Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сегментация и позиционирование



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Сегментация и позиционирование 0.00 из 5.00 0 оценок




На рынке газа Российской Федерации функционируют регулируемый и нерегулируемый сегменты рынка.

Регулируемый сегмент рынка газа - это рынок, на котором государство применяет формы прямого регулирования, предусмотренные законодательством, в том числе, путем утверждения цен (тарифов), а также установления балансовых заданий по поставкам газа потребителям.

Нерегулируемый сегмент рынка газа - это рынок, на котором отношения его участников определяются договорами и соглашениями по объемам поставок газа, предусмотренным в балансе для реализации на нерегулируемом сегменте по договорным ценам, формируемым на основе спроса и предложения. Контроль за действиями субъектов этого рынка, занимающих доминирующее положение, осуществляется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Развитие рынка газа осуществляется в направлении увеличения доли нерегулируемого сегмента рынка до полной ликвидации сегмента рынка, на котором применяется прямое регулирование.

Развитие нерегулируемого сегмента и формирование конкурентного рынка газа будет осуществляться в условиях, при которых на российском рынке газа главным поставщиком является ОАО "Газпром". Доминирующее положение на российском рынке газа занимает регулируемый сегмент. Расширение сферы нерегулируемого сегмента рынка, на котором цены формируются под воздействием спроса и предложения, будет осуществляться постепенно по мере отработки рыночных механизмов взаимоотношений участников этого сегмента рынка, а также увеличения объемов производства газа для этого сегмента, в том числе за счет роста добычи газа независимыми производителями.

При формировании ежегодных балансов газа в России, утверждаемых Минэнерго России по согласованию с Минэкономразвития России, часть ресурсов газа в количестве от 5% до 15% от объемов реализации газа российским потребителям ОАО "Газпром" резервируется для продажи на нерегулируемом сегменте рынка без распределения по конкретным потребителям. Объем газа, реализуемый независимыми поставщиками на нерегулируемом сегменте рынка, также определяется в ежегодных балансах газа.

Покупатели газа (конечные потребители и перепродавцы) самостоятельно принимают решение о приобретении газа по рыночным ценам на торгах или по прямым договорам.

Объем газа, реализуемого (покупаемого) на торгах каким-либо производителем (покупателем), не должен быть доминирующим по отношению к объему газа, реализуемого (покупаемого) другими производителями (покупателями).

Торговля газом осуществляется при наличии подтверждений ОАО "Газпром" и газораспределительными организациями о возможности транспортировки предлагаемого к торгам газа по газотранспортным сетям, в том числе о праве доступа к ГТС Газпрома и газораспределительным сетям.

Помимо оформления контракта купли-продажи газа независимые поставщики или потребители, приобретающие у них газ, должны заключать с ОАО "Газпром" или его уполномоченными газотранспортными организациями, а также с газораспределительными организациями договоры на транспортировку соответствующих объемов газа.

На последующих этапах развития рынка газа, когда доминирующее положение постепенно займет нерегулируемый сегмент рынка газа, для участников рынка газа будут устанавливаться объемы поставки газа определенным категориям потребителей (бюджетным организациям и населению, а затем только населению) по регулируемым ценам.

Сбытовая политика

В 2008 году объемы продаж газа Группы Газпром на российском рынке достигли 316,3 млрд. куб. м.Российский газовый рынок в 2008 году функционировал в двух режимах: регулируемом и нерегулируемом. Единственным поставщиком газа на регулируемый сектор является Газпром. В работе с государственными органами по выработке стратегии развития газового рынка Газпром отстаивает позицию поэтапного сокращения регулируемого и расширения нерегулируемого сектора.

Маркетинговая стратегия Газпрома предусматривает постепенный выход на конечного покупателя, что означает вхождение Продолжается реализация программы газификации регионов России, которая предусматривает строительство в 2006–2008 гг. более 12 тыс. км распределительных газопроводов.

 

Основополагающим элементом экспортной стратегии «Газпрома» является система единого экспортного канала. В 2008 году был принят Федеральный закон «Об экспорте газа», который предоставляет «Газпрому» исключительное право на экспорт газа, позволяет проводить скоординированную производственную и маркетинговую политику, и является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта российского газа. Европейский газовый рынок вследствие его географической близости к России и доминирования российского газа на нем продолжает играть важную роль в экспортной политике «Газпрома».

В 2008 году «Газпром» продал в Европе 161,5 млрд. куб. м природного газа, увеличив поставки по сравнению с 2006 годом на 3,5%.

«Газпром» обеспечивает примерно треть суммарного импорта в Западную Европу. Ведущими покупателями российского газа являются Германия, Италия, Турция и Франция. Газпром экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений.

Основные маршруты газопроводов от газовых месторождений Западной Сибири к экспортным рынкам Западной Европы проходят через Украину (свыше 80% от всего экспортируемого объема газа).[12] Для повышения надежности и диверсификации маршрутов поставок российского «голубого топлива» на экспорт «Газпром» осуществляет крупные газотранспортные проекты.

Главным направлением развития сотрудничества ОАО «Газпром» со странами СНГ является обеспечение поставок природного газа, удовлетворяющих потребности экономик этих стран. В соответствии с межправительственными соглашениями ОАО «Газпром» заключены договора по поставкам газа потребителям Украины, Республики Белоруссии и Республики Молдова. Долгосрочные контракты являются основой стабильности и надежности поставок газа. Только такие контракты могут обеспечить производителю и экспортеру гарантию окупаемости многомиллиардных капиталовложений, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов, а импортеру – гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени.

 

Группа Газпром поставляет природный газ в следующие страны: Германию, Италию, Францию, Турцию, Венгрию, Чехию, Словакию, Польшу, Австрию, Финляндию, Бельгию, Болгарию, Румынию, Сербию, Черногорию, Словению, Хорватию, Грецию, Швейцарию, Нидерланды, Боснию и Герцеговину, Македонию, Великобританию, Украину, Беларусь, Молдову, Казахстан, Литву, Латвию, Эстонию, Армению, Грузию.

Ценовая политика

Говоря о ценовой политике в отношении газовой отрасли, следует, прежде всего, отметить, что политика определяется и реализуется государством. На протяжении всего периода экономических реформ добываемый «Газпромом» газ реализуется на внутреннем рынке по оптовым ценам, устанавливаемым государством. Помимо этого директивно устанавливаются также все составные части цены для потребителя. То есть тарифы на транспортировку газа по распределительным сетям и надбавка за снабженческо-сбытовые услуги.

На альтернативные виды топлива, а также на всю промышленную продукцию, потребляемую отраслью для своего развития и, как говорится, существования, цены рыночные на договорной основе. И кроме этого, партнеры - независимые производители также в соответствии с постановлением Правительства имеют право поставлять газ по договорным ценам. Разница между ценами на газ для промышленности и для социально незащищенной сферы: населения, коммунально-бытового хозяйства, бюджетников составляет более 30%. Поэтому независимые производители поставляют газ только промышленным потребителям.

В период с начала экономических реформ цены на газ были подвержены существенным колебаниям. К моменту либерализации цен в промышленности и ТЭК соотношение стоимости газа, угля и мазута – альтернативных видов топлива по своей теплотворной способности, по своим экологическим параметрам, составляло: уголь – 1, газ – 1,36, мазут – 1,4. Вот с такими соотношениями цен мы пришли в либерализацию цен на газ.

До 1996 года цены на газ регулировались с помощью коэффициента от роста цен в промышленности. С 1996 года по 1999 год цены на газ были заморожены. За этот период цены на газ практически не менялись, и произошли коренные изменения в соотношении цен на топливно-энергетические ресурсы, а также в соотношении цен на газ и промышленную продукцию. Дешевый газ стал интенсивно замещать другие виды топлива, и произошел существенный рост уровня потребления газа в стране. Сегодня с учетом теплотворной способности уголь – это основный вид альтернативного топлива, на который мы ориентируемся, - дешевле газа на 14%, а должен быть дороже на 36%. То есть эта разница, этот диапазон составляет 50%.

С 1999 года ценовая политика в отношении газа у государства претерпела изменения. Началось директивное утверждение повышающих коэффициентов к ценам на газ. Но несмотря на все эти меры, с 2000 года практически по 2006 год, цены на газ все равно остаются заниженными и убыточными.

 В том числе - необходимость выведения регулируемых цен на газ на экономически обоснованный уровень, позволяющий обеспечить самофинансирование отрасли, то есть с учетом необходимых инвестиций; поэтапная ликвидация сложившейся диспропорции в ценах на газ и альтернативные виды топлива, прежде всего, уголь; и создание условий для межтопливной конкуренции с учетом потребительских свойств газа. Запуск механизмов газосбережения – это очень важный критерий в связи с тем, что он сегодня практически не существует.

Таким образом, если смотреть на итоги ценообразования, которые мы имеем на сегодняшний день, то у нас темп роста цен на газ ниже темпов роста цен в промышленности с момента либерализации цен в 1,8 раза, в энергетике – в 1,6 раза. В нефтедобывающей промышленности – в 3,5 раза, в угольной – в 1,8 раза и в черной металлургии– в 3,7 раза. Отклонения фактических показателей роста цен от тех, которые закладываются при регулировании цен, они как раз и определяют текущие капитальные затраты. В этой связи было отмечено, что, заниженные цены на газ практически осуществляют роль субсидиарную. То есть мы в очень большом размере субсидируем все отрасли промышленности за счет газовой составляющей.

Надо отметить, что многие отрасли промышленности, которые субсидирует Газпром, являются экспортно-ориентированными с очень высоким уровнем доходности. Для того чтобы прийти к показателям Энергетической стратегии в 2006 году, нужно повысить цены на газ порядка 53%. Но Газпром отлично понимает, что это совершенно невозможно, и, принимая во внимание те негативные последствия, которые могли бы быть, Газпром таких уровней цен даже не предлагаем. Газпром где-то к 2009 году только выйдет на уровень экономически обоснованных цен, то есть цен, покрывающих как текущие, так и инвестиционные издержки.

Надо понимать еще и то, что вся ценовая политика проводится с учетом того, что осуществляется программа снижения издержек в «Газпроме».

Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам, учитывающим удаленность потребителей от регионов добычи газа, и по категориям потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации. На 2008 г. ФСТ России устанавливала оптовые цены на газ исходя из указанных параметров по 13 ценовым поясам с дифференциацией по категориям потребителей. С 2009 г. введена новая дифференциация оптовых цен на газ по 67 ценовым поясам.

 Конечная регулируемая оптовая цена на газ включает регулируемые составляющие: оптовую цену на газ, тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги. Газпром получает выручку от продажи газа по регулируемой оптовой цене. Выручка газораспределительных организаций, которые обеспечивают транспортировку газа по распределительным сетям до потребителей, формируется за счет регулируемых транспортных тарифов. Региональные компании по реализации газа получают плату за оказываемые ими снабженческо-сбытовые услуги. При этом оптовые цены на газ для нужд населения на 24 % ниже уровня оптовых цен на газ для других категорий потребителей. Ценообразование для населения имеет особенности – в частности, наличие льготных категорий потребителей; при отсутствии приборов учета газа в квартирах исчисление платежей осуществляется исходя из установленных норм. С 2008 г. ФСТ России в целях информирования участников рынка газа о принципах формирования оптовых цен на газ, которые должны применяться, начиная с 2011 г., рассчитывает индикативные цены на газ по установленной формуле, которая должна обеспечить соблюдение принципа равной доходности реализации газа на внешних и внутренних рынках. Индикативные цены, рассчитанные для III и IV кварталов 2008 г., почти в три раза превышали регулируемые цены для каждого из ценовых поясов.



2019-12-29 245 Обсуждений (0)
Сегментация и позиционирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сегментация и позиционирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)