Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА И НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА И НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Шагнув в третье тысячелетие, человечество продолжает уверенно следовать по пути прогресса, открывая все новые и новые горизонты технологических достижений. Но все проблемы, характерные для развития человечества в XX в., перешагнули этот рубеж вместе с нами, а актуальность их разрешения стала даже большей. Потребление материальных благ, повышение уровня жизни, являющееся, по сути, основной целью стратегий развития, не могут больше осуществляться теми путями, которые использовались на протяжении последних нескольких столетий. Выйдя за пределы установленного законами природы коридора, «человек стал строить цивилизацию за счет переключения потоков энергии на себя, изымая ее путем разрушения экосистем» (проф. К.С. Лосев).

Прежний путь развития уже в обозримом будущем приведет к истощению ресурсов планеты и поставит под угрозу возможности будущих поколений решать вопросы их развития. Термин «устойчивое развитие», приобретающий все большую популярность у прогрессивно мыслящей части жителей Земли, по сути, обозначает развитие, при котором мы не берем «взаймы» у будущих поколений. Стратегия такого развития предусматривает повышение уровня жизни человека и в то же время сохраняет биологическое разнообразие Земли. Мы остро нуждаемся в таком типе развития, который, с одной стороны, был бы ориентирован на человека, на улучшение условий его жизни, а с другой – на сохранение природных и биологических ресурсов, поддержание разнообразия и продуктивности природы.

Тема устойчивого развития городов в настоящее время является одной из самых актуальных. Градостроительное проектирование должно осуществляться с учетом интересов не только сегодняшнего, но и будущих поколений граждан.

Суть концепции «устойчивого развития», идущей от глобальной идеологии Sustainable Urban Development, определяется тем, что развитие городов в настоящем должно осуществляться таким образом, чтобы не лишать последующие поколения возможности удовлетворять свои потребности. В градостроительстве понятие устойчивого развития возникло при изучении и моделировании структур населенных мест. Устойчивость рассматривалась как свойство градостроительного объекта или как результат его эволюции (исследования К. Линча (1960), В.Л. Лаврова (1972), Дж. Форрестера (1974), А. Гутнова (1977) и др.).

Вершинами устойчивого развития городов являются здоровая окружающая среда, социальная сплоченность, экономическая эффективность и всеобщее участие. Другим проявлением устойчивости города является его конкурентоспособность, проявляющаяся в борьбе за привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни. Увеличение конкурентоспособности города идет за счет улучшения общих условий производственной деятельности и привлекательности его для постоянного проживания и временного пребывания.

Для устойчивого развития города, таким образом, необходимо сбалансированное и эффективное взаимодействие трех городских подсистем: экономики, социальной структуры, экологии и материально-простран-ственной среды (структуры) города.

В настоящей работе вводится понятие «устойчивое градостроительное развитие», которое в большей степени направлено на выявление необходимых качеств материально-пространственной среды города. Под устойчивым градостроительным развитием территории разработчиками подразумевается способность планировочной и социальной организации города сохранять динамическое равновесие в ходе резких изменений процесса ее развития, иными словами, способность сохранять структуру при воздействии возмущающих факторов или возвращаться в прежнее состояние после нарушения.

Основой для данной работы явилась формирующаяся общая теория и нормативно-правовая база устойчивого развития. Следует выделить несколько базовых документов, на которые опирается данное исследование: «Повестка дня на XXI век», разработанная на глобальном форуме по охране окружающей среды под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро (1992); «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию» (1996), Градостроительный кодекс РФ (2005).

В «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию», утвержден-ной Указом Президента № 440 от 01.04.96 г., определяются задачи, направ-ления, механизмы, региональные условия, критерии и этапы движения по пути устойчивого развития. При разработке критериев (индикаторов) устойчивого развития данная работа опирается на трактовку Градостроительным кодексом РФ устойчивого развития поселений и межселенных территорий как «обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования при родных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, в т.ч. ограничения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рационального использования в интересах настоящего и будущего поколений».

Кроме того, был проведен анализ ряда документов: «Рабочий список индикаторов устойчивого развития, разработанный экспертами ООН для повестки-21 и страновой оценки прогресса достижений устойчивости развития», «Индекс гуманитарного развития ООН»; «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента»; «Экспериментальные индикаторы устойчивого развития, разработанные для США» (1998), материалы Всероссийского совещания устойчивого развития городов (Москва, 2002), «Концепция устойчивого развития и модельное проектирование городов» (РосНИПИ Урбанистики, 2003). В результате авторами был разработан свод индикаторов устойчивого градостроительного развития для Волгограда с учетом вышеназванных трудов и, вместе с тем, адаптированный для условий конкретного муниципального образования и целей мониторинга реализации стратегических градостроительных проектов и программ.

В различных городах Европы были разработаны самые различные индикаторы устойчивого развития, которые давали характеристику следующих аспектов развития: общие индикаторы развития города (такие как численность населения города, площадь города, транспортные сети и т.д.); индикаторы городских потоков (характеристика потребления энергии, товаров, ввозимых и вывозимых из города, интенсивность водопотребления и т.д.); индикаторы качества городской среды (отходы, качество водной и воздушной сред).

Необходимо перестать говорить о сохранении природы и о развитии цивилизации как об антиподах и убедиться, что они являются важнейшими составляющими одного жизненно необходимого процесса, при котором одинаково ценны интересы жителей города, бизнеса и состояние окружающей среды. Новизна подхода – в триединстве. Социальные, экономические и экологические проблемы взаимозависимы и поэтому – неразрывны. В контексте устойчивого развития окружающая среда также рассматривается как единое пространство, характеризуемое состоянием экономики, общества и природы. Как правило, оценивая окружающую среду, люди разделяют эти понятия, рассматривают их независимо, в то время как целями устойчивого развития являются высокий уровень жизни, процветающая экономика и сохраняемая природа. Ключевая роль в достижении этих целей отводится людям, поскольку именно они стоят за любой из существующих сегодня проблем.

Понятие «устойчивое развитие» включает в себя социальную справедливость, устойчивую экономику и экологическую устойчивость. Социальная справедливость неизбежно должна основываться на экономической устойчивости и равенстве, для чего необходима экологическая устойчивость.

В настоящее время проблема развития крупного города стала важнейшей целевой функцией местных органов исполнительной и законодательной власти. Это связано с резким ослаблением ответственности центральных органов власти за экономическое положение субъектов Федерации и муниципальных образований.

Методы воздействия органов власти на экономику изменились коренным образом. Предприятия теперь самостоятельно решают вопрос об объемах выпуска продукции, инвестировании производства, создании или сокращении рабочих мест.

Опыт экономического развития стран Европы говорит о необходимости плодотворного сотрудничества и взаимного влияния сферы производства и сферы управления городом. Для этого в распоряжении представителей власти имеется широкий набор методов управления экономикой территории. Вместе с тем, наибольший эффект от управления региональной (муниципальной) экономикой достигается при наличии общей стратегии развития. Опыт стратегического планирования экономически благополучных городов Европы убедительно подтверждает этот вывод.

С точки зрения современных тенденций развития социально экономических систем, перед городами Европы стоит задача повышения качества жизни городского населения. При этом, понятие качества жизни городского населения определяется как сочетание трех основных факторов: уровня доходов населения, продолжительности жизни и уровня образования.

С учетом основной задачи классифицированы важнейшие проблемы городов Европы:

– обеспечение городского населения работой в связи с ростом разрыва между интенсивным экономическим развитием и количество предоставляемых рабочих мест;

– внедрение достижений научно-технического прогресса в производственные процессы предъявляет повышенные требования к квалификации трудовых ресурсов;

– бурное развитие информационных технологий требует использования новых методов управления, основанных на глубоком экономическом анализе принимаемых управленческих решений, а значит, приводит к необходимости финансирования городских исследовательских институтов, которые обеспечивают оптимизацию текущих расходов и задолженностей;

– высокие мировые и европейские экологические стандарты требуют участия местных органов власти в управлении экономикой;

– расширение систем управления городом приводит к увеличению социальных издержек, что является серьезной нагрузкой для государственных и городских бюджетов.

