Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА II . Организация и методы исследования



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
ГЛАВА II . Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеристика объектов исследования

 

Цель исследования: выявить особенности черт темперамента у детей с нарушением интеллектуального развития. В эксперименте принимало участие 81 учащихся 8 - 12 лет, из них 51 ребенок с сохранным интеллектом (25 мальчиков, 26 девочек), 30 - с нарушением интеллектуального развития (16 мальчиков, 14 девочек).

В основном семьи детей с нарушением интеллектуального развития, принимавших участие в эксперименте полные (19 семей), но не благополучные (17семей), не полных семей – 6, благополучных - 8. В основном в семьях по два ребенка (в 11 семьях), хотя наблюдается большое количество многодетных семей (9 семей). В группе 5 сирот. У 14 детей наблюдается нарушение речи, у 4 – миопия, у 7 – сопутствующих заболеваний не выявлено. У двух детей нарушение интеллекта обусловлено наследственностью.

Что касается детей с сохранным интеллектом, то их семьи в основном полные (38 семей), благополучные (45 семей), не полных семей – 13, не благополучных – 6. В основном в семьях по одному ребенку (29 семей), многодетных семей – 6. У большинства детей сопутствующих заболеваний не обнаружено (у 38 детей), у 4 детей миопия, у 6 – искривление позвоночника (сколиоз). Данные детей испытуемых групп представлены в приложении (таблица 1, 2). Анамнестические данные учащихся представлены в приложении (таблица 3, 4). Исследование проводилось на базе СКШИ № 5 Ленинского района и средней школы № 90 г. Красноярска Кировского района.

Таким образом, тот факт, что семьи у большинства детей с нарушением интеллектуального развития не благополучны по различным социальным и психологическим факторам (в них наблюдаются такие явления алкоголизм, наркомания, а вследствие этого низкий уровень дохода, уход из семьи одного из родителей, лишение родительских прав…) свидетельствует о том, что подобные семьи является группой риска для рождения детей с нарушением интеллектуального развития. Именно к таким семьям должно быть обращено внимание со стороны социальных служб, общества.

Методы исследования

 

Для исследования темперамента применяются специально разработанные опросники. Они построены в связи с определённой схемой и теорией темперамента и направлены на выявление тех или иных факторов поведения обследуемого. Конечно, опросник позволяет судить о свойствах темперамента лишь по материалам близких ему людей, например, родителей, опекунов.

При диагностике темперамента, предупреждает Я. Стреляу, следует помнить о некоторых положениях теории темперамента, без которых эта диагностика может быть неточной. А именно:

1. Стремясь распознать особенности темперамента, необходимо оценивать их в самых различных типах реакций. У одних людей преобладают двигательные реакции на стимул, у других - умственные, у третьих основным каналом разрядки напряжения является висцеральная сфера. Для правильного определения темперамента следует знать, в каких именно реакциях особенно ярко проявляются особенности темперамента.

2. Особенности темперамента определяются сложными физиологическими механизмами, состоящими из многих систем со специфическими параметрами функционирования Для правильного диагноза темперамента следует принимать во внимание возможно большее число различных реакций и вызывающих их раздражителей. В результате получается среднее значение, которое позволяет оценивать свойства темперамента, выходя за рамки специфики отдельных функциональных систем.

3. Свойства темперамента, считает Небылицин В.Д., проявляются прежде всего в экстремальных ситуациях, когда не срабатывают заученные стереотипы поведения.[35, 103]

4. Темперамент проявляется в способах, а не в эффективности действия.

5. Свойства темперамента могут быть замаскированы сформировавшимися в онтогенезе навыками, привычками или чертами личности. Следует наблюдать поведение индивида во многих разнообразных ситуациях, изучить самые разные формы его поведения. На фоне изменяющихся в различных ситуациях факторов свойства темперамента относительно стабильны и могут быть обнаружены во всей присущей данному индивиду специфичности.[49, 140]

Методика, применяемая нами бланковая, и для их использования требуется только карандаш и бумага.

В настоящем исследовании использовалась теоретическая концепция темперамента и инструменты его измерения (родительский опросник), разработанные американскими учёными А.Томасом и С.Чессом

Авторы работ (A.Thomas, H.G.Birch, S.Chess) в результате длительного наблюдения (в США) за развитием детей пришли к выводу, что родители могут быть эффективным источником информации о темпераменте детей. Анализ бесед с матерями, о поведении детей в типичных ситуациях при сопоставлении полученных сведений с экспертной оценкой, сделанной на основе врачебного наблюдения, позволил А. Томасу с соавторами выделить 9 характеристик, черт темперамента:

1. Активность (Activity): количество физических действий, совершаемых испытуемым в единицу времени. Моторный компонент поведения ребёнка, включающий подвижность во время купания, игр, еды и т. д. … Черта темперамента, характеризующая темп, частоту и степень выраженности, с которыми моторный компонент выступает в поведении. Малое число баллов означает низкую моторную активность, большое - высокую активность.

2. Ритмичность (Rhythmicity): степень постоянства и регулярности поведения ребёнка; регулярность проявления основных физиологических систем, предсказуемость времени функционирования этих систем. Черта темперамента отвечающая за стабильность, постоянство временного интервала между проявлениями основных физиологических процессов, таких как: пассивность-активность, сон-бодрствование, принятие пищи-дефикация и т.д. Малое число баллов по этой черте означает, что поведение ребёнка в большинстве случаев непредсказуемо, аритмично; большое число баллов означает - предсказуемость и ритмичность физиологических процессов.

3. Адаптабильность (Adaptability): время необходимое испытуемому для того, чтобы приспособиться после первичной реакции к новому раздражителю, например, к новой пище или новой ситуации. Черта темперамента, которая характеризует как быстро или медленно испытуемый приспособиться к новым условиям. Малое число баллов означает слабые адаптационные способности, длительную адаптацию; большое - высокую способность и быструю адаптацию.

4. Приближение - избегание (уход) (Approach-Withdrawal): первая реакция ребёнка на новые стимулы (на пищу, игрушки, людей, процедуры и т.д.) Эта черта может быть истолкована как результирующая реакции страха и исследовательского рефлекса в ответ на новый раздражитель. Низкое число баллов означает преобладание отрицательной реакции (ухода, избегания, страха), высокое - преобладание положительной реакции (приближения, интереса).

5. Интенсивность (Intensity): энергетический уровень реакций, независимо от их положительного или отрицательного знака, от их вида и направления. Большое число баллов указывает на высокую интенсивность реакций, малое - на низкую.

6. Порог чувствительности (Threshold) (УЯЗВИМОСТЬ): общая чувствительность к раздражителям; уровень силы раздражителя, необходимый для вызова реакции. Малое число баллов (высокий порог) указывает на низкую готовность реагировать на раздражители умеренной силы; большое число баллов, наоборот, указывает на низкий порог, т.е. высокую готовность реагировать, высокую реактивность.

7. Настроение (Mood): качество настроения. Преобладание положительного (смех, радость, удовольствие и т.д.) - большое количество баллов. Преобладание негативного, такого как плач, крик, выражение неудовольствия - малое количество баллов.

8. Внимание - настойчивость (Attention - Persistence): время, в течение которого испытуемый удерживается в рамках одного вида деятельности. Черта темперамента, которая характеризует способность ребёнка к концентрации внимания. Малое число баллов означает короткое время внимания и слабую концентрацию внимания, большое - устойчивое внимание и большую настойчивость.

9. Отвлекаемость (Distractability): реакция на внешние раздражители, время необходимое испытуемому для перехода от одного вида деятельности к другому при воздействии раздражителя (свет, шум и т.д.). Малое число баллов указывает на низкую отвлекаемость, ригидность поведения; большое - на высокую отвлекаемость.[67, с. 59]

S. C. McDevitt, W. B. Carey, Hegvik, S. C., опираясь на концепцию темперамента А. Томаса и шкалу 9 свойств темперамента, создали родительский опросник для детей 8-12-летнего возраста [64, 46; 61, 56] Опросник содержит 109 вопросов, предъявляемых родителю. Оценка ответа на вопрос оценивается по 6 и 7-бальной шкалам. Сумма баллов, полученных в результате ответа на вопросы, относящиеся к определённой черте темперамента, делится на число вопросов, получивших ответ, что даёт взвешенный балл, который может иметь любые целые или дробные значения.

Учёными г. Новосибирска (В.Г.Колпаков, В.В.Макаров) был переведен и адаптирован к русскоязычной популяции этот опросник. Вопросник, ключ и бланки представлены в приложении . [21, 8]

Таким образом, родителями был заполнен 81 опросник. Результатом исследования темперамента с помощью родительского опросника является набор из девяти свойств темперамента испытуемого, при этом каждое свойство имеет количественную оценку, выраженную в числовом эквиваленте. При проведении исследования получаем темпераментальный портрет, который представлен в виде средних значений по каждому из девяти свойств темперамента.

В исследовании так же использовалисьметоды статистической обработки и интегративной оценки полученных результатов. Необходимость разработки способов интегрального выражения результатов многофакторного анализа той или иной физиологической системы всегда стояла перед исследователями, и в настоящее время существует достаточно много различных вариантов такого выражения (способ "вегетативного портрета" В.А. Шидловского, "техника лиц" Г. Чернова и др.).

В связи с тем, что техника Чернова не так часто используется, остановимся на ее характеристике более подробно.

Появление и растущая популярность этой техники связаны с психологическими особенностями нашего восприятия: нам проще понять и оценить мульти - параметрическую, многофакторную информацию, когда она привычна и наглядна. Человек предпочитает иметь дело не с цифровыми таблицами и запутанными сложными графиками, а с изображениями, особенно в тех случаях, когда необходимо дать качественную оценку, сравнить, сгруппировать результаты наблюдений. Суть предложенной в 1973 г. американским математиком Г. Черновым "техники лиц" заключается в том, что многомерный комплекс данных о каком-то процессе или явлении отображается в виде стилизованной человеческой физиономии. Каждая черта такого портрета, будь то длина носа или наклон бровей, поставлена в соответствие с характеристиками изучаемого явления. Любое изменение его параметров вызывает деформацию лица, придает ему то или иное выражение.

Техника лиц Чернова привлекательна, прежде всего, потому, что каждый из нас способен мгновенно распознать малейшие изменения в выражении человеческого лица, даже если это лицо - рисованная карикатура. Именно легкость и надежность сопоставления различных выражений человеческого лица позволяют быстро решать сложные задачи сравнения многокомпонентных объектов, состояние которых может зависеть, например, от двух десятков параметров.

В исследовании мы использовали программу Microsoft Statistica V. 6,0., в котором предусмотрена такая утилита, как использование техники лиц Чернова, рисования интегрального темп – портрета. В этой программе интегральное лицо формируется, исходя из среднего значения показателей, представленных в сравниваемых группах, при этом «среднее» лицо принимается за идеал. Поэтому конкретный портрет какой-либо группы испытуемых может быть разным в зависимости от того, с кем сравнивается эта группа. В этом недостаток программы, однако, разницу в мульти - параметрических показателях эта утилита выявляет блестяще.

Все полученные результаты подверглись необходимой статистической обработке с вычислением средних величин и ошибки средней (M±м) и показателя достоверности различия (р). Различия считали достоверными при р < 0,05. Обработка результатов осуществлялась с помощью программного пакета «Stat Soft Statistica, v. 6 и электронных таблиц MS Excel 2000. Для обработки результатов были использованы методы параметрической и непараметрической статистики. Проверка однородности парных выборок проводилась по критерию «Т» Стьюдента. Для исследования степени выраженности связи между отдельными вариационными рядами применяли корреляционный анализ. При этом учитывалось, что при незначительных по величине полученных коэффициентов корреляции (r < 0,3) в действительности связь может отсутствовать или иметь противоположный знак.




2019-12-29 219 Обсуждений (0)
ГЛАВА II . Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА II . Организация и методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)