Особенности диалога и возможности, заключающиеся в нем как форме общения, делают его мощным средством воспитания и развития толерантности.
В сфере диалогического общения специфическое место занимает дискуссия. Главная цель дискуссии – развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Среди задач содержательного плана выделяются: осознание и осмысление проблем и противоречий; выявление имеющейся информации; творческая переработка знаний; развитие умения аргументировать и обосновывать свою точку зрения; включение знаний в новый контекст и т.п. По утверждению Н.А. Асташовой, «умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности. В рамках работы со школьниками посредством направленной рефлексии осваиваются и преобразовываются общекультурные ценности в ценности личного плана, где толерантные отношения занимают достойное место». (2, с. 80-85). По мнению, Е.М. Аджиевой, «нравственная ценность идеи диалога состоит в том, чтоб помогать объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур». (1, с. 92). Достаточно сложно организовать воспитательную работу с целью развития толерантного сознания личности. Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова выделяют педагогические условия, при которых возможно формирование толерантности: Ø создание единого толерантного пространства образовательного учреждения; Ø формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся к равноправному диалогу через синергетическое взаимодействие; Ø вариативное использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности учеников; Ø реализация программ повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников; Ø организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информированности по проблеме толерантности; Ø обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств. (5, с. 103-105). Авторы так же подчеркивают то, что толерантный человек должен обладать синергетическим мышлением, позволяющее принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека. Синергетическая концепция определяет тенденцию к совместному, коллективному, нравственному воспитанию и обучению «мы-ориентацией» на основе взаимосвязи личной судьбы со множеством других судеб, сосуществования друг с другом, с природой, проявления уважения к себе и другим, к любым формам жизни в окружающей среде. С позиции синергетики система образования представляется открытой, нелинейной, вариативной системой с множественными подходами и альтернативными путями развития, обеспечивающей удовлетворение потребности в деятельности ее участников. Принципы синергетики имеют много пересечений с принципами толерантности и включают: Ø взаимную активность участников взаимодействия; Ø открытость системы, постоянный обмен энергией, идеями, информацией с окружающей средой; Ø диалогичность, способность к взаимообогощающему и плодотворному общению, умение обратиться к внутреннему миру другого и мотивам его поведения; Ø свобода выбора – идея нелинейности развития подразумевает многовариантность, альтернативность, возможность выбора; Ø удовлетворенность деятельностью и общением участников взаимодействия. (5, с. 23-24). ИсследованиеМ.Н. Губогло представлений школьников о толерантности позволило выявить, что именно семья в постсоветской России является той социальной ячейкой, в которой начинается формирование этого качества и создается психологическая ситуация, обеспечивающая дальнейшее его развитие. Установлено, что атмосфера толерантности имеет исключительно важное значение для внутрисемейных отношений по той простой причине, что в условиях кризиса, когда общество переходит из одного состояния в другое, устойчивое состояние семьи становиться приоритетной ценностью для государства, если оно заинтересовано в сохранении внутренней стабильности, национальной безопасности, укреплении своего национального статуса. (13, с. 106-107). Таким образом, воспитание толерантной личности реализуется: в семье, школе, других учебных и внешкольных заведениях. А так же процессу ее воспитания способствуют социальные службы для молодежи, общественность (национально-культурные общества и союзы, негосударственные общественные организации, различные фонды), религиозные организации, государственные органы (местные и центральные) и, наконец, мировое сообщество (международные организации и фонды). Не можем не согласиться с О. А. Грива о том, что « проблема воспитания толерантности личности должна решаться комплексно. Необходимо, организуя деятельность в этом направлении, вовлекать в нее детей и подростков, молодежь, педагогов, членов семьи, родственников, членов национальных сообществ, общественных организаций, а также должностных лиц, государственных чиновников. В работе с каждой из названных категорий необходим учет возрастных, индивидуальных, национальных, функциональных и ролевых особенностей». (11, с. 251). На основе изученного материала нами выделена модель среды, формирующей толерантное отношение, основными ее характеристиками являются: § Единство всех субъектов образовательного процесса и форм организаций их отношений, которые с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой – основой, образцом нравственного воспитания учащихся; § Диалогичность. Это формирует способность к взаимообогощающему и плодотворному общению, умение обратиться к внутреннему миру другого и мотивам его поведения, человек овладевает культурой различий; § Субъект – субъектные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик», практика конструктивного взаимодействия и ориентация на процесс саморазвития; § Неоднородность социальной среды - демонстрация многообразия позиций, точек зрения, норм и правил поведения. Обеспечивает многовариантность, альтернативность и возможность выбора, самоопределения, развитие поведенческого репертуара. § Открытое информационное пространство. Контакты и взаимодействие с внешним окружением преимущественно открытого, диалогического характера, что дает возможностьполучения разнообразной информации, пополнения знаний, расширения кругозора.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |