Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сегментация потребителей туристических баз



2019-12-29 733 Обсуждений (0)
Сегментация потребителей туристических баз 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребительский сегмент Описание
1 2

Активность во время отдыха на туристических базах

Любители пассивного отдыха Для данного сегмента характерен отпуск как освобождение от повседневных стрессов и забот. Его представители предпочитают отдыхать в спокойной и приятной обстановке, вдали от цивилизации среди природы. Они боятся посторонних и большого скопления людей
Любители удовольствий Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Их привлекают туристические базы, не столь отдаленные от города и обладающие развитой инфраструктурой и предоставляющие разнообразные виды отдых
Любители активного отдыха Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением. Данная категория людей выбирает турбазы, расположенные в живописных местах вблизи рек, озер, водоемов и имеющие статус спортивно-оздоровительных или лечебно-оздо-ровительных
Любители спортивного отдыха В отличие от активно отдыхающих, у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт – их хобби. Они не страшатся физических нагрузок. К данной категории, как правило, относится молодежь, предпочитающая отдыхать в спортивных лагерях и базах отдыха
Отдыхающие с целью познания, изучения Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. Именно поэтому они выбирают такие базы отдыха, которые расположены вблизи древнейших культурных или архитектурных памятников или обладающие определенной исторической известностью
Любители приключений Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному риску. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск – это возможность испытать себя

Стиль жизни туристов

Любители наслаждений Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие – это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку. Данная категория людей выбирает туристические базы, относящиеся к классу «премиум» и обладающие не только развитой инфраструктурой, но и повышенной комфортностью, а также высоким уровнем обслуживания
Тенденциозные туристы Для туристов, входящих в данную группу, отдых – это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона
Семейные туристы В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами. Выбирают турбазы более дешевые и не столь комфортабельные, зато расположенные вблизи рек или озер
Всецело отдыхающие Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать

 


С учетом категорий потребителей можно провести сегментирование туристических баз и баз отдыха. Здесь также выделяют несколько направлений сегментации.

1. Географическая сегментация. Чтобы сегментировать по этому признаку следует разделить рынок строительства турбаз на географические единицы, такие как области, округа, города или районы. Месторасположение турбазы, а также ее удаленность или близость к городу или сельской местности имеет большое значение для определенной категории туристов. В данном случае каждый собственник турбазы должен осознавать, на кого направлено предложение: преимущественно для внутреннего потребителя или для иностранных гостей.

2. Демографическая сегментация. Это косвенный метод сегментации. Он базируется на следующей гипотезе: именно различия демографических профилей определяют различия в искомых достоинствах и в предпочтениях покупателей. Аналогичны различия в отношении молодых и пожилых людей с высокими и низкими доходами, городских и сельских семей. На практике демографическая сегментация опирается одновременно на две или три переменные, например, возраст – доход – пол. Так, туристические базы могут быть ориентированы на индивидуальный, семейный, молодежный, а также корпоративный отдых, относится к более высокому или низкому ценовому сегменту. Туристические базы могут быть класса «люкс», «премиум» или «VIP». Чаще всего к демографическим переменным дополняется психологическая сегментация, и совокупность их показателей дает хорошую оценочную картину собранных данных.

3. Психографическая сегментация. В зависимости от социального класса и типа поведения потребителей, туристические базы могут иметь определенную направленность отдыха: спортивную, познавательную, оздоровительную, развлекательную, культурно-познавательную. В рамках спортивного отдыха обычно выделяют такие направления, как: рыбная ловля, охота, конные или пешие прогулки и т.д. В сегментировании по этому принципу можно выделить ценность, или выгоду, которую ищет в услуге покупатель, то есть его мотивационный фактор.

Можно провести разграничение туристических баз в зависимости от статуса потребителя, то есть разделить рынок на потенциальных пользователей; непользователей; впервые ставших пользователями; регулярных и нерегулярных пользователей, бывших пользователей. Например, постоянные потребители и потенциальные потребители требуют различных методов воздействия и маркетингового обращения к ним.

4. Инфраструктурная сегментация. Важное значение при сегментации туристических баз играет инфраструктурное обеспечение и оснащенность. Все туристические базы можно подразделить на базы советского периода, базы постсоветского периода и современные российские туристические базы или базы отдыха. Баз советского и постсоветского периода осталось немного, фактически единицы. Они рассчитаны, как правило, только на летний сезон, расположены не в самых живописных местах. Домики имеют минимум удобств, а санузел – один на всю базу. Современные турбазы строятся по новым технологиям с повышенным комфортом. Помимо этого, на территории имеются рестораны, кафе, спортивные и детские площадки, баню, обустроенный пляж и т.д. Базы отдыха нового образца пригодны не только для летнего, но и круглогодичного отдыха, поскольку оснащены сплит-системами. Оснащенность турбазы, напрямую связанная с ее стоимостью. Турбазы современного типа стоят немало, в то время как турбазы старого образца доступны людям с более низкими доходами, однако не предлагают всего многообразия видов отдыха.

Все рассмотренные сегменты необходимо рассматривать во всей совокупности. Каждый сегмент определяется полным набором желаемых свойств. Именно этот набор отличает данный сегмент от других. Любое сегментирование, чтобы быть эффективным, должно удовлетворять нескольким условиям:

– дифференцированная реакция. Это самое главное условие. Идентифицированные сегменты должны существенно различаться по своей чувствительности к маркетинговой активности турбазы. Надо свести к минимуму различия внутри сегмента. Услуги или товары, адресованные различным сегментам, могут быть приобретены одним и тем же человеком для различных членов семьи, для различных ситуаций потребления или просто из-за пристрастия к разнообразию;

– достаточная величина. Сегменты должны быть крупными, то есть представлять определенный потенциал для обеспечения прибыли собственникам турбазы и оправдания выбранной маркетинговой стратегии;

– измеримость. Чтобы осознанно выбрать целевой сегмент, нужно иметь возможность определить его размер, оценить покупательную способность потребителей и их основные характеристики в терминах покупательского поведения. Если примененный критерий слишком абстрактен, по нему трудно будет собрать перечисленные сведения;

– доступность. Сегменты должны быть доступны, причем по возможности доступны селективно, чтобы именно на них можно было бы концентрировать усилия в области коммуникации и продаж.

Туристические базы отдыха Волгоградской области весьма разнообразны и представляют широкий спектр услуг и видов отдыха. В зависимости от географического фактора, места расположения и удаленности от Волгограда их можно подразделить на туристические базы, расположенные на реке Волге, Ахтубе, Дону и более мелких речках: Хопре, Ерике и др. В общей сложности на территории региона действует 36 туристических баз: «Диамант», «Золотые пески», «Бакалда», «Утро», «Радуга», «Лада», «Пересвет», «Здоровье», «Репино», «Дубровский», «Золотая Дюна»,

«Волжский Шинник», «Нептун», «Рыбацкое подворье Тишанка», «Усадьба Стародонская», «Донские Зори», «Дон», «Касатка», «Тихий Дон», «БерЛога», «Людмила», «На Хуторке», «Нефтяник», «Олимпия», «Сосновый бор», «Покровка», «Мечта», «Береста», «Рублевка», «Одиссея», «Иловля», «Киляковка», «Жемчужина Волги» и «Отдых на Волге». Из всего количества турбаз несколько относятся к постсоветскому типу и цены в них значительно ниже современных баз отдыха. К таким постсоветским турбазам можно отнести: «Бакалда», «Утро», «Радуга», «Волжский Шинник», «Тихий Дон», «На Хуторке», «Одиссея» и «Иловля». Отдых в них может позволить себе потребитель с доходами ниже среднего, поскольку домик стоит от 250 до 1000 руб. с учетом того, что он рассчитан на 2, 3, 4 и даже 12 человек. Остальные турбазы имеют более развитую инфраструктуру, предлагают целый спектр дополнительных услуг, в том числе рыбалку, конные прогулки, охоту, сауну, иппотерапию, прокат спортинвентаря, проведение банкетов, корпоративных праздников и т.д., и цены в них колеблются от 1200 до 15 000 руб.

В стоимостном эквиваленте все туристические базы можно подразделить на три сегмента: стоимость от 250 до «от 1000» рублей; от 1000 до «от 6000» рублей; от 6000 и выше (рис. 10).

 

Рис. 10. Распределение туристических баз Волгоградской области по ценам (источник: составлено автором)


Большинство современных туристических баз работает круглогодично, постсоветские турбазы – в основном в летний период, а турбаза «Диамант» – только с апреля по октябрь (рис. 11).

 

Рис. 11. Время работы туристических баз в процентном соотношении

(источник: составлено автором)

 

Соотношение туристических баз по видам отдыха представлено на рисунке 12.

 

Рис. 12. Соотношение туристических баз по видам отдыха

(источник: составлено автором)


Исходя из рисунка 12 видно, что все 36 турбаз по предоставляемым видам отдыха разделились следующим образом (при этом стоит отметить, что некоторые турбазы имеют многостороннюю ориентацию):

1) рыбалка – сюда относятся 10 турбаз (Пересвет, Нептун, Тишанка, Донские Зори, Касатка, Тихий Дон, Покровка, Иловля, Жемчужина Волги), организующих досуг туристов в виде ловли рыбы. На подобных турбазах имеется специальный инвентарь, а на некоторых даже искусственные водоемы, в которых разводятся рыба исключительно в целях ловли для того, чтобы не нарушать естественный баланс рек и озер;

2) охота – 2 базы отдыха (Тишанка, Касатка), специализирующиеся на организации охоты;

3) спорт. К данной категории турбаз относятся те, которые либо имеют оборудованные спортивные площадки, либо представляющие широкий спектр услуг по занятиям спортом: теннисные корты, бассейны, бильярд, шахматы, шашки и т.д. Из 36 турбаз к спортивным можно отнести лишь только 9: «Бакалда», «Усадьба Репино», «Дубровский», «Волжский Шинник», «Донские Зори», «БерЛога», «Нефтяник», «Олимпия», «Мечта»;

4) оздоровление – турбаза Касатка, специализирующаяся на природном оздоровлении туристов посредством полной релаксации и слияния с природой;

5) иппотерапия, конные маршруты – турбазы, специализирующиеся на проведении прогулок на лошадях, конных экскурсиях, экотуризме. К данной категории относятся 6 турбаз: «Радуга», «Нептун», «Касатка», «На Хуторке», «Мечта», «Отдых на Волге»;

6) развлечения, отдых. К этому сегменту относятся турбазы, организующие пассивный отдых без каких-либо физических нагрузок. Сюда относится 15 турбаз: «Золотые пески», «Утро», «Лада», «Здоровье», «Золотая Дюна», «Усадьба Стародонская», «Дон», «Людмила», «На Хуторке», «Сосновый Бор», «Береста», «Рублевка», «Одиссея», «Иловля», «Киляковка».

После выбора целевого сегмента компания должна решить, какую позицию ей следует занять в каждом из выбранных сегментов. Важность этого решения состоит в том, что оно будет служить путеводной нитью при выработке маркетинговой программы. В туристической отрасли особое значение имеет также позиционирование места – позиционирование страны, региона в сознании ее покупателей. Например, сегодня Россия, по мнению большинства иностранцев, страна, опасная для туристов. Наиболее частая ошибка менеджмента туристической базы – отсутствие систематической работы по позиционированию.

Независимо от того, занимается ли собственник базы отдыха регулярным маркетингом или не имеет вообще никакого представления о сущности маркетинга, у потребителя уже сложилось о ней определенное представление. Имидж турбазы, составная часть позиционирования часто играет определяющую роль в решении туристов, останавливаться на ней или нет, выбирать данную турбазу или какую-либо другую. Системная работа по позиционированию могла бы значительно повысить ее эффективность. Для облегчения задачи менеджмента ниже представлено несколько подходов к позиционированию в туристической отрасли [13].

Сегодня многие предприятия туристской отрасли, уделяя большое внимание позиционированию своего продукта, активно используют важнейшее средство продвижения продукта на рынке – рекламу, которая обеспечивает создание имиджа продукта. Для проведения эффективной рекламной кампании фирмы должны знать, что хочет потребитель и какие мотивы заставляют его покупать тот или иной продукт. Специалисты в области маркетинга индустрии гостеприимства рекомендуют проводить как объективное, так и субъективное позиционирование продукта. Объективное позиционирование связано в основном с физическими атрибутами продукта и предприятия, его предоставляющего. Соответственно реклама, создающая имидж продукту и предприятию, отражает физические характеристики и функциональные черты обоих. При объективном позиционировании фирмам нужно выбирать в некотором смысле уникальные характеристики продукта. В этой связи многие туристские фирмы демонстрируют уникальные места предлагаемого туристского центра, сопровождая это снимками влюбленных пар или семей, красиво проводящих там свой отпуск.

Субъективное позиционирование проводится для воздействия на восприятие потребителей. Создаваемый таким путем имидж не относится к физическим качествам продукта, а связан с ментальностью потребителей. Здесь при осуществлении рекламы учитывается восприятие продукта с нужным имиджем. Например, девизом одной из крупнейших гостиничных цепей «Хилтон» – «Адрес Американского Бизнеса» является то, что гостиницы этой цепи в Америке знамениты на рынке конгрессного бизнеса. Другой пример гостиничной цепи «Хаятт», которая до сих пор сохраняет имидж цепи отелей с холлом типа атриум, активно использует фотографии с изображением холлов для стимулирования восприятия потребителей, хотя сейчас уже многие гостиницы имеют такие холлы [66].

Иногда встречается такая ошибка позиционирования как необоснованная экономия на рекламе. Кроме того, не следует забывать, что образ фирмы или туристической базы формируется и ее конкурентами. Откуда следует, что необходимо регулярно собирать информацию о том, что говорят о вас конкуренты.

Существенно и еще одно обстоятельство. Руководители многочисленных региональных туристских или рекреационных учреждений – баз отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, принадлежавших прежде крупным предприятиям, ведомствам или местным властям, как правило, не умеют и не стремятся активно искать клиентов, поскольку «загрузка» этих учреждений всегда осуществлялась без их участия. В результате данные учреждения, представляющие собой один из компонентов туристского потенциала страны, остаются неизвестными и невостребованными. Другое дело, что они лишились ведомственной или государственной поддержки, и их материальное положение, состояние зданий и оборудования по большей части бедственное, если не катастрофическое. Безусловно, существенным фактором, усугубляющим эту ситуацию, является также падение платежеспособного спроса. Тем не менее, некоторые из таких учреждений, проявив инициативу, разработав и осуществив маркетинговые мероприятия, добились очевидных успехов.

Еще одна серьезная проблема в развитии рынка внутреннего туризма – несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, то есть в важнейших компонентах туристского сервиса. В результате многие из иностранных туристов, однажды побывавшие в российских регионах, не стремятся приехать к нам снова, а их суждения о российском туризме не способствуют формированию привлекательного облика страны. И последняя проблема – российский внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки. Между тем формированием позитивного туристского имиджа страны во всем мире занимаются авторитетные государственные структуры.

Таким образом, сегментация рынка и позиционирование продукта на рынке является мощным средством для получения признания на рынке, повышения конкурентоспособности и понимания потребителей. При исследовании компаниями потребностей своего целевого рынка они должны определить возможности создания желаемого имиджа, который будет отличать их от конкурентов. Туристическая база или любая туристическая фирма может проводить позиционирование на двух уровнях – уровне турпродукта и уровне самой фирмы (турбазы). Очевидно, что позиционирование на различных уровнях зависит друг от друга, поэтому невозможно одновременно позиционировать свои услуги как максимально дешевые и при этом пытаться стать в сознании потребителей объектом, обслуживающим VIP-клиентов.


7. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

 


Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако однозначного определения данному термину найти невозможно. В большинстве учебников, написанных в разный временной период, ему даются неодинаковая трактовка с разными существенными признаками. При этом часто понятия «бизнес» и «предпринимательство» определяют одинаково. Английский профессор Алан Хоскинг в учебнике «Курс предпринимательства» определяет бизнес как «деятельность, осуществляемую частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущую к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций» [1].

Американский ученый, профессор Роберт Хизрич, определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя – как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологи-ческий и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [55]. В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих бизнес с экономи-ческой, политэкономической, психологической, правовой, управленческой и других точек зрения.

Термины «бизнес» и «предпринимательство» прочно вошли в словарный обиход, но на сегодняшний день в определениях российских ученых и практиков также немало различий.

Так, Юрий Осипов определяет «бизнес как делание денег из денег, но обязательно посредством полезной производительной деятельности – изготовлением продукта или оказания услуги». В учебнике А.В. Бусыгина дано сразу несколько определений бизнеса и предпринимательства и как «искусства ведения деловой активности», и «как мыслительного процесса», и как «особого настроя души, формы деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций» и как «умение организовать собственный бизнес и достаточно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела» [9].

В российском законодательстве понятия бизнеса и предпринимательства закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 2): «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Исходя из классического определения толкового словаря, бизнес – предпринимательская экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая своими целями получение прибыли и развитие собственного дела [7]. Однако предпринимательскую деятельность можно считать бизнесом, если она отвечает четырем основным параметрам:

1) результат такой деятельности всегда реальная прибыль, а не доход или намерение, или субъективная убежденность;

2) получение прибыли должно быть стабильным: бизнес – это продолжительная деятельность, а не однократная сделка;

3) это законная деятельность: незаконное получение любого дохода не может считаться бизнесом;

4) эта деятельность должна приносить пользу обществу и(или) его элементам.

Сама идея бизнеса основана на создании добавленной стоимости, то есть создании некой дополнительной ценности для потребителя, за которую он готов и будет платить. Исходя из этого на рисунке 13 представлены основные виды деятельности, приносящие доход.


Рис. 13. Виды бизнеса

(источник: составлено автором)

 

Итак, бизнес можно определить как вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия ответственности и хозяйственного риска. Но бизнес – вид деятельности, требующий для своей успешной и непрерывной реализации определенного правового и организационного формирования. Принципиально важным в концепции бизнеса, как вида деятельности, является широта этого понятия. Бизнес – это не только производство и его организация, включая планирование и обеспечение, – это не только маркетинговая деятельность, включая рекламу и ценовую политику, это и не только управление фирмой и финансовое обеспечение это все элементы экономической деятельности в комплексе. Бизнес это качественно иной вид деятельности по сравнению с его составляющими. Вследствие комплексности бизнеса, а также ответственности предпринимателей за результат бизнеса в целом, проблемы организации бизнеса заключаются не столько в проработке отдельных аспектов бизнеса, сколько в тщательной увязке всего комплекса: продукции, производства, маркетинга, менеджмента и финансирования. При этом для большинства фирм в связи с основным «дефицитом» в условиях рынка – ограниченностью финансовых средств – вопросы мобилизации и использования финансовых средств представляют первостепенное значение. В свою очередь, возможности и способы их решения зависят, главным образом, от формы организации бизнеса.

Кроме того, протекание бизнеса как деятельности зависит от множества факторов и условий как внутри, так и вне пределов деловой организации. В связи с этим возникает необходимость исследования сущности бизнес-среды предприятия.

Бизнес-среда – это набор политических, экономических, социальных и технологических сил, которые находятся, главным образом, вне зоны контроля и влияния бизнеса, и могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на бизнес [18]. Другими словами, бизнес-среда представляет собой совокупность факторов, способствующих развитию бизнеса, определяющими среди которых являются государственное и бюрократическое регулирование, инвестиции, коррупция, налоговое бремя, законодательное регулирование, права собственности и доступ к финансовым ресурсам. Бизнес-среду предприятия принято подразделять на внутреннюю и внешнюю.

За последние пятьдесят лет, с появлением и развитием системного и ситуационного подходов в менеджменте, внешняя среда привлекает все большее внимание исследователей. Будучи открытыми системами, организации в существенной мере зависят от изменений во внешней среде. В связи со стремительным повышением турбулентности окружения характер взаимодействия с ним бизнеса становится все более хаотическим, а последствия – все более существенными. Способность понимать ключевые процессы среды бизнеса выступает необходимостью. Организация, не понимающая своего окружения и своих границ, обречена на гибель. Во внешней среде бизнеса, подобно дарвиновским теориям, происходит жесточайший естественный отбор: выживает только тот, кто обладает достаточной гибкостью и способен адаптироваться [21].

Несмотря на всю хаотичность процессов, протекающих во внешней среде бизнеса, можно выделить её основные значимые черты:

1. Сложность внешней бизнес-среды – число и разнообразие факторов, на которые вынуждена реагировать организация, крайне велико. Анализ внешних воздействий и определение ключевых факторов по той или иной проблеме, как правило, требуют значительного количества времени и усилий.

2. Подвижность внешней бизнес-среды – все объекты и процессы внешней бизнес-среды находятся в постоянном движении, они непрерывно претерпевают изменения. Так, постоянно изменяются финансовые условия, вводятся новые законы и прочие нормативные акты и отменяются старые, изменяются предпочтения и привычки потребителей и т.п.

3. Взаимосвязанность факторов внешней бизнес-среды – изменение одного фактора приводит к изменению множества других.

4. Турбулентность внешней бизнес-среды – изменения во внешней бизнес-среде происходят с высокой степенью неопределенности и непредсказуемости, что в большей степени обусловлено неспособностью менеджеров своевременно просчитать цепочки взаимосвязей протекающих изменений.

5. Неуправляемость внешней бизнес-среды – организация имеет очень ограниченные возможности влиять на внешний контекст своей деятельности: через лоббирование законопроектов, создание фактических монополий, задание собственных стандартов качества и потребления и т.п. Кроме того, даже эти меры способны лишь отчасти стабилизировать среду. В основном приходится непрерывно адаптироваться к протекающим вокруг изменениям, то есть изменяться самим.

С точки зрения интенсивности взаимодействия бизнеса и его окружения можно условно выделить три группы:

1. Локальная среда (среда прямого воздействия) – это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации (определение Элвара Элбинга). К объектам локальной среды традиционно относят потребителей, поставщиков, конкурентов, законы и государственные органы, и профсоюзы.

2. Глобальная среда (среда косвенного воздействия) – наиболее общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом формирующие контекст бизнеса. Выделяются семь групп таких сил: социокультурные, технологические, силы торговли, экономические, экологические, политические и правовые.

3. Международная среда (среда бизнеса многонациональных компаний) – когда компания выходит за пределы страны своего происхождения и начинает осваивать зарубежные рынки, в действие вступают факторы международного бизнеса, к которым чаще всего относят уникальные особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политической обстановки.

Рассматривая структуру бизнес-среды, необходимо обозначить существование границ бизнеса, отделяющих внутреннюю среду от внешней. Существует несколько подходов к определению границ бизнеса [45]:

1) внешняя среда – все, что за пределами зданий, участков, площадей и т.п.;

2) внешняя среда – все, что за пределами взаимодействия между членами организации;

3) внешняя среда – все, что за пределами взаимоотношений организации с участниками рынка;

4) внешняя среда – все, что за пределами модели получения прибыли;

5) внешняя среда – все, что за пределами формирования цепочки ценностей.

В глобальной среде бизнеса можно выделить шесть групп сил, оказывающих косвенное воздействие на бизнес:

1. Социокультурные силы – включают в себя изменение демографической ситуации, образовательного уровня, системы здравоохранения и социального обеспечения, (трудовой) мобильности, привычек и увлечений людей, образа жизни, приоритетов поколений (ценностей людей), традиций и т.п.

2. Технологические силы – под ними понимаются такие изменения в научно-технической сфере как научно-технический прогресс, устаревание знаний, внедрение новых технологий, а также действие кривой научения (опыта) – уменьшение себестоимости продукции, прямо пропорциональное совокупному объему выпуска.

3. Силы торговли – это изменения в принятых моделях бизнеса, открытие новых способов деловых отношений и механизмов их регулирования. Слово «торговля» в данном случае понимается в широком смысле – как установление баланса обмена между деловыми организациями и бизнеса с его клиентами.

4. Экономические силы – включают динамику уровня инфляции, процентной ставки (ставки дисконта), налоговых ставок, валютных курсов, уровня доходов населения, общей структуры расходов людей, эластичности спроса и предложения, привлекательности рынка для иностранных инвесторов, а также изменение объемов золотовалютных резервов страны.

5. Экологические силы – влияние сил природы: погоды и климата, рельефа и структуры местности, наличие природных ресурсов, частота стихийных бурь и природных катаклизмов и т.д.

6. Правовые силы – изменения в законодательстве, нормативных актах и деятельности регулирующих организаций, непосредственно не связанных с основной деятельностью компании, однако опосредовано влияющих на бизнес. Кроме того, в политические силы входит изменения уровня преступности, степени правового обеспечения бизнеса и мер пресечения за экономические и иные правонарушения.

7. Политические силы – связаны с общей внешней и внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации, политической поддержкой и политическими гарантиями.

Методика анализа действующих в глобальной среде бизнеса сил получила название СТЭЭПП (также СТЭП или ПЭСТ) – по первым буквам названия сил. Действие каждой силы раскладывается на отдельные факторы, после чего дается оценка каждому из них по следующим пунктам: сила воздействия, тенденция роста, качество влияния, использование возможностей и компенсация угроз.

Иногда в качестве существенной силы косвенной среды бизнеса рассматривают местные сообщества, мнение которых компания обязательно должна учитывать в проведении собственной политики. В зависимости от установившихся отношений сообщества могут быть как серьёзной преградой, так и значительной поддержкой бизнеса. В любом случае местным населением нельзя пренебрегать.

Таким образом, бизнес-среда выступает определяющей совокупностью факторов, формирующих хозяйственную деятельность в современных условиях экономического развития. Как уже было отмечено ранее, понятия бизнеса и предпринимательства считают взаимозаменяемыми, что отражено законодательно в Гражданском кодексе РФ. Поэтому в некоторых отраслях, рассматривая состояние и развитие предпринимательства, целесообразней говорить о предпринимательской среде. Так, тема формирования и развития агробизнеса и предпринимательства актуальна в аграрной экономике.

Термин «агробизнес» зародился в США как новая организация сельского хозяйства. Известные американские экономисты, теперь уже классики теории агробизнеса, Дж. Дейвис (John H. Davis) и Р. Голдберг (Rodjer A. Goldberg), впервые ввели это понятие в научную практику в 1955 г. А уже в 1957 г. увидел мир их фундаментальный труд «Концепция агробизнеса» (Concept of Agribusiness), положивший начало научному изучению этого сектора экономики.

С точки зрения этих ученых, агробизнес – это такая система интеграции американских фермеров с партнерами по поставке, переработке и дистрибуции продуктов, которая позволяет установить действенный контроль над всеми взаимозависимыми участниками и взаимную выгоду от фермы до супермаркета и потребителя (from the farm gate to consumer table) [16]. Данное определение подчеркивает специфическую черту агробизнеса, заключающуюся в интеграции, базирующейся на взаимных экономических интересах. Такое сотрудничество в сфере сельского хозяйства и агробизнеса заключается во взаимовыгодных компромиссах в пределах, так называемых продуктовых цепей. Таким образом, всем участникам предпринимательской деятельности в аграрной сфере сегодня можно дать одну единственную рекомендацию: чем быстрее они сумеют объединить свои интересы, скоординировать деятельность, станут помогать и поддерживать друг друга, тем быстрее добьются успеха и тем более длительным этот успех будет.

Агробизнес представляет собой предпринимательскую деятельность в сфере производства, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции, а также оказания других услуг, связанных с сельскохозяйственным производством. Основная сложность предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве связана с переплетением экономических и природно-климатических начал воспроизводства. В связи с этим замедлен кругооборот и оборот капитала, а следовательно, ниже годовая норма рентабельности и отдача авансированного капитала, выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, а с него и прибыль поступают сезонно.

Сельское предпринимательство в новой аграрной политике и в социально-экономическом развитии страны является неотъемлемым элементом рыночных отношений в системе аграрного сектора экономики, без которого экономическое развитие общества не может стабильно функционировать. В настоящее время в агропромышленном секторе страны насчитывается свыше 260 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и около 18 тысяч малых сельскохозяйственных предприятий, в которых задействовано более 1 млн человек. В общем объеме производства сельхозпродукции по стране на их долю приходится в среднем более 60 %, в том числе около 90 % картофеля, 56 % мяса и 54 % молока.

По своему экономическому положению и условиям жизни сельские предприниматели близки к среднему слою населения страны, развитие его гарантирует социальную и политическую стабильность общества. Следует отмет<

2019-12-29 733 Обсуждений (0)
Сегментация потребителей туристических баз 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сегментация потребителей туристических баз

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)