Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимосвязь успеваемости и свойств темперамента



2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Взаимосвязь успеваемости и свойств темперамента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формально динамические свойства личности накладывают отпечаток на все стороны поведения человека и в том числе, несомненно, влияют на его когнитивные способности. Особое значение это имеет в практике педагога, поскольку успеваемость по различным предметам должна зависеть, в том числе от темпераментальных свойств, поэтому для того, чтобы выяснить особенности когнитивных способностей детей с нарушением интеллекта и исследовать их взаимосвязь с отдельными чертами темперамента. Мы сравнили успеваемость по итогам года (по величине среднего балла) отдельно по точным и гуманитарным наукам у учащихся с сохранным и нарушенным интеллектом с учетом некоторых типологических характеристик темперамента. Результаты приводятся в таблице 12 и в приложении (таблица 13, 14)

 

Таблица 12

Успеваемость детей разных типов темперамента

Тип АП

(активность, пластичность)

Точные науки

Гуманитарные науки

Дети с сохр. интел. Дети с наруш. интел. Дети с сохр. интел. Дети с наруш. интел.
ИП (интенсивность, пластичность) - 3,87 2 - 4,5 2
ИР (интенсивность, ригидность) 4,12 2 - 3,37 2 -
АП (адекватность, пластичность) 3,86 9 3,32 16 3,86 9 3,66 16
АР (адекватность, ригидность) 3,97 36 3,07 7 3,83 36 3,87 7
СР (слабость, ригидность) 3,87 4 3,8 5 3,75 4 3,95 5
Вся группа 4 3,5 3,8 3,81

 

Примечание: числа в нижнем правом углу означают количество детей с данным типом.

Анализ успеваемости детей с сохранным и нарушенным интеллектом показал, что средний балл годовой успеваемости по всем предметам в группе детей с сохранным интеллектом составляет 3,9 балла, а в группе детей с нарушением интеллектуального развития – 3,65. И это притом, что учебные программы для детей с особыми образовательными нуждами значительно облегчены, адаптированы, построены с учетом их особенностей и возможностей (низкий уровень процессов памяти, внимание поверхностное, слабое, не устойчивое, слабо развито отвлеченное мышление). Т. е. уровень когнитивных способностей таких детей заметно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, даже при усвоении специальной программы.

Анализ успеваемости по точным и гуманитарным наукам показал, что дети с сохранным интеллектом точные науки усваивают лучше (средний балл - 4), нежели дети с нарушением интеллекта (средний балл – 3,5). В то же время средний балл по гуманитарным дисциплинам в обследуемых группах детей почти одинаков – 3,8 балла.

Представляет интерес сравнить характер успеваемости по точным и гуманитарным дисциплинам у детей с сохранным и нарушенным интеллектом с различными типами темперамента:

АП тип (адекватные пластичные) – дети с сохранным интеллектом этого типа одинаково успешно владеют как точными, так и гуманитарными науками (средний балл – 3,86), тогда как дети с нарушением интеллектуального развития с таким типом темперамента демонстрируют значительно меньшую успеваемость по точным наукам, по сравнению с гуманитарными.

Такая же динамика (такие же особенности успеваемости) по указанным дисциплинам наблюдается и в группе АР (адекватных ригидных) детей. У детей с нарушением интеллекта такого типа разница успеваемости по точным и гуманитарным наукам особенно велика и составляет 0,8 балла.

Противоположную картину демонстрируют дети с СР типом (слабым, ригидным) темперамента. Такие дети имеют практически одинаковую успеваемость как по точным, ток и по гуманитарным наукам (она колеблется от 0,75 до 3,95баллов), при чем разница между детьми с сохранным и нарушенным интеллектом несущественна и не превышает 0,07 баллов. Примечательно то, что дети с нарушением интеллектуального развития СР типа показывают лучшую успеваемость по гуманитарным наукам нежели дети с сохранным интеллектом.

Самую высокую успеваемость, как по точным, так и по гуманитарным наукам демонстрируют дети с нарушением интеллекта ИП типа темперамента (интенсивные ригидные).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог выполненному ними исследованию формально динамических свойств личности детей с нарушением интеллекта, мы можем констатировать, что эти нарушения, которые проявляются ухудшением памяти, нарушениями речи, обязательно сопровождаются изменениями степени выраженности ряда черт темперамента, характеризующих активность деятельности, целеустремленность и прочность закрепленных стереотипов поведения. Несомненно, что эти особенности связаны с теми изменениями свойств нервной системы ребенка, которые и оказались причиной нарушения когнитивных функций. Основываясь на полученных результатах, мы можем сделать следующие выводы:

1. Черты темперамента, определяемые методикой А. Томаса (активность, приближение, настроение, внимание, ритмичность, интенсивность, порог, адаптабильность, отвлекаемость) у детей с сохранным интеллектом в г. Красноярске имеет региональные особенности, и по некоторым параметрам достоверно отличаются от соответствующих показателей детей г. Новосибирска. Поэтому, при проведении любых исследований темпераментальных свойств детей в школе необходимо руководствоваться собственными региональными нормами.

2. Отклонение от показателей черт темперамента детей с сохранным интеллектом более выражены у мальчиков с нарушенным интеллектом, нежели у девочек, особенно это касается таких черт, как активность, ритмичность, приближение, внимание, настроение и адаптабильность.

3. Наиболее ранимыми чертами темперамента у девочек с нарушением интеллекта являются отвлекаемость, интенсивность деятельности и адаптабильность значения которых, значительно ниже нормы.

4. У детей с нарушением интеллекта выявляется большее количество прочных корреляционных связей между чертами темперамента, что свидетельствует о меньшей зрелости нервной системы и темпераментальных свойств у таких детей.

5. При нарушении интеллекта у детей происходит перераспределение типов темперамента по признакам активности, целеустремленности и пластичности. Преобладающее большинство таких детей – это ригидные, безразличные, средне активные индивидуумы.

6. Характер описанных особенностей темпераментов не оказывает заметного влияния на показатели успеваемости детей с нарушенным интеллектом, однако можно отметить, что если у детей с сохранным интеллектом более высокая успеваемость отмечается по точным наукам, то у детей с нарушением интеллекта средний балл выше по гуманитарным дисциплинам.

 




2019-12-29 222 Обсуждений (0)
Взаимосвязь успеваемости и свойств темперамента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимосвязь успеваемости и свойств темперамента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)