Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типологические особенности черт темперамента



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Типологические особенности черт темперамента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследуя темпераментальные особенности детей, мы построили типологию черт темперамента. Варианты типов темперамента, строятся исходя из выявляемых особенностей поведения индивида - активность, пластичность (устойчивость), целеустремленность. Также учитываются результаты корреляционного анализа, приведенные выше.

Учитывая такие фундаментальные параметры формальной организации поведения человека, как активность и пластичность, или устойчивость поведения, которые во многом совпадают с критериями деления высшей нервной деятельности на типы (сила и подвижность корковых процессов), мы попытались сгруппировать черты темперамента в группы, более или менее связанные, по нашему мнению, с указанными свойствами. Учитывается еще один фактор, участвующий в формировании типов черт темперамента, показатель, определяющий уровень настроя на удовлетворение доминирующей мотивации - целеустремленность. В результате возник так называемый вариант АЦП (аббревиатура по первым буквам учитываемых свойств поведения). Метод выделения АЦП-типов темперамента защищен патентом РФ (№ 2003134844/14 (037471) от 01.12. 2003 г).

Типология черт темперамента по варианту АЦП (активность, целеустремленность, пластичность).

Свойства системы поведения (Вариант АЦП) Черты темперамента
АКТИВНОСТЬ (Сила и выраженность реакций поведения) высокоактивные, средне активные, низко реактивные. активность чувствительность, интенсивность настроение
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ (Настрой на удовлетворение доминирующей мотивации) целеустремленные, заинтересованные, безразличные. отвлекаемость настойчивость внимание
ПЛАСТИЧНОСТЬ (Способность к сохранности закрепленных форм поведения, прочность стереотипов) ригидные, средне стойкие, пластичные. ритмичность приближение  

 

Для определения АЦП-типа мы предлагали рассчитывать три индекса:

- ИНДЕКС АКТИВНОСТИ, равный сумме значений активности чувствительности, интенсивности;

- ИНДЕКС ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ, равный сумме отвлекаемости, настойчивости, внимания;

- ИНДЕКС ПЛАСТИЧНОСТИ, равный сумме ритмичности, приближение, настроение.

В основу разделения АЦП-черт темперамента на типы были взяты средние баллы в серии конкретных тестовых вопросов, характеризующих ту черту поведения, которая включена нами в одну из приведенных выше групп.

Таким образом, если мы посмотрим на рисунок 6, то увидим, что нормальный характер распределения значений активности у детей испытуемых групп сохраняется, как и полагается, преобладает количество детей с адекватным уровнем. При этом детей спокойных с сохранным интеллектом больше, чем детей с нарушенным, а инициативных меньше.

 

Рис. 6 Распределение значений активности у детей с сохранным и нарушенным интеллектом

Что касается распределения значений целеустремленности, то он сохраняется только у детей контрольной группы. Среди детей с нарушением интеллекта преобладающее большинство с низким уровнем целеустремленности. Чуть меньше со средним уровнем, а так же их меньше, если сравнивать с контрольной группой. Совсем мало детей с нарушением интеллекта с высоким уровнем целеустремленности, сохранных детей с этим уровнем значительно больше (рис. 7).

 

Рис. 7 Распределение значений целеустремленности у детей с сохранным и нарушенным интеллектом

 

Противоположная ситуация наблюдается у детей с нарушением интеллектуального развития относительно распределения значений пластичности. Наблюдается повышенное число ригидных детей, на втором месте располагаются лабильные дети и меньше всего пластичных детей с нарушением интеллекта. У детей контрольной группы сохраняется верное распределение значений пластичности (рис. 8).

 


Рис. 8 Распределение значений пластичности у детей с сохранным и нарушенным интеллектом

 

Таким образом, получается, что преобладающее большинство детей с нарушением интеллектуального развития – это ригидные, не целеустремленные (безразличные), но адекватно активные индивиды.

Теперь более подробно рассмотрим каждый тип темперамента.

Анализ полученных данных относительно типа АЦ (активность, целеустремленность) у детей с нарушением интеллекта свидетельствует о том, что интенсивных и целеустремленных; адекватных и целеустремленных, а так же спокойных и безразличных детей не наблюдается. Преобладающее большинство – это адекватные (в меру активные), безразличные дети. Число детей интенсивных, заинтересованных равно числу детей интенсивных, безразличных. Чуть меньше детей заинтересованных, в меру активных (адекватных). И совсем мало детей спокойных заинтересованных и спокойных целеустремленных. Если сравнивать детей испытуемых групп между собой, то количество детей с сохранным интеллектом больше, если это – интенсивные, целеустремленные; адекватные, целеустремленных; адекватные, заинтересованные; спокойные, целеустремленные; спокойные, безразличные (рис 9).

 


Рис. 9 Частота встречаемости АЦ – типов у испытуемых групп

 

Характеризуя типы ЦП (целеустремленность, пластичность) детей с нарушением интеллекта, можно отметить, что детей целеустремленных и пластичных, целеустремленных и лабильных, а также безразличных ригидных не наблюдается. Преобладающее большинство - это дети безразличные, лабильные. Далее по убывающей идут дети заинтересованные, лабильные; заинтересованные, пластичные. Одинаковое количество детей целеустремленных, ригидных и заинтересованных, ригидных; реже всего встречаются безразличные пластичные. Сравнивая типы детей с сохранным и нарушенным интеллектом, можно отметить, что заинтересованные и ригидные, заинтересованные и лабильные, а также безразличные и ригидные дети с нарушением интеллекта встречается чаще, чем дети с сохранным интеллектом (рис. 10).

 

Рис. 10 Частота встречаемости ЦП – типов у испытуемых групп

Анализ полученных данных относительно типа АП (активные, пластичные) у детей с нарушением интеллекта свидетельствует о том, что интенсивных и ригидных, адекватных и ригидных, спокойных и пластичных, а так же спокойных лабильных детей не наблюдается. Преобладающее большинство – это адекватные (в меру активные), лабильные дети. Меньше, но достаточно часто встречаются интенсивные, лабильные дети. Еще реже встречаются спокойные, ригидные; затем идут адекватные, пластичные. И очень редко встречаются интенсивные пластичные. Сравнивая типы детей с сохранным и нарушенным интеллектом, можно отметить, что интенсивные и лабильные, адекватные и лабильные, спокойные и ригидные дети с нарушением интеллекта встречается чаще, чем дети с сохранным интеллектом (рис. 11).

 

Рис. 11 Частота встречаемости АП – типов у испытуемых групп

 

Таким образом, мы видим, что у значительной части детей наблюдается ригидность – недостаточная подвижность, переключаемость, приспособляемость мышления, установок, им трудно переключиться с одного вида деятельности на другой, это объясняется незрелостью нервной системы, так как это - показатель нервной системы. Так как они ригидны, то пластичность нервной системы, скорость перехода от возбуждения к торможению замедлена. Эти факты свидетельствуют о том, что свойства нервной системы детей с нарушением интеллекта отличаются от свойств детей, нормально развивающихся меньшей силой корковых процессов - они более чувствительны, наблюдается низкая подвижность, пластичность корковых процессов, ригидность. Что касается целеустремленности, то у большей части детей наблюдается безразличие. Эти особенности свойств нервной системы и психики надо учитывать при организации педагогического процесса.

 



2019-12-29 244 Обсуждений (0)
Типологические особенности черт темперамента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типологические особенности черт темперамента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)