Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели, задачи, источники и подготовительный этап аудита расчетов с бюджетом



2019-12-29 312 Обсуждений (0)
Цели, задачи, источники и подготовительный этап аудита расчетов с бюджетом 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами - подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются: Положение об учетной политике предприятия, Бухгалтерский баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), декларации по отдельным налогам и платежам, расчетные ведомости по начислению заработной платы, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок, книга продаж, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99, Главная книга и др.

В ходе аудиторской проверки, по каждому уплачиваемому предприятием в бюджет налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить:

§ правильность исчисления налогооблагаемой базы;

§ правильность применения налоговых ставок;

§ правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

§ правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;

§ правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 68, 69;

§ правильность составления налоговых деклараций.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с учетом всех внесенные в них изменений и дополнений.

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Так, для учета расчетов с бюджетом в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

§ расчеты по налогу на доходы с физических лиц;

§ расчеты по налогу на прибыль;

§ расчеты по НДС;

§ расчеты по налогу на имущество и др.

Начиная проверку, следует ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущенные в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.

В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов аудиторы, выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают полученные показатели с данными предприятия. Правильность применения на предприятии ставок по различным налогам и сборам устанавливается аудиторам» путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих условий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы и т. д.).

Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, аудиторы изучают записи в учетных регистрах по счетам 68 «Расче­ты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет орга­низуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих субсчетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, заработной платы персонала).

При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов аудиторам необходимо проверить правильность применения цен по сделкам. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг) указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако, при откло­нении цен более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), аудиторы долж­ны рекомендовать руководству предприятия доначислить налог на прибыль и пени.

Важное значение придается и проверке учета доходов от операционных, внереализационных и чрезвычайных (в настоящее время – прочие) операций, которые подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания), независимо от поступления денежных средств. Расходы же по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты (с 2007 года – это прочие доходы и расходы).

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, аудиторы должны установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» данным синтетического учета в Главной книге и показателям отчетности.

В ходе аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению аудитор проверяет своевременность отчислений и уплаты взносов в Фонд социального страхования — 2,9% с 2006г., в Фонд медицинского страхования - 1,1%, 2,0% с 2006г., в Пенсионный Фонд - 20% с 2006г., представляющих собой единый социальный налог — 26% с 2006г.. Аудит предполагает проверку расчетов сумм отчислений и их налогооблагаемую базу, правомерность ее формирования из различных, уплачиваемых работникам сумм — для проверки используются данные счетов 69 «Расчеты по социальному страхова­нию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, являются следующие:

§ неверное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

§ неправомерное возмещение «входящего» НДС;

§ ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек);

§ неправильное определение налоговых льгот;

§ несоответствие данных аналитического учета по от­дельным налогам данным синтетического учета и показателям отчетности;

§ нарушение сроков платежей по налогам;

§ несоблюдение финансовой дисциплины по налогам.

Подготовительный этап аудиторской проверки. Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включая организации, их объединения, учреждения и т. д. При этом экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора, аудиторскую фир­му для оказания аудиторских услуг или проведения аудиторской проверки.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки, и программу аудита.

Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

§ реальные трудозатраты;

§ расчет затрат времени с текущим расчетом;

§ уровень существенности;

§ проведенные оценки рисков аудита.

Составной частью общего плана являются положения по управлению и контролю качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

§ формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

§ распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

§ инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

§ контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

§ разъяснения руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

§ документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы – одновременно и средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля – это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу – это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в порядке, установленном в аудиторской организации.

Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и экономический субъект пришли к соглашению о возможности аудита и согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений – заключить договор на оказание аудиторских услуг. По договору на оказание аудиторских услуг исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик-клиент — оплатить эти услуги. Этот документ подтверждает и фиксирует официальное, юридическое соглашение интересов участвующих сторон (ст. 420 гл. 27 ГК РФ).

Общие положения указанного договора определяются согласно статьям ГК РФ. В договоре на оказание аудиторских услуг следует точно сформулировать права, обязанность и ответственность сторон. При этом подход здесь должен быть принципиальным, объективным и деловым с таким учетом различных ситуаций (которые могут возникнуть в процессе проведения аудита или после его завершения), чтобы не нанести ущерба ни клиенту, ни репутации аудиторов.

Важным условием при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Здесь необходима системная объективная оценка объема и трудоемкости пред­стоящих работ, времени их выполнения, а также уровня возможного аудиторского риска и предполагаемого эффекта (экономии, сохранения средств) от аудирования, получаемого клиентом (ст. 424 гл. 27 ГК РФ).

При проведении аудита организации и фирмы обязаны предоставлять в распоряжение аудиторов все материалы и документы, необходимые для проведения проверки, и создавать надлежащие условия работы, что должно быть указано в договоре на оказание аудиторских услуг.

В зависимости от поставленной в договоре цели аудита результаты проверок могут оформляться справками, отчетами и заключениями. Результаты аудиторской проверки носят строго конфиденциальный характер и не должны разглашаться. За разглашение этих данных аудитор может нести как дисциплинарную, так и материальную ответственность. Поэтому ответственность аудитора за разглашение данных, представляющих коммерческую тайну проверяемой фирмы, может быть предусмотрена в договоре. Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый или долгосрочный характер при условии наличия у аудиторской организации соответствующей лицен­зии ст. 139 ГК РФ).

 

3.2 Аудит расчетов по федеральным, местным и региональным
налогам и сборам

 

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей аудита расчетов предприятия с бюджетом.

Наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации оказывают налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, вызывающие больше всего трудностей как при расчете, так и при проведении проверки.

Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Поэтому в ходе аудиторской проверки аудитору следует обратить особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога.

Задачи проверки:

§ полнота определения объектов налогообложения (реализация товаров, работ, услуг; передача товаров, работ, услуг для собственных нужд; ввоз товаров в РФ);

§ обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей обложения НДС;

§ соответствие операций, освобожденных от обложения НДС, перечням, установленным НК РФ, наличие соответствующих лицензий;

§ ведение раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобожденных от обложения НДС; последовательность применения учетной политики в отношении такого раздельного учета;

§ обоснованность определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг безвозмездно, с оплатой не денежными средствами, по срочным сделкам, при реализации зависимым лицам, при реализации по ценам, различающимся более чем на 18%,

§ правильность определения налоговой базы при производстве товаров из давальческого сырья;

§ правильность определения налоговой базы передачи товаров, работ, услуг для собственных нужд;

§ правильность определения налоговой базы предприятием, выступающим в качестве налогового агента;

§ полнота включения в налоговую базу денежных сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (авансов, процентов, дисконта);

§ правильность применения налоговой ставки (0, 10, 18%);

§ соответствие операций, по которым применены ставки 0% и 10%, перечням, установленным НК РФ,

§ своевременность и полнота включения в налоговую базу операций, облагаемых по ставке 0%, в случае непредставления в налоговый орган установленных документов в течение 180 дней,

§ правильность определения даты реализации товаров, работ, услуг; передачи товаров, работ, услуг для собственных нужд;

§ последовательность применения учетной политики в отношении способа определения даты реализации товаров, работ, услуг (по отгрузке, по оплате);

§ соответствие составления счетов-фактур, ведения журналов учета, книг продаж и покупок порядку, установленному НК РФ и Постановлением Правительства РФ № 914;

§ правильность отнесения НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам, на затраты по производству и реализации продукции;

§ правильность применения налоговых вычетов (неприменение налоговых вычетов в отношении операций, не включаемых в объект налогообложения);

§ подтвержденность налоговых вычетов установленными документами (счетами-фактурами, денежными документами);

§ правильность заполнения налоговых деклараций, соответствие приведенных в них данных данным книг продаж и покупок, а также данным учетных регистров;

§ своевременность уплаты налога и представления налоговых деклараций;

§ правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений;

§ правильность отражения в учете сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;

§ своевременность и правильность отражения в учете сумм налога, зачтенных налоговым органом на уплату недоимок, пени, штрафных санкций;

§ своевременность проведения инвентаризации (сверки) с налоговым органом по расчетам по НДС;

§ соответствие отраженной в бухгалтерской отчетности задолженности по НДС данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

Источники информации при проверке расчетов по НДС:

§ счета-фактуры, составленные организацией и выставленные покупателям, заказчикам;

§ счета-фактуры, полученные от продавцов, исполнителей;

§ журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;

§ книга продаж;

§ книга покупок;

§ налоговые декларации по НДС;

§ карточка и анализ счетов 19, 68 субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (при автоматизированном учете).

Аудиторские процедуры, рекомендуемые к применению при проверке расчетов по НДС: аналитические процедуры (например, анализ отношения начисленного НДС и объема реализации, анализ отношения НДС, предъявленного к вычету, и оплаченной кредиторской задолженности и пр.), опрос, подтверждение (например, 3-го лица о постановке его на учет в налоговом органе), просмотр документов, сравнение документов, пересчет (например, расчета отношения облагаемых и необлагаемых оборотов для распределения общехозяйственных расходов).

Ошибки и нарушения при исчислении НДС весьма часты вследствие сложности этого налога. К наиболее характерным из них могут быть отнесены:

а) не включение в объект налогообложения некоторых операций, в частности таких как:

§ выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд;

§ передача товаров для собственных нужд;

б) вычет сумм налога, уплаченного за товары, работы, услуги, которые отнесены (списаны) на операции, не являющиеся объектами налогообложения, такие как:

§ списание вследствие порчи, хищения, недостачи;

§ списание материальных ценностей, вкладываемых в уставной капитал другой организации;

§ списание материальных ценностей, вносимых в совместную деятельность;

в) вычет сумм НДС по приобретенным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, по которым не осуществлена фактическая их оплата (например в оплату товаров передан вексель, полученный от заказчика работ в качестве аванса);

г) вычет сумм НДС по приобретенным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, по которым отсутствует документаль­ное подтверждение фактической оплаты;

д) неправомерное использование налоговых льгот;

е) неправильное заполнение налоговых деклараций (например, обнаружив ошибку — не начисление НДС, бухгалтер включает обнаруженную сумму в декларацию текущего налогового периода. Следует составить уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором была допущена ошибка).

Налог на прибыль.

Перечень задач при проверке исчисления налога на прибыль весьма многообразен. В ходе проверки аудитор должен удостовериться в:

§ последовательности применения учетной политики в отношении принятого метода определения доходов и расходов (метод начисления, кассовый метод);

§ установлении учетной политикой для целей налогообложения порядка ведения налогового учета, форм аналитических регистров налогового учета;

§ полноте и правильности формирования в соответствующих регистрах налогового учета следующих видов доходов:

а) от реализации продукции, работ, услуг;

б) от реализации товаров;

в) от реализации основных средств;

г) от реализации ценных бумаг;

д) от реализации прочего имущества и имущественных прав;

е) от реализации продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств (по видам их деятельности);

ж) внереализационных доходов (прочие);

§ обоснованности признания дат получения доходов;

§ экономической оправданности и документальной подтвержденности расходов, принимаемых для целей налогообложения;

§ соответствии установленному перечню расходов, не учтенных в целях налогообложения (не уменьшивших налоговую базу);

§ полноте и правильности формирования в соответствующих регистрах налогового учета следующих видов расходов:

а) расходов на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

б) расходов на реализацию товаров;

в) расходов на реализацию основных средств;

г) расходов на реализацию ценных бумаг;

д) расходов на реализацию прочего имущества и имущественных прав;

е) расходов на реализацию продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств (по видам их деятельности);

ж) внереализационных расходов (прочие);

§ обоснованности признания дат осуществления расходов;

§ ведении аналитического налогового учета:

