Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регулирование инфляции



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Регулирование инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие единой денежно-кредитной политики государства как более общее должно включать це­ли, задачи и действия правительства, возможно, других органов власти, а не только Банка России. Это касается в частности мер по дедолларизации экономики, снижению неплатежей, размеры кото­рых уже превысили 1,7 трлн руб., и др.[24]

В Основных направлениях главной целью денежно-кредитной политики названо снижение инфляции. Если исходить из задач самого Банка России, то это верно, поскольку он отвечает за ста­бильность рубля. Но этого совершенно недостаточ­но, так как не охватывает цели и задачи денежно-кредитной политики государства в целом.

Одной из таких главнейших задач должно быть содействие росту экономики. В конечном счете снижение инфляции — это никак не самоцель, а одно из средств влияния денежной сферы на рост экономики. Вместе с тем практически не рассмат­риваются возможности инфляционного роста эко­номики, который периодически используют разные страны.

Динамика потребительских цен в 2004 году будет определяться совокупностью факторов, имеющих долгосрочный характер и определяющих базовый уровень инфляции, и краткосрочных факторов, связанных как со структурными реформами в экономике, так и с прочими факторами.

Среди долгосрочных факторов повышательное воздействие на рост потребительских цен будут оказывать экономическая и инвестиционная активность, рост денежных доходов населения и расширение потребительского спроса. Вместе с тем соотношение спроса и предложения товаров и услуг, профицит федерального бюджета и осуществление рациональных мер в области бюджетной политики, состояние производственных мощностей, денежно-кредитная политика и политика валютного курса, улучшение инфляционных ожиданий будут способствовать дальнейшему снижению в 2003 году базовой инфляции.

На траекторию инфляции в 2003 году будут воздействовать факторы, связанные с необходимостью обновления основных производственных фондов для поддержания устойчивости экономического роста. Поскольку возможности некапиталоемкого роста экономики в значительной степени уже исчерпаны, намечаемые масштабная модернизация, обновление и расширение основного капитала будут ограничивать возможности снижения инфляции в 2003 году.[25]

Ожидаемое в 2003 году улучшение ситуации на рынке труда и рост заработной платы приведут как к росту личного потребления, так и к увеличению издержек на заработную плату, усилению спросового влияния на цены. Важную роль в ограничении инфляции в этих условиях приобретают ожидаемый рост производительности труда и сокращение себестоимости материальных факторов производства, развитие ресурсосберегающих технологий под влиянием активизации механизмов рыночной конкуренции, а также согласованная политика доходов, формируемая в рамках Генерального соглашения между российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Реализация в 2003—2004 годах стратегии социально-экономического развития объективно связана с необходимостью углубления в 2003 году структурных преобразований в экономике, прежде всего в направлении проведения жилищно-коммунальной реформы, реформирования инфраструктуры естественных монополий и изменения тарифной политики с целью ликвидации субсидирования экономики посредством низких энергетических тарифов, восстановления рациональных ценовых пропорций, снижения зависимости экономики от экспорта сырья, стимулирования экспорта готовых изделий. Намечаемые на 2003 год в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики основные мероприятия Правительства Российской Федерации, направленные на ликвидацию системы перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги и отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, будут сопровождаться повышением стоимости этого вида услуг для населения, что будет оказывать прямое воздействие на увеличение инфляции в краткосрочном аспекте.

В долгосрочном аспекте оптимизация цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий будет стимулировать снижение издержек изготовителей готовой продукции в части расходования средств на использование электроэнергии, газа, услуг железнодорожного и трубопроводного транспорта, связи, способствовать рациональному энергопотреблению со стороны населения. В краткосрочном аспекте достижение реальных результатов по этим направлениям будет сопровождаться опережающим по отношению к росту цен производителей промышленной продукции повышением цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, перераспределением доходов от основных энергетических потребителей в пользу естественных монополий, ростом цен на конечную продукцию, усилением воздействия структурных факторов на инфляцию, измеряемую по индексу потребительских цен.

Прочие факторы, к которым, в частности, относится высокая волатильность цен на отдельные виды продовольственных товаров, окажут, по оценкам, в 2003 году негативное воздействие на общую динамику потребительских цен.

Таким образом, в 2003 году структурные и прочие факторы будут в большей степени оказывать влияние на динамику цен на потребительском рынке, однако общий уровень инфляции будет ниже, чем в 2002 году.

Банк России считает, что необходимым условием создания благоприятного инвестиционного климата и повышения благосостояния населения в складывающейся ситуации является последовательное снижение инфляции. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2003 году должно быть снижение инфляции до уровня, при котором обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания устойчивого долговременного экономического роста. Расчеты Банка России показывают, что в 2003 году уровень инфляции может составить 12—14% (из расчета декабрь к декабрю), или 14,3—15,5% в среднегодовом выражении.

Одним из факторов, способным существенно повлиять в 2003 году на динамику цен, является реализация политики Правительства Российской Федерации в области регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.[26]

В прогнозный период Правительство Российской Федерации предполагает повышение уровня цен и тарифов в естественных монополиях, так как реальный уровень этих цен (тарифов) для промышленности существенно снизился по отношению к ценам 1997 года. В 2002 году, по оценке Правительства Российской Федерации, тарифы на электроэнергию составят 0,65, оптовые цены на газ — 0,59 по отношению к ценам 1997 года (относительно цен в промышленности). Уровень цен в России в несколько раз ниже по сравнению с мировым и европейским уровнями (цена на электроэнергию в России 1,3 цента за кВтч при 5—8 центах за кВтч в европейских странах, на газ — 13—16 долл. за тыс. куб. м при 120—130 долл. соответственно).

Параметры и сроки повышения цен на энергоносители и тарифов на железнодорожные перевозки в прогнозном периоде проектируются исходя из того, чтобы не провоцировать инфляционные ожидания у потребителей и обеспечить достижение целей инфляции и роста производства. Этим условиям, по оценкам Правительства Российской Федерации, удовлетворяют следующие параметры роста цен и тарифов на энергоносители: в электроэнергетике — 1,11—1,13 раза, оптовых цен на газ — 1,06—1,08 раза по отношению к инфляции в промышленности. Более высокое повышение тарифов в электроэнергетике по сравнению с ценами на газ предусмотрено с учетом худшего финансового положения энергетики. Доходы в энергетике будут постепенно повышаться, в том числе и за счет более низкого роста затрат на газ.

Тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом будут повышаться в меру роста цен производителей промышленной продукции.

В политике ценового регулирования Правительство Российской Федерации исходит из того, что возможности некапиталоемкого развития топливно-энергетического сектора практически исчерпаны, поэтому обеспечение потребности внутреннего рынка и экспорта диктует необходимость существенного роста капитальных затрат, что будет влиять на трансформацию системы относительных цен и перераспределение финансовых потоков между отраслями.

Таким образом, снижение инфляции на потребительском рынке до этого уровня в 2003 году возможно только при условии, что Правительством Российской Федерации будут приняты необходимые меры по существенному снижению влияния структурных факторов на рост инфляции, рациональному управлению бюджетными расходами и государственным долгом.

 

Заключение

 

В данной работе была рассмотрена проблема денежной системы и денежного обращения в России. По итогам проведенного исследования необходимо сделать ряд выводов:

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, об­служивающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве Базовыми категориями денежного обращения являются денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика.  Денежное обращение — достаточно сложная конструкция, соединяющая как основ­ные сущностные характеристики денег, так и механизмы, и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

Денежная единица - это исторически сложившаяся законодательно закрепленная национальная единица измерения количества денег, цен товаров и услуг. Законом о Центральном банке РФ установлено, что одной из основных целей деятельности банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Денежная масса - это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулиро­вания (центральный банк, министерство финансов и т.д.).

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения, которое в России имеет свои особенности. В годы реформ в России и ее регионах имело место существенное изменение структуры денеж­ной массы - резкое увеличение удельного веса наличных и соответствующее сокращение безна­личных денег.

Основная проблема по налично-денежному обращению – это нарушение работы с денежной наличность среди банков. Так из числа проверенных в 1999 году предприятий в целом по Российской Федерации допустили различные нарушения порядка работы с денежной наличностью 16,9 тысячи, или 4%, на общую сумму 570,5 млн. рублей

По проблеме безналичного денежного оборота необходимо отметить ряд проблем:

Превалирование безналичных расчетов, минуя банки. В результате так называемые "живые" деньги использовались в меньшей части экономического оборота страны, отчего не могли быть достигнуты и должные успехи государственного регулирования.

Низкая доля в расчетах между банками клирингового способа платежей, существенно (нередко в 10 раз) снижаю­щего нагрузку на поддержание ликвидности, хотя и более рис­кованного. Она составляет считанные проценты (за рубежом - от 50% до 80%) по ряду экономических и технических причин: отсутствия конкуренции на рынке расчетных услуг вплоть до конца 90-х гг., когда Банк России ввел плату за них; наличия высоких рисков (особенно кредитного) в си­стеме расчетов; сложностей создания технологической базы подобных расчетов. Из-за больших рисков в расчетах в Рос­сии применяется только вторая модель клиринга, тогда как за рубежом — преимущественно первая.

В соответствии с “Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год” предполагалось снижение инфляции до уровня 12- 14% при росте объема ВВП за 2002 год на 3,5-4,5%. При таком сочетании основных макроэкономических параметров увеличение спроса на рублевую денежную массу М2 могло составить до 28% за год. Фактически за девять месяцев 2002 года денежная масса (М2) возросла на 15,2%. Прогноз темпов роста спроса на деньги на текущий год предполагал дальнейшее снижение скорости обращения денег. Сложившаяся динамика этого показателя за январь-сентябрь текущего года подтверждает сделанные предположения. Продолжается рост монетизации расчетов (хотя и объективно более медленными темпами, чем в предшествующий период), растут срочные вклады населения, что способствует увеличению доли длинных денег в структуре денежной массы.

За первые девять месяцев 2002 года денежная база в узком определении выросла на 15,5%. Банк России ожидает, что показатели денежной базы в целом за 2002 год будут соответствовать расчетным ориентирам на текущий год.

Основным источником увеличения денежного предложения остается покупка Банком России иностранной валюты. Тем не менее сохранение темпов кредитной активности банков в текущем году па уровне соответствующего периода 2001 года свидетельствует об устойчивости вклада кредитных организаций в формирование совокупного денежного предложения.

О повышении доверия населения к банковской системе свидетельствует сохранение в 2002 году тенденции к опережающему росту срочных депозитов: удельный вес срочных депозитов в общем объеме рублевых вкладов населения возрос с 65% па 1.10.01 до 79% на 1.10.02, при этом доля рублевых вкладов со сроком погашения более года увеличилась за указанный период почти в два раза: с 19,3 до 37,7%

На этом фоне более быстрое увеличение за первые девять месяцев текущего года депозитов населения в иностранной валюте по сравнению с депозитами в рублях - на 38.5% против 29,6% - в значительной степени связано с переводом части наличной иностранной валюты на руках у населения в организованную форму сбережений. Вместе с тем это свидетельствует о сложившихся предпочтениях в выборе вида валюты сбережений, что является ограничением для дальнейшего развития спроса на национальную валюту.

В результате проводимой денежно-кредитной политики и политики валютного курса темпы роста потребительских цен в 2002 году по сравнению с 2001 годом замедлились.

За девять месяцев 2002 года инфляция на потребительском рынке составила 10,3% против 13,9% за аналогичный период 2001 года. В сентябре инфляция на потребительском рынке за скользящий 12-месячный период (месяц к соответствующему месяцу прошлого года) составила 14,9% против 20,0%, годом ранее. Для достижения в 2002 году целевого ориентира по инфляции на уровне 14% в IV квартале текущего года прирост цен на потребительском рынке должен составить не более 3,3%.

В январе-сентябре 2002 года произошли изменения в структуре инфляции - значительно увеличился вклад в прирост потребительских цен компонента, связанного с ростом цен на платные услуги населению. Возрос также вклад компонента, обусловленного высокими темпами роста цен на плодоовощную продукцию и бензин. При этом ощутимо снизился вклад базовой инфляции в общий темп прироста потребительских цен.

До последнего времени путем перевода доходного потенциала из региональных бюджетов в федеральный удавалось удерживать ресурсный потенциал федераль­ного бюджета. Но сегодня такая возможность практи­чески исчерпана. В 2003 г. ресурсный потенциал феде­рального бюджета по сравнению с предыдущим годом предполагается сократить на 1,2% ВВП (с 19,1 до 17,9%) при росте профицита на 0,1% ВВП.

Ресурсный потенциал бюджетной системы склады­вается из всех бюджетных доходов (налоговых и нена­логовых), а также источников покрытия дефицита бюджета. В случаях профицитного бюджета, ресурс­ный потенциал бюджетной системы, соответствен­но, меньше ее доходного потенциала на сумму не­использованного бюджетного профицита и финан­сового резерва (то есть финансовых ресурсов, изъя­тых из экономики).

 

Литература

 

1. Конституция РФ. 1993

2. Гражданский кодекс РФ ч. 1, 2

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г.)

4. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"

5. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (с изм. и доп. от 12 марта, 30 июня, 24, 25 июля, 25 октября, 27 ноября, 19, 24, 31 декабря 2002 г.)

6. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (с изм. и доп. от 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.)

7. Федеральный закон от 25 декабря 2000 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)

8. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001г.)

9. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.)

10. "Безналичные деньги - имущество?" // Потяркин Д., "Хозяйство и право", 2000, N 3

11. "Безналичные деньги. Есть ли они в природе? // Заметки банкира" // Трофимов К., "Хозяйство и право", 2001, N 2

12. Деньги как объект обязательственных правоотношений // М.Л. Башкатов, "Законодательство", N 4, апрель 2003 г.

13. Деньги любят счет // А. Карпухин, "эж-ЮРИСТ", N 36, сентябрь 2003 г.

14. «Деньги, кредит, банки» под редакцией Г.И.Кравцовой, Минск «Меркаванне» 1994 год

15. «Деньги, кредит, банки» под редакцией О.И.Лаврушиной, Москва «Финансы и статистика» 2000 год

16. «Общая теория денег и кредита» Жуков Е.Ф., Москва «Банки и биржи» издательское объединение «ЮНИТИ» 2001 год

17.  «Банковское дело» В.И.Колесникова, Л.П.Кроливецкая, Москва «Финансы и статистика» 1999 год

18. «Денежные расчеты в предпринимательской деятельности» Новоселова, Москва, учебно-консультационный центр ЮрИнфор 1996 год

19. «Деньги, кредит, банки» Е.Ф.Жуков, Москва «Банки и биржи» изд. Объединение «ЮНИТИ» 1999 год

20. «Деньги и кредит» 5/2000. статья А.В.Юрина «наличные деньги – их место в современной России»

21. Брегель Э.Я. "Денежное обращение и кредит капиталистических стран" 3-е изд. М. Финансы 1973 г.

22. "Бумажные денежные знаки России и СССР" М. "Финансы и статистика", 1999 г.

23. Э.Д. Долан "Деньги, банковское дело и К.Д. Кэмпбел кредитно- денежная политика" пер. с Р.Д.Кэмпбелл     англ. М-Л 1991 г.                 

24. Дьяченко В.П. "Денежное обращение и кредитная система СССР за 20 лет" М. Госфиниздат, 1939 г.

25. Злобин И.Д. и др.   "Деньги, кредит и финансы в социалистическом обществе" Финансы 1975 г.

26. Красавина Л.Н. и др. "Денежное обращение и кредит при капитализме" 3-е изд. М. Финансы и статистика 1989 г.

27. Матюхин Г.Г. "Мировые финансовые центры" М. Международные отношения 1979 г.

28. Михайлевский Ф.И. "История денег и кредита" хрестоматия Издание коммунистического университета им Я.Свердлова М.1925г.

29. Михалевский Ф.И. "Очерки истории денег и денежного обращения"

30. Госфиниздат 1948 г.

31. Нечаев Г.М. "Монеты России (от Древней Руси до 1917 г.)" Омское кн. изд-во, 1994г.

32. Падалкина Л.С. "Современная денежно-кредитная система капитализма" М. Изд. ВЗФЭИ, 1982 г.

33. Камаев В.Д. "Учебник по основам экономической теории" М. Изд. ВЛАДОС, 1994 г.

34. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. "Основы экономической теории" Учебн. пособие – М.: Рыбари, 2000 г.

35. Семенов С.К. Банки и методы организации наличноденежного оборота в Росси «Финансы и кредит» № 62, 2001

36. Суваревич А.В. К вопросу о дальнешем развитии Российской банковской системы // «Финансы и кредит», № 5, 2001

37. Орусов Д.В. Эффективность учетной политики Банка России на современно этапе // «Финансы и кредит», №2, 2002

38. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год // «ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ» № 1 (649)

39. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год // «ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ» № 1 (579)

40. О состоянии наличного денежного обращения в Российской Федерации в 1999 году // ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ № 11 (439)

41. Парамонова Т.В. «Банк России: взгляд в будущее» // «Экономика и Жизнь» №9, 2001 г.

42. Товар - Деньги - Товар // Н. Рогожин, "эж-ЮРИСТ", N 44, октябрь 2003 г.

43. Чтобы деньги не пропали даром // Е. Ширимова, "Кадровое дело", N 2, февраль 2003 г.


[1] «Деньги, кредит, банки» под редакцией О.И.Лаврушиной, Москва «Финансы и статистика» 2000 год

 

[2] «Общая теория денег и кредита» Жуков Е.Ф., Москва «Банки и биржи» издательское объединение «ЮНИТИ» 2001 год

 

[3] «Общая теория денег и кредита» Жуков Е.Ф., Москва «Банки и биржи» издательское объединение «ЮНИТИ» 2001 год

 

[4] «Деньги, кредит, банки» Е.Ф.Жуков, Москва «Банки и биржи» изд. Объединение «ЮНИТИ» 1999 год

 

[5] «Общая теория денег и кредита» Жуков Е.Ф., Москва «Банки и биржи» издательское объединение «ЮНИТИ» 2001 год

 

[6] «Деньги и кредит» 5/2000. статья А.В.Юрина «наличные деньги – их место в современной России»

 

[7] «Деньги, кредит, банки» Е.Ф.Жуков, Москва «Банки и биржи» изд. Объединение «ЮНИТИ» 1999 год

 

[8] «Общая теория денег и кредита» Жуков Е.Ф., Москва «Банки и биржи» издательское объединение «ЮНИТИ» 2001 год

 

[9] «Деньги, кредит, банки» под редакцией Г.И.Кравцовой, Минск «Меркаванне» 1994 год

 

[10] «Деньги, кредит, банки» Е.Ф.Жуков, Москва «Банки и биржи» изд. Объединение «ЮНИТИ» 1999 год

 

[11] «Общая теория денег и кредита» Жуков Е.Ф., Москва «Банки и биржи» издательское объединение «ЮНИТИ» 2001 год

 

[12] «Деньги, кредит, банки» Е.Ф.Жуков, Москва «Банки и биржи» изд. Объединение «ЮНИТИ» 1999 год

 

[13] Усоскин В.М. «Современный коммерческий банк: управление и операции», М., «Вазар-Ферро»,2001 г.

 

[14] «Деньги, кредит, банки» под редакцией О.И.Лаврушиной, Москва «Финансы и статистика» 2000 год

 

[15] Парамонова Т.В. «Банк России: взгляд в будущее», «Экономика и Жизнь» №9, 2001 г.

[16] Парамонова Т.В. «Банк России: взгляд в будущее», «Экономика и Жизнь» №9, 2001 г.

[17] Парамонова Т.В. «Банк России: взгляд в будущее», «Экономика и Жизнь» №9, 2001 г.

 

[18] Об особенностях современного бюджетного процесса В.П. Горетлад// Финансы, №7, 2002

 

[19] Об особенностях современного бюджетного процесса В.П. Горетлад// Финансы, №7, 2002

 

[20] Об особенностях современного бюджетного процесса В.П. Горетлад// Финансы, №7, 2002

 

[21] Об особенностях современного бюджетного процесса В.П. Горетлад// Финансы, №7, 2002

 

[22] Об особенностях современного бюджетного процесса В.П. Горетлад// Финансы, №7, 2002

 

[23] Об особенностях современного бюджетного процесса В.П. Горетлад// Финансы, №7, 2002

 

[24] Семенов С.К. Банки и методы организации наличноденежного оборота в Росси «Финансы и кредит» № 62, 2001

 

[25] Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России. // Деньги и кредит.–2003.–№9.

 

[26] Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист.–2003.–№1.

 



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Регулирование инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регулирование инфляции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)