Местные власти Западной Европы рассматривают формирование благоприятного инвестиционного климата как одну из важнейших составляющих коммунальной поддержки экономики, являющейся ведущей функцией местного управления. Приток инвестиций на территорию города способствует созданию рабочих мест, увеличению финансовых потоков в муниципальные бюджеты, расширению сферы услуг, предоставляемых населению, и обеспечивает социальную стабильность общества.

Все программы и проекты городов Европы имеют социальную направленность и нацелены на улучшение качества жизни городского населения. Поскольку качество жизни в странах Европы неразрывно связывается с наличием рабочих мест, то, в первую очередь, решаются задачи занятости.

Целевые установки большинства городских стратегических программ включают:

– преодоление безработицы;

– сохранение существующих и привлечение новых производств на территорию города;

– повышение эффективности использования городских ресурсов (земельных, трудовых, географических, транспортных, телекоммуникационных и других);

– сохранение комфортной экологической обстановки в городе.

Порядок формирования стратегических программ предусматривает детальный анализ состояния городской экономики. Определяющим показателем такого анализа является уровень безработицы и демографическая ситуация. Кроме этого анализируется плотность гражданской и промышленной застройки, значение которой является основанием для принятия решений о размещении производственных мощностей, а также установления платы за землю.

Результаты анализа сравниваются с достижениями других городов страны, Европы и планеты. Такое сравнение позволяет оценить место и роль города в государстве и международных отношениях.

Экономический анализ основывается на исследовании основных тенденций в сфере производства, обслуживания бизнеса, торговли и предоставления услуг населению. Такое изучение позволяет определить приоритетные отрасли производства, способные повысить эффективность городской экономики в целом, обеспечить поступательный рост платежей в муниципальный бюджет, определить роль органов местного самоуправления в создании условий, способствующих интенсивному развитию бизнеса, привлечению инвестиций.

При формировании городских стратегических программ развития определяются источники их финансирования. Важную роль играет деятельность по привлечению внешних, по отношению к городу, инвестиций способных увеличить валовой объем произведенной продукции, увеличить количество рабочих мест на рынке труда.

К числу основных методов управления, нацеленных на обеспечение постоянного поступательного прироста новых рабочих мест на рынке труда, относятся:

– финансирование программ обучения, переобучения и повышения квалификации трудовых ресурсов, полностью или частично финансируемых из средств муниципальных бюджетов;

– оказание благоприятных финансовых условий деятельности пред-приятий, обеспечивающих рабочими местами молодежь, женщин, инвалидов.

Реализация программ в части сохранения существующих и привлечения новых производственных мощностей на территорию города напрямую связана с развитием приоритетных отраслей экономики. К их числу в большинстве городов Европы относят: производство информационной и коммуникационной техники, авиа- и космической техники, медицинской техники, систем измерения, оказание услуг в сфере обеспечения экологической безопасности, управление транспортом, использование биотехнологий. С целью сохранения существующих и привлечения новых производственных мощностей наиболее часто используются:

– создание организаций (технопарков, агентств и других), оказывающих содействие предпринимателям во внедрении в производство современных технологий и последних достижений науки и техники, направленных на повышение квалификации трудовых ресурсов. Такие организации действуют на условиях самоокупаемости и самофинансирования. Средства муниципального бюджета используются как долевое участие в начальный период деятельности;

– освобождение предприятий от платежей в муниципальный бюджет на период становления;

– финансирование из муниципального бюджета частично или полностью рекламной и выставочной деятельности приоритетных отраслей экономики.

Анализ современных методов разработки стратегии развития городов, направленных на содействие местному экономическому развитию, в западноевропейских странах позволяет сгруппировать все меры по следующим направлениям:

– снижение уровня безработицы;

– создание благоприятного инвестиционного климата;

– привлечение зарубежных и отечественных инвесторов;

– обеспечение поддержки предприятиям, уже размещенным на данной территории;

– содействие организации предприятий малого и среднего бизнеса;

– повышение эффективности использования муниципальной собст-венности, включая городскую землю;

– содействие внедрению инноваций;

– постоянный внутренний и внешний маркетинг города и региона;

– создание доброжелательной инфраструктуры для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в органах местного самоуправления;

– практическая поддержка предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях городской экономики.

Анализ зарубежного опыта стратегического планирования показывает безусловную важность этого направления деятельности органов местного самоуправления. Практически каждый муниципальный бюджет в Западной Европе содержит средства, направляемые на развитие (инвестирование) экономики.

Стратегия развития экономики города включает в себя меры:

– по развитию и усилению производственного сектора;

– приоритетному развитию высокотехнологичных отраслей;

– поддержке оптовой и розничной торговли;

– поддержке страхования, финансовых услуг и средств массовой информации;

– развитию выставочной деятельности, стимулированию проведения конгрессов и конференций;

– содействию туризму;

– поддержанию инноваций и распространению технологий;

– развитию инфраструктур, обеспечивающих условия для развития предпринимательства;

– регенерации городских территорий;

– повышению квалификации и обеспечению занятости населения;

– построению экологически устойчивой экономики;

– стимулированию и развитию региональных и международных связей;

– повышению уровня качества жизни и имиджа.

Анализ формирования стратегических программ развития отечественных и зарубежных городов позволяет выявить основные целевые функции, в основе достижения которых находится городская экономика, которая в результате развития влияет на качество жизни городского населения.

Одной из важнейших задач устойчивого развития города является осуществление, на наш взгляд, внутреннего и внешнего маркетинга города и региона, который позволяет решить многие проблемы.

В России первыми городами, начавшими разработку стратегии развития, стали Москва и Санкт-Петербург.

Отличительной чертой стратегии Санкт-Петербурга является обоснование мероприятий, которые устраивают все политические партии и движения, все слои населения. В основу стратегического плана развития Санкт-Петербурга заложены общечеловеческие цели: продолжительность жизни, уровень доходов на душу населения, сохранение культурного наследия в северной столице России. Для достижения основных целей разработано более 300 мероприятий, которые, с точки зрения авторов, будут способствовать высокой динамике роста основных показателей.

К числу недостатков можно отнести отсутствие количественной оценки реализации каждого из мероприятий, составляющих основу стратегии города. При этом особенное значение имеет комплексная количественная оценка взаимного влияния развития экономики, градостроительства (с точки зрения градорегулирования и градоуправления) и экологии (включая урбоэкологию).

Более формализован, с точки зрения количественных оценок, генеральный план развития Москвы. Его основная цель – рост индекса человеческого развития. Индекс человеческого развития является показателем, который широко используется Организацией Объединенных Наций для сравнения уровня общественного развития государств. Хотя этот показатель не является бесспорным, его использование позволяет регулировать развитие общества и нацеливать его на рост общечеловеческих ценностей, к числу которых относятся: уровень доходов населения, продолжительность жизни и уровень образования.

На одном из первых мест по объему инвестиций на душу населения в Российской Федерации стоит Новгородская область. С точки зрения руководства области, иностранные частные инвестиции – это главный реальный источник капиталовложений. Второй вывод, который был сделан местными властями Новгородской области: регион заинтересован в иностранных инвесторах, но и Новгородская область в значительной степени отвечает интересам иностранных инвесторов.

Инвестиционная программа развития Новгородской области рассматривает трех основных участников инвестиционного процесса: иностранных инвесторов, Россию и Новгородскую область.

Иностранные инвесторы, считают наиболее предпочтительными для размещения капитала в Российской Федерации следующие отрасли: пищевая промышленность, топливные отрасли, финансово-кредитная деятельность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, торговля и общественное питание, машиностроение, транспорт и связь, металлургия.

Инвестиционная программа Новгородской области служит для достижения трех различных целей и реализации трех следующих функций:

– улучшить образ региона в глазах инвестиционного сообщества как благоприятного места для вложения инвестиций – функция формирования образа;

– непосредственное привлечение инвестиций – функция прямого привлечения инвестиций;

– обеспечение услуг перспективным и уже имеющимся инвесторам – функция предоставления инвестиционных услуг.

К методам, используемым в Новгородской области для привлечения финансовых ресурсов, направленных на реализацию инвестиционных программ, относятся:

– реклама в средствах информации общего характера;

– участие в инвестиционных выставках;

– реклама в промышленных или отраслевых средствах информации;

– проведение общих информационных семинаров по инвестиционным возможностям региона;

– организация прямых почтовых или телемаркетинговых кампаний;

– организация промышленных или отраслевых миссий к потенциальным инвесторам и наоборот;

– проведение промышленных или отраслевых информационных семинаров;

– проведение исследований по определенным фирмам с последующим к ним обращением;

– обеспечение консультативной помощи по инвестициям;

– помощь в получении лицензий и разрешений;

– обеспечение постинвестиционных услуг.

Главной отличительной чертой инвестиционной стратегии Новгородской области является ориентация на развитие экспортного производства, при этом экспортом для области являются все товары и услуги, которые из нее вывозятся, безотносительно в США или в Вологодскую область. Поэтому предприятия, зачастую являющиеся в рамках Российской Федерации импортозамещающими, для Новгородской области будут экспортоориентированными.

Результатами реализации инвестиционной программ Новгородской области являются:

– во-первых, экспорт продукции на международные рынки. Иностранные инвестиции для данной группы предприятий представляют вспомогательный инструмент;

– во-вторых, экспорт на внутренний рынок России и СНГ. Иностранные инвестиции для данной группы предприятий составят основной инструмент развития.

Концепция стратегического развития г. Краснодара опирается на идею экономически эффективного выбора, достижение целей финансово-экономическими методами и средствами. Под финансово-экономической стратегией понимается долгосрочное количественно определенное направление экономической деятельности с ориентацией на финансовые возможности.

Стратегия формирования и развития торговой инфраструктуры Ставропольского края направлена на устранение или нейтрализацию негативных факторов и ориентирована на создание благоприятных условий для эффективной деятельности организаций торговли.

Общими принципами развития розничной торговой сети в Ставропольском крае должны стать: универсализация продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса; развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки; формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных организаций, торговых центров и торговых комплексов; создание в центральных торговых зонах жилых массивов организаций с высоким уровнем торгового обслуживания; формирование системы «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров; выделение специальных зон для функционирования уличных ярмарок и базаров; формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей; восстановление розничной торговли через автоматы.

Формирование системы организации розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды.

Целью краевой системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать формирование механизма предотвращения поступления на потребительский рынок некачественной и несущей вред организму человека продукции.

Формирование эффективной системы контролирующих органов должно основываться на том, что безопасность и качество потребительских товаров следует гарантировать на всех этапах товародвижения, что является определяющими с точки зрения защиты прав потребителей. На каждом этапе товародвижения должен быть задействован свой собственный механизм текущего обеспечения безопасности и качества.

На этапе подготовки продукции к производству и формирования качества в технологическом процессе главную роль в обеспечении безопасности и качества производимой продукции играют товаропроизводители. Правительство Ставропольского края должно оказывать поддержку в создании в организациях товаропроизводителей систем управления качеством, их сертификации с последующим контролем состояния технологического процесса. Для этого необходим контроллинг отдельных видов производственной деятельности хозяйствующих субъектов, который будет выступать инструментом регионального регулирования допуска в сферу производства тех или иных товаропроизводителей.

На этапе товародвижения из сферы производства в сферу обращения со стороны органов, имеющих соответствующие полномочия, должен быть обеспечен действенный контроль соответствия выпущенной продукции предъявляемым требованиям, что обеспечит гарантии безопасности и сохранение совокупности потребительских свойств на пути товародвижения от производителя к продавцу.

На этапе рыночного взаимодействия продавца и потребителя региональное регулирование должно заключаться в обеспечении эффективного контроля допуска хозяйственных структур к торговой деятельности. Инструментом регионального регулирования этого этапа отношений должны стать сертификация систем оказания торговых услуг и независимая экспертиза безопасности и качества предоставляемых покупателю товаров и услуг.

В целях активизации процесса сертификации услуг торговли, а также повышения уровня текущего контроля непосредственно в каждой торговой организации на территории Ставропольского края необходимо придать более высокий статус как товароведам, отвечающим непосредственно за данный участок работы, так и независимым экспертам в этой области.

В условиях формирования рыночных отношений на территории Ставропольского края основным системообразующим элементом единой региональной системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должны стать торговая инспекция, органы санитарного и ветеринарного надзора.

Подобное необходимо для оперативного доведения до органов исполнительной власти информации, необходимой для принятия экстренных и эффективных мер по вопросам обеспечения безопасности и качества потребительских товаров.

Формирование и размещение розничной торговой сети потребительской кооперации в Ставропольском крае направлено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды. Каждый житель любого сельского населенного пункта должен иметь возможность совершить покупку товаров первой необходимости (основных продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса) в пределах пешеходной доступности и по приемлемым ценам.

В настоящее время в Ставропольском крае сложились объективные внешние и внутренние предпосылки, стимулирующие интеграцию торговых структур: рыночная неопределенность, падение по различным причинам потребительского спроса, обострение проблем товародвижения и реализации товаров, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговли, усиление конкуренции внутри самой торговой отрасли.

Динамичное и поступательное развитие внутреннего рынка Ставропольского края невозможно вне системы межрегионального товарообмена. Участие инвесторов других регионов Российской Федерации изначально является не только объективной потребностью, но и представляет собой одно из определяющих условий перспективного эффективного развития Ставропольского края.

Комплекс защитных мер потребительского рынка Ставропольского края, с одной стороны, должен выступать в качестве инструментария, препятствующего вытеснению индивидуальных предпринимателей и организаций торговли с краевого рынка потребительских товаров, стимулирующего их развитие, а с другой – не ставящего искусственные труднопреодолимые бюрократические и другие барьеры для продавцов из других регионов страны, обеспечивающего поддержание определенного баланса интересов и режима доступа всех его участников.

В настоящее время в торговле Ставропольского края назрела необходимость пересмотра системы подготовки и переподготовки кадров. Прежде всего, сегодня надо переходить от отдельных не связанных между собой курсов и семинаров к формированию единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала и работников массовых профессий организаций торговли с учетом перераспределения ориентации трудовых ресурсов в сторону потребительского рынка.

Развитие рыночных отношений в торговле резко очертило одну из приоритетных проблем – информационное обеспечение. Поиск необходимой информации в настоящее время затруднен как для участников рынка, так и для краевых, городских и районных органов управления торговлей.

Информационная необеспеченность может стать основной причиной нарушения или потери координации рыночных процессов. Единая информационная система торговли Ставропольского края должна стать действенным средством регулирования торговой деятельности на всех уровнях управления. Информационная система должна функционировать открыто во всех структурах торговли края и органах государственной власти, быть доступной для всех участников потребительского рынка на основе конкретного отработанного механизма доступа к отдельным ее информационным блокам, что будет служить залогом ее эффективного функционирования. Ее деятельность целесообразно основывать на работе информационно-аналитической службы, осуществляющей периодические мониторинговые исследования эффективности торговли.

Основным целевым назначением информационной системы должно стать получение достаточного объема полноценной информации о состоянии краевой торговой системы, отдельных товарных рынков и представление ее органам государственной власти и рыночным структурам для выработки и принятия эффективных управленческих решений по регулированию их развития.

Формирование системы информационного обеспечения в краевой торговле должно опираться на уже существующие элементы локальных систем, баз данных и возможностей ее сопряжения с любой другой информационной системой регионального рынка.

Поскольку цели и проблемы развития предприятий связаны с использованием ресурсов – сырьевых, инвестиционных, с одной стороны, и установлением отношений с потребителями и формирование сети сбыта, с другой, предприятия заинтересованы в адекватной и объективной информации о развитии рынков в обоих направлениях. При этом отмечается слабое использование научных методов в управлении и организации своей деятельности, низкий интерес к изучению научно-технической информации.

Предприятия редко проявляют интерес к участию в конференциях, семинарах, симпозиумах (12 %). Слабо используются в качестве источника получения знаний и информации научные организации академического профиля (3 % всех опрошенных) и вузы (5 %), а также консалтинговые и информационные фирмы. Это также свидетельствует о слабом внимании предприятий к своему интеллектуальному капиталу.

Чуть большее значение в качестве источника информации имеют научные организации отраслевого профиля (15 %). Наиболее распространенным способом получения информации о передовых идеях является изучение научно-технической литературы (18 %), что свидетельствует об ориентации на внутренние источники получения информации.

В целом, характерным для предприятий является использование элементов внутреннего бенчмаркинга.

На предприятиях розничной торговли Ставропольского края самообразование и ориентация на собственные силы преобладают в получении новых знаний и поддержании потенциала предприятий. Самообразование как способ повышения знаний отметили 80 % опрошенных. Особенно он преобладает в области маркетинга и менеджмента. Опрос маркетологов показал, что знания в области маркетинга они формируют самостоятельно на основе изучения учебной литературы и периодической печати.

В настоящее время все активнее для привлечения информации используется Интернет, который, как отмечают руководители, значительно расширяет возможности доступа к знаниям. Он применяется для размещения рекламы о предприятии (35 % опрошенных), а также для сбора информации о конъюнктуре рынка (10 %). Тем не менее, его использование затруднено в связи со сложностью поиска информации.

Структура затрат на информационные технологии, которая характерна в целом для отечественных предприятий, также свидетельствует о низком значении для предприятий интеллектуального капитала и об ориентации на внутренние источники в получении информации.

Наибольшее количество средств расходуется на информационное (13 %) и техническое (48 %) обеспечение, что необходимо для обеспечения аналитической работы и принятия управленческих решений, прежде всего, внутри предприятия. Наряду с этим, минимальны затраты предприятий на обучение (1 %), а также другие методы внешнего бенчмаркинга.

Состояние интеллектуального капитала предприятий характеризуется также уровнем культуры предприятий, которая в целом по всем исследуемым предприятиям слабо ориентирована на инновационный тип развития. С точки зрения доступа к информации и использования при этом методов бенчмаркинга культура предприятий определяется следующими моментами:

1) искаженное представление даже той информации, которая изначально не может быть коммерциализована («двойная» бухгалтерия, сведения о балансе, уставе предприятия);

2) воровство и недостаточно развитое чувство ответственности за собственность предприятия;

3) слабая личная заинтересованность в результатах деятельности предприятия;

4) ограниченный кругозор, узкая специализация профессиональной подготовки, что препятствует восприятию чужого мнения и ограничивает информационный обмен.

Для обследуемых предприятий характерен низкий уровень коммуникаций как внутренних, так и внешних. В структуре предприятий слабо обеспечивается взаимодействие между отделами и службами (горизонтальные коммуникации). В установлении и развитии необходимых связей отмечается превалирующая роль высшего руководящего состава – директора, главного бухгалтера, товароведа. Как свидетельствуют результаты исследований, на розничных торговых предприятиях Ставропольского края невелика роль в обеспечении коммуникаций других структур и, прежде всего, отделов маркетинга.

Ориентация на внутренние источники связана со сложностью в получении информации. Представители всех групп предприятий отмечали, что получить данные о партнерах и возможных тенденциях развития рынка является крайне сложным. Кроме того, они охарактеризовали как негативное последствие разрушение прежней централизованной системы распространения знаний (ЦНТИ, Госкомстат, библиотеки).

Проблемой здесь остается неясность в определении коммерческой (закрытой) информации. Согласно ст. 139 ГК РФ «информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» [53].

На практике региональные торговые предприятия, как правило, сами принимают решение о возможности коммерциализации той или иной информации. Здесь важной является оценка интеллектуального капитала, которым владеет предприятие, и возможно



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА И НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОНЯТИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА И НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)