а) доходов от реализации продукции, работ, услуг, товаров, имущества, имущественных прав и связанных с ними расходов по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам, и по видам деятельности, для которых установлен особый порядок учета;

б) расходов на производство и реализацию продукции, работ, услуг в разрезе прямых и косвенных расходов;

§ последовательности применения учетной политики в отношении материальных расходов при списании сырья и материалов (по себестоимости единицы запасов, по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО);

§ соответствии расходов на оплату труда условиям трудовых, коллективных, гражданско-правовых договоров, требованиям законодательных и нормативных актов РФ;

§ обоснованности отнесения для целей налогообложения активов предприятия к амортизируемым;

§ ведении аналитического налогового учета доходов и расходов от реализации амортизируемого имущества по каждому объекту;

§ последовательности применения учетной политики в отношении выбранного метода начисления амортизации;

§ обоснованности применения повышающих и понижающих коэффициентов к нормам амортизации;

§ правильности начисления сумм амортизации по амортизируемому имуществу;

§ обоснованности оценки стоимости незавершенного производства и готовой продукции;

§ правильности распределения прямых расходов на реализованные товары и остаток товаров на складе для операций торговли;

§ своевременности признания для целей налогообложения расхо­дов на ремонт основных средств, расходов на научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские разработки;

§ ведении аналитического налогового учета расходов на ремонт основных средств по составу отремонтированных основных средств, моменту возникновения расходов, суммам расхода на ремонт, переносимым на будущее;

§ обоснованности и правильности отнесения к расходам представительских расходов, расходов на подготовку и переподготовку кадров, расходов на рекламу;

§ обоснованности формирования резервов (по сомнительным долгам, по гарантийному ремонту и обслуживанию);

§ обоснованности и правильности уменьшения налоговой базы путем переноса убытков на будущее;

§ своевременности и правильности определения доходов и расходов при кассовом методе;

§ правильности применения налоговой ставки (24%; 17,5%; 6,5%);

§ правильности исчисления и своевременности уплаты авансовых платежей налога;

§ правильности составления и своевременности представления в налоговый орган налоговой декларации;

§ правильности исчисления и своевременности уплаты налога предприятием — налоговым агентом;

§ наличии инвентаризации (сверки) расчетов по налогу на прибыль с налоговым органом;

§ соответствии отраженной в отчетности задолженности по налогу на прибыль данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).     

Источники информации:

§ регистры аналитического налогового учета доходов и расходов;

§ расчеты бухгалтерии;

§ декларации по налогу на прибыль;

§ расчеты по авансовым платежам;

§ журнал-ордер № 15 (при журнально-ордерном учете);

§ карточка и анализ счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» (при автоматизированном учете).

При проверке исчисления и уплаты налога на прибыль могут быть рекомендованы следующие аудиторские процедуры: инвентаризация (например, продукции частичной готовности, входящей в состав незавершенного производства), осмотр и обследование (например, производственных участков, технологических цепочек и т. д.), наблюдение (например, за технологическим процессом изготовления продукции и т. д.), контрольные замеры (например, фактического объема израсходо­ванных материалов, списанных на материальные расходы), технологический контроль (например, осуществление контрольной операции), лабораторный контроль (например, соответствия свойств списанных на материальные расходы материалов установленным нормам), аналитические процедуры (например, сравнение отраженных в аналитическом налоговом учете материальных расходов с плановыми, нормативными, среднеотраслевыми данными, данными предыдущих периодов), опрос, подтверждение (например, от налогового органа о фактической задолженности по налогу), просмотр документов, сравнение документов, пересчет арифметических расчетов бухгалтерии.

Характерные ошибки и нарушения при исчислении налога на прибыль:

1. отражение в аналитическом налоговом учете расходов, не имеющих документального подтверждения (например, акта приемки-передачи результата выполненных работ);

2. отражение в аналитическом налоговом учете расходов, признанных на основании первичных документов, форма которых не соответствует установленным требованиям;

3. отражение в аналитическом налоговом учете расходов, которые должны увеличивать стоимость основных средств (затраты на реконструкцию, модернизацию и т. д.);

4. отражение в аналитическом налоговом учете расходов по выполненным для предприятия работам, оказанным услугам по договорам, которые могут быть признаны ничтожными (отсутствие государственной регистрации, отсутствие лицензии и пр.);

5. неполное или несвоевременное отражение в аналитическом налоговом учете доходов от реализации.

