Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и методы финансового анализа



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Виды и методы финансового анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В экономической теории финансовый анализ подразделяется на два основных блока: макроэкономический и микроэкономический. Такое разделение обусловлено сложившимся в современной экономической науке подходом к выделению макро- и микроэкономики (рис. 1.1).

Микроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и эффективности использования экономического и финансового потенциала организации, ее инвестиционной привлекательности, а также обоснования управленческих решений.

Макроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и эффективности функционирования экономики в целом (региональный, национальный, международный подходы), конъюнктуры различных сегментов рынка.

 

Рис. 1.1. Классификация финансового анализа по масштабности объекта

 

В зависимости от того, в каких целях проводится анализ, его можно классифицировать следующим образом.

В зависимости от пользователей информации выделяют:

• Внешний анализ - проводится в целях сравнения результатов деятельности организации с другими организациями по данным бухгалтерской отчетности организации-контрагента.

• Внутренний анализ - проводится в целях изучения деятельности только анализируемого хозяйствующего субъекта.

По временному горизонту выделяют:

• Текущий (ретроспективный) анализ – это анализ результатов текущей финансово-хозяйственной деятельности по отчетным периодам.

• Оперативный анализ – это анализ, направленный на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением организацией, и представляет собой в значительной степени инструмент управленческого учета.

• Перспективный (прогнозный) анализ – это анализ будущих результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.

В зависимости от глубины аналитического исследования выделяют:

• экспресс-анализ – проводится для общей и оперативной оценки финансового состояния и эффективности деятельности организации;

• углубленный анализ – проводится для фундаментальной оценки финансового состояния и эффективности деятельности организации.

По признаку регулярности выделяют:

• периодический – проводится регулярно в соответствующие периоды времени (годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный и др.);

• разовый – проводится единовременного по обстоятельствам различного характера.

По полноте изучения деятельности организации:

• полный анализ – всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности организации;

• тематический анализ – изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, представляющих наибольший интерес в данный момент времени [32, 15-19].

Под методом финансового анализа понимается способ изучения, измерения и обобщения влияния различных факторов на изменение результатов деятельности организации с целью их улучшения. При проведении аналитических расчетов финансового характера, используется обширная совокупность методов и приемов, заимствованных из различных наук и систематизированных в рамках финансового анализа.

Выделяют следующие методы финансового анализа:

1. Методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировки, метод обработки рядов динамики, индексный метод, графический метод) используются для обобщения совокупности признаков изучаемых процессов и явлений, изучения их структуры и взаимосвязей, анализа количественных характеристик и динамики изменения показателей.

2. Классические методы математического анализа (методы элементарной математики, дифференциальное и интегральное исчисление, вариационное исчисление) применяются как в рамках других методов, так и отдельно.

3. Специальные методы анализа (операционный (маржинальный) анализ) применяются для оценки взаимосвязи между затратами, объемом производства и прибылью и обоснования управленческих решений, направленных на повышение эффективности производственной деятельности организации.

4. Методы детерминированного факторного анализа (метод цепной подстановки, метод абсолютных разниц, метод относительных разниц, метод пропорционального деления, метод долевого участия, метод логарифмирования, индексный метод, интегральный метод) используются для исследования влияния факторов на результативный показатель в случае его прямой функциональной зависимости от данных факторных признаков. Задача детерминированного факторного анализа заключается в определении и количественной оценке влияния каждого фактора на результативный показатель.

5. Методы математической статистики и эконометрики или стохастического факторного анализа (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, многомерный факторный анализ, кластерный анализ, компонентный анализ, спектральный анализ, методы обработки пространственно-временных совокупностей) применяются в тех случаях, когда изменение анализируемых показателей представляет собой случайный процесс.

6. Методы рейтинговой оценки (метод суммирования значений всех показателей, метод суммы мест, метод суммы баллов, метод расстояний, таксонометрический метод) используются для исследования совокупности показателей, которые дают многостороннюю оценку деятельности организации. Для получения обобщающей комплексной оценки осуществляют сведение этих показателей в единый интегральный показатель, на основании которого и определяется рейтинг.

7. Традиционные методы анализа:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- метод сравнения;

- факторный анализ;

- метод коэффициентов.

Горизонтальный анализ предполагает расчет показателей темпов роста и прироста показателей, которые используются для оценки динамики основных показателей; кроме того, с помощью этого анализа можно отследить нетипичные изменения показателей, что может использоваться для оценки достоверности отчетности.

Вертикальный анализ основан на расчете показателей структуры, то есть удельных весов части совокупности к совокупности в целом, что позволяет выявить наиболее значимые составляющие в разнообразных экономических показателях.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, то есть осуществляется прогнозный анализ.

Сравнительный анализ производится на основе внутрихозяйственного сравнения, как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных фирм-конкурентов.

Факторный анализ предполагает выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Метод коэффициентов основан на расчете соотношений между экономическими показателями и позволяет более эффективно, чем другие методы, выявлять наличие проблем у организации, то есть отклонений в деятельности анализируемой организации по отношению к эталону. Очень широкое распространение получили такие группы коэффициентов: коэффициенты рентабельности, ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости [16, 25-26].

 



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Виды и методы финансового анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и методы финансового анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)