишним будет еще раз акцентировать внимание на том, что эти особенности являются обусловленными «изнутри» нарушениями. Однако гораздо значимее в процессе социальной адаптации оказывается отношение к ребенку со стороны нормально развивающихся сверстников и их родителей, т.к. факторы социального ряда не могут быть фоновыми, второстепенными, они все активнее выходят на первый план и занимают лидирующие позиции в обуславливании хода адаптации. И, несмотря на всепоглощающую тенденцию негативно-безразличного, в силу своей непросвещенности, отношения родителей, изменить ситуацию можно. Но действовать следует, главным образом, не через родителей, т.к. их система ценностей очень болезненно реагирует на попытки вторжения и всячески их не приемлет, а воздействовать необходимо на детей массового детского сада, прививая им уважение и толерантность, взяв в качестве основного средства – сказку. Таким образом, социальная адаптация детей с ЗПР должна начинаться в стенах массового детского сада, для чего имеются благоприятные условия.

 


 

Диаграмма 1

Результаты сравнительного анализа отношения к нетипичности детей и родителей

 

- ответы родителей

 – ответы детей

1. владение информацией о детях с проблемами развития

2. готовность оказания помощи

3. отношение к возможному «столкновению» с «проблемным» ребенком (появлению в группе)

 

Результаты, отраженные в диаграмме, пожалуй, были в достаточной мере предсказуемы. Мы видим крайне противоположные позиции детей и их родителей по отношению к проблеме нетипичности. С одной стороны, это удивительно, ведь ребенок преимущественно заимствует оценки взрослых, но в данном случае мы этого не наблюдаем быть может, потому, что дети и родители не находили точек соприкосновения по этому вопросу, они просто его не обсуждали. И, по всей видимости, в формировании мнения ребенка решающую роль сыграл детский сад и воспитатель, как значимый взрослый в дошкольном возрасте.

В то время как родители крайне негативно относятся к проблемным детям, не допускают их присутствия в группе и не намерены им помогать, их дети напротив – готовы помочь и принять ребенка, хотя осведомленность и детей, и родителей по означенной теме приблизительно одинакова; пусть и имеет ряд качественных отличий в силу преимущественной разницы в возрасте и жизненном опыте. Все это еще раз подтверждает предположение о том, что работать с детьми массового детского нужно и можно, т.к. дети априори готовы к принятию нетипичного ребенка и помощи ему. И самое главное – не упустить столь сензитивный период для формирования толерантности как дошкольного детства.

Тем самым решается целый комплекс задач по воспитанию нравственности формирующейся личности нормально развивающегося ребенка и, более того, происходит профилактика возникновения серьезных трудностей адаптации детей с ЗПР, исключительно социально обусловленных.

 



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Анализ результатов констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов констатирующего эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)