Выводы по результатам исследования
Изучив и проанализировав положения концепции, можно сделать вывод, что школа создает все условия для формирования толерантности: формирование единого воспитательного пространства школы, расширение состава субъектов воспитания, координация взаимодействия различных образовательных и культурных институтов, общественности и семьи в воспитании подрастающих поколений. И конечно самое главное, что осуществляет школа - создает условия для включения ребенка в различные виды деятельности, где он получает опыт общения, опыт субъект-субъектного взаимодействия и осваивает новые нормы отношений. Принципы воспитательной работы школы соответствуют принципам формирования толерантного сознания принцип человечности, принцип экологичности принцип социальной и культурной открытости принцип комплексности. В школе существует такая форма организации образовательной деятельности как познавательные праздники. Анализ фестиваля показал, что конкретным содержанием такой деятельности является: выделение и анализ противоречий на предметность отношений, конструирование новой нормы отношений (в чем собственно и состоит механизм решения проблемы национальной нетерпимости). Фестиваль – это воспитательная ситуация, содержащая проблему. Этим и обусловлен обучающий эффект праздника. В ходе совместной деятельности участники осваивают способы решения противоречий, в результате такого взаимодействия усваиваются новые нормы отношений. На примере изучения реальных межэтнических отношений облегчается и качественно улучшается освоение нового материала, правила ведения межгруппового взаимодействия. Проблемы, которые затрагивает фестиваль: Ø Недостаток информации о традициях и культуре народа; Ø Несформированный образ «другого» либо отрицательное отношение к нему на основе субъективной оценки, негативной установки; Ø Проблема принятия, «примерки на себя» чужой национальности из за негативного отношения к ней; Ø Проблемы во взаимодействии Учитель-Ученик-Родитель; Ø Отсутствие нормы взаимодействия с разными людьми. Анализ мероприятия показал, что в ходе фестиваля подростки были включены в различные деятельности (информационная, организационная, презентационная, аналитическая), где они приобрели умение выстраивать отношения с любыми людьми не зависимо от их статуса (родитель-ученик, ученик-ученик) и культурной принадлежности, знания о традициях и обрядах различных народов, навыки самостоятельной работы с информацией, умение выстраивать отношения с разными людьми, умение совместно организовывать и управлять деятельностью, договариваться, умение выступать перед публикой, способность оценивать. Те условия, которые мы выделили, как модель среды формирования толерантности выполняются в рамках фестиваля: Наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия, реализуемого в виде привлечения детей и их родителей к планированию, проведению праздника, в виде участия детей и взрослых в праздничном мероприятии. Взрослый в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект-субектных основаниях. Разновозрастный состав участников, демонстрация разнообразия культурных норм, позиций и точек зрения характеризуют пространство фестиваля как неоднородную социальную среду – поле для выбора и развития поведенческого репертуара подростков, умение взаимодействовать с разными людьми; Создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни; Это говорит о том, что ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия. Результаты анкетирования показали, что большинство подростков оценивают образ представителя другой культуры именно как эмоционально положительный – «забавный», «общительный», «интересный», «воспитанный», «добрый». Но гипотеза о том, что положительно эмоциональный образ представителя другой культуры формирует позитивное отношение к ней, частично подтвердилась. Поскольку явно выраженного агрессивного, отрицательного отношения к представителям другой национальности у подростков не выявлено, но процент тех, кто положительно относится в среднем на 19% превышает процент тех, кто сомневается и занимает нейтральную позицию по отношению к представителям других культур. Старшие подростки, как показали результаты исследования, составляют число «сомневающихся» и тех, кто занимает нейтральную позицию по отношению к представителям других культур. Мы предполагаем, что это обусловлено особенностями возраста и степенью активности на фестивале. Старшие подростки (самый «разгар» подросткового кризиса, когда все подвергается сомнению и отрицанию) воспринимают все осмысленно, в отличие от младших подростков, у которых восприятие происходит в основном на эмоционально-интуитивном уровне. Опрашиваемый нами восьмой класс был не так активен на фестивале по сравнению с шестым классом. Поэтому для формирования образа представителя другой культуры у шестиклассника достаточно эмоционально насыщенной обстановки (в подтверждение этому, в ответе на вопрос о впечатлениях от фестиваля, большинство из них отметили «творческое» содержание мероприятия), а для восьмиклассника еще важен познавательный интерес, который он испытывает при этом. Анализ результатов анкетного опроса показал, что фестиваль выполнил и это условие. Подросткам фестиваль запомнился как интересное познавательное мероприятие (это доказывает еще и то, что праздник может выполнять не только развлекательную, но и образовательную функцию). Мы предполагаем, что нейтральная позиция большинства по отношению к представителям других культур – это свидетельство о скрытом, «незрелом» толерантном отношении, так как процент тех, кто оценивает образ представителя другой культуры положительно намного превышает процента тех, кто открыто проявляет свою толерантность. Правомерная толерантность у большинства подростков сформирована, но только часть из них способны проявлять, а значит рассматривать ее как адекватную реакцию в ответ на агрессию по отношению к представителям других культур. Поскольку, ответы на открытые вопросы о впечатлениях о празднике и его значении для детей, оказались общими, нам не удалось понять, чему «научил» их фестиваль кроме того, что они узнали много нового и интересного о других культурах. Заключение
Развитие воспитательной ситуации через интересные для учащихся формы проведения – праздники – актуализирует их интерес к процессу деятельности, а через увлекательную перспективу – интерес к результату. Мы представили исследование по проблеме межкультурной толерантностиподростков, состоящее из теоретической и практической частей. Цель нашей работы заключалась в формировании толерантного отношения подростков к различным культурам. Мы предположили, что положительно эмоциональный образ представителя культуры формирует толерантное отношение к ней. В соответствии с целями и гипотезами мы выполнили следующие задачи. 1. Провели теоретический анализ литературы, посвященной проблеме толерантности, дали рабочие определение толерантности как «отношению, формирующемуся на основании оценки некоего объекта благодаря постоянной связи с ним». (8, с.5). Выделили модель условий формирования толерантности, описали значимость деятельности и «событийности» в становлении толерантности. 2. Дали характеристику подростковому возрасту, описали его основные новообразования. В описании особенностей детей были обозначены предпосылки в их развитии, которые могут привести к формированию толерантности. Прежде всего, это этап новых особых смысловых отношений подростков с окружающей средой, трансформация его социальной позиции, самоопределение в системе социальных отношений, отнесение себя к тем или иным социальным группам. 3. В практической части работы мы провели исследование образовательного пространство школы, для этого проанализировали проект «Толерантная школа: Мосты в будущее» и отдельное школьное мероприятие («Фестиваль народов Красноярского края»), посвященное проблеме толерантности в подростковой среде на предмет условий формирования толерантных отношений. Провели анкетирование, чтобы узнать действительно ли фестиваль формирует положительный «образ» другого, толерантное отношение к представителям других культур. 4. В выводах к практической части описаны результаты диагностической работы. В целом мы пришли к выводу, что в школе создаются все условия для формирования толерантности и ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично, а именно: исследования показали, что положительный эмоциональный образ «другого» формирует толерантное отношение к представителям других культур лишь у части опрошенных подростков, остальные занимают нейтральную позицию. Мы предположили, что это обусловлено возрастными особенностями старших подростков и степенью активности в Фестивале. Подробнее это можно найти в выводах к главе 3 и в соответствующих приложения. В целом эти факты могут послужить дальнейшим материалом для исследований в области изучения подростковой толерантности, а также для организации условий формирования толерантности в образовательных учреждениях, разработки специальных мер психолого-педагогической коррекции поведения детей.
Список литературы 1. Аджиева Е.М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 85-92. 2. Асташова Н.А.Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74-85. 3. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода // (http://www.career.kz/cases/home.htm). 4. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. – М., 1986. – С.36, 37-38. 5. Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с. 6. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990. 7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000. 8. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с. 9. Борытко Н. М. Субъектная позиция как цель воспитания // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. Вып. 2. Волгоград, 2001. С.5 — 10 10. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – 208 с. 11. Грива О. А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 244-251. 12. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001. 13. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 106-133. 14. Кленова Н.В., Абдулкаримов Г.Г. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе 2003, № 7. 15. Концепция воспитательной работы школы № 84 «Толерантная школа: Мосты в будущее». Сост: Прилепа Л.П., Дивакова О.Ю., Магомедова Х. К., Савельева А.В., 2003. 16. Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России // (http://ppf.uni.udm.ru/conf_2002/etnos/lebedeva.html). 17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982. 18. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и словосочетаний. 1997// Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000. 19. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика, 2002, №5. 20. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – 536 с. 21. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII, Выпуск XIII / Под ред. В.С. Собкина. – М: Центр социологии образования РАО, 2003 – 391 с. 22. Сангадиева И. Г. Методические указания по составлению "кейс-стади" по курсу экономики // (http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1). 23. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. 24. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Авт. Сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с. 25. Соломин В., Панфилова А., Громова Л. , и др. Кейс – технологии активного обучения менеджеров // (http://www.piter.com/chapt.phtml?id=978594723936). 26. Смирнова Е.О. Влияние условий воспитания на формирование толерантности у дошкольников // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 66-67. 27. Смирнова Е.О. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 11-13. 28. Смирнова Е.О. Психолого-педагогические условия становления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 76-78. 29. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») // Очерки теории и политики этничности в России. – М.: Русский мир, 1997. 30. Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: Метод. Пособие в помощь организаторам детского движения / Отв. ред. В.А. Фокин. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. – 235 с. 31. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с. 32. Шалин. В.Образование и формирование культуры толерантности // ( http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200405303) 33. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М, 2004. – 80 с. 34. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 144 с. 35. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996. 36. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, 1996.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |