Описание фестиваля как деятельности
Поскольку главным условием формирования толерантности является деятельность, целесообразно рассмотреть фестиваль как деятельность по организации мероприятия и выстраиванию отношений (взаимодействие) с его участниками («внешняя деятельность») и как деятельность по созданию эмоционально положительного образа представителя другой культуры («внутренняя деятельность»). Для этого опишем виды деятельностей, в которые были включены дети на каждом этапе фестиваля. Фестиваль проходил в три этапа: подготовка, проведение мероприятия и его завершение. Подготовка фестиваля включала в себяиндивидуальную и коллективную работу по сбору и обработке информации, организацию мероприятия и управление детьми своей деятельностью. Подбор материала по теме – подростки самостоятельно и совместно с родителями и классным руководителем собирали информацию о традициях, обычаях, танцах, песнях, элементах костюма, национальной кухне, играх, забавах, особенностях страны и истории того народа, которого они представляли (чтение литературы, посещение национальных диаспор, общение с представителями данной культуры). Далее в процессе обсуждения, обмениваясь полученными знаниями, подростки отбирали материал для творческого выступления, представления своей культуры перед «гостями», назначали ответственных. Сюда же входило: изучение народного фольклора (песней, танцев) и подготовка творческого номера, оформление станций (национальных гостиных) – оформление класса в национальном стиле, создание национальных костюмов. На подготовительном этапе происходит деятельность по формированию образа «другого» на основе полученных знаний о нем. Знакомство с обычаями позволяет лучше понять ценности народа, особенности его поведения, национальный характер. Оформление класса, изучение элементов национального костюма - эстетическое восприятие образа. Фестиваль состоял из двух частей: общее выступление в зале и игра по станциям. Открытие праздника начиналось с выступления в актовом зале. Публичное выступление участников и оценка зрителями самого выступления: каждый класс представлял творческий номер, после которого зрители определяли (по костюмам, танцам, песням), какая национальность была им представлена. Творческое выступление – деятельность по транслированию того образа, который сформировался в сознании детей на начальном этапе подготовки. Этот этап характеризуется так же деятельностью по анализу, оцениванию (сравнению) получаемой информации. Вторая часть фестиваля – Путешествие по «Красноярскому краю». Посещение «национальных гостиных» и знакомство с обычаями, традициями, кухней, забавами, танцами разных народностей (азербайджанская, узбекская, армянская, украинская, белорусская, казачья, русская, молдавская). Важным на этом этапе является организация «встречи» двух культур, ситуация «открытых дверей». В такой ситуации взаимодействия образ представителя другой культуры «получает» положительную оценку, на основе чего формируется положительное, толерантное отношение к нему. Если на предыдущих этапах происходит деятельность по созданию и обобщению образа представителя другой культуры, то на этом этапе происходит деятельность по его анализу и дифференциации. «Презентация» культуры – содержание программы «приема гостей», разработанной каждым классом еще на первоначальном этапе подготовки фестиваля. Презентация включала в себя повествование о традициях и особенностях страны народа (история, природа, географическое положение), наглядное представление – оформление класса в национальном стиле (предметы мебели, украшения), приобщение «гостей» к национальным традициям (обучение танцам, инсценированиенародных забав, угощение национальной кухней). Завершение фестиваля включало в себя оформление итоговых текстов - книги «Мы живем на земле Красноярской», в которой каждому классу-участнику необходимо было представить яркий содержательный рассказ о той народности, которую он представлял на фестивале. Этот этап предполагает подведение итогов работы, рефлексию – анализ детьми того, что с ними произошло на фестивале. Рассматривая фестиваль как деятельность (информационная, организационная, презентационная, аналитическая) Цели, которые ставились перед участниками фестиваля: поиск и подбор материала по теме, организация работы коллектива с материалом (использование полученной информации для подготовки к выступлению), презентация культуры (трансляция информации), анализ результатов деятельности. Согласно этим целям мы выделяем четыре основных вида деятельности, которые были реализованы в рамках фестиваля: 1. Информационная 2. Организационная 3. Презентационная 4. Аналитическая Проанализировав действия, которые совершали подростки (совместно с родителями и учителями) для достижения вышеперечисленных целей, мы очертили круг предполагаемых результатов фестиваля (см. Приложение № 9): · приобретение обобщенных знаний о каждой представленной культуре; · навыки сбора и обработки информации; · опыт субъект-субъектного взаимодействия с одноклассниками и с взрослыми; · умение договариваться, принимать ответственные решения и совместно организовывать деятельность, контролировать ее результаты; · умение выстраивать конструктивную коммуникацию, навыки позитивного двустороннего диалога; · мобильность – способность встраиваться в любую ситуацию, признание и использование многообразия норм поведения и отношений; · приобретение навыков публичного выступления; · приобретение навыков оценивания, анализа деятельности; · развитие творческой активности - умения «выходить за пределы» имеющихся знаний, заданной ситуации, взаимоотношений. И как результат фестиваля в сознании детей формируется образ «Другого», происходит его трансформация, обобщение, «наполнение» эмоциональным содержанием, тем самым меняется и отношение к нему: - потребность в «Другом» как в источнике информации; - интерес к «Другому»; - обобщенный образ «Другого», формирует объективное отношение к нему; - на основе субъект-субъектного взаимодействия, формируется отношение к «Другому» как к равноправному партнеру по общению, деятельности; - положительное, эмоциональное, эстетическое восприятие образа; - идентификация с образом (принятие). Те условия, которые мы выделили, как модель среды формирования толерантности выполняются в рамках фестиваля: § Наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия, реализуемого в виде привлечения детей и их родителей к планированию, проведению праздника, в виде участия детей и взрослых в праздничном мероприятии. Взрослый в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект-субектных основаниях; § Разновозрастный состав участников, демонстрация разнообразия культурных норм, позиций и точек зрения характеризуют пространство фестиваля как неоднородную социальную среду – поле для выбора и развития поведенческого репертуара подростков, умение взаимодействовать с разными людьми; § Создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни; § Создание ситуаций успеха, поддержание уверенности у учащихся в правильности своих действий; § Предъявление с помощью наглядных средств обучения информации о других культурах. Это говорит о том, что ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия. Итак, анализ фестиваля показал, что в ходе мероприятия подростки были включены в различные деятельности (информационная, организационная, презентационная, аналитическая), где они приобрели навыки самостоятельной работы с информацией, знания о культурах, умение выстраивать отношения с разными людьми, умение совместно организовывать и управлять деятельностью, договариваться, умение выступать перед публикой, способность оценивать, что позволяет судить о формировании компетентности В результате диалогического взаимодействия педагога и учащегося происходит перестройка в процессе мышления учащихся: переход от типичной для традиционного обучения схемы: «услышал – запомнил - пересказал» к схеме: «познал путем поиска вместе с учителем и одноклассниками – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни». На фестивале происходит формирование определенного стиля деятельности, в котором преобладают позитивные ценности, мажорный тон, динамизм, чередование различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни), закладывается гуманистический характер межличностных отношений (не только между учителем и учащимися, но и между самими учащимися). Праздник приобретает черты гуманистической воспитательной системы, становится субъектным пространством саморазвития. Ориентировка в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения, когда достижения человеческой культуры – ценности, знания, опыт, человеческие достоинства – учащийся начинает воспринимать как средства утверждения в глазах других людей и тем самым как способ реализации своей потребности в личностной презентации, представлении своих личностных свойств и ценностей.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |