Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие туристско-экскурсионной деятельности



2019-12-29 347 Обсуждений (0)
Понятие туристско-экскурсионной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно определению, данному в «Энциклопедии туризма» экскурсия представляет собой:

-туристскую услугу, обеспечивающую удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов (ГОСТ Р. 50690-94 «Туристские услуги»):

-процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;

-тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

В.С. Сенин трактует туристско-экскурсионную деятельность как деятельность по организации ознакомления туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает предоставления услуг по размещению (ночевке).

Всемирная туристская организация считает экскурсантом временного (однодневного) посетителя местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящегося в данной местности в целях туризма менее чем 24 часа. К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не учитываются в статистике туризма.

Каждая экскурсия имеет определенные элементы или признаки, отличающие ее от других видов туристского обслуживания:

-протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);

-наличие экскурсантов (группа или индивидуально);

-наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

-передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

-целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода:

-наличие определенной темы;

-активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Экскурсия выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения.

К экскурсиям также предъявляется ряд требований, определяющих их значимость, а именно - полнота и достоверность информации, культурно-познавательная значимость, законченность и точность композиции и исполнения экскурсии, удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов.

В целом, туристско-экскурсионное обслуживание можно представить как составную часть системы туристско-рекреационного обслуживания. Соответственно, в качестве системных функций выполняется организация экскурсионного обслуживания местного населения и посещающих данную местность туристов, а также туристов плановых маршрутов, групп маршрутов выходного дня и туристов транспортных маршрутов экскурсионными организациями и учреждениями.

Классифицировать экскурсии можно по ряду признаков.

1. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многоплановые и затрагивают несколько тем. Тематические экскурсии проводят на одну тему. В свою очередь, тематические экскурсии подразделяют на следующие группы: исторические, военно-исторические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные и производственные. Существует деление групп и на более мелкие подгруппы.

2. Состав участников экскурсий характеризуется возрастными категориями (взрослые, дети и т. д.), степенью организованности (плановые организованные туристы, случайный состав и т. д.), местом жительства экскурсантов (местное или приезжее население), социальными группами (рабочие, жители городов и сёл, учащиеся и т. д.).

З. По месту проведения экскурсии подразделяют: на городские, загородные, производственные, музейные. Место проведения определяет вид экскурсии.

4. По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, транспортные и комбинированные. В качестве транспортных средств применяют: автобусы, городской транспорт, поезда, теплоходы и другие виды.

5. По форме проведения экскурсии могут быть различными:

-экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке и т.д.;

-экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

-экскурсия-концерт - посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;

-экскурсия-спектакль - форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.;

-экскурсия-урок - представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

-учебная экскурсия - является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

-пробная экскурсия (представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий) и др.

По цикличности проведения экскурсии - единичные и тематические объединенные общим названием.

Классификация экскурсий имеет большое значение для правильной организации работы туристско-экскурсионных учреждений профсоюзов, способствует специализации экскурсоводов и создает основу для деятельности методических секций бюро путешествий и экскурсий.

Создание и реализация экскурсии как услуги регламентируется несколькими технологическими документами. Технологическая карта экскурсии определяет содержание программы и условия Обслуживания экскурсантов на конкретном маршруте и включает в себя пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, место расположение остановок, точек обзора и т.д.), а также основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе. Контрольный лист экскурсии включает научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов. «Портфель экскурсовода» представляет собой комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем и т.д.), используемых экскурсоводом в ходе экскурсии. При проведении транспортной экскурсии также разрабатывается схема трассы маршрута экскурсии.

Перечисленные технологические документы разрабатываются в результате проектирования экскурсии. В работе по проектированию новой экскурсии необходимо принимать во внимание тематическую направленность, определить объекты осмотра, продолжительность экскурсии и объем предоставляемой информации, разработать формы и способы перемещения по маршруту. Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Подготовка новой экскурсии проходит три основных стадии.

1. Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

2. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

3. Заключительная стадия - прием (защита экскурсии) на маршруте.

Утверждение новой экскурсии руководителем • экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

Таким образом, экскурсия представляет собой сложный процесс работы специалиста-экскурсовода с группой туристов, нацеленный па донесение последним определенного объема информации. С другой стороны, туристско-экскурсионное обслуживание является результатом взаимодействия лиц и предприятий, непосредственно организующих и проводящих экскурсию (экскурсионное бюро или компания), и объектов культурно-исторического наследия, природного или антропогенного характера, также чаще всего являющихся субъектами предпринимательской деятельности.

В настоящее время внимание к экскурсионной работе существенно снизилось, в том числе и со стороны государства. В некоторой степени это можно объяснить выраженным идеологическим акцентом большинства экскурсионных программ, что привело к падению спроса со стороны туристов в результате пресыщения односторонней подачей информации. Тем не менее, Россия обладает колоссальным экскурсионным потенциалом, прежде всего историко-культурным, что не может не привлекать внимание представителей индустрии туризма, желающих разнообразить спектр предлагаемых ими услуг. После разрушения системы профсоюзов экскурсионное обслуживание фактически не имеет централизованной организационной структуры, органов управления, нормативных и программных документов. При создании новых органов управления туризмом в 1990-х годах экскурсии не вошли в число интересов, определенных, например. Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и туризму от 27 апреля 1995 г., Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 25 января 2001 г. или ныне действующим Положением о Департаменте туризма при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Современный состав услуг, подразумеваемый под экскурсионным обслуживанием как видом экономической деятельности, определяется Общероссийским классификатором услуг населению, разделом 6 «Туристские и экскурсионные услуги». В данном разделе выделяется подраздел Экскурсионные услуги, имеющий следующую структуру:

Экскурсионные услуги:

1 Реализация услуг бюро экскурсий:

-бронирование услуг;

-доставка экскурсионных билетов заказчикам;

-услуги рекламно-экскурсионного бюро и представительств;

-организация экскурсий (групповых, индивидуальных); -услуги экскурсовода.

2. Экскурсии: обзорные экскурсии; тематические экскурсии; музейные экскурсии; пешеходные экскурсии; экскурсии городские; экскурсии загородные; экскурсии на маршрутах выходного дня; экскурсии с использованием транспортных средств теплоходные, авиационные (на самолетах, вертолетах), автобусные, другие.

Таким образом, туристско-экскурсионное обслуживание можно охарактеризовать как неотъемлемую часть индустрии туризма, одну из наиболее массовых рано возникших составляющих. Экскурсионная деятельность имеет достаточно сложную структуру, как и весь туризм в целом, подразделяется по нескольким классификационным признакам и имеет возможности предложить свои услуги разнообразным группам потребителей. Сложность объясняется многообразием форм и методов работы, необходимостью и возможностями взаимодействия при оказании туристско-экскурсионных услуг с другими предприятиями и объектами. В настоящее время развитие туристско-экскурсионной деятельности напрямую зависит от развития туризма в данном регионе в целом, поскольку именно туристы являются основными потребителями экскурсионных услуг (на местном уровне представляется возможной работа главным образом с образовательными учреждениями). С другой стороны, именно развитие туристско-экскурсионной деятельности и расширение числа объектов показа позволяет разнообразить пребывание туриста и влияет на его впечатление от поездки, что, в свою очередь повышает привлекательность и конкурентоспособность региона на рынке туристских услуг в целом.

 



2019-12-29 347 Обсуждений (0)
Понятие туристско-экскурсионной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие туристско-экскурсионной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)