Единый социальный налог

Задачи проверки:

§ полнота определения налоговой базы по ЕСН (выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, с которыми у организации заключены договоры: трудовые, гражданско-правовые на выполнение работ, оказание услуг, авторские);

§ обоснованность не включения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;

§ обоснованность применения налоговых льгот по ЕСН;

§ правильность применения налоговой ставки и исчисления ЕСН;

§ правильность применения тарифов и исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

§ обоснованность и правильность уменьшения ЕСН в части, уплачиваемой в Фонд социального страхования РФ, на суммы производственных расходов, и в части, уплачиваемой в федеральный бюджет РФ, на суммы начисленных страховых взносов;

§ своевременность и правильность уплаты ЕСН и страхового взноса;

§ правильность заполнения налоговой декларации по ЕСН и декларации по страховым взносам и своевременность предоставления их в налоговый орган;

§ своевременность предоставления отчета в Фонд социального страхования РФ и сведений в Пенсионный фонд РФ;

§ ведение налогового учета сумм начисленного ЕСН и сумм начисленных страховых взносов по каждому работнику;

§ наличие инвентаризации (сверки) расчетов по ЕСН и страховым взносам с налоговым органом;

§ соответствие отраженной в отчетности задолженности по ЕСН и страховым взносам данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

Источники информации:

§ налоговые декларации по ЕСН;

§ декларации по страховым взносам;

§ расчеты по авансовым платежам ЕСН и страховых взносов;

§ расчетные ведомости по средствам Фонда социального страхования (форма № 4 - ФСС РФ);

§ индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и сумм начисленного ЕСН;

§ журнал-ордер № 10 (при журнально-ордерном учете);

§ карточка и анализ счета 69 (при автоматизированном учете).

Рекомендуемые аудиторские процедуры: аналитические процедуры (например, сравнение начисленных сумм ЕСН и начисленных выплат и вознаграждений в пользу работников), опрос, подтверждение (например, от налогового органа о фактической задолженности по налогу), просмотр документов, сравнение документов, пересчет арифметических расчетов бухгалтерии.

Характерные ошибки при исчислении ЕСН:

1. не включение в налоговую базу денежных выплат работникам, предусмотренных трудовым или коллективным договором (например, премий к юбилейным датам);

2. не включение в налоговую базу выплат работникам в натуральной форме, предусмотренных трудовым или коллективным договором (например предоставление служебного питания работникам предприятий общепита — кафе, ресторанов, столовых);

3. не включение в налоговую базу выплат по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг.

Налог на доходы физических лиц.

Аудитор изучает своевременность и полноту удержания из начисленной заработной платы налога на доходы физических лиц. При этом осуществляется арифметический контроль сумм удержанного налога, подтверждается правомерность применения льгот, предусмотренных действующим законодательством. Устанавливаются случаи не удержания налога на доходы с сумм материальной помощи, подарков, с компенсационных выплат сверх установленных норм (по командировочным и другим расходам), с разницы между рыночной стоимостью товаров и ценой реализации при продаже их сотрудникам по льготной цене и др.

По данным договоров страхования, заключенных со страховыми компаниями, платежных поручений и лицевых счетов работников определяются факты перечисления денежных средств со счетов предприятия в пользу работников по договорам добровольного страхования. Суммы страхового возмещения облагаются налогом на доходы.

Результаты аудиторской проверки ОАО СМК «Роса».

Аудиторская фирма ООО «Деловые консультации» заключила с ОАО СМК «Роса» договор на оказание аудиторских услуг. Договор предусматривает проведение аудиторской проверки правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов предприятием за 2005-2007 годы.

В начале работы мы ознакомились с юридическими документами организации: уставом, учредительными документами, документами регистрации, договорами и соглашениями на оказание услуг.

Аудиторской фирмой проводилась проверка с 23.06.2007г. по 08.08.2007г. для проверки соблюдения налогового законодательства (соблюдение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет), валютного законодательства ОАО СМК «Роса».

1) Налог на добавленную стоимость. К федеральным налогам относится налог на добавленную стоимость. Для проверки правильности отражения суммы нами проверены:

§ счета-фактуры от покупателей и счета-фактуры, полученные от продавцов;

§ журналы учета, полученных и выставленных счетов-фактур;

§ книга продаж;

§ книга покупок;

§ налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость;

§ карточки и данные по счетам 19, 68 («Расчеты по налогу на добавленную стоимость»).

Счета-фактуры от покупателей и выписанные ОАО СМК «Роса» зарегистрированы в книгах покупок и продаж. При проверке выборочно нами проверены счета-фактуры на приобретение материальных ценностей и на возмещение сумм НДС из бюджета.

В результате проверки обнаружены следующие ошибки.

1). Эпизод по доначислению налога на добавленную стоимость в связи с необоснованностью принятия к вычету сумм налога, уплаченных отделу вневедомственной охраны при Ленинском РОВД г. Смоленска за оказание услуг по охране имущества. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ: «В целях настоящей главы не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказанных услуг) установлена законодательством РФ . . . »

2) Эпизод по доначислению налога на добавленную стоимость в связи с необоснованностью отнесения на налоговые вычеты сумм налога, уплаченных поставщикам, не исполняющих должным образом налоговые обязательства. А именно приобретения сырья у поставщиков СПК «Мурыгино», КХ Иванова Л.В., ИП Киреев Н.Н., МУП «Чепли», ИП Почуйко М.М., ООО «Промлайн Траст», ООО «Техмаркет», ООО «Вариант» данные поставщики не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, так как используют специальные режимы налогообложения.

Исходя из выше изложенного, обществом завышены налоговые вычеты на 4614551 руб. и занижен НДС на 4614551 руб.

Аудиторская фирма предложила ОАО СМК «Роса» доплатить НДС в сумме 4614551руб. 00коп. и штраф в размере 922910руб. 00коп. С записью в бухгалтерском учете следующих проводок:

ДТ 19 КТ 68 – 4614551 руб. доначисление НДС

ДТ 99 КТ 68 – 922910 руб. начисление штрафа за несвоевременную уплату

ДТ 99 КТ 68 – 903866 руб. пени за несвоевременную уплату налога

2) Налог на доходы физических лиц. После проверки правильности уплаты НДС нами проведена проверка правильности начисления налога на доходы физических лиц. Нами проверены лицевые счета и налоговые карточки на каждого работника в количестве 328 карточек.

В ходе проверки выявлено, что ОАО СМК «Роса» не полностью удержало налог на доходы физических лиц и перечислило в бюджет в сумме 42000 руб.

Аудиторская фирма ООО «Деловая консультации, Москва» предлагает ОАО СМК «Роса» сделать перерасчет удержаний на доходы физических лиц, доплатить положенный к уплате НДФЛ, удержать его с доходов работников, и предоставить уточненные данные в налоговую инспекцию. А так же заплатить штраф в размере 8400руб. за несвоевременное перечисление налога.

ДТ 70 КТ 68 – 42000 – доначисление налога

ДТ 99 КТ 68 – 8400 – штраф за несвоевременную уплату налога

ДТ 99 КТ 68 – 16400 – штраф за непредставление в налоговой орган сведений о выплаченных доходах физическим лицам.

3) Налог на прибыль. В нарушении п. 1 ст. 252 и ст. 264 НК РФ обществом необоснованно списаны в 2006г. на затраты расходы, при о<



2019-12-29 312 Обсуждений (0)
Цели, задачи, источники и подготовительный этап аудита расчетов с бюджетом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели, задачи, источники и подготовительный этап аудита расчетов с бюджетом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)